Рабочая программа "Грамота" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Порядина О. В.

 

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по курсу Грамота. УМК "Школа России".

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу, учебно-тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_gramota.docx88.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское

Усманского муниципального района Липецкой области

«Утверждаю»

Руководитель МБДОУ СОШ с.Октябрьское

______________________ /Аксенова Л.С./

Приказ № ________

от ___ сентября 2012 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  учебного курса

«Обучение грамоте», для 1 класса

УМК «Школа России»

Программу разработала учитель начальных классов

Евстафьева Оксана Владимировна

2012 – 2013 учебный год

Принята на заседании педагогического совета

(протокол № __ от __ __ 2012г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу обучение грамоте составлена по программе Образовательной системы «Школа России», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Комплект строится на основе национально-значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны.

Это: Приоритет воспитания в образовательном процессе;

Личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Обучение грамоте - составная часть курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);

- развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Обучение грамо те направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активиза цию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом прин ципа координации устной и письменной речи.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и лите ратурного образования. Его содержание направлено на создание мотива ции к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных ком муникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в сло вах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подго товительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Уча щиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разы грывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в про ектную деятельность по подготовке «Прощание с Азбукой», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с помощью приставок);

3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать  пробелы  между  словами,   ставить  в  конце   предложения  точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слав, рисовать схему предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Азбуки» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ъ и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической, зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей.

Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях. Уроки обучения письму интегрируются с уроками обучения чтению.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико - орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.

Срок реализации программы - 1 год.

Периодичность уроков обучения грамоте (письмо) - 5ч. в неделю, 23 недели. Всего 115 часов Периодичность уроков обучения грамоте (чтение) - 4ч. в неделю. Всего 92 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Предполагаемый результат. Результаты изучения курса «Обучения грамоте» приведены в разделе « Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается овладение средним и высоким уровнем знаний, умений и навыков

К концу 1 -го года обучения дети должны

Знать:

- звуки речи;

- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);

- ударение, слог;

- произношение ударных и безударных гласных;

- алфавит;

- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- названия букв;

- прописные буквы,

- признаки предложения,

- отличие текста от набора предложений.

Уметь:

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

- правильно читать плавным слоговым чтением тексты;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Компетенции:

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- языковое и речевое развитие;

- овладение культурой родного языка;

- устное общение;

- приём и выдача информации; -игровая деятельность 

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Федеральный государственный стандарт.2004.

Сборник рабочих программ«Школа России» 1-4 классы.  / С.В Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина и др. - М.Просвещение, 2011

Основная учебная литература

 Азбука. 1 класс: учебник в 2 ч. / В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин. - М.Просвещение, 2011

Прописи к «Азбуке», 4 тетради / В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин. -М.Просвещение, 2011

Учебно-методическая литература

Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками / В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова. - М.Просвещение, 2012

Дидактические материалы

Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина «Азбука» - М.Просвещение, 2012

Карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина «Азбука»/ О.Н. Крылова – М.: Изд.Экзамен, 2012

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

                    Добукварный период (31 ч)

Номер урока чтения

Обучению чтению (14 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (17 ч)

Коли чество часов

1

Здравствуй, школа! «Азбука» - первая учебная книга (с. 2-3)

1

Прописи - первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (Пропись № 1, с. 3-6)

2

2

Устная и письменная речь. Предложение (с. 4-5)

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя ли нии рабочей строки . Правила посадки при письме(с. 7-8)

2

3

Предложение и слово (с 6-7)

3

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Гигиенические правила письма(с. 9-10)

2

4

Слово и слог (с. 8-9)

4

Рисование полуовалов и кругов (с 11 — 12)

2

5

Письмо длинных прямых наклонных линий (с. 13-14)

1

5

Слог. Ударение (с. 10-11)

6

Письмо наклонных линий с закруглени ем внизу (с. 15-17)

2

б

Звуки в окружающем мире и речи (с. 12-13)

7

Письмо элементов букв (с. 18-20)

2

7

Гласные и согласные звуки (с. 14-15)

8

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (с. 21-23)

