Планирование 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykdokument_microsoft_office_word_3.docx83.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;

2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ;

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН;

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ;

5.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

 7. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК

                                                                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                   Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» составлена в соответствии с

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889

и изменениями, которые вносятся в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089»,

приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312,

с областным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Челябинской области от 01.07.2004 № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана образовательных учреждений Челябинской области»,

с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,  

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;

Учебный план МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года

Приказ министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году.

8.    Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А.                                          Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,

А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.                                                          

 Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Цели и задачи курса                                                                                                                                                                                                                                                          В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную                                                              цели:

познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

 формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;

социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

 развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

 овладение  способами  орфографического  действия;

 развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;

 формирование  учебной  деятельности  учащихся;

формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).

усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык»  в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе  изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление  к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем  общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения  коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.                                                                                                                                                                                                     Основные содержательные линии                                                                                                                                                                                                    Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

 Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);

Орфография  и пунктуация;

Развитие  речи;

 Лексикография.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.  

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Фонетика и орфография (20 часов)

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса –ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (20 часов)

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология  и лексика (85  часов)

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний.

Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация  (15 часов)

Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Словарь

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН;

Тема

Кол-во часов

Проверочные работы

Контрольные-работы

С/д.

Т.раб.

К и п с

пр.спр.сп.  списываний

1.

Фонетика и орфография

20 часов

2.

Морфемика и словообразование (20 часов)

20 часов часов)

3.

Морфология  и лексика

85  часов

4.

Лексикография

изучается во всех разделах в течение года

5.

Синтаксис и пунктуация  

15 часов

6.

Развитие речи с элементами культуры речи

30 часов

ИТОГО:

170 ч.

16

17

3

10

Диктантов- 10

Словарных диктантов -16

Творческих работ -  17

Контрольных  и проверочных  списываний – 3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ;

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

выполнять звукобуквенный анализ слова.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  научатся:

правильно употреблять приставки на- и о-;

правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

отличать прямое и переносное значение слова;

находить в тексте синонимы и антонимы;

отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

различать на письме приставки и предлоги;

изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

различать названия падежей;

изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;

находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;

задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

определять орфограммы;

использовать разные способы проверок орфограмм;

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з;

писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

Грамотно писать и оформлять письма  элементарного содержания;

Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

Работать со словарями;

Соблюдать орфоэпические нормы речи;

Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

 Ожидаемые результаты освоения учебной программы

В области познавательных УУД (общеучебных) 

Обучающиеся  научатся:

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить  нужную словарную статью;

свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление",  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте,  находить в специально выделенных разделах  нужную информацию;

 работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

 работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам.  

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  научатся:

В рамках инициативного сотрудничества:

работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011

10.Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2011

.:3. .Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 3 класс. - М.: Академкнига, 2011.

.Чуракова, Н. А., Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 3класс: методическое пособие

для учителя. - М.: Академкнига, 2008.

Источники информации:

Интернет ресурсы: http://www.websib.ru/new detail.php?new id=T076

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

п/п

дата

Тема урока

ТСО

Домашнее задание

план

факт

1

Речь и ее значение.

Повторение изученных орфограмм

2

Повторение изученных орфограмм:

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких –глухих согласных в корне и на конце слова; большая буква в начале предложения; правописание предлогов со словами

плакат

3

Повторение изученных орфограмм:

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением;

соединительная гласная в сложном слове; правописание парных звонких –глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих.

презент

Правило с. 7, упр 4.

4

Разделительные ъ и ь ; правописание  суффиксов –ЧИК- и -ОК-

презент

Р т упр 4

5

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Р т с 10 упр 7.

6

Сложные слова.

Повторение изученных орфограмм

презент

7

Проверочное списывание.

карточка

Р т с 17 упр 11.

8

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм

9

Звукобуквенный разбор слова . РК Тексты о природе Урала

презент

Р т с 18 упр 12

10

Виды предложений по цели высказывания и интонации

ким

Р т с 1о упр 6.

11

Части речи. Имя существительное

Правило с 24.

12

Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом именем сущ.

