Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Личностно-развивающий урок
русского языка
с использованием групповой работы
3 класс
УМК «Гармония»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Личностно-развивающий урок
русского языка
с использованием групповой работы
3 класс
УМК «Гармония»
Подготовила: учитель I категории
Божко Анна Анатольевна
1
Тема: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»
Цели урока: обучающая - закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;
совершенствовать умения учащихся в проверке безударной гласной в корне слова различными способами;
научить приобретенные знания, умения, навыки и компетенции применять в повседневной жизни;
развивающая - развивать орфографическую зоркость при работе с данной орфограммой в словах, предложениях, текстах;
развивать творческие способности учащихся;
развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
воспитывающая - воспитывать и поддерживать интерес к изучению русского языка;
способствовать становлению учебной самостоятельности и активности;
здоровьесберегающая - сохранять здоровье учащихся, расширять их знания о правилах здорового образа жизни и бережном отношении к своему здоровью
Технологии обучения:
- Здоровьесберегающая;
- личностно-ориентированная;
- информационно – коммуникационная
Продолжительность: 40 минут
Оборудование урока:
Интерактивная доска
- Презентация урока
- Мультимедийный проектор
- Карточки со словами
- Орфографический словарь
Подготовка к уроку: проветривание классной комнаты – 10 мин.;
динамическая перемена – игры
Перед уроком размята трава базилик, которая способствует спокойствию, снятию усталости и психологического напряжения, расслаблению мышц.
Ход урока
I Организационно-мотивационный момент.
Цель: настроить детей на активную работу на уроке, проверить готовность к уроку.
Упражнение – энергизатор “Передай энергию”
Ученики стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Учитель посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Ученики передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом учеников и “энергетизируя” класс.
(упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт)
(дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивком головы)
У :- Дети, вам тепло? (да)
- В классе светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Уже закончился урок? (нет)
- Только начался урок? (да)
- Хотите учиться? (да)
- Значит, можно вам садиться (дети проходят и садятся на свои места)
У: - Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души.
- Готовы ли мы к уроку?
Минутка здоровья:
Готовность № 1
У: - Зажмурили крепко глазки, взлетаем! А чтобы приземлиться, ответьте быстро: Что движется быстрее скорости света? (Мысль)
У: - Кто знает ответ, теперь покажите свою готовность командой: встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “и” три раза
У: - Вы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “и” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши).
У: - С приземлением на урок русского языка учеников 3 класса «А» школы № 2!
Готовность № 2 –Аутогенная тренировка
У: - Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”.
Готовность № 3 -Эмоциональный настрой
- Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!
II Актуализация знаний. Формулирование учащимися темы урока.
Цель: настроить на доброжелательную атмосферу учащихся, подвести их к цели и теме урока.
На доске написаны слова:
к.ток, в.дро, береза, пов.р, в.сна, спос.б, ст.нал, малина, зел.нь
- Работа в парах:
У: - Внимательно прочитайте записанные слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Можно посоветоваться с соседом. Какие группы у вас получились? (Пара, первой закончившая обсуждение, поднимает руки, сцепивши их «замком»).
Д: - К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Все состоят из двух слогов.
Д: - Ко второй группе можно отнести слова береза и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.
2. Постановка темы и целей урока:
У: - Попробуйте сформулировать тему урока и обосновать свою мысль.
Игра «Проблема на ладошке»
- Вытяните правую руку! Посмотрите на свою ладонь и постарайтесь мысленно поставить для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке: что бы вы хотели узнать и чему научиться? Для чего это вам нужно?
Д: - На доске написаны слова с пропущенной безударной гласной в корне. Значит, тема урока «Написание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».
У: - Какую цель вы бы поставили на урок?
Д: - На прошлом уроке мы познакомились с правилом написания безударной гласной в корне слова. Значит, сегодня нам надо закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова.
У: - Кто может напомнить правило?
Д: - Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У: - Какие безударные гласные нуждаются в проверке, могут быть опасными?
Д: - Гласные а, о, е, и, я
3. Работа с «веерами» - обратная связь:
У: - Покажите пропущенные буквы в словах, умея их доказать.
