рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_pl._russ._yaz.doc_rabochaya_programma.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя |
муниципальное образование общеобразовательная школа №11 г. Лабинска Лабинского района |
наименование образовательного учреждения
Утверждено решением педсовета протокол № от 2011 г. подпись Ф.И.О. |
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) русский язык
Количество часов по предмету 170
Класс 2
Уровень базовый
базовый, профильный, углубленный
Учитель Барсукова Т. С. , Матушкина Е. В.
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, 2010, «Просвещение»
Пояснительная записка.
Данная программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования по русскому языку с учетом корректировки авторской программы УМК «Начальная школа ХХ1 века».
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствие с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русского языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний): фонетика, слово и предложение, состав слова, лексика;
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи».
При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Однако, на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык», «Правописание». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются тематикой изучаемой языковой единицы. Практическая часть выполнения программы распределяется соответственно указанным блокам, сосуществующим во времени, но не смешивающихся в пределах одного урока, а сменяющихся друг другом в пределах одной недели.
Распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также предметное содержание в рабочей программе соответствует примерной программе в полном объёме. В связи с тем, что в учебном плане школы на преподавание предмета отводится 5 часа в неделю (с учётом 34-недельного обучения) резерв свободного учебного времени в объёме 10% определён для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов об учения и педагогических технологий.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятия русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные умения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умения находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- слово и предложение;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- предложения по цели высказывания;
- предлоги и приставки* (на уровне правописания);
выделять, находить:
- корень, суффикс, приставку, окончание;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- основную мысль текста;
решать практические задачи:
- составлять слово по заданной словообразовательной модели;
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
Гласные после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу);
Заглавной буквы в изученных случаях;
Безударных проверяемых гласных в корнях;
Звонких и глухих согласных в корне;
Словарных слов, определенных программой;
Разделительного мягкого знака.
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол – во часов | Формирование УУД |
план | факт |
1. | I блок Как устроен наш язык | 57 | 64 | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых – мягких, звонких - глухих. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков больше количества букв). Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходи-мый звук из ряда предложенных, давать его качественную харак-теристику. Оценивать правильность прове-дения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. |
1.1 | Фонетика | 10 | 11 |
1.1.1 | Звуки и буквы | 9 |
1.1.2 | Слог, перенос, ударение | 2 |
1.2 | Слово и предложение | 6 | 9 | Различать изменяемые и неиз-меняемые слова, включать неиз-меняемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимич-ным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова-давать развёрнутое толкование его значения. Различать родственные слова и формы слова. Объяснять роль и значение суффиксов и приставок. Анализировать с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Моделировать слова заданного состава. |
1.3 | Состав слова | 19 | 22 |
1.3.1 | Форма слова | 3 |
1.3.2 | Однокоренные слова | 5 |
1.3.3 | Суффиксальный способ образования слов | 7 |
1.3.4 | Приставочный способ образования слов | 7 |
1.4. | Лексика | 22 | 22 | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснять принцип построения толкового словаря. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и перенос- ном значении. Сравнивать пря-мое и переносное значение слов, подбирать предложения, в кото-рых слово употребляется в пря-мом и переносном значении. Оценивать уместность исполь-зования слов в тексте, выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи. |
1.4.1 | Слово и его лексическое значение | 9 |
1.4.2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 8 |
1.4.3 | Использование фразеологизмов | 5 |
2. | II блок Правописание | 58 | 67 | Находить в чужой и собствен-ной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие опре-делённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточ-нять написания слов по орфогра-фическому словарю. Классифицировать слова, напи-сание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, сос-тавлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст: находить слова с определённой орфограм-мой. Оценивать соответствие напи-сания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность приме-нённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить непра-вильно записанные слова и исп-равлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непрове-ряемыми орфограммами. Оценивать свои возможности при выборе упражнения на закрепление орфографического материала. |
2.1 | Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу | 3 |
2.2 | Перенос слов | 3 |
2.3 | Правописание заглавной буквы | 4 |
2.4 | Правописание гласных в корне слова | 9 |
