Объединение слов в тематические группы
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Презентация и план-конспект к уроку русского языка "Объединение слов в тематические группы" (школа 2100)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока  русского языка  во  2 классе

по образовательной системе «Школа 2100»

Разработала Грибкова В. А.,
учитель МАОУ Лицея №1 г. Жуковки

Тема: «Объединение слов в  тематические группы»

1. Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание, самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия,  строить алгоритм деятельности; вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм, перепроектировать,  выполнять задания на  закрепление знаний и способов действий,  анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметные (МПР):  учебные действия: исследование, критика, описание способа деятельности; умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. Умение выполнятьзадания на  закрепление знаний и способов действий; умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора; самоконтроль, самооценка.

Предметные (ЛР): понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения.  Представление о не изученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее. Прочные знания и умения по изученной теме.

2.        Оценка результатов:

 оценочные суждения  на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности:

воспринимать задание, на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности;

сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению;

самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели;

создавать зрительный образ понятия,;

умение строить алгоритм деятельности.

 

3. Цели: 

создать условия для развития универсальных учебных действий, творческих способностей;

продолжить работу над формированием представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что? ;

познакомить с новым понятием «тематическая группа слов», учить объединять слова в тематические группы;

развивать устную и письменную речь детей;

воспитывать интерес к изучению родного языка.

4. Технологии достижения цели:

ИКТ-технология;

технология проблемно-диалогического обучения на основе  деятельностного метода работы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Самоопределение к деятельности

1.Приветствие учителя:

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручки и тетрадки?

2.Целеполагание:

- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)

Грамоте учиться, всегда пригодится.

- Как вы понимаете эти слова?

? Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке?  

3. Организация индивидуальной работы у доски. (Разрешить «Спор букв», оставить в словах правильную букву, зачеркнув неправильную. На доске записаны слова: в(о,а)рона, (а,о)ртист, с(а,о)рока, мальч(е,и)к, р(е,и)бята, в(о,а)рабей, дев(о,а)чка,  ч(и,е)ловек,

п(и,е)тух)

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Дети объясняют смысл пословицы.

1. Будем открывать новые знания.

2. Учиться задавать вопросы;  думать, размышлять; наблюдать;  делать выводы.

Актуализация знаний

1.Чистописание ( слайд 2, слайд 3)

О о ОО оо ом ор ог помидор лук огурец

- Можно ли записанные слова назвать одним словом?

 2.Работа над новым   словарным словом.(Слайд 4)

овощи овощной овощевод овощехранилище овощерезка

? Какое из этих слов лишнее? Почему вы так считаете?

? На какие группы можно разделить оставшиеся слова?

3.Подготовка к формулированию темы урока.

- Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти» ( На слайде 5 нарисованы 2 домика, рисунки: сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина).

- Задание: распределите слова на две группы, запишите в тетради.

Проверка по выполненному заданию на компьютере (Слайд 6)

-По каким признакам распределили слова на группы?

-Что общего у слов первой группы? У второй?

-Назовите слова, у которых все согласные звуки твердые.

Назовите слово, у которого букв меньше, чем звуков.

-Какие опасные места вы заметили?

Учащиеся называют способы соединения буквосочетаний, пишут буквосочетания и слова по образцу.

Учащиеся называют – овощи.

Овощной, оно не обозначает название предмета

Учащиеся самостоятельно делят слова на группы, Самоконтроль.  Самооценка

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Животные и растения.

Они обозначают одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы кто? и что?

Безударные гласные, не проверяемые ударением. Мы их запоминаем.

Постановка учебной задачи

(Проблема-тизация)

Формулирование темы урока.

-Какие два домика у нас были?

? Ребята, может быть кто-то  кто догадался, как мы сегодня будем делить слова на группы?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 1)

-Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 7)

- Чему же мы сегодня будем учиться?

Физминутка

Животные: сорока, ворона, заяц, медведь, пчела.

 Растения: береза, пшеница, рябина, черника, яблоня

Будем учиться объединять предметы в тематические группы.

Решение учебной задачи

(Депробле-матизация)

1. Проверка индивидуальной работы у доски.

(Игра «Молчанка»)

- Что это за слова?

- Где спорят буквы?

- Что еще вы можете сказать об этих словах?  - - Что между ними общего?

- А можем ли мы эти слова разделить на тематические группы?

- На какие?

- Запишем эти слова по группам:

-Люди:…..  Птицы:…….

Гимнастика для глаз

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю тебе повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

2.Работа по учебнику. Упражнение 52.

