Творческая работа со словом (факультатив)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3,4 класс) на тему
В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу "Творческая работа со словом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_so_slovom_3_kl.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ /Кучина Л.С./ Протокол № _______ от «_______» _______2012г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 6» _____________ /Колпащикова Л.М./ «_________»____________2012г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ №6 _______Вохменцева Т.И. «____»_______2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВОМ»
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель начальных классов
Крывуша Галина Сергеевна
г. Комсомольск –на – Амуре
2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка
Основной задачей модернизации российского обраэования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Факультативный курс « Творческая работа со словом » предназначен для учащихся начальной школы на 3 года изучения (105 часов) со 2 по 4 классы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.
Целесообразность введения данного факультатива состоит в том, что его содержание, формы его организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Факультатив позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.
Целью данного факультативного курса является углубление и развитие знаний о русском языке и выход учащихся на творческие приложения изученного теоретического материала.
Задачи курса:
- систематизировать, углублять и расширять знания, формируемые в основных курсах русского языка и литературного чтения;
- знакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;
- учить понимать и чувствовать нравственно-эстетическую ценность русского слова, звучащего и письменного;
- развивать интерес и желание к свободному сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;
- обеспечить более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основных курсов русского языка и литературного чтения, практическую деятельность детей.
Факультатив «Творческая работа со словом» имеет общеобразовательное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.
Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов факультативного курса позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.
Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Проведено фактически | Примечание |
« Художественные тексты» | ||||
1 | Речь и средства выразительности | 9ч | ||
2 | Текст и работа с текстом | 8ч | ||
3 | Анализ художественных произведений | 10ч | ||
4 | Клуб сочинителей | 8ч | ||
Итого | 35ч |
В результате изучения курса учащиеся приобретут:
- представления о роли языка в познании мира, языковых методах исследования;
- знания о различных лингвистических методах и приемах творческой работы со словом;
- умения:
- работать с различными источниками информации;
- анализировать тексты, интерпретировать их, делать умозаключение;
- представлять результат своей самостоятельной творческой деятельности;
- участвовать в экспертизе работ своих одноклассников; решать типовые, а также занимательные и нестандартные задания по русскому языку и литературному чтению.
Календарно- тематическое планирование 4 класс «школа 2100»
№ ур. | Дата | Тема раздела, тема урока | Кол. час. | Основные понятия | Базовые знания | Характеристика деятельности учащихся | Форма и вид контроля |
1 четв 1/1 | 04.09 | Речь и средства выразительности Речь и средства выразительности. Главные члены предложения | 9ч 2 | средства выразительности речи; вводные слова, обращения знаки препинания; риторика. | знать способы выражения речи на письме; знать виды предложений и порядок слов в них; знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно | владеть способами передачи письменной речи; уметь применять правила пунктуации; владеть основными приёмами риторики. | Практические и творческие работы 1. Чтение произведений с использованием правил риторики. 2. Игры. 3. Ис следования возникновения знаков препинания 4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью». |
2/2 | 07 | Виды предложений по интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные (эмоциональная окраска) | |||||
3/3 | 15 | Порядок слов в предложении. | 2 | ||||
4/4 | 22 | Риторика. Логические ударения в предложении. | |||||
5/5 | 29 | Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками. | 2 | ||||
6/6 | 06.10 | Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками. | |||||
7/7 | 13 | История знаков препинания. | 1 | ||||
8/8 | 20 | Способы передачи прямой речи. Диалог. | 2 | ||||
9/9 | 27 | Правила пунктуации. | |||||
2 четв 10/1 | 10.11 | Текст и работа с текстом Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи. | 8ч 2 | стили речи; составные части текста выразительное чтение средства выразительного чтения | знать стили речи; знать составные части текста; знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма | владеть способами и приёмами выразительного чтения уметь подбирать эпиграфы к творческим работам; уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов. | Практические и творческие задания 1. Изучение языка текста. 2. Выразительное чтение художественных текстов. 3. План составления собственного текста. 4. Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко |
11/2 | 17 | Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста. | |||||
12/3 | 24 | Исследование изобразительных средств языка. | 1 | ||||
13/4 | 01.12 | Использование риторики в работе с текстом. | 1 | ||||
14/5 | 08 | Проба пера: « Учимся писать рассказ». | 2 | ||||
15/6 | 15 | Проба пера: « Учимся писать рассказ». | |||||
16/7 | 18 | Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко, | 2 | ||||
17/8 | 25 | Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко, | |||||
3 четв 18/1 | 15.01 | Анализ художественных произведений Комплексный подход к анализу художественного произведения. | 10ч 2 | комплексный подход к анализу произведений сочинительство смысловые типы речи спектакль художественная речь газета | знать подходы к анализу произведений; звать стили речи, их отличия; знать смысловые типы речи, их отличия | уметь анализировать тексты; уметь определять настроение текста; уметь слушать речь; уметь вести обсуждение просмотренного спектакля | Практические и творческие задания 1. Анализ произведений. 2. Просмотр спектакля и его обсуждение. 3. Твор ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация). |
19/2 | 19 | Определения темы, цели, языка. Настроение текста | |||||
20/3 | 26 | Стили литературной речи: разговорный, научный, официальный. Их особенности. | 2 | ||||
21/4 | 02.02 | Стили литературной речи: художественный, публицистический. Их особенности. | |||||