13

Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения

Правило с 30, упр 14

14

Словообразование имени существительного. Словарный диктант.

презент

Упр 16

15

Текст, тема текста и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. Р.К.. Составление текста об Урале. 

презент

Правило с 34, упр 17

16

Имя прилагательное как часть речи

презент

Р т с 26, упр 19.

17

Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных

презент

18

Имя прилагательное. Повторение изученных орфограмм Р.К. «Тексты уральских писателей о  природе»

презент

Р т упр 20.

19

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе».

Упр 23

20

Работа над ошибками

Работа с картиной. Сочинение.

презент

21

Глагол как часть речи

Правило с 7, 10, 14 (2ч).

22

Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных. Р.К. «Тексты уральских писателей о  природе»

презент

Р т упр 32

23

Правописание Ъ в глаголах с приставкой

24

Структура главной части словарной статьи. Словарный диктант.

25

Главное переживание автора, выраженное в тексте.

Работа с картиной. Сравнительный анализ

презент

Слов сл.

26

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов

Слов сл.

27

Местоимение.

Правило с 54.

28

Местоимение как часть речи

Творческое.

29

Предлоги и приставки.

Р т упр 45

30

План текста     Р.К. Составление плана текста об Урале.

презент

Слов сл.

31

Подлежащее и сказуемое – основа

предложения.

Разобрать предл.

32

Синонимы. Словарный диктант.

33

Изменение имени существительного по числам Р.К.»Тексты о людях Урала

Р т упр 40

34

Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание глаголов»

35

Работа над ошибками

Порядок абзацев в тексте

Повторить правила.

36

Изменение имен существительных по падежам

Учить падежи.

37

Именительный падеж

Р т упр 46.

38

Родительный падеж

Учить падежи.

39

Упражнение в определении именительного и родительного падежа имен существительных

Р т упр 47

40

Письменное изложение

41

Дательный падеж Р.К. «Тексты уральских писателей о  природе»

презент

Составить предложение о природе.

42

Винительный падеж.

Упр 49

43

Контрольный диктант № 3 по теме «Изменение существительных по падежам»

44

Работа над ошибками

Определение  винительного падежа.

ким

Р т с 50 упр 52.

45

Как писать письмо

Беседа с родителями о письмах.

46

Определение  винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки

Слов сл.

47

Винительный падеж. Словарный диктант.

Р т упр 62.

48

Творительный падеж

Р т упр 61, 63.

49

Определение  творительного падежа.

презент

Упр 79

50

Описание и повествование

презент

Упр 84

51

Предложный падеж

презент

Упр 89

52

Определение  предложного падежа.

презент

Упр 94

53

Антонимы.

презент

Упр 98

54

Упражнение в определении антонимов

презент

Упр 104

55

Описание и повествование

Упр 106

56

Различение падежей

Упр 110

57

Упражнение в различении падежей

Р т упр 84

58

Контрольный диктант № 4 по теме «Склонение существительных»

59

Работа над ошибками

Работа со Словарем устойчивых выражений. Р.к. «Местные устойчивые выражения»

ким

Беседа с родителями.

60

Работа с картиной

61

Склонение имен существительных

1-ое,2-ое и 3-ье  склонение имен существительных  

Правило.

62

1-ое,2-ое и 3-ье  склонение имен существительных. Словарный диктант.

Слов сл.

63

Существительные  I склонения

Правило р т с 70.

64

Существительные II склонения

презент

Упр 127.

65

Работа с картиной. Письменное сочинение

презент

66

Существительные III склонения

презент

Правило.

67

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

презент

Упр 124

68

Проверка орфограммы с помощью

процесса словообразования Р.К. «Местные устойчивые выражения

презент

Упр 129

69

Контрольное списывание

70

Описание и повествование

Творческое.

71

Правописание падежных окончаний имен существительных

Упр 132

72

Упражнение в правописание падежных окончаний имен существительных

Упр 134

73

Закрепление умения написания падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант.

презент

Упр 139.

74

Обобщение знаний о правописании падежных окончаний имен существительных

презент

75

Учимся писать сочинение

презент

76

Обстоятельства

презент

Правило.

77

Второстепенные

члены предложения. Дополнения

презент

Правило.

