Правописание суффиксов ИК,ЕК. 3 класс. УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" к учебнику В.Канакиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_ikek.ppt | 1.08 МБ |
pravopisanie_suffiksov_ikek.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 3 класс II четверть.
Тема урока: Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов -ик, -ек.
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания
суффиксов -ек, -ик.
Задачи урока:
- учить учащихся писать слова с суффиксов -ик, -ек;
- расширять представление учащихся о правописании приставок и суффиксов;
- продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха;
- продолжать развивать умения работать в парах;
- совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки
каллиграфического навыка;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 3 класса (авт. В.П.Канакина),
презентация к уроку, карточки с заданием.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Начинаем урок русского языка.
- Чему мы учимся на уроках русского языка? (красиво и грамотно
писать)
- Для чего мы этому учимся? (чтобы быть грамотными, а значит
культурными.)
- Откройте тетради.
II. Чистописание.
- Как всегда начинаем урок с минутки чистописания.
- Посмотрите на ряд слов.
- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву,
которую мы будем писать на минутке чистописания.
Норка дочка книжка
- Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.
Кк кк к к к к ка рк чк жк
- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?
- Что такое суффикс?
- Какое значение придает суффикс - к этим словам? (умен.-ласкат.)
-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с
таким же суффиксом.(берёзка, осинка).
- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
- Посмотрите на доску. (Слайд)
- Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а
какие - приставками? Выпишите сначала приставки, потом
суффиксы.
Проверка.
- Назовите приставки, которые вы выписали.
(Слайд - Приставки: за, под, по, над, на, про).
- Перечислите суффиксы, которые вы записали.
(Слайд - Суффиксы: -еньк, -очк, -ость, -чик, -ек, -ик).
- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и
суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают
суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- У меня для вас есть слова. Прочитайте их. (Слайд).
Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к.
- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, вазочка, ключ?к.
- Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).
- Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае
пишется -ек, а в каком -ик.
(Слайд)
ключ _к
?
-ек -ик
- Если мы откроем этот секрет, то сможем открыть замочек на
волшебном ларчике.
IV. Работа по теме урока.
- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
(существительное)
- На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)
- Разделите слова в два столбика.
- В каждой паре слов выделите суффикс.
- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно
их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в
суффиксе).
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.
Кузнечик кузнечики Орешек орешки
Птенчик птенчики Горошек горошки
- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении
формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и.
Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в
суффиксе слов во мн. числе.
А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах
ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).
- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?
(Слайд).
Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик - кузнечики).
Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек - орешки).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 119.
- Прочитаем правило.
Физминутка.
V. Закрепление нового материала.
- Ребята, кто запомнил когда пишется -ек, а когда -ик?
- Давайте на основе этого правила попробуем объяснить написание слов.
- Найдите упр. 243.
- Прочитайте 1 пару слов. Объясните написание суффикса -ек.
Запишите эту пару в тетрадь, обозначьте орфограмму.
- Дальше продолжим также.
- Итак, давайте сформулируем какие действия надо выполнять, чтобы выбрать нужный суффикс.
(Слайд)
- Изменяем форму слова (один, много)
- Смотрим на гласную в суффиксе.
- Если сохранилась, то пишем -ик;
Если исчезла, то пишем -ек.
- Эти знания нам помогут выполнить упр. 244 на с. 120.
- Вы видите слова с пропущенными буквами в суффиксе.
Поработайте в парах: обсудите, какие из данных слов имеют суффикс -ек, а
какие - суффикс -ик. Какое значение вносят эти суффиксы в слово?
- Назовите слово в котором вы напишите суффикс -ик. Почему?
- Назовите слово в котором вы напишете суффикс -ек. Докажите.
- какие действия вы выполняли когда решали какой суффикс нужно
вставить?
- Теперь я убедилась, что вы справитесь с д/з.
- В начале урока перед нами встал вопрос…
(Слайд)
ключ _к
?
-ек -ик
…Какую букву нужно писать в слове ключик?
- Кто может теперь ответить на этот вопрос? Почему ты так думаешь?
Молодцы.
Итак, (Слайд)
Мы отыскали секрет_к и замоч_к на ларч_ке открыли.
- Посмотрите на предложение. Докажите, какую букву нужно вставить в слова. Запишите предложение, выделите суффикс.
Какой суффикс выделили?
VI. Итог урока.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Поднимите руку кто считает, что он понял какую букву нужно писать в
словах с суффиксами -ик, -ек?
- Кто испытывал трудности? В чём?
- На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в
словах.
VII. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков».
еньк
за
по
под
на
ость
над
очк истететель
про
ек
ик
чик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание суффиксов -ик -ек ". УМК "Школа России" 3 класс
Урок русского языка в 3 классе...
технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"
карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...
Презентация к уроку по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"
презентация для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"...
Правописание слов с суффиксами -ек, -ик Русский язык 3 класс "Школа России"
формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;способствовать...
Правописание непроизносимых согласных 3 класс Школа России
Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Правописание непроизносимых согласных". УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме: "Правописание суффиксов - ик - и -ек -"
.....................................................................
Правописание заглавной буквы. 1 класс "Школа России"
Презентация "Правописание заглавной буквы в словах" . "Школа России" 1 класс (1 урок)...