2

8

Как образуется слог? (с. 16-17)

9

Письмо коротких и длинных линий (с. 24-26)

2

10

Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий (с. 27-29)

1

9

Повторение и обобщение пройденного материала (с. 18-20)

11

Письмо коротких и длинных линий (с. 30-32)

2

10

 Звук [а]. Буквы А, а; их функции (с. 20-23)

12

Письмо строчной и заглавной букв А, а (Пропись № 2, с. 3-4). CD

2

11

Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге-слиянии (с. 24-27)

13

Письмо строчной и заглавной букв О, о (с. 5-6). CD

2

12

Звук [и]. Буквы И, и; их функция в сло ге-слиянии (с. 28-31)

14

Письмо строчной и заглавной букв И, и (с. 7-8). CD

2

15

Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функ ция этих букв в слоге-слиянии. Письмо изученных букв (с. 8). CD

1

13

 Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии (с. 32—35)

16

Письмо строчной буквы ы (с. 9-10). CD

2

14

Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-сли янии (с. 36-39)

17

Письмо строчной и заглавной букв У, у (с. 11-13). CD

2

Букварный период (122 ч)

Номер урока чтения

Обучение чтению (54 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (68 ч)

Коли чество часов

15

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н (с. 40-43 )

18

Письмо строчной и заглавной букв Н, н (с. 14-15). CD

2

16

Звуки [с], [с']. Буквы С, с (с. 44-47)

19

Письмо строчной и заглавной букв С, с (с. 16-17). CD

2

20

Повторение изученных букв (с. 13-17) CD

1

17

Звуки [к], [к']. Буквы К, к (с. 48-51)

21

Письмо заглавной и строчной букв К, к (с. 18-19). CD

2

18

А. С. Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т'] (с. 52-54)

22

Письмо строчной и заглавной букв Т, т (с. 20). CD

2

19

Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т, т (с. 55-57)

23

Письмо слогов и слов с буквами Т, т (с. 21-22). CD

2

20

К. И. Чуковский. «Сказки». Звуки [л], [л']. Буквы Л, л (с. 58-63)

24

Письмо строчной и заглавной букв Л, л (с. 23-24). CD

2

25

Буквы Л, л (с. 25). CD

1

21

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыб ке». Согласные звуки [р], [р'1. Буквы Р, р (с. 64-67)

26

Письмо строчной и заглавной букв Р, р (с. 26-27). CD

2

22

Звуки [в], [в']. Бук вы В. в (с. 68-71)

27

Письмо строчной и заглавной букв в, в (с. 28-30). CD

2

23

Русская народная сказка. Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е (с. 72-77)

28

Письмо строчной и заглавной букв Е, е (с. 31-32). CD

2

24

Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п']. Буквы П, п (с. 78-83)

29

Письмо строчной и заглавной букв П, п (Пропись № 3, с. 3-4). CD

2

30

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными бук вами (с. 5). CD

1

25

Москва - столица России. Звуки [м], [м']. Буквы М, м (с. 84-89)

31

Письмо строчной и заглавной букв М, м (с. 6). CD

2

26

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и зву ках (с. 88-89)

32

Письмо слов с буквами М, м (с. 7-8)

2

27

О братьях наших меньших. Звуки [з], [3']. Буквы 3, з (с. 90-93)

33

Письмо строчной и заглавной букв 3, з (с. 9). CD

2

28

Закрепление умения чтения предложе ний с буквами 3, з (с. 92-95)

34

Письмо слов и предложений с буквами 3,з (с. 10)

2

35

Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами (с. 9-11)

1

Номер урока чтения

Обучение чтению (54 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (68 ч)

Коли чество часов

29

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салта-не...». Звуки [б], [б']. Буквы Б, б (с. 96-98)

36

Письмо строчной и заглавной букв Б, б (с. 12). CD

2

30

Закрепление знаний о буквах Б, б. Со поставление букв Б - П (с. 98-100)

37

Письмо слов и предложений с изучен ными буквами (с. 13)

2

31

Чередование звонких и глухих соглас ных. Чтение текстов с изученными бук вами (с. 99-103)

