Рабочая программа 1 класс ФГОС по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Ускова Татьяна Дмитриевна

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx81.87 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/И.Г.Смолина/

«______» ______________ 2012г.

Календарно- тематическое планирование

по русскому языку

на 2012- 2013 учебный год.

№ п/п

Дата проведения урока

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Повторение

(указать тему)

Практическая часть/

Развитие речи

Внеклассное чтение

Примечание

Добукварный период. Обучение письму (17 часов)

1.

03.09-07.09

1

Пропись-первая учебная тетрадь. Правила посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи.

2.

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо элементов букв.

3.

3

Письмо овалов и полуовалов.

Классификация предметов на основе общего признака.

4.

4

Рисование бордюров. Воспроизведение сказки по серии картинок.

5.

5

Письмо длинных прямых наклонных линий. Деление слова на слоги. Знак ударения в схеме-модели слова.

6.

10.09-14.09

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу( влево) и короткой наклонной линии с закруглением внизу ( вправо). Слого- звуковой анализ слова.

7.

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху ( влево) и  длинных линий с закруглением внизу (вправо). Составление рассказов по иллюстрациям в прописи.

8.

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Сравнение элементов письменных и печатных букв.

9.

9

Письмо коротких и длинных  наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Слого- звуковой анализ слова.

10.

10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных  линий с петлёй вверху и внизу.

11.

17.09-21.09

11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

12.

12

Строчная и заглавная буква А,а. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

13.

13

Строчная и заглавная буква О,о. Письмо предложения. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных.

14.

14

Строчная буква и. Сравнение печатной и письменной букв.

15.

15

Заглавная буква И. Заглавная буква в именах собственных. Составление устного рассказа по опорным словам.

16.

24.09-28.09

16

Строчная буква ы. Слого- звуковой анализ слова.

17.

17

Строчная и заглавная букваУ,у. Письмо предложения.

Букварный период (67 часов)

18.

1

Строчная и заглавная буквы Н,н.. Письмо слогов и слов с буквами Н,н..

19.

2

Строчная и заглавная буквы С,с. Деформированное предложение.

20.

3

Заглавная буква С,с. Восклицательное предложение.

21.

01.10-05.10

4

Строчная и заглавная буквы К,к. Оформление интонации на письме. Дефис.

22.

5

Строчная и заглавная буквы Т,т. Слого- звуковой анализ слова.

23.

6

Письмо слогов и слов с буквами Т,т.. Создание письменных текстов.

24.

7

Строчная и заглавная буквы Л,л. Обозначение интонации в письменной речи знаками «?», «!», «.»

25.

8

Повторение и закрепление написания изученных букв .

26.

08.10-12.10

9

Письмо слогов и слов с изученными буквами .Двоеточие. Кавычки.

27.

10

Строчная и заглавная буквы Р,р. Письменный ответ на вопрос.

28.

11

Строчная и заглавная буквы В,в  Оформление границ предложения.

29.

12

Строчная буква е.  Обозначение  буквой  е мягкости  предыдущего согласного на письме

30.

13

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Двойная роль буквы е .

31.

15.10-19.10

14

Заглавная буква Е. Оформление границ предложения.

32.

15

Строчная и заглавная буквы П,п.  Списывание с печатного шрифта.

33.

16

 Закрепление изученного.Письмо слогов и слов с изученными буквами.

34.

17

Строчная  буква м. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

35.

18

Заглавная буква М. Оформление границ предложения.

36.

22.10-26.10

19

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Запись и интонирование вопросительных предложений.

37.

20

Строчная  буква з. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

38.

21

Заглавная буква З. Запись и интонирование различных видов предложений.

39.

22

Строчная и заглавная буквы З,з. Составление письменного текста.

40.

23

Строчная и заглавная буквы Б,б. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

41.

05.11-09.11

24

Письмо слогов и слов с буквами Б,б. Единственное и множественное число существительных.

42.

25

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Оформление границ предложения.

43.

26

Строчная и заглавная буквы Д,д. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

44.

27

Строчная и заглавная буквы Д,д. Наблюдение за изменением  формы числа существительного.

45.

28

Заглавная буква Д.  составление рассказа с использованием поговорки.

46.

12.11-16.11

29

Строчная  буква я. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

47.

30

Заглавная буква Я. Двойная роль буквы я. 

48.

31

Строчная и заглавная буквы Я,я. Обозначение буквами а-я твердости\мягкости предыдущего согласного.

49.

32

Строчная и заглавная буквы Я,я. Многозначность слов.

50.

33

Строчная и заглавная буквы Г,г. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

51.

19.11-23.11

34

Письмо слогов и слов с буквой Г,г. Число имени сущесвительного.

52.

