Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятие о корне как значимой неизменяемой обязательной части слова;
- уметь сконструировать способ выделения в слове корня; распознавать орфограммы; умение анализировать морфологический состав; делать выводы.
Личностные:
- уметь развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- уметь развивать навыки сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 661.37 КБ |
Презентация | 559.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 02.04.2019 ФИО учителя Кожевникова Т. И.
Школа: 148 ФИ студента Вилкова К., 36 гр.
Класс: 2 «Б» ФИО методиста Галиуллина Н.К.
Кабинет: 221
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Общая часть родственных слов (корень)»
Цели деятельности учителя: формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятие о корне как значимой неизменяемой обязательной части слова;
- уметь сконструировать способ выделения в слове корня; распознавать орфограммы; умение анализировать морфологический состав; делать выводы.
Личностные:
- уметь развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- уметь развивать навыки сотрудничества.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 2 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Практический: психологический настрой | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. -Присаживайтесь. -Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Продолжим урок игрой «Привет, сосед!» -Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и произнесите слова: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтоб ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. -Я желаю вам успешной работы на уроке! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Выполняют указания учителя | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: частично-поисковый, языковой анализ: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы, орфографический комментарий Наглядный: презентация Практический: конструирование слов | 2 мин | - Прочитайте на экране слов. Д … ска, зву … , пе(р, рр)…он, стр … ла, А(н, нн) … а, в … юга. -Кто нам прочитает слова? - Что общего у этих слов? - На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают эти слова? Одушевленные они или нет? - Кто запишет на доске буквы, которых не хватает в этих словах. - Соберите из данных букв слово, начиная с буквы К. - Напишите слово «корень». | Выделяют необходимую информацию Доска, звук, перон, стрела, Анна, вьюга. Отвечают на вопрос что? предметы, неодушевлённые. Записывают буквы (к, р, н, е, о, ь) Корень | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
III. Постановка учебной задачи Словесный: частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог | 5мин | -Послушайте сказку о корнях. - Здравствуй, я - корень, а ты кто - А я тоже корень. - Я в земле живу, а ты где живёшь? - А я живу в словах. - Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов… - Ребята, а что это за корень, от которого растут слова? Слышали ли вы о таком? - Как видите, у нас нет ответа на этот вопрос. -Итак, кто же догадался какая тема нашего урока? -Какие мы с вами цели поставим на урок? | Размышляют, отвечают. Рыба, лес Отвечают на вопросы Корень слова Научиться выделять корень в родственных словах, узнать, что такое корень | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Частично-поисковый, языковой анализ: постановка вопросов, морфемный разбор Словесный: ответы на вопросы Словесный: беседа, чтение правила Анализ правила Наглядный: учебная презентация | 7м | -Посмотрите на экран, вы видите слова рыбак и рыбный, лесник. От каких слов образованы эти слова? -Ребята, что помогло вам догадаться, что слова [рыбак] и [рыбный,] образованы от слова[рыба], а [л,исн,ик] – от слова [л,эс]? - Проверьте, нет ли в словах РЫБАК, РЫБНЫЙ И РЫБА какой-нибудь одинаковой, общей для всех них части, которая состоит из одних и тех же звуков. - На что указывает эта часть в словах РЫБАК и РЫБНЫЙ? - Нет ли такой же общей части в словах ЛЕСНИК и ЛЕС? Какая? - Какая часть в слове [л,исн,ик] указывает на то, что оно образовано от слова [л,эс]? - Почему же в этой части гласный звук [и], а не[э]? -Ребята, а можете ли вы теперь мне сказать, как называется часть слова, которая указывает на то, от какого слова образованы родственные слова? - Для проверки ваших предположений давайте обратимся к учебнику. Откройте стр.58 давайте с вами прочитаем правило. -Ребята, на экране вы можете увидеть, как выделяется корень в словах. -Давайте с вами немного отдохнем, все встаем. | Выполняют указания учителя. Рыба, лес То, что при объяснении слов РЫБАК и РЫБНЫЙ использовалось слово РЫБА На то, что они образованы от слова РЫБА Есть, лес ЛИС Потому что он в слабой позиции Корень Читают правило с учебника. Рыба, рыбный | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение информации П.: построение речевого высказывания К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Практический: выполняют движения Наглядный: видеоролик | 2 м | Динамическая пауза | Р:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии | |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Практический: выполнение полного письменного, орфографического, морфемного упражнения | 10 мин | -Молодцы присаживайтесь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня 2 апреля. В классе. -Теперь давайте выполним упр.281 на стр.64. прочитайте задание. -Что вам нужно сделать? Выполняем по заданию. Вам нужно списать, подчеркивая безударные гласные, парные согласные. -Четыре ученика пойдут работать у доски, подчеркивая орфограммы, другие самостоятельно работают в тетради. -Давайте с вами проверим, объясняй выделенные орфограммы. -Итак, что мы с вами сейчас делали? | Открывают тетради, записывают число. Списать, подчеркивая безударные гласные, парные согласные. Списывают упр. по заданию.
