Сказки на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме
Обобщение опыта работы по русскому языку. Правила лучше запоминаются, если они изучены ребенком в сказочной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 338.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Суетовская СОШ
Ярцевского района Смоленской области
Сказки и стихотворные упражнения на уроках русского языка
Из опыта работы
учителя начальных классов
Воронцовой Н.А.
2 011 г
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: « Сказки и стихотворные упражнения на уроках русского языка»
Суть:- обеспечение высокой познавательной активности;
- понимание изучаемого материала;
- овладение грамотным письмом;
Область применения: уроки русского языка; внеклассная работа ; работа с родителями;
Результативность: повышение качества знаний по русскому языку; понимание социальной роли грамотного письма; перспектива хорошего окончания средней школы;
Трудоемкость: изготовление раздаточного материала; подбор правил; занимательного , дидактического материала;
Условия внедрения: на различных этапах уроков русского языка; на внеклассных мероприятиях;
Актуальность: проблема грамотного письма волнует и родителей, и учителей. Психологами научно доказано , что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции.
Целевые ориентиры :
- привитие любви к русскому зыку;
- овладение грамотным письмом;
- развитие речи уч- ся;
- развитие творческих способностей ;
Двадцать два года я работаю учителем начальных классов. С годами пришел опыт и есть чем поделиться с коллегами. В работе заметила: когда учащимся рас сказываешь правила правописания в до ступной форме, результат обучения гораздо лучше. Многие годы я собираю сказки и стихотворные упражнения для уроков русского языка. Некоторые истории мы сочинили вместе с ребятами.
Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.
Корень слова
Встретились корень слова и корень растения . Здравствуй , ты кто ? Я корень растения . Живу в земле . А я корень слова . Живу в словах .
- Так не бывает . Наверное , ты ненастоящий корень .Не то что я ! От меня в земле берут начало ростки , из которых вырастают травы , кустарники и целые деревья А из тебя разве может что - нибудь вырасти ?
- Конечно .От меня тоже берут начало кусты . Только не растения , а кусты слов . Погляди - ка : корень - добр -. А на нем растут слова добро , доброта , добрый добряк , по - доброму , добродетель , задобрить . И это еще не все . Видишь ка кой пышный куст получился ?
Так же , как и у кустов ,
Корень есть у разных слов .
Будь внимателен к словам ,
Отыщи в них корень сам .
Выясни умело линию родства .
Однокоренные подбери слова.
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять ,
Как же слово написать .
Игра « Лишнее слово» : нужно найти слово , которое не является однокоренным
Белка , беленький , белить . Водяной , вода , водить . Лист , лиса , лисенок . Лось , лоскут , лосенок . Горный , горка , городок . Пес , песочный , песок . Моряки , морской , моржи . Корень , корневой , коржи .
Игра « Листочки». Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья ( на каждом дереве определенная группа однокоренных слов .)Или на стволах даны корни , нужно подобрать как можно больше однокоренных слов , записав их на лист
КОРЕНЬ СЛОВА
клад
(Рассказ кладоискателя)
Идём мы как-то с Петькой по лесу, соби раем грибы, складываем в корзину. Вдруг ви дим: избушка. Фундамент старинной клад ки—в виде курьих ног. Наличники на окнах с резьбой — прямо прикладное искусство! Я Петьке говорю: "Бьюсь об заклад, что здесь клад есть!" Решили, не откладывая, проверить. Подходим к двери, и... ясно стало: накладка вышла. На двери замок висит огром ный накладной!
— Может, отложим до другого раза? — го ворит Петька.
— Нет, — говорю, — рано руки склады вать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом... и другое всякое. Словом, выхо дим наружу с полной выкладкой. И вдруг слы шим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший — кладов щик!л — Клади всё на землю! — кри чит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже под кладку курток прощупал. Ножи маленькие склад ные в корзинке были, и те отнял.
— Это, — гово рит, — будет ваш вклад в нашу лес ную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирает ся.
— А насчёт вас, — говорит сторож, — я Бабе
Яге докладную записку представлю. Яга у нас
— кладезь мудрости и справедливости! И ума
тоже, хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но ви дим, расклад не в нашу пользу. Ещё кол довство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в ку сок сахара, чтобы чаю с нами попить вна кладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали де лать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем –клад. Интересно, кто найдёт больше?
Сказка о том ,как ч а и щ а подружились
В чаще леса , у ручья ,
Жили - были Ча и Ща .
Ча - резвушка , хохотушка ,
Ща - сварливая старушка .
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала : « Ах , как страшно !
