Три типа склонения существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе Т.Г. Рамзаевой.
Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цель:
Узнать значимость склонения имён существительных и научиться его определять.
Задачи:
Обучающие задачи:
-Закрепить знания о падежах существительных.
-Формировать умение определять склонение.
-Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения.
-Закрепить умение склонять имена существительные.
-Совершенствование своих коммуникативных способностей путём общения в паре.
-Обобщить знания о склонении имен существительных.
Развивающие задачи:
-Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление.
Воспитывающие задачи:
-Воспитывать доброе отношение к нашим меньшим братьям, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование урока: Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4класс часть №1, Москва, Дрофа 2009г., «Тетрадь №1 для упражнений по русскому языку и речи» Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина 4класс, Дрофа, Москва 2008, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный этап.
Итак, ребята сегодня у нас с вами необычный урок русского языка, а необычный он тем, что мы сегодня с вами совершим путешествие по одной фантастической улице нашего посёлка Парголово, которая называется «Улица существительная».
2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
И поэтому мы сегодня с вами закрепим падежи существительных, узнать значимость склонения имён существительных и научимся его определять,
обобщим знания о склонении имен существительных, а так же будем совершенствовать свои умения определять тип склонения; будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас, будем так же совершенствовать свои коммуникативные способности путём общения в паре, и постараемся воспитать доброе отношение к нашим меньшим братьям, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
А как вы думаете, зачем нам надо знать склонение существительных?
Посмотрите пожалуйста на доску и прочитайте предложение, в котором в двух словах выделены окончания:
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
-В каком падеже слова с выделенными окончаниями? (в Дат. пад.)
-Почему в этих словах разные окончания хотя стоят они в одном и том же падеже и употреблены с одним и тем же предлогом?
Вот на этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
3. Минутка чистописания.
А сейчас начнём работу на уроке как обычно с минутки чистописания. Кто знает какую- нибудь поучительную пословицу или поговорку?
А как вы её понимаете? Вот давайте её и напишем в минутке чистописания.
(по нашей традиции кто приготовил к данному уроку пословицу или поговорку, тот её и оформляет в минутке чистописания с различными элементами у доски)
4. Словарная работа.
Сегодня у нас новое словарное слово- горизонт ,пожалуйста чья очередь сегодня разбирать слово, пожалуйста (имя ребёнка) тебе слово.
5. Актуализация знаний.
Итак, ребята посмотрите на слова на доске и найдите лишнее слово.
На доске написаны слова: Вода, тетрадь, красивый, парта, Юра, стул, море , конь, дочь, окно, дядя.
А почему именно слово «красивый» лишнее?
А какие же слова остались, что в них общего? (им. сущ. в ед. ч.)
Совершенно верно, что у нас остались имена существительные, итак, наше путешествие по улице «Существительной» начинается.(включается презентация).
Слайд №1: Склонение имён существительных, русский язык, 4 класс.
Слайд №2: Парголово, улица Существительная.
Слайд № 3: Остановка 1 «Повторяйка»: Что называется именем существительным?(выслушиваются ответы детей). А затем идёт слайд №4 с правильным ответом.
Слайд №5: Остановка 2 « Повторяйка»: Как изменяется имя существительное?(выслушиваются ответы детей). А затем слайд №6 с правильным ответом.
-А кто назовёт нам падежи имён существительных вместе со вспомогательными словами и вопросами?(выслушиваются ответы детей).
А затем слайд №7 с правильным ответом.
Слайд №8: Остановка 3 «Повторяйка»: Как называется изменение имени существительного по падежам?(выслушиваются ответы детей)
Слайд № 9: Появляется определение склонениея.
-И сегодня мы с вами узнаем что у имнеи существительног существует 3 склонения. (Слайд № 10) Имена существительные бывают 1склонения, 2 склонения и 3 склонения. После чего на слайде №10 появляется продолжение и появляются цифры 1,2,3.
-Итак к 1 склонению, относятся имена существительные женского рода и мужского рода с окончанием –а,-я в именительном падеже.
Появляется слайд №11 с правильным ответом.