Учитель называет слово, дети показывают букву и объясняют её выбор.
III Минутка чистописания
Цель: отработка каллиграфического почерка, повторение соединения букв в словах
У: - На минутке чистописания мы напишем эти буквы, составив свою цепочку. Какие варианты можете предложить?
Д: - Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке и при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну, и т. д.…
Записываю варианты цепочек, обращая внимание на соединения букв в них: аео, ааео, аааео,…
У: - Напишите каждый свою цепочку, правильно соединяя буквы. А чтобы почерк был аккуратным и красивым, подготовим пальчики к письму (пальчиковый массаж): движениями от ногтевой фаланги к ладони тщательно массируем все пальцы, начиная с мизинца.
( комментирую во время упражнения)
- Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец с сердцем, безымянный с печенью, средний с кишечником и позвоночником, указательный с желудком, большой с головным мозгом. Теперь можно приступать к письму!
IV Словарно-орфографическая работа
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие орфографической зоркости, памяти
- Определение нового слова:
У: - Новое слово, с написанием которого вы сегодня познакомитесь, назовете сами, если соедините последние буквы слов с проверяемой гласной в корне, с которыми мы работали. Какое слово получилось? Кто самый быстрый?
Каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень
Д: - Это слово корабль.
У: - Подберите родовое понятие к слову корабль.
Д: - Корабль – это транспорт.
У: - Для чего он предназначен?
Д: - Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
У: - Скажите полностью, что такое корабль?
Д: - Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки грузов и людей по воде.
У: - Какие еще бывают корабли?
Д: - Корабли бывают космические. На них люди летают в космос.
У: - Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?
Д: - В слове непроверяемая безударная гласная о и на конце ь.
2. Составление синквейна:
У: - Составим синквейн со словом корабль.
Д: - корабль;
пассажирский, грузовой;
везёт, доставляет, идёт;
Огромные корабли перевозят грузы.
транспорт
3.Игра «Фотограф»:
У: - «Сфотографировали» (дети мимикой и жестами изображают работу фотографа) слово корабль, закрыли словари и записали слово в тетради.
- Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
4. Работа с пословицей:
У: - Прочитайте на доске пословицу: «Большому кораблю – большое плаванье». Объясните смысл.
Д: - Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он мог развивать их дальше и смог достичь больших успехов.
У: - Найдите слова, относящиеся к теме урока.
Д: - В словах большому и большое безударная гласная о, проверочное слово больше.
5. Письмо по памяти:
У: - Произнесем пословицу по слогам еще раз и запишем по памяти.
6. Взаимопроверка c переходом на указанный ряд: ученики обмениваются тетрадями и делают проверку, оценивая работу.
V Работа по теме урока
Цель: совершенствование знаний и умений по проверке безударных гласных в корне слова, подбору проверочных слов
- Работа над предложением:
У: - Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области проверки безударных гласных в корне слова. Прочитайте предложение на интерактивной доске.
Л.сная тр.пинка м.слянисто т.мнела.
- Докажите выбор пропущенных букв, подобрав проверочные слова из предложенных.
Слайд 2:
Д: - лесная – лес
тропинка – тропка
маслянисто – масло
темнела – тёмный
- Исследовательская деятельность:
У: - Проведем исследование, понаблюдав за парами слов. Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили?
Д: - В первых трёх парах гласные одинаковые, а в четвертой паре – разные. В корне проверяемого слова темнела – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный – безударная гласная ё.
Слайд 3: т.пло
ст.кло
У: - Подберите проверочные слова к словам тепло, стекло.
Д: - тепло – тёплый, стекло – стёкла
У: - Сделайте вывод о том, какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если пишется буква ё? Найдите наиболее важные моменты, обобщите и сделайте вывод.
Д: - Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.
- Самостоятельная работа учащихся: (индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками)
У: - Запишите предложение в тетрадь, вставив пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Оценивание работы
- Разноуровневое домашнее задание с возможностью выбора:
Цель: повторить и закрепить полученные знания на уроке; развивать творческое воображение учащихся
Учащимся предлагается задание на выбор по уровням ( на карточках), даются рекомендации по рациональной организации домашней работы
Физкультминутка «Вежливые слова»:
Ученики выполняют команды учителя, если они сопровождаются вежливой просьбой
У: - Встаньте!
