Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вилкова Кристина Сергеевна

Цели деятельности учителя:  формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие о корне как значимой неизменяемой  обязательной части слова;
  • уметь сконструировать способ выделения в слове корня; распознавать орфограммы; умение анализировать морфологический состав; делать выводы.

Личностные: 

  • уметь развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • уметь развивать навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 661.37 КБ
Файл Презентация559.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Дата: 02.04.2019                                                                                                       ФИО учителя Кожевникова Т. И.

 Школа: 148                                                                                                           ФИ студента Вилкова К., 36 гр.

 Класс: 2 «Б»                                                                                                         ФИО методиста Галиуллина Н.К.

 Кабинет: 221                                                                                                                                                                                         

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Общая часть родственных слов (корень)» 

Цели деятельности учителя:  формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие о корне как значимой неизменяемой  обязательной части слова;
  • уметь сконструировать способ выделения в слове корня; распознавать орфограммы; умение анализировать морфологический состав; делать выводы.

Личностные: 

  • уметь развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • уметь развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 2 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

-Присаживайтесь.

-Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Продолжим урок игрой «Привет, сосед!»

-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и произнесите слова:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтоб ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

-Я желаю вам успешной работы на уроке!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Выполняют указания учителя

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: частично-поисковый, языковой анализ: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы, орфографический комментарий

Наглядный: презентация

Практический: конструирование слов

2 мин

- Прочитайте на экране слов.

Д … ска, зву … , пе(р, рр)…он, стр … ла, А(н, нн) … а, в … юга.

-Кто нам прочитает слова?

- Что общего у этих слов?

- На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают эти слова? Одушевленные они или нет?

- Кто запишет на доске буквы, которых не хватает в этих словах.

- Соберите из данных букв слово, начиная с буквы К. 

- Напишите слово «корень».

Выделяют необходимую информацию

Доска, звук, перон, стрела, Анна, вьюга.

Отвечают на вопрос что? предметы, неодушевлённые.

Записывают буквы

(к, р, н, е, о, ь)

Корень

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

5мин

-Послушайте сказку о корнях.

- Здравствуй, я - корень, а ты кто

- А я тоже корень. 

- Я в земле живу, а ты где живёшь?

- А я живу в словах.

- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов…https://fs01.urokinachalki.ru/e/001a71-006.jpg

- Ребята, а что это за корень, от которого растут слова? Слышали ли вы о таком?

- Как видите, у нас нет ответа на этот вопрос.

-Итак, кто же догадался какая тема нашего урока?

-Какие мы с вами цели поставим на урок?

Размышляют, отвечают.

Рыба, лес

Отвечают на вопросы

Корень слова

Научиться выделять корень в родственных словах, узнать, что такое корень

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Частично-поисковый, языковой анализ: постановка вопросов, морфемный разбор

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа, чтение правила

Анализ правила

Наглядный: учебная презентация

-Посмотрите на экран, вы видите слова рыбак и рыбный, лесник. От каких слов образованы эти слова?

-Ребята, что помогло вам догадаться, что слова [рыбак] и [рыбный,] образованы от слова[рыба], а [л,исн,ик] – от слова [л,эс]?

- Проверьте, нет ли в словах РЫБАК, РЫБНЫЙ И РЫБА какой-нибудь одинаковой, общей для всех них части, которая состоит из одних и тех же звуков. 

- На что указывает эта часть в словах РЫБАК и РЫБНЫЙ?

- Нет ли такой же общей части в словах ЛЕСНИК и ЛЕС? Какая?

- Какая часть в слове [л,исн,ик] указывает на то, что оно образовано от слова [л,эс]?  

- Почему же в этой части гласный звук [и], а не[э]?

-Ребята, а можете ли вы теперь мне сказать, как называется часть слова, которая указывает на то, от какого слова образованы родственные слова?

- Для проверки ваших предположений давайте обратимся к учебнику. Откройте стр.58 давайте с вами прочитаем правило.

https://pp.userapi.com/c849420/v849420526/157b4f/-TA2O9Oyj3E.jpg

-Ребята, на экране вы можете увидеть, как выделяется корень в словах.

-Давайте с вами немного отдохнем, все встаем.

Выполняют указания учителя.

Рыба, лес

То, что при объяснении слов РЫБАК и РЫБНЫЙ использовалось слово РЫБА

На то, что они образованы от слова РЫБА

Есть, лес

ЛИС

Потому что он в слабой позиции

Корень

Читают правило с учебника.

Рыба, рыбный

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

Наглядный: видеоролик

2 м

Динамическая пауза

Р:саморегуляция как способность к мобилизации

силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: выполнение полного письменного, орфографического, морфемного упражнения

10 мин

-Молодцы присаживайтесь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня 2 апреля. В классе.