Выходить сейчас опасно !
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим !»
Ча ответила ей тихо :
« Что боишься ты , трусиха !
лучше перестань трещать
и зверей вокруг стращать !
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу !»
Подошла она к ручью
И,увидев, саранчу ,
Как овчарка зарычала,
Так , что роща задрожала .
Саранча перепугалась
И почаще разбежалась .
С той поры , забыв печали ,
Ча и Ща дружнее стали ,
Ща дала всем обещанье ,
Что забудет про трещанье ,
Ну а если вдруг беда ,
То поможет всем всегда !
Сказка о разделительных ь и ъ
Жил - был на свете мальчик Незнайкин . Он учился в третьем классе . Однажды Незнайкин писал диктант . « Сел» кашу ; « пю» воду ; веду « семку» ; забить « коля» , - старательно выводил он .
- Ой , ой , ой ! - испугались неправильно написанные слова . - В таком виде нельзя показаться в обществе : нас на смех поднимут !
- А что с вами случилось ? - удивился Незнайкин .
- Ничего - то ты не знаешь ! - горевали буквы е , ё , ю , я - В этих словах мы обозначаем по два звука ( йэ ), ( йо ), ( йу ), ( йа ), но делаем это только с помощью твердого знака , который ставится перед нами после приставок , и мягкого знака , который ставится перед гласными е , ё , ю, я , и .
, - Ты же наших помощников потерял , и теперь все думают , что мы обозначаем только один звук (э),(о),(у),(а)?и читают « сел» , «семку» , « коля» вместо съел, пью, съемку, колья !
Незнайкин очень смутился , покраснел . Он бережно взял знаки и поставил их на свое место . С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам , которые ничего не значат , но другим помогают .
Новоселье друзей Жи и Ши
На берегу очень дикой реки
Жили два друга : друг Жи и друг Ши .
Решили они : « Надо выстроить дом ,
Чтоб дружно и счастливо жить было бы в нем !»
Собрали бамбук , камыши и листву ,
Наметили план - сей работы канву .
И вот подниматься строение стало ,
И вышла их хижина просто на славу !
Осталось немного украсить снаружи ,
Да шифер приделать , чтоб не было стужи .
Решили друзья новоселье устроить
И в гости созвать населенье лесное .
Жи шишки еловые стал собирать ,
Ши скатерть широкую стал вышивать .
Потом скороспелые дрожжи достали ,
Коржики сладкие Жи и Ши выпекали .
И вот началось у друзей новоселье :
Плясали и пели , чтоб было веселье
. А после устали все , сели за стол ,
Жи , ши угощали , вели разговор :
« Мы знали , что вкусы весьма привередливы ваши ,
Вам , серые мыши , мы сделали каши .
Ерши , вы берите осоку речную ?
А вы , свиньи - хрюшки , - баланду мучную .
Ужи , испейте жирного молока !
Стрижи , ешьте шиповник пока .
А вам , журавли , мы в кувшинчик налили
Похлебки гороховой , хлеб накрошили .
Вы же , ежики колюче — пушистые , Попробуйте груши душистые .
И вдруг в тишине рев мотора раздался ,
С таким люд лесной никогда не встречался .
В шикарной машине волчище катит
И что - то невнятное слугам кричит .
А слуги- то едут , держа за вожжи
Гуся краснолапого , тот глухо шипит .
Подъехали , встали у хижины новой .
Пажи сняли волка манером особым .
- Что здесь за собрание ? - волк говорит
(А сам весь от ярости так и дрожит
- Как смели меня обойти стороной ,
Ведь уши большие имею я ...»
« Стой ! Послушай меня , - говорит ему Жи
, Сначала , волк серый , с нами сдружись
. Не надо кричать и топорщить усы ,
Тогда мы , конечно , тебя пригласим !»
Вот волк призадумался ,
понял ошибку
И , шлепая в лужи , не прятал улыбку .
Вокруг , под и над закружили стрижи ,
И в ландыши спрятавшись , пели чижи .
Наверное , все малыши себе впрок
Увидели в сказке хороший урок .
Сказка о падежах.
В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей , в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей - падежей .
Самое любимое место в доме - кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей , пить чай , смотреть на звезды и рассказывать о том , что произошло за день ! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам ...
Каждое утро , как только проснутся первые лучи солнца , мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков . На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом - подлежащим .Правда , как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое .Любимые вопросы этого падежа - кто ? что ?
- Тук -тук -тук ! - стучит мама в дверь .
- Кто?
- Мама !
- Что?