2.5 | Правописание согласных в корне слова | 7 |
2.6 | Непроизносимые согласные в корне слова | 8 |
2.7 | Правописание суффиксов | 10 |
2.8 | Правописание приставок | 9 |
2.9 | Правописание разделительных твердого и мягкого знаков | 6 |
2.10 | Правописание предлогов и приставок | 8 |
3. | III блок Развитие речи | 34 | 34 | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языко-вых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситу-ациях, во время монолога и диа-лога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слы-шать, точно реагировать на реп-лики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны, выражать собственное мнение. Аргументировать его с учётом ситуации общение (умения слы-шать, точно реагировать на реп-лики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носите-лями не русского языка. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложений. Создавать тексты по предложен-ному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соот-ветствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Анализировать и корректиро-вать тексты с нарушенным порядком предложений, нахо-дить в тексте смысловые пропус-ки. Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самос-тоятельно). Сравнивать между собой раз-личные типы текстов: описание, повестование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа. |
3.1 | Признаки текста, его типы | 10 |
3.2 | Корректирование текстов с нарушенной последовательностью предложений и абзацев | 8 |
3.3 | Составление планов к текстам | 7 |
3.4 | Создание собственных текстов по предложенным планам | 9 |
4. | Повторение | 5 | 5 |
5. | Резервные уроки | 16 | - |
Итого : | 170 часов | 170 часов |
5. | Резервные уроки | 16 | - |
Итого : | 170 часов | 170 часов |
Контрольное списывание – 3 работы Словарный диктант -3 Контрольные работы -4 - Входная контрольная работа - Контрольная работа по теме: « Правописание - Контрольная работа по теме: « Правописание приставок и предлогов» - Итоговая контрольная работа за курс 2 класса |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадает с авторской программой по предмету
Список учебно-методической литературы
Учебник М.: Вентана-Граф, 2011г. «Русский язык» С. В. Иванов.
Тетрадь М..: Вентана-Граф, 2011г. «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова
Романова В.Ю., Петленко Л.В.. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ под редакцией С.В.Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008).
Русский язык. Комментарии к урокам.2 кл.
Обсуждено на заседании МО протокол № __ от _____ 2011 г. Руководитель МО _______________ __ ____ подпись Ф.И.О. | Согласовано заместитель директора _____________ __ ____ подпись Ф.И.О. 2011г.
|
Программа
2 класс (170 часов)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (57 часов)
Фонетика (10 часов)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласны буквы. Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. Их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (6 часов)*
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слово с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, -имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова (19 часов)**
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика (22 часа)
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике ученика. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 часов)
Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка, чашка – чашечка).
Правописание суффиксов имен существительных: -онок-; -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ь)-.
Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-; -ев-; -ив-; -чив-; -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» (34 часа)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
Повторение (5 часов)
Резервные уроки (16 часов)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- слово и предложение;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- предложения по цели высказывания;
- предлоги и приставки* (на уровне правописания);
выделять, находить:
- корень, суффикс, приставку, окончание;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- основную мысль текста;
решать практические задачи:
- составлять слово по заданной словообразовательной модели;
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
Гласные после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу);
Заглавной буквы в изученных случаях;
Безударных проверяемых гласных в корнях;
Звонких и глухих согласных в корне;
Словарных слов, определенных программой;
Разделительного мягкого знака
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС НОО для 2 класса к учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик.
Данная рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик. Программа составлена в соответствии с тр...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 ФГОС Школа России Канакина
В рабочей программе девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предмета, курс...
Рабочая программа по русскому языку по новым ФГОСам, 1 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана согласно новых ФГОСов для 1 класса, УМК "Школа России", и включает в себя пояснительные записки, календарно-тематическое и поурочное планирование с УУД ...
Рабочие программы по русскому языку, математике, ИЗО (ФГОС, 1-4 класс)
Данные рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС в 2012 г....
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС. УМК "Школа России". 1 класс.
Данная рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по авторской программе Рамзаевой Т.Г. В ней содержится примерная программа к "Чудо-прописям" Илюхиной В.А....
Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС НОО (2 класс)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ра...