38

Списывание текстов с изученными бук вами (с. 14)

2

32

Звуки [д], [д']. Буквы Д,д. (с. 104-106)

39

Письмо строчной и заглавной букв Д, д (с. 16). CD

2

40

Повторение сведений по русскому язы ку. Написание строчной и заглавной букв Д, д (с. 17-18)

1

33

Буквы Д, д (закрепление). Сопостав ление букв Д - Т в слогах и словах (с. 108-109)

41

Списывание текстов (с. 18-19)

2

34

Звуки [й'а], ['а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я (с. 110-112)

42

Письмо строчной и заглавной букв Я, я (с. 20). CD

2

35

Чтение текстов с буквой Я (с. 113-115)

43

Письмо заглавной буквы Я (с. 21-22)

2

36

Чтение текстов с изученными буквами (с. 112, 116-117)

44

Закрепление написания букв Я, я (с. 22)

2

45

Повторение и обобщение сведений о многозначности слов (с. 116-117). Письмо текстов с изученными буквами (с. 23)

1

37

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. (с. 118-120)

46

Письмо строчной и заглавной букв Г, г (с. 24). CD

2

38

Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении (с. 121-123)

47

Написание заглавной буквы Г (с. 25)

2

39

Звук [ч']. Бук ва Ч. Правописание сочетаний ЧА — ЧУ (с. 4-5, 7)

48

Строчная буква ч, правописание соче таний ЧД-ЧУ(с. 27). CD

2

40

Буква Ч (закрепление) (с. 6-9)

49

Сочетания ЧА - ЧУ 28). CD

2

50

Заглавная буква Ч(с. 29). CD

1

41

 Буква Ь как показатель мягко сти согласных звуков (с. 10-13)

51

Написание буквы ь (с. 30). CD

2

42

Ь как показатель мягкости согласных звуков (с. 13-15)

52

Написание буквы ь, слов и предложе ний с ь (с. 31-32). CD

2

43

Звук [ш]. Буквы Ш, ш (с. 16-19)

53

Письмо строчной буквы ш (Пропись № 4, с. 3). CD

2

44

Буква Ш (закрепление) (с. 20-23)

54

Заглавная буква Ш (с. 4). CD

2

Номер урока чтения

Обучение чтению (54 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (68 ч)

Коли чество часов

55

Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (закрепле ние) (с. 5)

1

45

 Звук [ж]. Буквы Ж, ж (с. 24-27)

56

Письмо строчной буквы ж (с. 6). CD

2

46

Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ — ШИ (за крепление) (с. 27-29)

57

Заглавная буква Ж, правописание соче таний ЖИ - ШИ (с. 8-9). CD

2

47

Звуки [й'о], ['о]. Буквы Ё,ё (с. 30-32)

58

Написание строчной буквы ё (с. 10). CD

2

48

Буква Ё (закрепление) (с. 30-33)

59

Заглавная буква Ё (с. 12). CD

2

60

Закрепление правописания сочетаний ЧА, ЧУ, ЖИ, ШИ (с. 3-12). CD

1

49

Звук [й']. Буква Й (с. 34-37)

61

Написание букв Й, й (с. 13-14). CD

2

50

 Зву ки [х], [х']. Буквы X, х (с. 38-39, 42)

62

Написание строчной буквы х (с. 1 5-16). CD

2

51

Закрепление знаний о буквах X, х (с. 40, 43-44)

63

Написание заглавной буквы X, слов и предложений с ней (с. 15-16). CD

2

52

Обобщающий урок. Звуки [х], [х']. Буквы X, х (с. 40-41, 43, 45)

64

Строчная и заглавная буквы X, х (обоб щающий урок) (с. 17-18)

2

65

Повторение изученного материала

(с. 18). CD

53

Звуки [й'у], ['у]- Буквы Ю, ю (с. 46-47)

66

Написание строчной и заглавной букв Ю, ю (с. 19-20). CD

2

54

Буквы Ю, ю (закрепление) (с. 48-49)

67

Написание предложений с буквами Ю, ю(с. 19-21)

2

55

Звук [ц]. Буквы Ц, ц(с. 50-52)

