Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Божко Анна Анатольевна

Личностно-развивающий урок

русского языка

с использованием групповой работы

                                                                                                                                   3 класс

УМК «Гармония»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                              «Средняя общеобразовательная школа №2

                     им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»

Личностно-развивающий урок

русского языка

с использованием групповой работы

                             3 класс

УМК «Гармония»

Подготовила: учитель I категории

                Божко Анна Анатольевна

1

Тема: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

Цели урока:   обучающая -  закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;

                         совершенствовать  умения учащихся  в  проверке  безударной  гласной  в  корне  слова   различными способами;

научить приобретенные знания, умения, навыки и компетенции применять в повседневной жизни;

                    развивающая -  развивать орфографическую  зоркость  при работе   с данной  орфограммой  в  словах,  предложениях, текстах;

развивать творческие способности учащихся;

                   развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

                      воспитывающая -  воспитывать и поддерживать интерес к  изучению русского языка;

                       способствовать становлению учебной самостоятельности и активности;

                       здоровьесберегающая - сохранять здоровье учащихся, расширять их знания о правилах здорового образа  жизни и бережном отношении к своему здоровью

Технологии обучения:

  1. Здоровьесберегающая;
  2. личностно-ориентированная;
  3. информационно – коммуникационная

Продолжительность: 40 минут

Оборудование урока:

          Интерактивная доска

  1. Презентация урока
  2. Мультимедийный проектор
  3. Карточки со словами
  4. Орфографический словарь

Подготовка к уроку: проветривание классной комнаты – 10 мин.;

                                     динамическая перемена – игры

Перед уроком размята трава базилик, которая способствует спокойствию, снятию усталости и психологического напряжения, расслаблению мышц.

                                                     Ход урока

I  Организационно-мотивационный момент. 

Цель: настроить детей на активную работу на уроке, проверить готовность к уроку.

Упражнение – энергизатор “Передай энергию” 

Ученики стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Учитель посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Ученики передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом учеников и “энергетизируя” класс.

(упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт)

(дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивком  головы)

У :- Дети, вам тепло? (да)

     - В классе светло? (да)

     - Прозвенел уже звонок? (да)

    - Уже закончился урок? (нет)

    - Только начался урок? (да)

    - Хотите учиться? (да)

  - Значит, можно вам садиться  (дети проходят и садятся на свои места)

У: - Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души.

       - Готовы ли мы к уроку?

Минутка здоровья:                                                        

Готовность № 1 

У: - Зажмурили крепко глазки, взлетаем! А чтобы приземлиться, ответьте быстро: Что движется быстрее скорости света? (Мысль)

У: - Кто знает ответ, теперь покажите свою готовность командой: встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “и” три раза

У: - Вы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “и” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши).

 У: - С приземлением на урок русского языка учеников 3 класса «А» школы № 2!

Готовность № 2 –Аутогенная тренировка

У: - Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”.

Готовность № 3 -Эмоциональный настрой

- Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

II Актуализация знаний. Формулирование учащимися темы урока.

Цель: настроить на доброжелательную атмосферу учащихся, подвести их к цели и теме урока.

На доске написаны слова:

 к.ток, в.дро, береза, пов.р, в.сна, спос.б, ст.нал, малина, зел.нь

  1. Работа в парах:

У: - Внимательно прочитайте записанные слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Можно посоветоваться  с соседом. Какие группы у вас получились? (Пара, первой закончившая обсуждение, поднимает руки, сцепивши их  «замком»).

Д: - К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемыми  безударными гласными в корне. Все состоят из двух слогов.

Д: - Ко второй  группе можно отнести слова береза и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.

2. Постановка темы и целей урока:

У: - Попробуйте сформулировать тему урока и обосновать свою мысль. 

Игра «Проблема на ладошке»

- Вытяните правую руку! Посмотрите на свою ладонь и постарайтесь мысленно поставить для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке: что бы вы хотели узнать и чему научиться? Для чего это вам нужно?

Д: - На доске написаны слова с пропущенной безударной гласной в корне. Значит, тема урока «Написание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».

У: - Какую цель вы бы поставили на урок?

Д: - На прошлом уроке мы познакомились с правилом написания безударной гласной в корне слова. Значит, сегодня нам надо закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова.

У: - Кто может напомнить правило?

Д: - Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

У: - Какие безударные гласные нуждаются в проверке, могут быть опасными?

Д: - Гласные а, о, е, и, я

3. Работа с «веерами» - обратная связь:

У: - Покажите пропущенные буквы в словах, умея их доказать.

Учитель называет слово, дети показывают букву и объясняют её выбор.

III Минутка чистописания

Цель: отработка каллиграфического почерка, повторение соединения букв в словах

У: - На минутке чистописания мы напишем эти буквы, составив свою цепочку. Какие варианты можете предложить?

Д: - Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке и при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну, и т. д.…

Записываю варианты цепочек, обращая внимание на соединения букв в них: аео, ааео, аааео,…

У: - Напишите каждый свою цепочку, правильно соединяя буквы. А чтобы почерк был аккуратным и красивым, подготовим пальчики к письму (пальчиковый массаж): движениями от ногтевой фаланги к ладони тщательно массируем все пальцы, начиная с мизинца.

 ( комментирую во время упражнения)

- Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец с сердцем, безымянный с печенью, средний с кишечником и позвоночником, указательный с желудком, большой с головным мозгом. Теперь можно приступать к письму!