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки вверх!
- Пожалуйста, поднимите руки вверх!
- Помашите руками, пожалуйста!
- Наклонитесь!
- Будьте добры, наклонитесь как можно ниже!
- Улыбнитесь мне, пожалуйста!
- Садитесь!
- Будьте так любезны, присядьте!
- Спасибо за внимательность!
VI Закрепление изученного
Цель: отработка приобретенных навыков
1.Поэтическая минутка (слушаем тишину)
У: - Послушайте отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад».
( читает наизусть ученица)
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженной тишиной…
картина «Осень» на фоне тихой музыки
У: - О чем вам рассказали эти строки? Прислушайтесь к себе, почувствуйте, что происходит у вас в душе, выразите оттенок своего настроения.
2. Работа с текстом стихотворения:
- Найдите слова с безударной гласной в корне.
Класс работает, стоя за партой, в удобной позе
( дети выходят и подчеркивают на доске орфограммы)
3. Составление предложений по опорным словам - устно:
У: - Составим свою зарисовку на эту же тему, используя данные слова. Но прежде, чем выполнять задание, давайте мысленно побываем в осеннем лесу.
Минутка «Фантазии»
У: - Положите голову на парту, закройте глазки и представьте, как гуляете по осеннему лесу.
- Расскажите о своих фантазиях. Какие открытия сделали? Что увидели?
Составление предложений по картине «Осень» - выслушивание ответов
У: - У кого хорошее настроение, помашите руками. (упражнение - энергизатор)
4. Запись предложений в тетрадях с комментированием вслух.
У: - Запишем самые удачные, красивые предложения.
Оценивание работы учащихся
Минутка для релаксации
У: - Проверьте, не чувствуете ли вы напряжение в какой-нибудь части тела. Избавьтесь от него, напрягая и расслабляя мышцы. Наморщите лоб. Плотно закройте и затем откройте глаза. Наморщите нос. Сожмите и разожмите зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабьтесь и запомните это состояние.
(упражнение быстро перестраивает организм во время работы)
5. Работа в творческих группах:
а) формирование групп
У: - Посмотрите внимательно, у кого на парте лежит карточка с заданием.
Поднимите руку те, кто её нашел.
( дети ищут на столах карточки с заданием, которые разложены перед уроком в количестве 6 штук)
У: - Повернитесь, пожалуйста, назад те, кто не обнаружил у себя карточку на парте. Сейчас вам предстоит поработать в небольших группах (по 4 человека). Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
- Послушайте задание. Всем группам предложены одинаковые слова на карточках. Познакомившись с ними, сформулируйте задание и предложите другим группам. От группы будет выступать самый высокий ученик.
Слайд 5: (карточка)
Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота
Возможные варианты заданий:
- Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
- Объединить слова в группы: существительные, прилагательные, глаголы. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
- Сгруппировать однокоренные слова. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
- Сгруппировать однокоренные слова. Добавить к ним однокоренное слово, которое выполняло бы роль проверочного.
Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
б) самостоятельная работа в группах: подбор заданий и их выполнение – творческая деятельность
(учитель консультирует и помогает при необходимости)
в) мини-конференция по результатам работы: отчет каждой группы
VII Итог урока. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Цель: подведение итога урока с помощью игры; учить делать вывод самостоятельно; анализ работы учащихся на уроке
- Составление «Кластера»
У: - Ребята, вы здорово поработали на уроке. Давайте подведем итог нашей работе, чему учились на уроке? Давайте составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова
Слайд 6: Алгоритм проверки безударных гласных:
- Читаю слово.
- Ставлю ударение.
- Выделяю корень.
- Подчёркиваю в корне безударную гласную.
- Проверяю!
- Упражнение “Если весело живется”
У: - Ребята, какое настроение у вас после урока? Если вам понравилось, то повторяйте за мной!
Учитель показывает движения, дети повторяют за ним.
“ Если весело живется, делай так, (2 хлопка)
Если весело живется, делай так, (2 раза щелкнуть пальцами)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, – делай так”, (2 притопа).