22/5 | 09 | Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском языке. | 2 | ||||
23/6 | 18 | Письменное слово и образ. | |||||
24/7 | 02.03 | Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др. | 1 | ||||
25/8 | 09 | Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь. | 1 | ||||
26/9 | 16 | Анализ просмотренного спектакля. Сценическая и художественная речь. | 1 | ||||
27/10 | 19 | «Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль). | 1 | ||||
28 | 06.04 | Клуб сочинителей Сочинительство н мышление. | 8ч 1 | портфолио; презентация; сценарии. | знать приемы составления сценария к инсценировкам сказок, | уметь показать свои результаты в творческой работе. | Практические и творческие задания 1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей. 2. Презентация творческих работ детей. 3. Праздник. |
29 | 13 | Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению. | 2 | ||||
30 | 20 | Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению. | |||||
31 | 27 | Портфолио детских сочинений. Презентация детских творческих работ: «Письмо в будущее» | 2 | ||||
32 | 04.05 | Портфолио детских сочинений. Презентация детских творческих работ: «Письмо в будущее» | |||||
33 | 11 | Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений | 2 | ||||
34 | 18 | Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений | |||||
35 | 25 | Праздник для родителей. | 1 |
Календарно- тематическое планирование 3 класс «Школа 2100»
№ ур. | Дата | Тема раздела, тема урока | Кол. час. | Основные понятия | Базовые знания | Характеристика деятельности учащихся | Форма и вид контроля |
1 | 05.09 | Раздел1ю Звуки и буквы (7 часов) Возникновение пмсьменности. История «изображения букв» | 1 | средства выразительности речи; вводные слова, обращения знаки препинания; риторика. | знать способы выражения речи на письме; знать виды предложений и порядок слов в них; знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно | владеть способами передачи письменной речи; уметь применять правила пунктуации; владеть основными приёмами риторики. | Практические и творческие работы 1. Чтение произведений с использованием правил риторики. 2. Игры. 3. Ис следования возникновения знаков препинания 4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью». |
2 | 12.09 | Старославянская азбука и её создатели. | 1 | ||||
3 | 19.09 | Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Ааграммы. | 1 | ||||
4 | 26.09 | Мир фонетики и графики. | 1 | ||||
5 | 03.10 | Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи. | 1 | ||||
6 | 10.10 | Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате» | 1 | ||||
7 | 17.10 | Обсуждение перевод в стихотворном виде И.А. Бунина книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате» | 1 | ||||
8 | 24.10 | Раздел 2. Разделы русского языка (10 часов) Разделы русского языка. | 1 | ||||
9 | Забавные приключения в стране Морфологии. | 1 | |||||
10 | Морфология в занимательных играх. | 1 | Стили речи; составные части текста выразительное чтение средства выразительного чтения | знать стили речи; знать составные части текста; знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма | владеть способами и приёмами выразительного чтения уметь подбирать эпиграфы к творческим работам; уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов. | Практические и творческие задания 1. Изучение языка текста. 2. Выразительное чтение художественных текстов. 3. План составления собственного текста. 4. Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко | |
11 | Части речи. Части речи и чувств. | 1 | |||||
12 | Грамматическое значение слов. | 1 | |||||
13 | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их. | 1 | |||||
14 | Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет» | 1 | |||||
15 | Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово, словосочетание в предложении. | 1 | |||||
16 | Лексика русского языка. | 1 | |||||
17 | Творческая работа: «Мои первые сказки» | 1 | |||||
18 | Раздел 3. Слово и язык (12 часов) Слово и язык. Словообразование. | 1 | комплексный подход к анализу произведений сочинительство смысловые типы речи спектакль художественная речь газета | знать подходы к анализу произведений; звать стили речи, их отличия; знать смысловые типы речи, их отличия | уметь анализировать тексты; уметь определять настроение текста; уметь слушать речь; уметь вести обсуждение просмотренного спектакля | Практические и творческие задания 1. Анализ произведений. 2. Просмотр спектакля и его обсуждение. 3. Твор ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация). | |
19 | Понятие о морфемах. Смысловая роль слова. | 1 | |||||
20 | Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов» | 1 | |||||
21 | Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры. | 1 | |||||
22 | Поэтическое слово. Учимся писать стихи. | 1 | |||||
23 | Мои любимые стихи русских поэтов. | 1 | |||||
24 | Чтение стихов. Конкурс чтецов. | 1 | |||||
25 | Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи» | 1 | |||||
26 | Проба пера. «Учимся писать стихи» | 1 | |||||
27 | Оформление деловых бумаг.: письма, заметки, отзывы. | 1 | |||||
28 | Творческая работа: « Я пишу письмо». | 1 | портфолио; презентация; сценарии. | знать приемы составления сценария к инсценировкам сказок, | уметь показать свои результаты в творческой работе. | Практические и творческие задания 1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей. 2. Презентация творческих работ детей. 3. Праздник. | |
29 | Творческая работа: «Я пишу отзыв» | 1 | |||||
30 | Раздел 4. О словарях (6 часов) Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др. | 1 | |||||
31 | Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке.. | 1 | |||||
32 | Словарные статьи, слово в них. | 1 | |||||
33 | Энциклопедии. Виды их. Работа с ними. | 1 | |||||
34 | Творческая работа : «Словарь настроения» | 1 | |||||
35 | Праздник для родителей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа Все буквы в слове УЧИТЕЛЬ-заглавные
Эссе - размышление о профессии УЧИТЕЛЬ....
Развитие творческого воображения учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием
Я представила виды работы по развитию творческого воображения детей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Творческая работа со словом» для 3 класса
Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показа...
Областногй конкурс творческих работ учащихся "Вечное слово"
Творческие сочинения учащихся 4 класса...
Сборник творческих работ по проекту "125 слов о Новосибирске"
РАССКАЗЫ И СКАЗИ О НОВОСИБИРСКЕ...
Творческая работа Зощенко "Золотые слова"
Творческая работа для 3 класса...
Творческая работа "Словарные слова"
Творческая работа "Словарные слова"...