35

Строчная  буква ч. Слого- звуковой анализ слова.

53.

36

Письмо слогов и слов с буквой ч. Правописание ча,чу. Личные местоимения .

54.

37

Заглавная букваЧ. Правописание имен собственных.

55.

38

Буква ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

56.

26.11-30.11

39

Письмо слов и слогов с буквой ь в конце и в середине слова. Образование существительных с помощью суффикса –к-.

57.

40

Строчная и заглавная буквы Ш,ш. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

58.

41

Правописание имен собственных. Письмо слогов и слов с буквой ш.

59.

42

Правописание сочетания ши. Списывание с печатного шрифта.

60.

43

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Анализ предложений. Составление рассказа по иллюстрации.

61.

03.12-07.12

44

Строчная  буква ж. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

62.

45

Заглавная буква Ж. Правописание имен собственных.

63.

46

Правописание сочетания жи. Запись предложений, оформление .

64.

47

Строчная  буква ё. Двойная роль буквы ё. Письмо слогов и слов с буквой ё.

65.

48

Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. правописание сочетаний жи-ши.

66.

10.12-14.12

49

Заглавная буква Ё. Составление устного рассказа по серии картинок.

67.

50

Строчная и заглавная буквы Й,й. Признаки  предмета. Употребление имён прилагательных в речи.

68.

51

Строчная  буква х. Письмо слогов и слов с буквой х.

69.

52

Заглавная буква Х. Признаки предмета. Слова, противоположные по смыслу.

70.

53

Строчная и заглавная буква Х,х. Правописание  парных согласных на конце слова.

71.

17.12-21.12

54

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

72.

55

Строчная и заглавная буквы Ю,ю. Двойная роль буквы ю. Звуки- смыслоразличители.

73.

56

Письмо слогов и слов с буквой Ю,ю. Правописание имен собственных.

74.

57

Строчная и заглавная буквы Ц,ц. Характеристика звука.

75.

58

Письмо слогов и слов с буквой Ц,ц. классификация понятий, объединение в группу по общемупризнаку.

76.

24.12-28.12

59

Письмо слогов и слов с буквами Ц,ц  и другими изученными буквами. Правописание гласных после ц.

77.

60

Строчная буква э. Слого- звуковой анализ слова. Указательные местоимения.

78.

61

Заглавная буква Э.  Работа над деформированным предложением. Тире.

79.

62

Строчная буква щ. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

80.

63

Правописание сочетаний ща,щу.  Списывание с печатного и письменного шрифта.

81.

10.01-11.01

64

Заглавная буква Щ. Правописание сочетаний ща,щу. Сочинение рассказа по заданному началу.

82.

65

Строчная и заглавная буквы Ф,ф. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв.

83.

14.01-18.01

66

Письмо изученных букв, слогов. Списывание с печатного и письменного шрифта.

84.

67

Строчные буквы ь,ъ. Функция букв ь,ъ. Списывание с печатного и письменного шрифта.

Послебукварный период ( 20 часов + 6 резервных часов = 26 часов)

85.

1

Оформление предложений.

86.

2

Слова , отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»

87.

3

Слова , отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

88.

21.01-25.01

4

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», « Что сделать?»

89.

5

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», « Что сделать?»

90.

6

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», « Какая?», «Какое?», « Какие?»

91.

7

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», « Какая?», «Какое?», « Какие?»

92.

8

Предлоги

93.

28.01-01.02

9

Местоимения

94.

10

Правописание безударных гласных в корне слова.

95.

11

Правописание слов с безударными гласными в корне.

96.

12

Правописание слов с безударными гласными в корне.

97.

13

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

98.

04.02-08.02

14

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

99.

15

Правописание ча-ща.

100.

16

Правописание чу-щу.

101.

17

Правописание сочетаний чк, чн, щн без мягкого знака.

102.

18

Заглавная буква в именах собственных.

103.

18.02-22.02

19

Заглавная буква в кличках животных.

104.

20

Основа предложения. Главные члены предложения.

105.

21р.ч.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

106.

22 р.ч

Деление слов на слоги

107.

23 р.ч

Слог. Перенос слов.

108.

26.02-01.03

24 р.ч

Алфавитный порядок слов

109.

25 р.ч

Алфавитный порядок слов

110.

26 р.ч.

Обозначение мягкости и твердости согласных гласными буквами.

Систематический курс (50 часов)

Наша речь ( 2 часа)

111

1

Знакомство  с учебником.  Язык и речь , их значение  в жизни людей. Виды речи.

112

04.03-07.03

2

Русский язык — родной язык русского народа. Речь устная и письменная.

Текст, предложение, диалог (3 часа)

113

1

Текст (общее представление).  Заголовок текста. Смысловая связь предложений в тексте.