Оценивание работы класса
- Спасибо за хорошую работу! Пусть веселое настроение будет с вами всегда! От этого зависит ваше здоровье. Будьте здоровы!
Список использованной литературы:
- Учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 3 класс, М. С. Соловейчик;
- «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Г. А. Бакулина;
- «Справочное пособие по русскому языку» ,3 класс, О. В. Узорова;
- « Здоровьесберегающие технологии», 1-4 классы, В. И. Ковалько;
- « Необычные уроки в начальной школе», Т. П. Лакоценина
Приложение
Карточка №1
Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота
Карточка №2
Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота
Карточка №3
Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота
Карточка №4
Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота
Домашнее задание
1 уровень:
Списать, исправив ошибки:
Побирежье, канек, еденица, даждливый, зимной, обламать, скасить, лецо, литучий, махнатый, малодой, орёл, питёрка, пинёчек.
2 уровень:
Подобрать и записать 3-4 слова с безударными гласными в корне:
Колкий - …, …, …, … .
Полз - …, …, …, … .
Вред - …, …, …, … .
Сила- …, …, …, … .
Лёжа - …, …, …, … .
Печь - …, …, …, … .
3 уровень:
Придумать и записать стихотворение с 4-5 парами проверяемых и проверочных слов.
Пояснительная записка
Урок, разработанный в условиях здоровьесберегающей педагогики, направлен на укрепление и сохранение здоровья учащихся, построен с учетом возрастных особенностей с использованием разных форм оздоровительно-физкультурной работы. Учитывались потребности детей в саморазвитии, подражании, приобретении опыта.
Перед уроком кабинет проветрен, размята трава базилик, которая способствует спокойствию, снятию усталости и психологического напряжения, расслаблению мышц. Была проведена динамическая перемена, на которой дети отдыхали, играли, свободно общались. В классе соблюдены все санитарно-гигиенические условия: чистота, порядок, оптимальный тепловой режим, соответствующее освещение. В течение урока присутствовал комфортный уровень шума. Начало урока организованное с созданием эмоционально-положительного фона. Ребята принимали активное участие в постановке цели урока. Проводилось стимулирование мотивации на успешность обучения, оказание поддержки каждому ребенку. Преобладали положительные эмоции, в достаточном количестве использованы эмоциональные разрядки (упражнения-энергизаторы, аутогенная тренировка, эмоциональный настрой, минутка фантазии). Корме физкультминуток, проводились скрытые физпаузы: найди карточку, взаимопроверка работ с переходом на указанный ряд. Этапы урока логически связаны. Материал, изучаемый на уроке, распределен по степени сложности и актуальности. Использовались активные методы обучения ( поисковый, диалогический, игровой, исследовательский, свобода творчества, развитие воображения) и различные приёмы личностно-ориентированного характера (игра «Проблема на ладошке), работа в парах, групповая работа. Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.
Использовались методы:
а) по источнику знаний:
- словесные;
- беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся);
- наглядные;
- практические
б) по степени взаимодействия учителя и учащихся:
- беседа;
- самостоятельная работа
в) по характеру познавательной деятельности :
- репродуктивные;
- проблемные;
- частично-поисковые;
- постановка проблемы, поиск решений, подтверждений, выдвинутых предположений
Формы организации деятельности учащихся:
-индивидуальные;
- в парах;
- в группах;
- фронтальные
Формы проверки достижений ожидаемого результата:
- самоконтроль;
- методы стимулирования - создание ситуации успеха, поощрения.
Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения.
Такие взаимодействия, как ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа на уроке были организованы на достаточном уровне.
Творческий характер осуществления коллективно-распределительной деятельности, а также учебной деятельности учащихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой учащихся.
В течение урока обращалось внимание на вопросы сохранения и укрепления здоровья. Продолжительность различных видов учебной деятельности была не более 5-10 минут. Позы чередуются в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Место и длительность применения ТСО соответствует гигиеническим нормам. В конце урока проведена самооценка детьми своей деятельности, рефлексия настроения. Все здоровьесберегающие компоненты имеют определенную цель и направлены на работу по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...