Урок-праздник "Прощание с Азбукой" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Канькова Елена Александровна

 

Урок – праздник  обучения грамоте в  1 классе по программе «Школа России»

Учитель  Канькова Е.А.

Тема: «Прощание с Азбукой. Проект: «Живая Азбука»»

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – праздник  обучения грамоте в  1 классе по программе «Школа России»

Учитель  Канькова Е.А.

Тема: «Прощание с Азбукой. Проект: «Живая Азбука»»

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

.         развитие познавательной активности и творческих способностей детей через работу в группах;

·         развитие  мыслительных операций в ходе игры;

·         воспитание у учащихся интереса  к чтению;

Оборудование: ТСО: музыкальный центр, диск с песнями «Школьные годы», «Учат в школе», «Школьная страна», « Из чего же..».  Проектор со слайдами кроссворда, доска для слайдов. Плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!».

                                            Ход урока – праздника.

Под песню «Школьные годы» дети заходят и садятся по своим местам.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня у нас в школе праздник. В гости к первоклассникам пришли выпускники начальной школы, чтобы поздравить всех с окончанием первой школьной ступени – изучения Азбуки!  Сегодня  мы предлагаем в честь окончания нашего первого учебника отправиться в путешествие по «Азбуке» от станции А до Я!

Чтецы:

1). В поезд можете садиться

Этот поезд быстро мчится

От границы до границы,

По степи до синих гор

На зелёный светофор.

2). В школу он спешит

К нам на Праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на Праздник

Это каждый знает.

Мчится поезд – первоклассник

Скорость набирает.

3). Прибавляет от пути

К трём четыре,

Два к пяти.

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит.

4).  Так садись в счастливый поезд

И помчим от А до Я

Нынче в нашей школе Праздник-

Славный Праздник Букваря!

Учитель: А как по другому называется наша книга школьников?

Дорогие ребята, совсем недавно, 1 сентября, вы впервые переступили порог нашей школы. Ко всем первоклассникам в этот день пришли миллионы букварей и азбук. Каждая девочка и каждый мальчик прочитала в этих книгах свои первые слова: МАМА, РОДИНА, ШКОЛА

Чтецы:

1).  С Азбукой я в первый раз

 Пришёл  в свой  первый светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

Умею я читать!

2). Азбука – родная книжка

Для девчонки и мальчишки.

В Азбуке – загадки, сказки

И картинки в ярких красках!

Буквы, слоги  и слова –

Закружилась голова!

3). Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книгу прочить

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звёзды и моря

Без Азбуки не обойтись, друзья!

( входит Азбука)

      Азбука: Что это вы говорите про меня? Я пришла к вам 1 сентября и останусь с вами на всю Жизнь! Я буду напоминать вам о первом школьном  дне, о самой первой вашей ступеньке к вершине знаний!

       Я Азбука учу читать!

Меня никак нельзя не знать!

Меня изучить хорошо

И сможешь ты тогда

Люблю книжку прочитать

Без всякого труда!

А в книгах есть про всё, про всё:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь, и молнии и гром

Про свет, тепло и газ!

(обращаясь к первокласснику)

 Хочешь многое узнать –

 Научись, малыш, читать!

         Первоклассник (недовольно):

И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти!

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас!

Попрошу купить компьютер.

Буду целый день играть,

В интернет письмо писать!

Азбука:

Погоди, не торопись.

Лучше к школе приглядись!

А уйти всегда сумеешь

И включиться в интернет.

Грамотой не овладеешь-

Подключаться толку нет!

Насмешишь весь белы свет!

Первоклассник:

Как же так? Ведь я читаю!

Цифры знаю, Буквы знаю!

Азбука (показывая букву Р):

Это тоже?

Первоклассник:

Ну а как же?

Скажет каждый во дворе-

Перед нами буква «Ре»!

(выходит буква «Р»):

Я не «ре», не «ре», не «ре»-

Хоть пишусь я во дворе.

Ты меня найдёшь в горах,

Тундре, речке, берегах.

Рокочу я громким громом

И реву звериным ревом.

Вот тигриным, например!Моё имя буква «ЭР»!

Первоклассник:

Извините, я не знал,

Что неправильно читал!

Учитель:

Чтобы не делать подобных ошибок, нужно хорошо учиться. А чему же учат в школе? Споём вместе! (Песня «Чему учат в школе»)

Азбука:

Я пришла к вам не одна! 33 родных сестрицы писанных красавицы в одном городе живут и по всюду славятся. Кто же пришёл со мной вместе?

Учитель:

Ребята, а какие буквы мы знаем? (ответы ребят)

Проведём перекличку:

- гласные! (здесь)

- согласные! (здесь)

- буквы не обозначающие звуков! (здесь)

Учитель:

Буквы – значки как бойцы на парад

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все (хором ) АЛФАВИТ!

Учитель:

Послушаем, что каждая буква поведает нам.

(буквы выходят и строятся по алфавиту)

А:

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где- то!

Б:

Бегемот разинул рот.

Булки просит бегемот.

В:

Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено

Г:

Гриб растёт среди дорожки

Голова на тонкой ножке.

Д:

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил как долотом.

Е и Ё:

Ель на ёжика похожа.

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж:

Жук упал и встать не может.

Ждёт он кто ему поможет.

З:

Звёзды видели мы днём

З арекою, над Кремлём!

И:

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

К:

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

Л:

Лодки по морю плывут.

Люди веслами гребут.

М:

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёда, много пчёл!

