Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (технология ТРИИК)
статья (4 класс) на тему

Достижение личностных результатов по технологии ТРИИК на примере изучения темы "Делу время-потехе час" (литературное чтение, 4 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных умений в  процессе освоения учебной темы 

(технология ТРИИК)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) второго поколения представляет совокупность обязательных требований при реализации основных образовательных программ. Это требования:

 к структуре основной образовательной программы;

 к условиям ее  реализации   (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

– к результатам ее освоения: личностным, метапредметным и предметным.

Если достижение предметных результатов известно и понятно учителю, то достижение личностных, метапредметных результатов является проблемой для педагога. Нормативные документы нам сообщают, что к личностным результатам относится ценностно-смысловая ориентация, отражающая индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества школьника.

Чтобы вызвать интерес к изучению темы школьникам можно предложить  ситуативное задание. Например, при изучении темы «Делу время-потехе час» (литературное чтение, 4 класс) можно предложить такое  ситуативное задание:  

«Одноклассницы выполняли поручение и оформляли поздравление мальчикам к празднику «День  защитника Отечества». Одна девочка (Маша) оформила его так, что мальчики целый день подходили, читали, благодарили. Поздравление другой девочки (Светы) мальчики оставили без внимания, потому что, не имея времени на его выполнение,  она написала только одно слово «Поздравляю!». Это ситуативное задание позволило стимулировать школьников решать проблему о рациональном распределении времени, чтобы успевать делать многое, как Маша, которая имея большую занятость, выполнила поручение с  результатом, который  понравился одноклассникам.

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивают  его содержание по блокам:  

Блок А. Потерянный час годом не воротишь.

Блок Б. Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Блок В. Не хлебом единым жив человек.

Блок Г. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Блок К. Диагностика качества освоения темы.

Школьники осваивали содержание каждого блока, выполняя учебные задания на «знание», «понимание», «умение», «диагностическое». Так в данной технологии построено освоение любой темы, которое ведет к осознанному приобретению знаний и умений.

Например:

Задание  на «знание» (Блок В):
- Назовите значение слова «пища», «ценности».
- Назовите значение выражений «вкус пищи», «вкус жизни», «духовная пища»

Задание  на «понимание» (Блок Б): 

- Верно ли, что Дениска постоянно думал о домашнем задании и очень ответственно к нему относился? Обоснуйте свое мнение.

- Достойно ли поступил Дениска, когда отвечал домашнее задание Раисе Ивановне? Обоснуйте свое мнение.

Задание на «умение» (Блок А)

- Сформулируйте и напишите совет, о рациональном распределении времени.

Диагностическое задание (Блок  К)

Из предложенных пословиц выберите те,  которые могут стать советом по распределению времени: раскрывает поведение Дениски после ситуации на уроке:

  1.  Пропущенный час, годом не нагонишь.
  2. На вкус и цвет товарища нет.
  3.  Лучше поздно, чем никогда.
  4. Делу время, а потехе час.
  5. Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Этап  интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование приобретенных знаний и умений темы в  оформлении советов по рациональному распределению времени, чтобы успевать делать многое. Школьникам предлагалось выбрать вариант выполнения задания:

- информативный, выполнение которого осуществляется  с максимальной поддержкой учителя;

- импровизационный  -  с минимальной поддержкой учителя;

- эвристический, который  школьники выполняют только  самостоятельно.  

Учащиеся выбирают  способ деятельности (индивидуально, в паре или группе).

Ученики, которые выбирают эвристический вариант, пишут  мини-сочинение на тему «Всему свой час».

На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты. На данном этапе формируется  личностное умение - оценивать успешность собственной деятельности.

Если каждую учебную тему изучать в рамках  технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности с использованием технологической карты, то все школьники со временем смогут достигнуть высокого уровня самоанализа и самооценки.

Выполнение предложенных заданий способствовало формированию личностных,  метапредметных и предметных умений, среди которых личностные были ведущими:  

- проявлять интерес к изучению темы желание читать художественные произведения о сверстниках;

- проявлять эмоциональное отношение к героям художественных произведений;

- проявлять позитивное отношение к рациональному распределению времени;

- проявлять желание составлять советы о рациональном распределении времени;

- проявлять осознание успешности при освоении темы.

Таким образом, работа по данной технологии позволяет сформировать у каждого ученика внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентацию на моральные нормы и их выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)  второго поколения отражает современные требования, которые предъявляются к образованию. Безусловно, реал...

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)  второго поколения отражает современные требования, которые предъявляются к образованию. Безусловно, реал...

Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики...

«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....

Статья "Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы"

Формирование личностных умений в  процессе освоения учебной темы...

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...