Формирование регулятивных умений в процессе освоения учебной темы.
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

Жиделева Елена Валентиновна

Выступление к презентации   технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме "Безударная гласная" с точки зрения формирования регулятивных УУД в технологии ТРИИК. Является защитой проекта творческой группы  учителей на курсах повышения квалификации, содержит описание хода работы, результаты проведенной апробации. Выступление подготовлено мной и включает данные по моему 1а классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_prezentacii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 - Формирование регулятивных умений в процессе освоения учебной темы

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Учебная деятельность, сформированная на достаточном уровне, обеспечивает возможность развития психических и личностных особенностей учащихся,  как существенного результата образования в начальной школе.

Особое значение учебной деятельности в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.

Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия.

Представляем регулятивные УУД и их формирование в процессе освоения учебной темы при использовании технологической карты урока.

СЛАЙД 2 - Изменилось общество

Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте.

Сегодня все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя.

В соответствии с новым стандартом учащиеся по окончании начальной школы должны владеть не только предметными, но личностными и метапредметными умениями, которые включают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

СЛАЙД 3 – Регулятивные умения по новому стандарту

Регулятивные умения - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, которое включает: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию.

К сожалению, в предлагаемых УМК практически нет заданий, способствующих формированию регулятивных умений. В методических рекомендациях мы читаем общие слова о том, что включают в себя регулятивные умения.

Безусловно, перед учителем возникает проблема: как построить учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте? Вероятно, это должны быть инновационные средства.

СЛАЙД 4 – Темы технологической карты

Результатом  совместной деятельности творческой группы учителей стало создание технологической карты по русскому языку по теме «Безударная гласная» в 1 классах,  которую апробировали в реальном учебном процессе.

Учебные цели:

Сформировать представление о  правописании слов с безударной гласной в корне слова.

Ввести:

- правилo  написания  слова с безударной гласной в корне;

- способы проверки написания слова с безударной гласной в корне.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

СЛАЙД 5 – ситуативное задание

На первом этапе «Самоопределение в деятельности», чтобы вызвать интерес школьников к изучению темы, предлагается ситуативное задание, в котором необходимо мотивировать учащихся к изучению темы, стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

На уроке Дима написал своему другу Коле записку «Колька, приходи с мечом на площадку, поиграем» Коля обрадовался предстоящей игре и кивнул в знак согласия. После уроков мальчики собрались на площадке, но Коля задерживался.
-   Мяч будет! – сообщил Дима – Колька обещал принести.
    Скоро прибежал Коля, размахивая деревянным мечом. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить свое мнение.
           Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. Это личностные и регулятивные умения.

СЛАЙД 6 – название содержательных блоков

На этапе учебно-познавательной деятельности организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определённый объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы. В нашем случае он соответствует количеству уроков, отведенных на изучение темы.
          Их перечень представлен на слайде.

СЛАЙД 7 – задания на «знание», понимание», «понимание», «диагностику»

Содержание темы школьники осваивали, выполняя учебные задания в трех режимах:
«знание» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
« понимание», «умение» -организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации.

 На слайде мы видим один из вариантов таких заданий.

«Знание»:
- назвать слово-отгадку в загадке,
-назвать слова с безударной гласной, которую можно проверить в тексте загадки;
- рассказать о способах проверки безударной гласной в корне слова;
- назвать слово, в котором безударную гласную проверить невозможно;
- знакомство с орфографическим словарем.

«Понимание» -  Верно ли, что слово ПЕНАЛ можно проверить словом ПЕНА?

«Умение» -
Распределите слова:
тетрадь, линейка, доска, карандаш, точилка    на две группы
-  проверяемые гласные:
-  непроверяемые гласные:

Система заданий в цепочке «знание-понимание-умение» обеспечивает условия освоения учебной информации для дальнейшего ее использования в учебной и практической деятельности

СЛАЙД 8 - Учебно – познавательная деятельность. Регулятивные умения

Выполнение этих заданий включает такие регулятивные умения, как:

умение ставить цель,

планировать действие,

прогнозировать его результат,

контролировать выполнение,

вносить исправления,

оценивать, проявляя волевую саморегуляцию, и обеспечивают управление познавательной и учебной деятельностью.

СЛАЙД 9 – Результаты учащихся по диагностике и контролю

На каждом содержательном блоке предлагаются диагностические задания, по качеству выполнения которых можно было определить степень освоения учебной темы.

Результаты выполнения диагностических и контрольных заданий, которые выполняли 72 школьника, показали:

Блок А
-
97% учеников выполнили правильно и без ошибок;
-  
3% выполнили, но допустили исправления;

Блок Б
-
47% учеников выполнили правильно и без ошибок;
-  
44% выполнили, но допустили исправления

- 9% не выполнили, потому что в классах обучаются ученики с различным уровнем развития.