68

Написание строчной буквы ц (с. 22). CD

2

56

Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление) (с. 53-55)

69

Написание заглавной буквы Ц (с. 23-24). CD

2

70

Повторение изученного материала (с. 20-24)

1

57

Звук [э]. Буквы Э, э (с. 56-58)

71

Написание строчной буквы э (с. 25). CD

2

58

Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепле ние) (с. 60-61)

72

Написание заглавной буквы Э (с. 26). CD

2

59

Звук [щ']. Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ (с. 62-63)

73

Написание строчной буквы щ (с. 27-28). CD

2

60

Звук [щ'], буквы Щ, щ (закрепление) (с. 65-69)

74

Написание заглавной буквы Щ (с. 29). CD

2

75

Закрепление правописания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с. 27-29). Обоб щение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости /звонкости со гласные звуки. CD

1

Номер урока чтения

Обучение чтению (54 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (68 ч)

Коли чество часов

61

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф (с. 70-73)

76

Написание букв Ф, ф (с. 30-31). CD

2

62

Буквы Ь и Ъ (с. 74-78)

77

Написание строчных ь и ь (с. 32). CD

2

63

Отра ботка техники чтения (с. 74, 76-78)

78

Написание букв ь и ь (закрепление). Повторение написания изученных букв

2

64

Русский алфавит (с. 78-81)

79

Повторение

2

65-68

Резервные уроки

80-85

Резервные уроки

10

Послебукварный период (54 ч)

Номер урока чтения

Обучение чтению (24 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (30 ч)

Коли чество часов

69

В. Д. Берестов. «Читалочка». (с. 82-83)

86

Повторение изученного в букварный период

2

70

Е. И. Чару шин. «Как  мальчик Женя научился гово рить букву «р» (с. 84-85)

87

Повторение изученного в букварный период

2

71

«Наше Отечество» К. Д. Ушинского (с. 86-87). Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине

88

Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине

2

72

Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские» (с. 88-89)

89

Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости

2

90

Повторение пройденного материала: соотноше ние между звуками и буквами, двой ная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, правописание сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

73

«Первый букварь» В. Н. Крупина (с. 90— 91)

91

Повторение пройденного материала: Ь в середине и конце слова как показа тель мягкости предшествующего соглас ного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных)

2

74

А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне» (с. 92-93)

92

Повторение изученного материала: не парные по звонкости /глухости и мягко сти /твёрдости согласные звуки и соот ветствующие им буквы

2

75

Л. Н. Толстой, рассказы для детей (с. 94)

93

Повторение изученного материала: спо собы обозначения звука [й'] на письме

2

76

Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» (с 95)

94

Повторение тем «Слог», «Ударение»

2

Номер урока чтения

Обучение чтению (16 ч)

Номер урока письма

Обучение письму (20 ч)

Коли чество часов

95

Повторение лексического материала «Азбуки»

1

77

Сказка К. И. Чуковского «Телефон» (с. 96)

96

Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, ор фографии

2

78

К. И. Чуковский. «Путаница» (с. 97)

97

Повторение и закрепление пропедевти ческих сведений по морфемике

2

79

В. В. Бианки. «Первая охота» (с. 98-99)

98

Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое»

2

80

С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» (с. 100-101)

99

Комплексное повторение на материа ле стихотворений С. Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа»

2

100

Оформление предложений

1

81

М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока» (с. 102-103)

101

Повторение синтаксиса на базе слов те матической группы «Природа»

2

82

А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка» (с. 104)

102

Повторение материала по лексике на материале  темы «Труд кормит, а лень портит»

2

83

А. Л. Барто. «Игра в слова» (с. 105)

103

Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

2

84

С. В. Михалков. «Котята». (с. 106)

104

Повторение сведений о звукописи

в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукописи стихотворения, тренировка в характери стике звуков

2

105

Характеристика звуков

1

85

Б. В. Заходер «Два и три». (с. 107)

106

Подготовка к изучению начального кур са русского языка

2

86

В. Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом» (с.108)

107

Подготовка к изучению начального кур са русского языка

2

87

Презентация проекта «Живая азбука».

