Анализ изучения темы «Глагол» в курсе русского языка Н.В.Нечаевой.
статья по русскому языку по теме
Анализ изучения темы «Глагол» в курсе русского языка Н.В.Нечаевой.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Обучение русскому языку состоит из двух преемственных курсов: «Обучение грамоте» и «Русский язык».
В каждом классе изучение системы русского языка проводится с учетом объективно существующих связей между разделами науки о языке: фонетика, графика, орфоэпия, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Основопологающей темой курса является тема «Предложение и текст».
Структурирование материала курса позволяет одно и то же языковое явление
рассматривать с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность
анализа; устанавливать всевозможные связи; раскрывать новую роль уже
известного, придавая системность добываемым знаниям.
Формирование понятия глагол начинается в первом классе. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у обучающихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола.
В период обучения грамоте дети выполняют такие задания:1.Различение предмета, явления и слов, их называющих. 2. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. 3.Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. 4.Объединение слов в группы (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова, слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).
При работе с учебником осознание учащимися роли глаголов в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без глаголов и с ними. Ознакомление с глаголами (без термина) продолжается при наблюдении над их лексическим значением и вопросов, на которые они отвечают. Первоклассники узнают, что среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?
Все указанные знания и навыки формируются у учащихся в основном в процессе работ, которые связаны с развитием речи.
Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором классе в процессе знакомства со словами, обозначающими действия предметов и отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?
Поэтому на втором году обучения работа над глаголом как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они отвечают, а предполагается ознакомление и с некоторыми грамматическими значениями данной части речи. Дети знакомятся со значением глаголов и употреблением их в речи, наблюдают изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени), находят главные члены предложения
(основы предложения): подлежащее, сказуемое.
В третьем классе происходит практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Дети различают глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», учатся правильно подбирать начальную форму глагола к данным личным глаголам или к глаголам прошедшего времени, ориентируясь на вопрос, изучают изменение глаголов по временам, изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, правописание частицы «не» с глаголом, значение и употребление глаголов в речи.
В четвёртом классе продолжается изучение частей речи, грамматические признаки глагола, неопределенная форма, вид глагола, прошедшее время глагола, настоящее и будущее время, правописание глаголов на -ться, лицо глагола, правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глаголов. Источником частых ошибок при определении спряжения глагола с безударным личным окончанием является неправильный подбор неопределенной формы глагола. Например, правописание окончания глагола решаешь проверяют неопределенной формой решить, а не решать. Для предупреждения этой ошибки обычно в начальных классах учат различать глаголы по вопросам что делать? что сделать? Таким образом, по сути, вводится различение глаголов по виду, но только по его формальному признаку, упускается существенный признак – значение вида. Важно отметить, что подготовка к восприятию этого материала была проведена в 3 классе, когда дети познакомились с неопределенной формой глагола и вопросами что делать? что сделать? Тогда же они учились правильно подбирать начальную форму глагола к данным личным глаголам или к глаголам прошедшего времени, ориентируясь на вопрос.
Работу с личными глаголами можно проследить в системе упражнений:
– различение подходов к определению спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями;
– выделение случая определения спряжения у глаголов в неопределенной форме (вначале найди личные формы: в случае ударных личных окончаний по ним и определяй спряжение, в случае их безударности – возвращайся к неопределенной форме и только тогда доверяй ударному глагольному суффиксу, в случае его безударности – смотри в словарь .
Отработать эти действия необходимо для того, чтобы дети правильно определяли спряжение и в таких «провокационных» словах, как спать (спишь, спят – II спр.)
Усваивая части речи, ученики наблюдают их «жизнь» внутри предложения. Они одновременно осмысливают явление словоизменения и его отличие от словообразования, знакомятся с синтаксическими связями слов в предложении и учатся выделять словосочетания. Ученики знакомятся и с грамматическими связями слов (согласованием и управлением), наблюдают смысловые и формальные отношения.
Программа данного курса предусматривает последовательное, органически взаимосвязанное системное обучение. Показана взаимосвязь всех разделов. Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутьё языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Литература:
- Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. Сост. Н. В. Нечаева, С.В. Бухалова.- Самара:Издательский дом «Федоров», 2011, с.22-66.
- Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова» (Серия "Занковское пространство").- Самара:Издательский дом «Федоров», 2011.
- Н. В. Нечаева Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте" - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Н. В. Нечаева Русский язык 1 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Н. В. Нечаева Русский язык 2 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Н. В. Нечаева Русский язык 3 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Н. В. Нечаева Русский язык 4 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
8.Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.
9.Алексеева Т. В. «Обобщение знаний о глаголах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ изучения темы «Глагол» в курсе русского языка Н.В.Нечаевой.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Обучение русскому языку состоит из двух преемственных курсов: «Обучение грамоте» и «Русский язык».
В каждом классе изучение системы русского языка проводится с учетом объективно существующих связей между разделами науки о языке: фонетика, графика, орфоэпия, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Основопологающей темой курса является тема «Предложение и текст».