- Пирожки ! *
Этажом ниже живет родительный падеж . Он уже давно проснулся и с нетер пением ждет своего завтрака , а мамы все нет и нет .
- Нет кого ?
- Мамы !
- Нет чего ?
- Пирожков !
Догадались , какие вопросы он любит больше всего ? Правильно - кого ? чего ?
Ещё ниже живет дательный падеж - самый добрый из братьев . Он всегда готов прийти на помощь , и его любимые вопросы - кому ? чему ?
- Рад кому ?
- Маме !
- Рад чему ?
- Пирожкам !
А вот и винительный падеж ! Как вы думаете , почему его так назвали ? Пра вильно , потому что он всегда и во всем всех обвиняет . Солнце - в том , что оно рано встает , маму - в том , что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев - падежей - в том , что они разобрали самые хорошие вопросы . Что - то мамы давно нет . А может , про него забыли ? Или пирожки кончились ?
- Виню кого ?
- Маму ?
- Виню что ?
- Пирожки ?
Давайте познакомимся со следующим братом - творительным падежом .Этот падеж - мастер на все руки . Вечно что - то пилит , строгает , чертит . Солнце только что взошло , а он уже за работой . Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак .
- Доволен кем ?
- Мамой !
- Доволен чем ?
- Пирожками !
Его любимые вопросы - кем ? чем ?
Слышите песню ? Это самый младший из падежей - предложный . Голос у него чистый , звонкий , заслушаешься ! Даже птицы в небе притихли .
- Пою о ком ?
- О маме !
- Пою о чем ?
- О пирожках ! Его любимые вопросы - о ком ? о чём ?
И.п. кто? что ?
Р.п. кого ? чего ?
Д.п. кому ? чему ?
В.п. кого ? что ?
Т.п. кем ? чем ?
П.п. о ком ? о чем
Как падежи убежали из школы
Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться? Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
— Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу...
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.
КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", —
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж — его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово
. Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"
Алфавит
У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока. Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: "Ёрш-Ершович помоги мне!" Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом... Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей-разбойник Терёшечку принёс. Устиньюшка прибе гала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь разорвал и всех чу довищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша... на Бабе Яге!
Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?
Глаголы – исключения
Изучение темы « Глаголы – исключения» совпадает с изучением сказки « Русалочка» Г.Андерсена Вот какое письмо может написать принц Русалочке, используя глаголы – исключения:
Мне от вас зависеть - радость.
Мной вы можете вертеть,
Видеть, слышать вас - награда.
Всё готов от вас терпеть!
Мукой было б вас обидеть!
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать.
Рядом с вами не дышать.
Cостав слова
В одном доме жило – было слово загадка. Дружно жили между собою все части этого слова- приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не тужили. Но однажды возгордился корень слова.
- Я здесь самый главный, - раскричался корень.- Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем . Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь – гад- .
"Репка". Вариации с одним корнем и десятью приставками.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать: "Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на наш за бор того и гляди повалится". А дед кепку на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь того и гляди, репку кто-ни будь Стянет, хоть бы колючей проволокой ОБтянул... В общем, ОТтянул дед сбор уро жая до глубокой осени, а там и до зимы ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а по том ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в самом конце мышь. Вот она кота за хвост тянет-Потянет и ….
Род имен существительных
Найдите в тексте сказки имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей шко лы и спрашивает:
— Мама, я какого рода: мужского или женского?
— Рано тебе это знать, — говорит мама,— ты ещё щенок.
- "Щенок, — подумал щенок, — значит, мужской род", — и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:
— Смотри, смотри, собака!
- "Собака — значит, я женского рода", — ре шил щенок и побежал дальше.
— Какой славный пёсик! — похвалила его корова.
"Пёсик — значит, мужской", — подумал щенок.
— Это, наверное, дворняга, — показал на щенка гусь.
— Нет, это боксёр, — возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он по скользнулся и упал в лужу.
— Фу, какое чудовище! — поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.
— Горе моё луковое, где же ты так измазался? — встретила щенка мама.
- "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" — подумал щенок и полез в ванну мыться.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Жил – был на свете мягкий знак. И не было у него друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
- Кто живет здесь?- спросил ь.
- Мы , существительные мужского рода с шипящим на конце ! – ответили меч, товарищ и грач.
- А почему у вас такой беспорядок?
- Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать , что хотим .
Не захотел ь оставаться у них , решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям , по лесам . Совсем устал . Видит огонек мерцает . Пошел на свет . Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.
Главные члены предложения. Словосочетание.