108

Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» (с. 109)

2

88

Конкурс чтецов (с. 110-111)

109

Диктант

2

110

Правописание сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

89

Прощание с Азбукой

111

Правописание сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

2

90-92

Резервные уроки

112-115

Резервные уроки

7

Итого: 92 ч

Итого: 115 ч

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

№ п/п

№ ур. в теме

Название темы, кол-во часов

Форма проведения урока

Виды контроля

Дата

Коррекция

Добукварный период (31 ч)

1

1-2

Здравствуй, школа! «Азбука» - первая учебная книга

 Прописи - первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч)

Вводный урок

Текущий

2

3-4

Устная и письменная речь. Предложение  Рабочая строка. Верхняя и нижняя ли нии рабочей строки . Правила посадки при письме (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

3

5-6

Предложение и слово

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Гигиенические правила письма (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

4

7-8

Слово и слог

Рисование полуовалов и кругов (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

5

9

Письмо длинных прямых наклонных линий (1ч)

Изучение нового

Текущий

6

10-11

Слог. Ударение

Письмо наклонных линий с закруглени ем внизу (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

7

12-13

Звуки в окружающем мире и речи

Письмо элементов букв (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

8

14-15

Гласные и согласные звуки

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

9

16-17

Как образуется слог?

Письмо коротких и длинных линий (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

10

18

Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий (1ч)

Изучение нового

Текущий

11

19-20

Повторение и обобщение пройденного материала

Письмо коротких и длинных линий (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

12

21-22

 Звук [а]. Буквы А, а; их функции

Письмо строчной и заглавной букв А, а (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

13

23-24

Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге-слиянии (

Письмо строчной и заглавной букв О, о (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

14

25-26

Звук [и]. Буквы И, и; их функция в сло ге-слиянии

Письмо строчной и заглавной букв И, и (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

15

27

Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функ ция этих букв в слоге-слиянии. Письмо изученных букв

Урок повторения

Текущий

16

28-29

 Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии (1ч)

Письмо строчной буквы ы (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

17

30-31

Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-сли янии

Письмо строчной и заглавной букв У, у (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

Букварный период (122 ч)

18

1-2

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н

Письмо строчной и заглавной букв Н, н (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

19

3-4

Звуки [с], [с']. Буквы С, с

Письмо строчной и заглавной букв С, с (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

20

5

Повторение изученных букв (1ч)

Урок повторения

Текущий

21

6-7

Звуки [к], [к']. Буквы К, к

Письмо заглавной и строчной букв К, к (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

22

8-9

А. С. Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т']

Письмо строчной и заглавной букв Т, т (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

23

10-11

Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т, т

Письмо слогов и слов с буквами Т, т (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

24

12-13

К. И. Чуковский. «Сказки». Звуки [л], [л']. Буквы Л, л

Письмо строчной и заглавной букв Л, л (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

25

14

Буквы Л, л (1ч)

Урок повторения

Текущий

26

15-16

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыб ке». Согласные звуки [р], [р'1. Буквы Р, р

Письмо строчной и заглавной букв Р, р (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

27

17-18

Звуки [в], [в']. Бук вы В. в

Письмо строчной и заглавной букв в, в (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

28

19-20

Русская народная сказка. Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е

Письмо строчной и заглавной букв Е, е (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

29

21-22

Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п']. Буквы П, п

Письмо строчной и заглавной букв П, п (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

30

23

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными бук вами (1ч)

Интегрированный урок

Текущий

31

24-25

Москва - столица России. Звуки [м], [м']. Буквы М, м (

Письмо строчной и заглавной букв М, м (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

32

26-27

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и зву ках

Письмо слов с буквами М, м (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

33

28-29

О братьях наших меньших. Звуки [з], [3']. Буквы 3, з (

Письмо строчной и заглавной букв 3, з (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

34

30-31

Закрепление умения чтения предложе ний с буквами 3, з

Письмо слов и предложений с буквами 3,з (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

35

32

Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами (1ч)

Урок повторения

Текущий

36

33-34

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Звуки [б], [б']. Буквы Б, б

Письмо строчной и заглавной букв Б, б (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

37

35-36

Закрепление знаний о буквах Б, б. Со поставление букв Б - П

Письмо слов и предложений с изучен ными буквами (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

38

37-38

Чередование звонких и глухих соглас ных. Чтение текстов с изученными бук вами

Списывание текстов с изученными бук вами (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

39

39-40

Звуки [д], [д']. Буквы Д,д.