Результаты выполнения контрольного задания.

Из 72 обучающихся:
«5» - 28 чел.
«4» - 27 чел.
«3» - 16 чел.
«2» - 1 чел.          
 Качество: 76%

Учащиеся обучались так впервые, поэтому мы считаем, что это хороший результат. Можно предположить, если продолжать обучение в такой системе, то результаты будут более значительными и успешными у всех школьников.

СЛАЙД 10 – Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование школьниками приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Учащиеся выбирали вариант задания (индивидуальный, импровизационный или эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и представляли результат своей деятельности.

На данном этапе формируются регулятивные умения:

- планировать свои действия для выполнения задания
- выбирать способ деятельности
-  контролировать выполнение действий в соответствии с планом
- корректировать результаты деятельности — вносить необходимые дополнения, исправления
- оценивать результаты выполненного задания.

СЛАЙД 11 – результаты выбора

Информативный вариант выбрали 23 человека,

Импровизационный - 21

Эвристический - 28 учеников.

СЛАЙД 12 – эвристический вариант

Об успешности выполнения вариантов ситуативного задания свидетельствует то, что учащиеся:

- примерно одинаково распределили свой выбор;
- небольшое предпочтение все же отдали эвристическому варианту;
- справились с заданием, составив собственный текст записки;

СЛАЙД 13 – Рефлексивная деятельность

На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты.

Высокий уровень самоанализа  проявили 47 учеников;
Средний – 20 учеников
Низкий – 5 учеников.

Высокий уровень  самооценки  проявили - 58 учащихся.
Средний уровень – 14 учащихся.

   Эти показатели свидетельствуют о том что, 72 % учащиеся способны анализировать результаты своей деятельности и адекватно их оценивать.

    Безусловно, если осуществлять рефлексивную деятельность систематически, то остальные учащиеся со временем научаться выполнять самооценку и самооанализ своей учебной деятельности.

СЛАЙД 14 – варианты заданий

Результаты апробации ТРИИК и технологической карты мы замеряли, оценивали и описывали. Представленные на слайдах результаты показывают, что школьники проявили не только предметные и познавательные умения, но и регулятивные, в рамках творческого процесса при выполнении ряда упражнений, а также в умении выполнять задание в соответствии с планом.

Безусловно, в процессе изучения темы формируются личностные, метапредметные умения, среди которых регулятивные занимают немаловажное значение.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что возможно научить школьников управлять своей учебной деятельности, если формировать регулятивные умения в процессе освоения темы систематически.

СЛАЙД 15 – наблюдения за формированием регулятивным умений – конкретные результаты

Очевидные изменения

В результате апробации были очевидны изменения школьников:

Повысилась мотивация к учебной деятельности.

 Возросла активность.

 Хорошо поняли и запомнили правило, могут его применять.

Формулируют высказывания, используя учебные термины.

Научились работать с орфографическим словарем.

Выполняют учебные действия в соответствии с планом.

 С большим вниманием выполняют само- и взаимопроверку.

СЛАЙД 16 – Благодарим за внимание!

Хочется сказать, что уроки, которые мы проводили с использованием Технологии Развития информационно-Интеллектуальной Компетентности и технологической карты были интересны и необычны для учащихся:

- они увлечены и активно участвуют в различных видах деятельности;
- активны при выполнении заданий на «знание» и «понимание»;
- проявляют самостоятельность при выполнении заданий на «Умение».

Учащиеся Регулируют собственную учебную деятельность;
- принимают и выполняют учебные задания;
- планируют свою деятельность;
- вносят коррективы в собственную деятельность.

В результате обучения на курсе мы поняли, что представленное методическое обеспечение (технология и технологическая карта) позволяют:

Перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам;

Организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы

Определить УУД, которые возможно сформировать в рамках изучения темы

Организовать условия для самостоятельной деятельности школьников

Проводить оперативное и объективное оценивание степени освоения темы учащимися;

Соотнести полученный результат с поставленной целью в рамках учебной темы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения...

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)  второго поколения отражает современные требования, которые предъявляются к образованию. Безусловно, реал...

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)  второго поколения отражает современные требования, которые предъявляются к образованию. Безусловно, реал...

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (технология ТРИИК)

Достижение личностных результатов по технологии ТРИИК на примере изучения темы "Делу время-потехе час" (литературное чтение, 4 класс)....

Статья "Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы"

Формирование личностных умений в  процессе освоения учебной темы...

"Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы с использованием технологии информационно- интеллектуальной компетентности"

Статья на тему "Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы с использованием технологии информационно- интеллектуальной компетентности"...