Предложение мы с ребятами представляем в виде семьи. Нераспространенное предложение – это семья, в которой нет детей. Распространенное – это семья ,в которой есть дети. Чем больше второстепенных членов, тем больше детей в семье. Кто в семье главный ? Конечно, мама и папа. Так и в предложении – подлежащее ( мама) , сказуемое ( папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто говорит – ты у меня такой красивый, умный, большой. Чаще всего подлежащее в предложении задает вопрос – какой? Какая ? и т.д. , а папы бывают строгие и серьезные и задают вопросы- где? когда? куда? откуда? и т.д.- ну прямо, как сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук ,
Будь внимательным , мой друг ,
Парный сразу проверяй ,
Слово смело изменяй :
« зуб» - на « зубы» , « лед» - на « льды»
Будешь грамотным и ты .
- Где растет морковь ?
- На грядках .
- Буквы пишут где ?
- В тетрадках .
- Чистим что мы ?
- Чистим зубки .
- Одеваем в холод ?
- Шубки .
- Любим все ?
- Снежки, салазки
- А читаем часто ?
- Сказки .
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй
! Грядка . Нет чего ? - Нет грядок .
А тетрадка ? - Нет тетрадок .
Зубки ! Изменили – зубы
. Шубки ! Проверяем - шубы .
Ждем снежинок и салазок
И побольше чудных сказок .
Имена , фамилии людей , клички животных
Таня , Ваня , Петя , Галя , Лена , Нина , Мила , Валя , Коля , Ира , Алексей ?и Сережа , и Андрей . Никогда не забывайте -Имя буквой выделяйте .
Кошка - Маришка, Котенок - Тишка,
Щенок - Дружок, Цыпленок - Пушок, Корова - Буренка, Коза - Найденка, Поросенок - Хрюша И бычок - Гаврюша . Все их клички до одной Пишут с буквы прописной !
Кошка - Пушинка, собака - Смешинка, петух - Крикун , козел - Бодун , воробей - Тишка, поросенок - Гришка. Красотка - синичка, Как напишешь клички ?
Сочетания жи , ши , ча , ща , чу , щу
Ча и ща , ча и ща -Роща , чаща и свеча , Пища , туча , саранча -С буквой а и ща и ча .
Пища , чаща , роща , куча , Саранча , кочан и туча , Дача , гуща и свеча -Все слова на ча и ща .
Сочетанья ща и ча В словах пища и свеча , Куча , гуща , каланча , Туча , роща , саранча , Чаща , дача и печать -Нужно с буквой а писать .
Щука , чум , ищу , молчу -Я слова учу , учу . Чу да щу , чу да щу -Я пятерку получу .
Не стучу , не пищу , Не ворчу и не кричу , А учу да учу Все слова на чу и щу :
Чум , чудак , чулок , чурбан ,
Щука , чудо и чулан .
Я грамотно писать хочу , Слова на чу и щу учу : Чулок , и чудо , и чугун , Чудак , и щука , и ворчун , Чумазый , чучело , чурбан , Чудесный , чувство и чулан , Кричу , ворчу , ищу , тащу -Я с у пишу и чу , и щу !
Правописание чн и чк
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк ! чк ! чк !
Кочка , почка , звездочка .
Елочка и белочка, Тучка , щучка,стрелочка, Бочка , почка , спичка , Речка , ручка , птичка , Шуточка, минуточка, Дочка, прибауточка, Булочка и строчка, Свечка , печка , точка !
Речка , ночка , строчка , Точка , дочка , кочка , Строчный , булочный , ночной , Точный , шуточный , речной . Знаем мы наверняка, Где чн , а где чк .
Мягкий знак ( ь ) - показатель мягкости
Мягкий знак , мягкий знак -
Без него нельзя никак !
Без него не написать
Тридцать , двадцать , десять , пять .
Вместо « шесть» получим шест ,
Вместо « есть» напишем ест ,
Станут пенками « пеньки» ,
Уголками - « угольки» ,
« банька» в банку превратится
Вот что может получиться ,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать .
День , динь , сон , тень
, Сыр , сок , лось , лень ,
Нос , нес , рыть , ныть ,
Кон , конь , шум , шить .
Подчеркни , в каких словах
Не напишешь мягкий знак .
Разделительный мягкий знак ( ь )
Перед е , ё , и , ю , я Я в корнях стою , друзья . Воробьи , семья , жилье -Перед я , ю , и , е , ё .
Воробьи , жилье , ручьи , Листья , крылья , стулья , чьи , Колья , перья и семья , Вьюга , осенью , друзья .