114

2

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.  Установление связи слов в предложении.

115

3

Диалог. Знаки препинания в конце предложения.

Слова, слова, слова… (4 часа)

116

11.03-15.03

1

Слово. Роль слов в предложении. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

117

2

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Тематические группы слов.

118

3

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

119

4

Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (6 часов)

120

1

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

121

18.03-20.03

2

Деление слов на слоги.

122

3

Перенос слов

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

123

4

Правила переноса слов.

124

01.04-05.04

5

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

125

6

Зависимость значения слова от ударения.

Знакомство с орфоэпическим словарём. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (34 часа)

126

1

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

127

2

Условные звуковые обозначения слов.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

128

3

Русский алфавит, или Азбука

Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

129

08.04-12.04

4

Значение алфавита Использование алфавита при работе со словарями.

130

5

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

131

6

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

132

7

Слова с буквой э.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

133

8

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

134

15.04-19.04

9

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

135

10

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

136

11

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

137

12

Закрепление изученного по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

138

13

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки

139

22.04-26.04

14

Согласные звуки Слова с удвоенными согласными.

140

15

 Буквы Й и И. 

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

141

16

Твёрдые и мягкие согласные звуки 

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

142

17

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. 

143

18

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

144

29.04-03.05

19

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

145

20

Использование  на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.

146

21

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

147

22

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

148

06.05-10.05

23

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

149

24

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.

150

25

Закрепление изученного по теме:«Согласные звонкие и глухие».

151

26

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). Способы проверки парных согласных

152

13.05-17.05

27

Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Проект «Скороговорки».

153

28

Контрольное списывание

154

29

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

155

30

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

156

31

Шипящие согласные звуки Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»

157

20.05-24.05

32

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах. кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

158

33

Заглавная буква кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). Развитие речи. Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

159

34

 Итоговый контрольный диктант.

Повторение (1 час)

160

1

Повторение изученного за год.

161-165

Резервные часы


Итого количество часов:

По программе

165

163

2

Выполнено

Было по программе 20 резервных  часов. Использовала  3 часа на обучение чтению в букварный период, 6 часов на обучение чтению в послебукварный период, 6 часов на уроки письма в послебукварный период. Осталось 5 часов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/И.Г.Смолина/

«______» ______________ 2012г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № 17»

_______________ / ______________/

«______» ______________ 20____ г.

                     Или

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О.В./

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  «русский язык»

                                                                                                      для 1 класса

Составитель

Ускова Т.Д., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа составлена на основании примерной программы по русскому языку и учебно-методическому комплексу «Школа России». Автор учебника – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса.

      Рабочая программа составлена без внесений изменений в авторскую программу.

Основные цели курса:

 в системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную  цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических        задач:

  1. развитие        речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  2. освоение        первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение        умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
  4. воспитание        позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

                               Место учебного предмета в учебном плане

        В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

          Курс русского языка начинается с обучения грамоте.  

     

Предмет

Подготовительный период

Букварный период

Послебукварный период

Итого

Литературное чтение

14 часов

53 часа

16 часов

83 часа +9 ч. резерв=92 ч.

Русский язык

17 часов

67 часов

20 часов

104ч. + 11ч. резерв.=115 часов

Итого

31 часов

120 часа

36 часов

187ч. +20ч. резерв=207 часов

                             

Формы реализации программы:

фронтальная;

парная;

групповая;

индивидуальная.

                                       Методы реализации программы:

практический;

объяснительно – иллюстративный;

частично – поисковый;

исследовательский;

наблюдение;

проблемно – поисковый;

информативный. 

                               Содержание тем учебного курса

Наименование разделов и тем

Всего часов

Обучение грамоте ( 115часов)

1

Добукварный период

17

2

Букварный (основной) период

67

3

Послебукварный период

26 (из них 6 часов из резерва)

Резерв

5

Резерв учебного времени на букварный и послебукварный периоды составляет 5 часов.  Было по программе 20 часов ( 3 часа на обучение чтению в букварный период, 6 часов на обучение чтению в послебукварный период, 6 часов на уроки письма в послебукварный период)

Систематический курс (50 часов)

1

Наша речь

2

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова, слова, слова…

4

4

Слово и слог. Ударение

6

5

Звуки и буквы

34

6

Повторение

1

ИТОГО:

165 часов

Русский язык (50 ч.)

Наша речь (2ч)

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.

Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова … (4 ч)

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог (2 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).

Перенос слов (2 ч)

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Ударение (общее представление) (2 ч)

Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы (2 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Русский алфавит, или Азбука (2 ч)

Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. 

Гласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Ударные и безударные гласные звуки (5 ч)

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

Проверочный диктант.

*Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Согласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Слова с удвоенными согласными.

Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный

Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч)

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

*Слово с непроверяемым написанием: ребята.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч)

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Согласные звонкие и глухие (5 ч)

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

Проверочный диктант.

*Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Шипящие согласные звуки (5 ч)

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ.

*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

*Слово с непроверяемым написанием: машина.

Проверочный диктант.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»

Заглавная буква в словах (3 ч)

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения.

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Результаты изучения учебного предмета

Изучение Русского языка позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели образования младших школьников.

Предполагаемые результаты обучения по русскому языку:

метапредметные, предметные и личностные 

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

       определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Планируемые результаты обучения

  1. отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  2. осмысленно, правильно читать целыми словами;
  3. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  4. подробно пересказывать текст;
  5. составлять устный рассказ по картинке;
  6. называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  7. определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  8. обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  9. определять количество букв и звуков в слове;
  10. писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  11. ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  12. списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  13. находить корень в группе доступных однокоренных слов.

1. Речевые:

- соблюдать правила поведения во время общения, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения;

- замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре учебника.

- распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится;

- выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления, создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать;

- в соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «Как правильно говорить?».

2. Грамматические:

- на слух определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (слева - большой буквой, а справа - точкой и в ясных случаях - вопросительным или восклицательным знаком); членить предложения на слова;

- распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать вопросы кто? что? какой? какая? какие? и др.), отличать от слов-названий слова-помощники и слова-указатели;

- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, частичный и полный: распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове и отражать результаты анализа в звуковой модели (закрепление);

- фиксировать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции «звуковых значков»). Читать записи, сделанные «значками звуков» и осознанно переводить их в буквенные;

- правильно обозначать твердость и мягкость согласных и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками). Обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твердости и мягкости, звука [й'], а также пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных;

- правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту;

- использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника.

3. Орфографические:

- обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, парности по глухости – звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости-звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила;

- применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- пользоваться словарем учебника «Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах;

- списывать и писать под диктовку учителя текст объемом 15-18 слов, соблюдать требования каллиграфии при письме; - выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошел, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 1 класса.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  1. виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
  2. оформление предложений на письме;
  3. смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  4. слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  5. различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
  6. звук и буква и;
  7. слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
  8. гласные ударные и безударные;
  9. согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  10. согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
  11. согласные, парные по звонкости и глухости;

•        соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель.

Использовать приобретённые знания и умения в  практической   деятельности и повседневной жизни для:

  1. передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
  2. соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
  3. оформление на письме предложений;
  4. деление слов на слоги и для переноса;
  5. определение ударного слога в слове;
  6. использование прописной буквы в именах собственных;
  7. написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  8. обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
  9. правильного написания слов типа пень, яма;
  10. правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
  11. четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
  12. правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
  13. письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
  14. устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

Особенности организации контроля по русскому языку

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.

                                       Список литературы:

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2009.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009.

Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2009.

Сухин И.Г., Яценко И.Ф.,  Азбучные игры, 1 класс, М.:ВАКО, 2009.

Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Прописи к «Русской азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение.

        О.Н.Крылова,  Тесты по обучению грамоте, в 2 частях, 1 класс, М: Экзамен, 2010.

Русский язык: учебник для 1 класса. Автор В.П. Канакина. Москва: Издательство «Просвещение», 2011.

Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку,     Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2009.

Потураева Л.Н. Проверь себя, Тесты, под редакцией Н.А. Сениной,  1 класс, Ростов: Легион, 2010. С учётом стандартов второго поколения.

Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс, М.: Издательство «Экзамен», 2011- По новому образовательному стандарту (второго поколения).

        Примерная программа начального общего образования по русскому языку.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
  2. Касса букв и сочетаний.
  3. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  4. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.
  5. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).
  6. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
  7. Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
  8. Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.
  9. Магнитофон.
  10. Мультимедийный проектор.
  11. Компьютер.
  12. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  13. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по русскому языку ФГОС 2 класс

Рабочая программа и КТП по  русскому языку "Школа России"  по ФГОС 2 класс...

Рабочая программа и КТП по русскому языку (3 - 4 четверти). 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

              Технологическая карта (№ 2)                         по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Русский язык» (авторы: В.Г.Горецкий,, В.П. Канакина «Русский язык») для 1 класса на 2012-2013 уч. год ФГОС «Школа России»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторской пр...

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС.

Технологическая карта по русскому языку. Составитель: учитель БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС.

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС....

рабочая программа по ФГОС НОО русский язык 3 класс школа России

Рабочая программа по ФГОС НОО русский язык 3 класс школа России...