Раздели слова на группы:

Тетрадка, ребята, мальчик, трамвай, собака, жираф.

-На сколько групп распределили слова?

(Слайд 8)

-Кто из детей прав? Почему?

Сделайте вывод. (Слайд 9)

3. Упражнения в звуко-буквенном анализе

А) мальчик- с объяснением у доски;

Б) жираф - звуко-буквенный анализ выполняется самостоятельно.

Проверка ( Слайд 10)

Пальчиковая гимнастика

Учитель показывает слово на доске, дети правильность выполнения показывают «светофорчиками».

Это словарные слова. Буквы спорят на месте безударных звуков.

Одушевленные существительные.

Можно разделить на 2 группы: люди, птицы

Запись с комментированием

Учащиеся выполняют задания коллективно, пошагово

На две группы: слова, отвечающие на вопросы кто? что?

На три группы: вещи, люди, животные.

Второй ответ верный, так как сегодня мы учимся распределять слова на тематические группы, а первый способ делит на группы не по тематике.

Учащиеся делают вывод, как можно  распределить слова  на группы.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

1.Упр. 53 самостоятельная работа

Слова девочка, пшеница, жук, клен, артист, ольха, бабочка записать тематическими группами

–Допишите по одному слову в каждый столбик.

- Фронтальная проверка

-Сделайте вывод. Сравните с выводом учебника, с 45

2. Игра «Третий лишний». (Слайды 11, 12, 13, 14. )

-Определите, какое слово лишнее. Запишите это слово.

Понедельник, среда, осень (дни недели)

Гроза, гром, лужи (явления природы)

Лимон, кабачок, огурец (овощи)

Тарелка, мяч, кувшин (посуда)

-Что интересного заметили в записанных словах?

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают вывод.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют

Они отвечают на вопрос что. Есть слова, в которых все согласные мягкие (мяч). Есть слово, в котором букв больше, чем звуков (осень). Есть слово, в котором все согласные звуки твердые (лужи). Есть лишнее слово (мяч), так как в нем один слог, а в остальных по два слога.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Тренинг.

Творческая работа. (Слайд 15)

Записать одну тематическую группу слов.

Проверка: ученик читает слова, остальные называют тему.

Выполняют задания   учителя.

Придумывают свои задания по изученной теме.

Итог работы.

Рефлексия деятельности

1. Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

Закончите предложения:

В зависимости от того, что обозначают слова-названия предметов их можно делить на…. (Слайд 9)

На вопрос кто? Отвечают слова следующих тематических групп…..(Слайд 16)

На вопрос что? Отвечают слова следующих тематических групп…. (Слайд 17)

?Всегда ли можно создать тематическую группу слов?

-Почему это трудно?

Вывод: нужно больше читать, расширять словарный запас, развивать внимание к словам.

Побуждение к самооценке.

_ Каким получился наш урок?

- Оцените свое участие в уроке. Как вы справились с задачами, поставленными в начале урока.( Слайд 18)

…тематические группы.

…люди, животные (звери, птицы, рыбы, насекомые)

… растения, вещи, явления природы, дни недели…

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.

В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Дом.задание

Упражнение 37 (дидактический материал)

Источники литературы:

Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В., Яковлева М.А. Русский язык (первые уроки): Учебник для 2 класса. – изд. 2-е, перераб. – М.:Баласс, 2008 г.

Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В, Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Бунеева Е.В., Комиссарова ЛЮ., Яковлева М.А. Русский язык 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя. – изд.2-е, перераб. М.: Баласс, 2010

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. пособие для учащихся/Под науч.ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.

Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Фраза». – ЗАО «Новый дом». – Москва, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объединение слов в тематические группы

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа  2100" с презентацией....

Презентация к уроку "Объединение слов в тематические группы"

 Использование информационных технологий не только оживило учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преоблада...

Урок русского языка во 2 классе по образовательной системе "Школа 2100" по теме "Объединение слов в тематические группы"

Урок построен с использованием проблемно-диалогической технологии через реализацию деятельностного метода работы. Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий, формировать п...

Презентация "Объединение слов в тематические группы"

Презентация состоит из 9 слайдов, которые можно использовать на уроке русского языка во 2 классе по теме "Слова, которые отвечают на вопросы кто?что?"  по программе "Школа 2100" в виде проверочно...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА “Объединение слов в тематические группы”

Конспект урока по русскому языку  с использованием ЭОР по программе "Школа 2100" (2 класс)...

Конспект урока "Объединение слов в тематические группы», 2 класс

Конспект урока, русский язык, 2 класс, УМК "Школа 2100"...