Давайте вернёмся к нашим существительным и найдём среди них существительные 1 склонения. ( Вода, парта, Юра, дядя)
Ко 2 склонению, относятся имена существительные мужского рода в именительном падеже имеющие нулевое окончание или могут оканчиваться на мягкий знак. (после чего появляется слайд № 12 с правильным ответом.
-Опять возвращаемся к нашим именам существительным на доске и выпишем теперь имена существительные 2 склонения. ( Стул, море, конь, окно).
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. ( Слайд №13)
Ну и давайте найдём теперь имена существительные 3 склонения.( Тетрадь, дочь).
-Итак, поехали дальше и следующая остановка № 4 называется «Узнавайка».
Слайд №14: Остановка 4 «Узнавайка» с таблицей склонений существительных. Вот так выглядит полная таблица склонения имён существительных, которую вам надо теперь знать.
-Едем дальше и следующая остановка 5.
Слайд №15: Остановка 5 «Угадайка»: Как определить склонение существительного?(выслушиваются ответы детей)
-Тогда давайте найдём ответ на этот вопрос вместе с вами в учебнике стр.89.(после чего появляется продолжение слайда с правильным ответом)
Слайд №16: Физминутка.
Физкультминутка (с движениями+ для глаз)
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. Раз, два, три.
Влево тоже наклоняйся. Раз, два, три.
Покрутились, повертелись
И за парты тихо сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И опять читать мы начинаем.
6. Первичноя проверка понимания.
Ну что поехали дальше.
Следующее задание: Назовите и запишите имена существительные по картине и определите их склонение. ( Слайд №17)
Итак, что изображено на картине?
дятел -2скл.
снегирь-2скл.
снеговик-2скл.
ведро-2скл.
шарф-2скл.
нос-2скл.
ель-3скл.
снег-2скл.
клюв-2скл.
ветка-1скл.
небо-2скл.
морковка-1скл.
-Ребята скажите какое время года изображено на картине?
-А как живётся птицам зимой?
-Легко ли им добывать себе еду?
-А как мы можем с вами им помочь?
7. Первичное закрепление.
-А теперь давайте поработаем в печатных тетрадях. Откройте тетради на стр.38 и выполним задание №42.
Следующая остановка 6
Слайд № 18: Остановка 6 «Самостоятельная работа»: Определи склонение имён существительных(каждый самостоятельно у себя в тетради).
А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите зелёную ручку и проверьте. Слайд № 19: «Проверь соседа по парте». Поставьте оценку.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Запишите пожалуйста домашнее задание.
А между прочим и ваши имена относятся к одному их склонений. Запишите своё имя и определите склонение.
У некоторых имя может быть и 1 и 2 склонения. (Андрей- Андрюша, Витя- Виктор).
И на выбор упражнения № 167 или 168.
А так же выучить таблицу склонений имён существительных по учебнику на стр. 88.
9.Рефлексия (подведение итогов занятия и выставление оценок).
Итак, ребята давайте подведём итог нашего сегодняшнего занятия.
Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
Что повторяли?
Что закрепляли?
И вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах «по улице», «по площади» разные окончания? (Существительное улица-1скл., существительное площадь-3скл.)
-С какой целью необходимо научиться хорощо узнавать склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончание существительного)
А сейчас ребята проведём рефлексию под названием «Светофор». Я пройду со светофором по классу, а вы положите свою сигнальную карточку в определённый цвет кармана на светофоре. Если красный, то он опасный-это значит, что вы не довольны собой на уроке, жёлтый-это значит вы довольны собой на половину, зелёный – это значит молодец, всё получилось у тебя на уроке и ты собой очень доволен и тебе всё понятно было и всё понравилось.
Оценки за урок(выставление оценок).
Использованная литература:
1.Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4класс часть№1, Москва, Дрофа 2009г.
2. «Тетрадь №1 для упражнений по русскому языку и речи» Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина 4класс Дрофа, Москва 2008.
3. Я.Ш Гараева В помощь школьному учителю поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой 4 класс, Москва, «Вако» 2007г.
Использованные источники Интернет:
http://festival.1september.ru/articles/527951/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение» и презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...
Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»
Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...
Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России")...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...