"1 и 2 спряжение глагола"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "1 и 2 спряжение глагола" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 класс (Рамзаева)
Тема «1 и 2 спряжение глагола»
Цели урока:
- Совершенствовать знания учащихся о глаголе;
- Учить определять спряжение глаголов;
- Способствовать формированию интереса к предмету.
Оборудование: Таблица «Глагол», разрезная таблица «Спряжение глаголов»,
портрет «Дядюшки Глагола», дракон и глагольчики- лилипутики, карточки для работы в парах, учебник, тетрадь. Ход урока.
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
еее иии ешь ишь
им им ет ит
3. Актуализация знаний учащихся.
А) Повторение ранее изученного материала о глаголе. - Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (глагол) -Что же уже рассказал нам о себе Дядюшка Глагол? {работа по таблице, которая составлялась на предыдущих уроках)
Я глагол
- часть речи;
- обозначаю действие предмета;
- отвечаю на вопросы что делает? что делал? что буду делать? и т.д.
- изменяюсь по временам и числам
- а в прошедшем времени по родам;
- имею неопределенную форму;
- в предложении чаще всего бываю сказуемым;
- спрягаюсь (-что значит спрягаться? т.е. изменяться по лицам и
числам), имею 1 и 2 спряжение/закрыто)
- Молодцы! Я очень довольна вашими ответами. А сейчас узнаем, как свои знания
вы можете применить на практике.
Б) Выборочный диктант с грамматическим заданием.
- Я буду диктовать вам слова, а запишите в тетрадь вы только глаголы. На потайную
доску выполнять задание пойдет .
Золото, веселая, пригрело, солнечное, у них, голосами, живем, говорить, суша,
решите.
-Определите у этих глаголов лицо, число, время.
пригрело - 3 лицо, ед.ч., прош. время, ср.род;
живем -1 лицо, мн.ч., наст, время;
говорить- неопределенная форма глагола, т.к. отвечает на вопрос что делать?
и имеет суффикс-ть;
решишь-2 лицо, ед.ч., буд. время.
Проверка.
4. Изучение нового материала.
А) Знакомство с новым материалом.
- А сейчас пришло время послушать новую историю Дядюшки Глагола.
Есть у меня друзья — глагольчики - лилипутики. Имена у них очень странные — совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён
— традиция! Зовут моих друзей -У(-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ),
-ЕТЕ (-ЁТЕ), -УТ (-ЮТ). А ещё - -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Ну вот, кажется, всех перечислил. Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зелёной чешуе. Он дохнул огнём, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.
Лилипутики –У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ),- ЕТ(-ЕТ), ЕМ (-ЕМ), -ЕТЕ (-ЕТЕ), и –УТ (-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького –У и его близнеца – Ю, низко поклонились злодею и сказали:»ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да я уже ЕМ, ЕМ!» - улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.
Зато лилипутикм -У (-Ю) (это другие -У (-Ю) — однофамилыцы тех, которых собирался съесть дракон), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ,. -ИТР, -АТ (-ЯТ) не испугались дракона-
«ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» — крикнул самый смелый лилипутам, которого так и звали -ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.
А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того — они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.
Лилипутики-трусишки -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ), -ЕТ (-ЁТ)7 -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (ЕТЕ),
-УТ (-ЮТ) остались в своем прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А лилипутики-смельчаки -У (-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его
ВТОРОСПРЯЖЕНСК.
-Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Кто сможет сделать вывод? (В русском языке глагол бывают 1и2 спряжения. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква ш (ё) относятся к 1 спряжению. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква и, относятся но 2 спряжению.)
Б) Составление таблицы.
-Но несколько раз в году лилипутики встречаются на празднике. Долго веселятся и
играют. Праздник заканчивается- надо отправлять их по домам. Помогите мне
составить таблицу окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. (На доске прикреплены
разрезанные части таблицы. Дети по очереди подходят н досне и собирают
таблицу)
Число | Лицо | 1 спряжение | 2 спряжение |
Ед. | 1-е | -у(ю) | -у(ю) |
2-е | -ешь (ешь) | -ишь | |
3-е | -ет(ет) | ||
Мн. | 1-е | -ем, ем | -им |
2-е | -ете (ете) | -ите | |
3-е | -ут (ют) | -ат (ят) | |
-Так что же такое спряжение глаголов? {изменение глаголов по лицам и числам) - Перечислите личные окончания, которые напишите, если выясните что глагол 2 -го спряжения. А если 1 го?
5. Закрепление нового материала.
А) Первичное закрепление изученного.
-А сейчас давайте воспользуемся нашей таблицей и проспрягаем глаголы жить,
говорить в тетради,, выделяя окончания и ставя ударение. От предыдущей работы отступите одну строчку.
Я живу говорю
Ты живешь говоришь
Он живет говорит
Мы живем говорим
Вы живете говорите
Они живут говорят
-Ударными или безударными были окончания глаголов, которые мы спрягали?
-К какому типу спряжения отнесем глагол жить! (К 1-му)
-К какому типу спряжения отнесем глагол говорить? (Ко 2-му)
-Подпишите тип спряжений на пустой строчке.
'-Как вы думаете, безударные окончания будут такими же или будут чем- то
отличаться? (предположения детей)
-Проверьте свои предположения, прочитав об этом правило на стр. 189.
Б) Работа с правилом.
-Правило прочитает .
-Так какими будут ударные и безударные окончания у глаголов одного и того же
спряжения? (Они будут одинаковыми)
-Как определяется спряжение глаголов с ударными окончаниям? (Спряжение
определяется по окончанию)
В) Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)
Упражнение 437
Взаимопроверка
6. Дополнительный материал.
Игра «Лото»
-У вас на партах на листочке даны глаголы. Закройте каждый глагол
карточкой, на которой указано время, число, лицо и спряжение. Работаем в парах. (2 ученика у доски)
-А теперь аккуратно закрываем тетрадкой, плотно прижимаем и
переворачиваем. У вас должна получиться картинка. Проверьте себя.
Молодцы!
7. Подведение итогов.
-С чем новым мы сегодня познакомились на уроке?
-Какие глаголы относятся к 1- му спряжению? Какие ко 2-му?
8. Домашнее задание.
Упражнение 439, выучить окончания глаголов I и 2 спряжения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...