Образованы от слова голубь. Есть, голубятню, голубятне. В слове голубь Голубка, голубятне(ю), голубята. Выделяли орфограммы в словах, выделяли корень… | П: поиск и выделение информации П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения письменно по заданию | 6 мин | -Перед вами лежат листочки, подпишите на них свою фамилию. -Посмотрите на экран, вам нужно списать эти слова, выделить корень, вставить пропущенные слова и в каждой строке найти «лишнее» слово. «Лишнее» слово подчеркнуть. Задание выполняем самостоятельно. -В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и вставь пропущенные буквы: Нос, н…сище, н…совой, н…сить, н…сик. Боль, б…льной, б…леет, б…льница, б..льше. Г…ра, горка, г…ревать, г…рный, г…рняк. -Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите ручку другого цвета или карандаш. -Проверяем. -Если все выполнено правильно, ставим оценку «5». -Если допущено 2-3 ошибки, ставим оценку «4». -Если допущено 4-5 ошибок, ставим оценку «3». -Если больше 5 ошибок, то оценка «2». -Передайте листочки с последних парт вперед. | Слушают задание учителя. Выполняют задание. Оценивают работу друг друга. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
К: контроль ; П: поиск и выделение необходимой информации; |
VII. Включение в систему знаний Практический: выполнение упражнения по заданию Наглядный: учебная презентация | 5 мин | - Давайте с вами прочитаем стихотворение. -Кто прочитаем нам громко и четко? Читай. Мы шагаем и шагаем, Страну знаний покоряем, Нам вышагивать не лень Шаг за шагом каждый день. -Какие родственные слова вы услышали в стихотворении? - Какое слово будет участвовать при объяснении родственных слов? - Какие из слов будут являться проверочными для определения слабой позиции гласной в корне слова? - А сейчас ответьте на мои вопросы. -Как называется общая значимая часть родственных слов? -В какой части родственных слов находится общая часть или корень? -На что указывает общая часть родственных слов? -Как выделяется в слове корень? -Что можно сказать о лексическом значении общей части в родственных словах? -Дайте объяснение, почему слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ не являются родственными? | Выполняют указания учителя. Читает. Шагаем, шаг, вышагивать Шаг Шаг, вышагивать Корень В основе От какого слова образованы все родственные слова Дугой Оно одинаково. Потому что значение общей части не одинаково | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: обобщающая беседа | 2 мин | Деятельностная -Ребята, какая тема нашего урока? -Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? -Что запомнили? -Что смогли сделать? Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке? -Спасибо за урок, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. -Корень слова. Да достигли, научиться находить корень, выделять его. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р:осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д … ска , зву … , пе ( р , рр )…он, стр … ла , А( н , нн ) … а , в … юга .
Доска, звук, перон , стрела, Анна, вьюга.
о, к, р , е, н , ь корень
Тема урока : К орень слова. Цель урока : узнать, что такое корень, правильно находить корень слова и выделять его.
[рыбак ], [рыбный , ], [ л , исн , ик ] [ рыба ] [ л э с ]
Рыба, рыбный
Второе апреля. В классе.
В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и вставь пропущенные буквы : Нос, н… сище , н …совой, н… сить , н … сик . Боль, б… льной , б … леет , б … льница , б .. льше . Г… ра , горка, г… ревать , г … рный , г … рняк .
Критерии оценивания 0 ошибок – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» Больше 5 – «2»
Мы шагаем и шагаем, Страну знаний покоряем, Нам вышагивать не лень Шаг за шагом каждый день.
Домашнее задание Стр. 65 упр. 282
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс
На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...
Урок по русскому языку по теме "Родственные слова. Корень слова.
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Перенос слов" (1 класс, УМК "Планета знаний")
Технология построения данного урока "проблемно- диалогическая", позволяет познакомить обучающихся 1 классов с основными способами переноса слов. Ученики в ходе поиска ответов на проблемные вопро...
Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)
Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...
Конспект урока по русскому языку: "Общее понятие о предлоге", 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя:- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметн...
Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова", 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова", 1 класс...