Разделительный твердый знак ( Ъ )
Было «сели» ,
Стало « съели» ,
Догадаться вы сумели ,
Почему случилось так ?
Кто виновник ?
-Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже .
Без него писать не сможем :
Съезд , съедобный , объясненье ,
И подъезд , и объявление .
Безударные гласные
Безударный хитрый гласный :
Слышим мы его прекрасно ,
А в письме какая буква ?
Здесь поможет нам наука :
Гласный ставь под ударенье
, Чтоб развеять все сомненья !
Сосна , вода , дела , трава –
Проверить надо все слова .
Безударный гласный - стоп ! Писать опасно !
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте :
Сосны , воды , травы , дело ,
А теперь пишите смело !
Село , гнездо , весна , сосна –
Одна из гласных не ясна .
Не верь таким словам на слух ,
Коль есть в них безударный звук .
Ты в них число лишь измени ,
Подскажут гласную они :
Сёла , гнёзда , вёсны И , конечно , сосны .
Гряда , цена , скала , весна
, Коза , стрела , стена , сосна ,
Места , земля , столяр , сова –
Проверить надо все слова .
Ты будь внимательным , мой друг :
В словах есть безударный звук ,
Поставь его под ударение ,
Потом пиши стихотворение .
Страна , земля , стрела , сосна ,
Гряда , игла , звезда , весна ,
Роса , зерно , следы , листок ,
Кормушка , озеро , цветок .
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся - молодец !
Для письма по памяти
Р ... иной , л ... спой , г ...ристый ,
М ... рcкой , р ... дной , л ... систый .
Проверь cлова , да не cп... ши ,
Красиво , грамотно сп ... ши .
Буква ь
Этот крюк вам всем знаком,
Назван мягким знаком он.
Буква есть, фонемы нет.
В этом скрыт и весь секрет
(, соль, боль, бить, лить... (букв - 4, звука - 3)
1. Мягкий знак, важный знак,
Без него нельзя никак.
Он согласным верно служит,
С буквой л (эль) частенько дружит. Посмотрим!
соль мель моль уголь
боль цель руль толь
л + ь
Две буквы за руки взялись
И в звук один они слились.
2. Ь - какой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует себя прекрасно.
пальто борьба
тюльпан просьба
письмо кольцо
3. Узнаем вместе — это интересно.
Девять братьев сговорились
С мягким знаком подружились,
А три месяца в году
С мягким знаком не в ладу.
Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сен тябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Запиши месяцы года, которые не дру жат с ь.
4. Что нам рассказывают цифры. От 5 до 20
Мягкий знак со мной в пути:
Пять, шесть, Семь, восемь,
Девять, десять... двадцать.
Ах, какое облегченье:
Здесь он служит для смягченья!
Точно знаю: без него
Я прочту совсем не то:
Пят, шест, сем, восем...
Это просто ерунда!
Мягкий знак им нужен? Да!
5. Еще один маленький секрет.
Различать слова по смыслу
Вам поможет мягкий знак:
банка - банька, мел - мель, был - быль, шест - шесть, угол - уголь.
6. Ь — вход запрещен! В сочетаниях чк, чн, нч, нщ не пишется ь
точка печка задачник ручка дочка гонщик кончик вечно
7. "Ловушка".
Я скажу, дружок, на ушко:
Здесь поставлена "ловушка",
Ты в нее не попадай,
А найди и разгадай -
Братья, перя, вьюга, плате, ручи, со.
Буква ъ
- Твердей знак - нужный знак!
И узнать его - пустяк.
За приставкой он стоит,
Ничего не говорит,
А за ним е, ё, ю, я
-Его лучшие друзья.
Каждый на своем месте: въезд, объяснил.
- Давай попробуем
! Зачем нам твердый знак
? Можно и без него обойтись
. Что получится? Смотри: съел - сел съела - села
Идёт съёмка Идёт Сёмка
Теперь ты убедился, что он просто необходим?
Литература:
- В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
- А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
- Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
- В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
- Е. Синицына « Умные сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Синяя сказка.Конспект урока русского языка в 4 классе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах единственного числа. Урок изучения нового материала....
Грамматические сказки на уроках русского языка
Метод "грамматическая сказка" я использовала на уроках русского языка к УМК Т.Г. Рамзаевой на разных этапах урока.Метод "Грамматическая сказка" очень интересен для детей, особенно первого класса. В да...
Лингвистические сказки для уроков русского языка
Лингвистические сказки помогают разнообразить учебную деятельность учащихся, способствуют развитию интереса к предмету....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...