Н:

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

О:

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он – козёл!

П:

Панцирь носит черепаха.

Прячет голову от страха.

Р:

Роет землю старый крот.

Разрыхляет огород.

С:

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

Т:

Таракан живёт за печкой

То- то тёплое местечко.

У:

Ученик учил уроки.

У него в чернилах щёки.

Ф:

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

Х:

Ходит по лесу хорёк.

Хищный маленький зверёк.

Ц:

Цапля важная носатая

Целый день стоит, как статуя.

Ч:

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ш:

Школьник. Школьник, ты силач.

Шар земной несёшь, как мяч.

Щ:

Щёткой чищу я щенка.

Щекочу ему бока.

Э:

Эта кнопка и шнурок

Электрический шнурок.

Ю:

Юнга- будущий матрос

Южных рыбок нам привёз.

Я:

И сказала буква Я:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит-

(все) Гол! Закончен алфавит!

Учитель:

Уважаемая Азбука! Ребята не мало потрудились прежде, чем  выучили все буквы. Вот послушай, как это было!

Первоклассники:

1) Ежедневно по утрам

    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз,

    А учитель учит нас.

2) Ель, топор, лопата, руки-

    В каждом слове слышим… (звуки)!

3) Звуки эти разные-

    Гласные, согласные!

4) Гласные тянутся к песенке звонкой,

    В тёмном лесу- звать и аукать,

    И в колыбельке сестрёнку баюкать,

    Но не желают свистеть и ворчать!

5) А согласные согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь!

6)Ссссс- змеиный слышен свист.

7) Шшшш- шумит опавший лист.

8) Жжжж- шмели в саду жужжат.

9)Рррр – моторы тарахтят.

10) Дружат гласная с согласной

Составляют вместе слог:

Ма и ША, а вместе МАША

К нам явились на урок.

11)  Если слоги встанут рядом

       Получаются слова.

       ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.

       СО и ВА – всего- СОВА!

12) МИ-ЛА МЫ-ЛА РУ-КИ МЫ-ЛОМ.

      МА-ША КА-ШУ ВА-РИТ НАМ.

      Чтоб скорей и легче было,

      Всё читайте по слогам!

13) Соединили мы два слова-

      И предложение готово!

      Дождь идёт. Шумит гроза

      Улетела стрекоза.

14)Мы знаем буквы, знаем слоги…

15) Умеем говорить, читать…

16) И постепенно, понемногу..

(все дети) Мы научились все читать!

17) Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать

Не надо бабушку трясти:

«Прочитай, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

Учитель:

Наши ребята хорошо учатся. А ещё они умеют петь песни. Послушайте песню в их исплнении.

(Первоклассники исполняют песню)

 «Из чего же, из чего же, из чего же»:

 Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек,

Из линеек и батареек

Сделаны наши мальчишки.

 Из чего же, из чего же, из чего же

   Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки.

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки.

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки.

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки.

(Слова: Я. Хелемский

Музыка: Ю.Чичкова)

Забегает Незнайка, размахивая конвертом.

Незнайка:

- Здравствуйте, ребята! Я  спешил на праздник и немного опаздал. Я нёс для вас слова, но упал, и все слова перпутались!

Учитель:

Надеюсь ты не сильно ушибся? А то, что слоги рассыпались- не беда! Ребята, поможем собрать из слогов слова?

(Незнайка раздаёт конверты со слогами каждому классу)

   

НО-ЖИ    МЫ-ШИ    ЧА-ЩА

ЛЫ-ЖИ    ШИ-ЛО     ТУ-ЧА

ЧИ-ЖИ     ШИ-НА     РО-ЩА

ЩУ-КА     ЧУ-ДО      ЧИ-ЩУ

Незнайка:

- Молодцы! А на какие правила ваши слова?

Незнайка:

- Раз вы всё так хорошо знаете, разгадайте ка кроссворд. Это может сделать только начитанный человек?

(Азбука помогает записывать слова)  

1. Почтальон  из Простоквашино. (Печкин)

2. Как  звали папу Буратино? (Карло)

3. Имя друга Чебурашки. ( Гена)

4.Медвежонок Вини- (Пух)

5, Пёс  для дяди Фёдора. ( Шарик)

6. Несла бабушке пирожок и горшочек масла. У неё красная… (шапочка)

7. Кто  не хотел копать картошку? (Антошка)

8. Друг  Винтика. (Шпунтик)

9. Этот коротышка  плохо учился. (Незнайка)

-  Название какого сказочного героя получилось в выделенных клетках? (Чебурашка)

Учитель:

Вы прочли Азбуку до корки.

Вам по чтению пятёрки!

Позади не лёгкий труд

Слогового чтения.

Вам сегодня выдают Удостоверения!

В том, что Азбуку прочли,

Полный курс наук пошли,

И теперь без передышки

Прочтёте вы любые книжки!

 (вручение удостоверений)

Азбука:

- Прежде, чем я попрощаюсь с вами, я должна познакомить вас со своей сестрой «Родной речью». А а гости я к вам она пришла не одна, а со школьным библеотекарем.  (слово библеотекарю)

Родная речь:

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной!

Мой чистый вид всегда опрятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай

И корешок не поломай!

 Меня в обложку оберни,

Где взял меня, туда верни!

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Учитель:

Сегодня на празднике ваши родители. Они тоже хотят поздравить вас! (слово родителям)

Учитель:

В заключении праздника прочтём все вместе с доски:

До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Азбука читать научит,

Тех, кто в первый класс придёт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...