78

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

79

Работа над ошибками

Второстепенные члены предложения Проверка орфограммы с помощью процесса словообразования Р.К. «Местные устойчивые выражения.

Повторить правило.

80

Устное изложение

Пересказать маме текст.

81

Письменное изложение

презент

82

Работа над ошибками

Второстепенные  члены предложения. Дополнения.

презент

Правило.

83

Второстепенные  члены предложения. Дополнения. Р.К. «Литературные тексты писателей Урала»

презент

Знать фамилии писателей Урала.

84

Упражнение в нахождении второстепенных членов предложения. Словарный диктант.

презент

85

Второстепенные члены предложения.

презент

86

Общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения

презент

Правило с 78, р т упр 1.

87

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

Р т упр 5

88

Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в единственном числе. Словарный диктант.. Р.К. «Литераурные тексты писателей Урала»

Р т упр 8

89

Правописание приставок РАЗ- – РАС-

Р т упр 12.

90

Составляем рассказ по рисунку

Азбука вежливости

91

Правописание приставок ИЗ- – ИС-

плакат

Упр 14.

92

Упражнения в правописании приставок ИЗ- – ИС-

Упр 19.

93

Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я

плакат

Упр 23.

94

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Словарный диктант.

Упр 26.

95

Учимся писать сочинение

96

Правописание безударных окончаний существительных 1 склонения в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе

Упр 36.

97

Правописание безударных окончаний существительных 2 склонения в П.п. в единственном числе

Р т упр 22.

98

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе»

99

Работа над ошибками

Значения  слов (омонимы,  синонимы, антонимы)Р.К. Лексика и терминология уральского казачества

ким

Р т упр 23.

100

Научный текст

Упр 40.

101

Правописание безударных окончаний существительных

Упр 45

102

Окончания существительных

1и 2 склонения

презент

Упр 48

103

Упражнения в определении окончаний существительных 1и 2 склонения. Словарный диктант.

презент

Упр 50

104

Правописание слов удвоенной  буквой согласного в середине слова

презент

Р т упр 28

105

План для научного сообщения

презент

106

Окончания существительных 3 склонения

презент

Р т упр 30

107

Упражнения в определении окончаний существительных

презент

Р т упр 32

108

Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков

презент

109

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

презент

Правило.

110

Научно-популярный текстР.К. Устаревшие слова в литературном языке и говорах.

презент

Р т упр 36.

111

Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

презент

Упр 69 (2ч).

112

Упражнения  в правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

презент

Упр 73.

113

Родственные слова разных частей речи. Словарный диктант.

Упр 77.

114

Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков

Правило с 68.

115

Работа с картиной. Сочинение.

116

Окончания существительных во множественном числе. Окончания существительных во множественном числе в И.п. Времена глагола

Упр 80.

117

Окончания существительных во множественном числе в И.п.

презент

Р т упр 40.

118

Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

презент

Упр 83.

119

Окончания существительных во множественном числе в Р.п. Словарный диктант.

презент

Упр 98.

120

Письменное изложение 

презент

121

Написание существительных с суффиксом  -ИЩ-

Правило с 81.

122

Упражнение в написании существительных с суффиксом  -ИЩ-.

Упр 95.

123

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных окончаний существительных во множественном  числе.»

124

Работа над ошибками

Окончания существительных во множ. числе в разных падежах

ким

Р т упр 47.

125

Работа с картиной. Устное сочинение

126

Окончания существительных во множ. числе в разных падежах

Р т упр 56.

127

Упражнения в написании окончаний существительных во множ. числе в разных падежах Р.к.»сочинени о природе родного края»

128

Написание суффикса  -ОК- после

шипящих

129

Списывание с грамматическим заданием

Упр 110.

130

Азбука вежливости. Описание и повествование

презент

131

Изменение прилагательных по родам и числам

презент

Упр 115.

132

Упражнение в изменении прилагательных. Словарный диктант.

презент

Упр 118.

133

Упражнение в изменении прилагательных по родам и числам.

презент

134

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п.

презент

Упр 129.

135

Сочинение по картине

презент

136

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

презент

Упр 135.