Структурирование материала курса позволяет одно и то же языковое явление
рассматривать с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность
анализа; устанавливать всевозможные связи; раскрывать новую роль уже
известного, придавая системность добываемым знаниям.
Формирование понятия глагол начинается в первом классе. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у обучающихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола.
В период обучения грамоте дети выполняют такие задания:1.Различение предмета, явления и слов, их называющих. 2. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. 3.Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. 4.Объединение слов в группы (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова, слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).
При работе с учебником осознание учащимися роли глаголов в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без глаголов и с ними. Ознакомление с глаголами (без термина) продолжается при наблюдении над их лексическим значением и вопросов, на которые они отвечают. Первоклассники узнают, что среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?
Все указанные знания и навыки формируются у учащихся в основном в процессе работ, которые связаны с развитием речи.
Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором классе в процессе знакомства со словами, обозначающими действия предметов и отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?
Поэтому на втором году обучения работа над глаголом как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они отвечают, а предполагается ознакомление и с некоторыми грамматическими значениями данной части речи. Дети знакомятся со значением глаголов и употреблением их в речи, наблюдают изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени), находят главные члены предложения
(основы предложения): подлежащее, сказуемое.
В третьем классе происходит практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Дети различают глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», учатся правильно подбирать начальную форму глагола к данным личным глаголам или к глаголам прошедшего времени, ориентируясь на вопрос, изучают изменение глаголов по временам, изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, правописание частицы «не» с глаголом, значение и употребление глаголов в речи.
В четвёртом классе продолжается изучение частей речи, грамматические признаки глагола, неопределенная форма, вид глагола, прошедшее время глагола, настоящее и будущее время, правописание глаголов на -ться, лицо глагола, правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа, спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глаголов. Источником частых ошибок при определении спряжения глагола с безударным личным окончанием является неправильный подбор неопределенной формы глагола. Например, правописание окончания глагола решаешь проверяют неопределенной формой решить, а не решать. Для предупреждения этой ошибки обычно в начальных классах учат различать глаголы по вопросам что делать? что сделать? Таким образом, по сути, вводится различение глаголов по виду, но только по его формальному признаку, упускается существенный признак – значение вида. Важно отметить, что подготовка к восприятию этого материала была проведена в 3 классе, когда дети познакомились с неопределенной формой глагола и вопросами что делать? что сделать? Тогда же они учились правильно подбирать начальную форму глагола к данным личным глаголам или к глаголам прошедшего времени, ориентируясь на вопрос.
Работу с личными глаголами можно проследить в системе упражнений:
– различение подходов к определению спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями;
– выделение случая определения спряжения у глаголов в неопределенной форме (вначале найди личные формы: в случае ударных личных окончаний по ним и определяй спряжение, в случае их безударности – возвращайся к неопределенной форме и только тогда доверяй ударному глагольному суффиксу, в случае его безударности – смотри в словарь .
Отработать эти действия необходимо для того, чтобы дети правильно определяли спряжение и в таких «провокационных» словах, как спать (спишь, спят – II спр.)
Усваивая части речи, ученики наблюдают их «жизнь» внутри предложения. Они одновременно осмысливают явление словоизменения и его отличие от словообразования, знакомятся с синтаксическими связями слов в предложении и учатся выделять словосочетания. Ученики знакомятся и с грамматическими связями слов (согласованием и управлением), наблюдают смысловые и формальные отношения.
Программа данного курса предусматривает последовательное, органически взаимосвязанное системное обучение. Показана взаимосвязь всех разделов. Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутьё языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Литература:
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. Сост. Н. В. Нечаева, С.В. Бухалова.- Самара:Издательский дом «Федоров», 2011, с.22-66.
Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова» (Серия "Занковское пространство").- Самара:Издательский дом «Федоров», 2011.
Н. В. Нечаева Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте" - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
Н. В. Нечаева Русский язык 1 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
Н. В. Нечаева Русский язык 2 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
Н. В. Нечаева Русский язык 3 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
Н. В. Нечаева Русский язык 4 кл. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
8.Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.
9.Алексеева Т. В. «Обобщение знаний о глаголах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по итогам изучения курса русского языка за 3 класс по программе «Школа 21 века».
Анотация ЦОР - итоговый тест по русскому языку за 3 класс по программе «Школа 21 века» Тест по итогам изучения курса русского языка за 3 класс по программе «Школа 21 века». Тип ресурса: контрольная (...
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку Н.В.Нечаевой во 2 классе
Буду рада, если кому-то будет полезен мой материал. В календарно-тематическом планировании подробно расписан каждый урок. Отмечены виды деятельности учащихся, планируемые результаты, универсальные уче...
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку Н.В.Нечаевой во 2 классе
Буду рада, если кому-то будет полезен мой материал. В календарно-тематическом планировании подробно расписан каждый урок. Отмечены виды деятельности учащихся, планируемые результаты, универсальные уче...
Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...
Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных в корне слова" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (учебник "Русский язык" Н.В. Нечаевой)
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.В ходе урока обучающиес...
Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.
Уроки русского языка в начальной школе направлены на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как, коммуникативная компетенция – одна из важ...
Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...