Письмо строчной и заглавной букв Д, д (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

40

41

Повторение сведений по русскому язы ку. Написание строчной и заглавной букв Д, д (1ч)

Урок повторения

Текущий

41

42-43

Буквы Д, д (закрепление). Сопостав ление букв Д - Т в слогах и словах

Списывание текстов (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

42

44-45

Звуки [й'а], ['а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я

Письмо строчной и заглавной букв Я, я (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

43

46-47

Чтение текстов с буквой Я

Письмо заглавной буквы Я (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

44

48-49

Чтение текстов с изученными буквами

Закрепление написания букв Я, я (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

45

50

Повторение и обобщение сведений о многозначности слов . Письмо текстов с изученными буквами (1ч)

Урок повторения

Текущий

46

51-52

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.

Письмо строчной и заглавной букв Г, г (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

47

53-54

Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении

Написание заглавной буквы Г (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

48

55-56

Звук [ч']. Бук ва Ч. Правописание сочетаний ЧА — ЧУ

Строчная буква ч, правописание соче таний ЧД-ЧУ (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

49

57-58

Буква Ч (закрепление)

Сочетания ЧА - ЧУ (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

50

59

Заглавная буква Ч (1ч)

Интегрированный урок

Текущий

51

60-61

 Буква Ь как показатель мягко сти согласных звуков

Написание буквы ь (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

52

62-63

Ь как показатель мягкости согласных звуков

Написание буквы ь, слов и предложе ний с ь (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

53

64-65

Звук [ш]. Буквы Ш, ш

Письмо строчной буквы ш (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

54

66-67

Буква Ш (закрепление)

Заглавная буква Ш (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

55

68

Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (закрепле ние) (1ч)

Урок повторения

Текущий

56

69-70

 Звук [ж]. Буквы Ж, ж

Письмо строчной буквы ж(2ч)

Интегрированный урок

Текущий

57

71-72

Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ — ШИ (за крепление)

Заглавная буква Ж, правописание соче таний ЖИ - ШИ(2ч)

Интегрированный урок

Текущий

58

73-74

Звуки [й'о], ['о]. Буквы Ё,ё

Написание строчной буквы ё (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

59

75-76

Буква Ё (закрепление)

Заглавная буква Ё (2ч)

Урок повторения

Текущий

60

77

Закрепление правописания сочетаний ЧА, ЧУ, ЖИ, ШИ (1ч)

Урок повторения

Текущий

61

78-79

Звук [й']. Буква Й

Написание букв Й, й (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

62

80-81

 Зву ки [х], [х']. Буквы X, х

Написание строчной буквы х (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

63

82-83

Закрепление знаний о буквах X, х

Написание заглавной буквы X, слов и предложений с ней (2ч)

Урок повторения

Текущий

64

84-85

Обобщающий урок. Звуки [х], [х']. Буквы X, х

Строчная и заглавная буквы X, х (обоб щающий урок) (2ч)

Урок повторения

Текущий

65

86

Повторение изученного материала (1ч)

Урок повторения

Текущий

66

87-88

Звуки [й'у], ['у]- Буквы Ю, ю

Написание строчной и заглавной букв Ю, ю (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

67

89-90

Буквы Ю, ю (закрепление)

Написание предложений с буквами Ю, ю (2ч)

Урок повторения

Текущий

68

91-92

Звук [ц]. Буквы Ц, ц

Написание строчной буквы ц (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

69

93-94

Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление)

Написание заглавной буквы Ц (2ч)

Урок повторения

Текущий

70

95

Повторение изученного материала (1ч)

Урок повторения

Текущий

71

96-97

Звук [э]. Буквы Э, э

Написание строчной буквы э (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

72

98-99

Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепле ние)  

Написание заглавной буквы Э (2ч)