137

Упражнения в написании падежных окончаний прилагательных мужского, среднего и женского рода

Упр 142.

138

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание падежных окончаний прилагательных мужского, среднего и женского рода.»

139

Работа над ошибками

Упражнения в написании падежных окончаний прилагательных мужского, среднего и женского рода

Упр 145

140

Устное изложение

Упр 147

141

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме.

Упр 150.

142

Е и О – беглые гласные звуки

презент

Р т упр 70.

143

Склонение прилагательных во множественном числе.

презент

144

Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.

презент

Упр 155.

145

Письменное изложение

презент

Слов сл.

146

Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.

презент

Упр 162.

147

Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п.

презент

Упр 165.

148

Упражнения в написании падежных окончаний прилагательных во множественном числе. Словарный диктант.

презент

Упр 170.

149

Устный рассказ по рисунку

презент

150

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе»

151

Работа над ошибками

Слова с удвоенной  буквой согласного Р.к. « Сочинение о природе родного края»

Упр 172.

152

Начальная форма глагола. Суффикс    - ть (- ти, - чь)

Правило.

153

Написание частицы - ся

Упр 176.

154

Написание Ь перед частицей - ся

Упр 186.

155

Работа с картиной. Сочинение

презент

156

Другие суффиксы  глагола: -а-,   -е-,   -и-,  -о-,  -у-,  -я-    

презент

Упр 189.

157

Времена глагола. Прошедшее время глагола

презент

Упр 192.

158

Настоящее время глагола. Словарный диктант.

презент

Упр 195.

159

Контрольное списывание

презент

160

Будущее время глагола р к «Работа по репродукциям картин уральских художников»

презент

Упр 202.

161

Составляем рассказ по рисунку

Рассказать маме рассказ.

162

Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам

Упр 204.

163

Написание Ь после шипящих во всех формах глагола

Упр 207.

164

Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание окончаний глагола»

165

Работа над ошибками

Повторение пройденного

презент

Упр 213.

166

Работа с картиной

презент

167

Повторение пройденного. Словарный диктант.

Упр 215.

168

Контрольный диктант № 10 (Итоговый)

169

Сочинение  по наблюдениям

170

Работа над ошибками

Повторение пройденного

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК

п/п

дата

Тема урока

Кол-во часов

Источник

план

факт

9

Звукобуквенный разбор слова Тексты о природе Урала

1

Дополнительный материал

15

Текст, тема текста и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. Р.К.. Составление текста об Урале.

1

18

Имя прилагательное. Повторение изученных орфограмм Р.К. «Тексты уральских писателей о  природе»

1

Дополнительный материал

22

Р.К. «Тексты уральских писателей о  природе»

1

Дополнительный материал

30

План текста Р.К. Составление плана текста об Урале.

1

33

Изменение имени существительного по числам Р.К.»Тексты о людях Урала

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А.

41

Р.К. «Тексты уральских писателей о  природе»

1

идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

59

Работа над ошибками Работа со Словарем устойчивых выражений. Р.к. «Местные устойчивые выражения»

1

Дополнительный материал

68

Проверка орфограммы с помощью процесса словообразования Р.К. «Местные устойчивые выражения

1

Дополнительный материал

79

Работа над ошибками Второстепенные члены предложения Проверка орфограммы с помощью процесса словообразования Р.К. «Местные устойчивые выражения.

1

Дополнительный материал

83

Второстепенные  члены предложения. Дополнения. Р.К. «Литературные тексты писателей Урала»

1

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 /Сост. Горская А.Б., КапитоноваН.А.

88

. Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в единственном числе. Словарный диктант Р.К. «Литературные тексты писателей Урала»

1

идр.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

99

Работа над ошибками Значения  слов (омонимы,  синонимы, антонимы)Р.К. Лексика и терминология уральского казачества

1

Дополнительный материал

110

Научно-популярный текст Р.К. Устаревшие слова в литературном языке и говорах.

1

127

Упражнения в написании окончаний существительных во множ. числе в разных падежах Р.к.2 Сочинение о природе родного края»

1

151

Работа над ошибками Слова с удвоенной  буквой согласного Р.к.2 Сочинение о природе родного края»

1

160

Будущее время глагола «Работа по репродукциям картин уральских художников»

1

презентация

Контрольно-измерительные материалы.