-Теперь давайте выполним  упр.281 на стр.64. прочитайте задание.

-Что вам нужно сделать? Выполняем по заданию. Вам нужно списать, подчеркивая безударные гласные, парные согласные.

-Четыре ученика пойдут работать у доски, подчеркивая орфограммы, другие самостоятельно работают в тетради.

https://pp.userapi.com/c846520/v846520526/1d63ef/CPKAEsdLOXA.jpg

-Давайте с вами проверим, объясняй выделенные орфограммы.

-Итак, что мы с вами сейчас делали?

Открывают тетради, записывают число.

Списать, подчеркивая безударные гласные, парные согласные.

Списывают упр. по заданию.

  • Г голубятню, голубь, голубка, голубята.

Образованы от слова голубь.

Есть, голубятню, голубятне.

https://pp.userapi.com/c845021/v845021821/1d63b9/H6-sbeD-ES8.jpg

В слове голубь

Голубка, голубятне(ю), голубята.

Выделяли орфограммы в словах, выделяли корень…

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

6 мин

-Перед вами лежат листочки, подпишите на них свою фамилию.

-Посмотрите на экран, вам нужно списать эти слова, выделить корень, вставить пропущенные слова и в каждой строке найти «лишнее» слово. «Лишнее» слово подчеркнуть. Задание выполняем самостоятельно.

-В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и вставь пропущенные буквы:

Нос, н…сище, н…совой, н…сить, н…сик.

Боль, б…льной, б…леет, б…льница, б..льше.

Г…ра, горка, г…ревать, г…рный, г…рняк.

-Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите ручку другого цвета или карандаш.

-Проверяем.

-Если все выполнено правильно, ставим оценку «5».

-Если допущено 2-3 ошибки, ставим оценку «4».

-Если допущено 4-5 ошибок, ставим оценку «3».

-Если больше 5 ошибок, то оценка «2».

-Передайте листочки с последних парт вперед.

Слушают задание учителя.

Выполняют задание.

Оценивают работу друг друга.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

 

К: контроль ;

П: поиск и выделение необходимой информации;

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения по заданию

Наглядный: учебная презентация

5 мин

- Давайте с вами прочитаем стихотворение.

-Кто прочитаем нам громко и четко? Читай.

Мы шагаем и шагаем,

Страну знаний покоряем,

Нам вышагивать не лень

Шаг за шагом каждый день.

-Какие родственные слова вы услышали в стихотворении?

- Какое слово будет участвовать при объяснении родственных слов?

- Какие из слов будут являться проверочными для определения слабой позиции гласной в корне слова?

- А сейчас ответьте на мои вопросы.

-Как называется общая значимая часть родственных слов?

-В какой части родственных слов находится общая часть или корень?

-На что указывает общая часть родственных слов?

-Как выделяется в слове корень?

-Что можно сказать о лексическом значении общей части в родственных словах?

-Дайте объяснение, почему слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ не являются родственными?

Выполняют указания учителя.

Читает.

Шагаем, шаг, вышагивать

Шаг

Шаг, вышагивать

Корень

В основе

От какого слова образованы все родственные слова

Дугой

Оно одинаково.

Потому что значение общей части не одинаково

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2 мин

Деятельностная

-Ребята, какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке?

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

 -Корень слова.

Да достигли, научиться находить корень, выделять его.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Д … ска , зву … , пе ( р , рр )…он, стр … ла , А( н , нн ) … а , в … юга .

Слайд 3

Доска, звук, перон , стрела, Анна, вьюга.

Слайд 4

о, к, р , е, н , ь корень

Слайд 6

Тема урока : К орень слова. Цель урока : узнать, что такое корень, правильно находить корень слова и выделять его.

Слайд 7

[рыбак ], [рыбный , ], [ л , исн , ик ] [ рыба ] [ л э с ]

Слайд 8

Рыба, рыбный

Слайд 9

Второе апреля. В классе.

Слайд 10

В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и вставь пропущенные буквы : Нос, н… сище , н …совой, н… сить , н … сик . Боль, б… льной , б … леет , б … льница , б .. льше . Г… ра , горка, г… ревать , г … рный , г … рняк .

Слайд 12

Критерии оценивания 0 ошибок – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» Больше 5 – «2»

Слайд 13

Мы шагаем и шагаем, Страну знаний покоряем, Нам вышагивать не лень Шаг за шагом каждый день.

Слайд 14

Домашнее задание Стр. 65 упр. 282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Перенос слов" (1 класс, УМК "Планета знаний")

Технология построения данного урока "проблемно- диалогическая", позволяет  познакомить обучающихся 1 классов с основными способами переноса слов. Ученики в ходе поиска ответов на проблемные вопро...

Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)

Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект урока по русскому языку: "Общее понятие о предлоге", 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя:- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметн...

Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова", 1 класс

Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова", 1 класс...