Урок повторения

Текущий

73

100-101

Звук [щ']. Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ

Написание строчной буквы щ (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

74

102-103

Звук [щ'], буквы Щ, щ (закрепление)

Написание заглавной буквы Щ (2ч)

Урок повторения

Текущий

75

104

Закрепление правописания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ . Обоб щение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости /звонкости со гласные звуки (1ч)

Урок повторения

Текущий

76

105-106

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

Написание букв Ф, ф (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

77

107-108

Буквы Ь и Ъ

Написание строчных ь и ь (2ч)

Интегрированный урок

Текущий

78

109-110

Отра ботка техники чтения

Написание букв ь и ь (закрепление). Повторение написания изученных букв (2ч)

Урок повторения

Текущий

79

111-112

Русский алфавит

Повторение (2ч)

Урок повторения

Тематический

80

113-122

Резервные уроки

(10ч)

Урок повторения

Тематический

Послебукварный период (54 ч)

81

1-2

В. Д. Берестов. «Читалочка».

Повторение изученного в букварный период

Урок повторения

Текущий

82

3-4

Е. И. Чару шин. «Как  мальчик Женя научился гово рить букву «р»

Повторение изученного в букварный период

Урок повторения

Текущий

83

5-6

«Наше Отечество» К. Д. Ушинского Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине

Урок повторения

Текущий

84

7-8

Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские»

Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости

Урок повторения

Текущий

85

9

Повторение пройденного материала: соотноше ние между звуками и буквами, двой ная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, правописание сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Урок повторения

Текущий

86

10-11

«Первый букварь» В. Н. Крупина

Повторение пройденного материала: Ь в середине и конце слова как показа тель мягкости предшествующего соглас ного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных)

Урок повторения

Текущий

87

12-13

А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне»

Повторение изученного материала: не парные по звонкости /глухости и мягко сти /твёрдости согласные звуки и соот ветствующие им буквы

Урок повторения

Текущий

88

14-15

Л. Н. Толстой, рассказы для детей

Повторение изученного материала: спо собы обозначения звука [й'] на письме

Урок повторения

Текущий

89

16-17

Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно»

Повторение тем «Слог», «Ударение»

Урок повторения

Текущий

90

18

Повторение лексического материала «Азбуки»

Урок повторения

Текущий

91

19-20

Сказка К. И. Чуковского «Телефон»

Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, ор фографии

Урок повторения

Текущий

92

21-22

К. И. Чуковский. «Путаница»

Повторение и закрепление пропедевти ческих сведений по морфемике

Урок повторения

Текущий

93

23-24

В. В. Бианки. «Первая охота»

Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое»

Урок повторения

Текущий

94

25-26

С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два»

Комплексное повторение на материа ле стихотворений С. Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа»

Урок повторения

Текущий

95

27

Оформление предложений

Урок повторения

Текущий

96

28-29

М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока»

Повторение синтаксиса на базе слов те матической группы «Природа»

Урок повторения

Текущий

97

30-31

А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка»

Повторение материала по лексике на материале  темы «Труд кормит, а лень портит»

Урок повторения

Текущий

98

32-33

А. Л. Барто. «Игра в слова»

Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

Урок повторения

Текущий

99

34-35

С. В. Михалков. «Котята».

Повторение сведений о звукописи

в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукописи стихотворения, тренировка в характери стике звуков

Урок повторения

Текущий

100

36

Характеристика звуков

Урок повторения

Текущий

101

37-38

Б. В. Заходер «Два и три».

Подготовка к изучению начального кур са русского языка

Урок повторения

Текущий

102

39-40

В. Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом»

Подготовка к изучению начального кур са русского языка

Урок повторения

Текущий

103

41-42

Презентация проекта «Живая азбука».

Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения»

Урок повторения

Тематический

104

43-44

Конкурс чтецов

Диктант

Контрольный

Тематический

105

45

Правописание сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Урок повторения

Текущий

106

46-47

Прощание с Азбукой

Правописание сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Урок повторения

Текущий

107

48-54

Резервные уроки

Урок повторения

Текущий

Итого: 207 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...