Контрольный диктант № 1

                                         Спальни зверей зимой.

    Снег называют «белым одеялом».*  Под ним зимой много разных зверей и  зверюшекспит. Спят до весны медведи и ежи. Спят мыши и ласки, кроты и землеройки.*  Зайцы и лоси, волки и рыси спят на снегу.

   Норка в норе спит.  Кабан раскинул муравейник и улёгся на него.

Слова для справок :  одеяло, муравейник.

Примечание . Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о знаках препинания в предложениях, отмеченных звёздочками.

Грамматическое задание :

Найди в первом абзаце сложное слово. Напиши над ним какой частью речи оно является. Выпиши сложное слово. Рядом запиши слова, от основ которых оно образовалось. Над ними укажи часть речи.

Сделай звукобуквенный разбор первого слова диктанта.

Найди и подчеркни в первом абзаце родственные слова. Запишите их в начальной форме. Разбери их по составу. Покажи стрелкой какое слово от какого образовалось.

Контрольный диктант № 2

Тема: 1-е склонение  существительных.

 Боровик

 Ты нашёл гриб боровик. Положил его в корзинку и хотел уже идти дальше. Вон ещё один виднеется в траве. Посмотри-ка вокруг внимательно. Белый гриб редко растёт в одиночку.

  Многие думают, что грибы, которые мы срываем  самостоятельные растения. Ничего подобного! Большая часть растения находится под землёй. Это – грибница. Длинные, почти невидимые нити протянулись от гриба к грибу иногда на многие метры. А раз на одной грибнице может быть несколько грибов, значит, где-то недалеко от первого боровика найдёшь ещё грибы боровики.

Задания .

Подчеркните существительные 1-го склонения. Выделите окончания.

Выпишите слова с парными согласными на конце слова. Напишите к ним проверочные слова.

Сделай звукобуквенный разбор слова НАЙДЁШЬ.

Контрольный диктант № 3

Тема: Изменение существительных по падежам.

  В старинной северной избе.

   Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы входим в просторную горницу. Вдоль стен – липовые лавки, треть комнаты занимает кирпичная печь. Около неё висит льняное вышитое полотенце.

   Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди.

   Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.

Задание :

Определить падеж существительных.

Разобрать по составу СДЕЛАЛИ.

Сделать звукобуквенный  разбор КРЫЛЬЦО.

Контрольный диктант № 4

Тема: 2-е склонение  существительных.

  Как представить себе гранат? Не воображайте могучий ствол в три обхвата. Гранат и деревом-то трудно назвать. Чаще это куст в рост человека. Ветви колючие, и оттого очень хороши из него живые изгороди.

  Цветки яркие, красные. Одни как кувшинчики, из низ вырастают плоды. Другие похожи на колокольцы. Это «пустоцветы». Вокруг цветков всегда толкутся пчёлы. Плоды бывают огромные, как футбольный мяч. Чтобы зимой гранат не замёрз, его заваливают землёй. Весной откапывают. Гранаты на родине дают богатые  урожаи плодов.

Задания .

Выпишите существительные 2-го склонения. Выделите в них окончания.

Выпишите предложение с однородными членами. Разберите его по членам предложения. Укажите части речи.

Выпишите словарные слова. Поставьте ударение. Подчеркните гласные, которые нельзя проверить.

  Контрольный диктант № 5

Тема: 3-е склонение существительных.

   Опушка леса

    Перед вековыми деревьями лесная молодёжь – мохнатые сосенки и кудрявые, ещё с золотистыми стволиками берёзки. На пригорках в июне распускаются белые цветочки земляники. Под кустарниками цветёт душистый ландыш. А есть опушки совсем розовые от высоких султанов. Это цветки кипрея. Его заросли радуют взгляд среди чёрных обгорелых пней.

   В разных условиях и растения разные. Кипрей в большом почёте у пасечников. Любят с него  брать взятку пчёлы. А мёд-то какой душистый! Лучше нет лекарства от простуды, как ложечка душистого мёда!

Задания .

Выпишите существительные 3-го склонения. Выделите в них окончания.

Напишите слова противоположного значения к словам: МОХНАТЫЕ, ДУШИСТЫЕ, ВЫСОКИХ.

Напишите родственные слова, в которых ударная гласная станет безударной, к словам: МЁД, РОЗОВЫЕ, СОСЕНКИ.

Контрольный диктант №6

Тема: Глагол.

    В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая поганка, вырос он над главной площадью. Накрыл своей огромной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди. Почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.

Задания .

Выпишите глаголы вместе с существительными. К глаголам ставьте вопросы.

Укажите,  каким членом предложения служит каждый глагол.

Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные слова.

Контрольный диктант № 7

Тема: Дательный падеж существительных.

  Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около неё стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчётся над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.

Задания .

Подчеркните существительные в дательном падеже. Выделите в них окончания.

Разберите по составу слово РЕЧУШКА.

К слову ПРОТОПТАНА напишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Контрольный диктант № 8

Тема: Изменение глагола по временам.

 Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

    Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корм.

 Орёл устал и не мог лететь опять на море. Он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их. Оправлял  им крылышки и как будто просил их, чтобы подождали немного.

Задания .

Выпишите глаголы в прошедшем времени. Запишите к ним глаголы в неопределённой форме.

Разберите первое предложение по членам предложения. Выпишите основы предложения. Укажите время глаголов.

К глаголам СВИЛ, ВЫРОНИЛ, ОПУСТИЛСЯ, ОПРАВЛЯЛ напишите глаголы, близкие по смыслу. Укажите их время, лицо, спряжение.

Контрольный диктант № 9

 Тема: «Разделительный твёрдый знак» с разноуровневыми грамматическими заданиями.

             Закончился учебный год. Отец объявил нам об отъезде в деревню. Машина подкатила рано утром к подъезду нашего дома. Все сели по своим местам. Мы отъехали от города  и подъехали к реке. Удивительная картина открывалась за рекой. За рекой виднелась необъятная равнина цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр переливается, меняет окраску в лучах утреннего солнца. Взлетел жаворонок. Серый комочек стал золотым. А вот и деревня. Нас встретила тётя Марья. Мы бросились в её объятия.

  Грамматические задания.

1вариант.

Вставь пропущенные буквы.

Обез…яна, мурав…и, здоров…е, скам…я, суд…я, бел…ё, гулян…е, ненаст…е, об…яснение, бур…ян, с…ёмка, звен…я, раз…яснение, лист…я, с…ел, плат…е, под…ехал, учен…е, с…естной, об…ём, в…юн, пер…я.

2 вариант.

Вставь пропущенные буквы. Слова с разделительным твёрдым знаком раздели для переноса.

Дерев…я, под…езд, хлоп…я, б…ют, с…езд, вороб…и, об….яснение, с…едают, об….явление, варен…е, жил…ё, с…ёжиться, под….ёмник, с…ёмка, раз…ярённый.

3.вариант.

При помощи приставок с-, в-, раз-, под-, об-, образуй слова, которые надо писать с «Ъ».Разбери их по составу.

Контрольный диктант № 10

Берёза  

  Когда ни входишь в лес, в глаза бросаются нежные и светлые деревья. Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Объясняется это чудо тем, что в коре дерева есть особое вещество, окрашивающее кору.

     Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь, что даже на солнце её ствол остаётся прохладным, так как белый цвет отражает солнечные лучи.

     Берёза – целебное растение. Кто не знает берёзового сока! Этот целебный напиток и молодые почки берёзы исцеляют больных.

     У берёзы большая родня: существует сто двадцать видов берёзы, и в нашей стране проживает сорок из них. На севере живёт карликовая берёза. Она не боится ни суровых ветров, ни жгучих морозов. Берёза, растущая на Дальнем Востоке, называется «железной». Её древесина не только прочная, но и тяжёлая. В воде это дерево немедленно пойдёт ко дну.

(По Ю. Дмитриеву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

тематическое планирование3 кл русский язык

тематическое планирование3 кл русский язык...

тематическое планирование3 кл математика

тематическое планирование 3 кл математика...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...