IV Словарно-орфографическая работа

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие орфографической зоркости, памяти

  1. Определение нового слова:

У: - Новое слово, с написанием которого вы сегодня познакомитесь, назовете сами, если соедините последние буквы слов с проверяемой гласной в корне, с которыми мы работали. Какое слово получилось? Кто самый быстрый?

Каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень  

Д: - Это слово корабль.            

У: - Подберите родовое понятие к слову корабль.

Д: - Корабль – это транспорт.

У: - Для чего он предназначен?

Д: - Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.

У: - Скажите полностью, что такое корабль?

Д: - Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки грузов и людей по воде.

У: - Какие еще бывают корабли?

Д: - Корабли бывают космические. На них люди летают в космос.

У: - Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?

Д: - В слове непроверяемая безударная гласная о и на конце ь.

2. Составление синквейна:

У: - Составим синквейн со словом корабль.

Д: - корабль;

      пассажирский, грузовой;

      везёт, доставляет, идёт;

     Огромные корабли перевозят грузы.

      транспорт  

3.Игра «Фотограф»:

У: - «Сфотографировали» (дети мимикой и жестами изображают работу фотографа) слово корабль, закрыли словари и записали слово в тетради.

- Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

4. Работа с пословицей:

У: - Прочитайте на доске пословицу: «Большому кораблю – большое плаванье». Объясните смысл.  

Д: - Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он мог развивать их дальше и смог достичь больших успехов.

У: - Найдите слова, относящиеся к теме урока.

Д: - В словах большому и большое безударная гласная о, проверочное слово больше.

5. Письмо по памяти:

У: - Произнесем пословицу по слогам еще раз и запишем по памяти.

6. Взаимопроверка c переходом на указанный ряд: ученики обмениваются тетрадями и делают проверку, оценивая работу.

V Работа по теме урока

Цель: совершенствование знаний и умений по проверке безударных гласных в корне слова, подбору проверочных слов

  1. Работа над предложением:

У: - Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области проверки безударных гласных в корне слова. Прочитайте предложение на интерактивной доске.

Л.сная тр.пинка м.слянисто т.мнела.

- Докажите выбор пропущенных букв, подобрав проверочные слова из предложенных.

Слайд 2:

Д: -  лесная – лес

        тропинка – тропка

        маслянисто – масло

        темнела – тёмный

  1. Исследовательская деятельность:

У: - Проведем исследование, понаблюдав за парами слов. Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили?

Д: - В первых трёх парах гласные одинаковые, а в четвертой паре – разные. В корне проверяемого слова темнела – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный – безударная гласная ё.

Слайд 3: т.пло

               ст.кло

У: - Подберите проверочные слова к словам тепло, стекло.

Д: - тепло – тёплый, стекло – стёкла

У: - Сделайте вывод о том, какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если пишется буква ё? Найдите наиболее важные моменты, обобщите и сделайте вывод.

Д: - Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.

  1. Самостоятельная работа учащихся: (индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками)

У: - Запишите предложение в тетрадь, вставив пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Оценивание работы

  1. Разноуровневое домашнее задание с возможностью выбора:

Цель: повторить и закрепить полученные знания на уроке; развивать творческое воображение учащихся

Учащимся предлагается задание на выбор по уровням ( на карточках), даются рекомендации по рациональной организации домашней работы

                        Физкультминутка  «Вежливые слова»:

 Ученики  выполняют команды учителя, если они сопровождаются вежливой просьбой

У: - Встаньте!

     - Встаньте, пожалуйста!

   - Поднимите руки вверх!

   - Пожалуйста, поднимите руки вверх!

   - Помашите руками, пожалуйста!

   - Наклонитесь!

   - Будьте добры, наклонитесь как можно ниже!

   - Улыбнитесь мне, пожалуйста!

   - Садитесь!

   - Будьте так любезны, присядьте!

   - Спасибо за внимательность!

VI Закрепление изученного

Цель: отработка приобретенных навыков

1.Поэтическая минутка (слушаем тишину)

У: - Послушайте отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад».

 ( читает наизусть ученица)

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженной тишиной…

картина «Осень» на фоне тихой музыки

У: - О чем вам рассказали эти строки? Прислушайтесь к себе, почувствуйте, что происходит у вас в душе, выразите оттенок своего настроения.

  2. Работа с текстом стихотворения:

   - Найдите слова с безударной гласной в корне.

Класс работает, стоя за партой, в удобной позе

 ( дети выходят и подчеркивают на доске орфограммы)

3. Составление предложений по опорным словам - устно:

  У:   - Составим свою зарисовку на эту же тему, используя данные слова. Но прежде, чем выполнять задание, давайте мысленно побываем в осеннем лесу.

Минутка «Фантазии»

У: - Положите голову на парту, закройте глазки и представьте, как гуляете по осеннему лесу.

     - Расскажите о своих фантазиях. Какие открытия сделали? Что увидели?

Составление предложений по картине «Осень» - выслушивание ответов

У: - У кого хорошее настроение, помашите  руками. (упражнение - энергизатор)

  4.  Запись предложений в тетрадях с комментированием вслух.

У: - Запишем самые удачные, красивые предложения.

Оценивание работы учащихся

Минутка для релаксации

У: - Проверьте, не чувствуете ли вы напряжение в какой-нибудь части тела. Избавьтесь от него, напрягая и расслабляя мышцы. Наморщите лоб. Плотно закройте и затем откройте глаза. Наморщите нос. Сожмите и разожмите зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабьтесь и запомните это состояние.

(упражнение быстро перестраивает организм во время работы)

5. Работа в творческих группах:

а) формирование групп

У: - Посмотрите внимательно, у кого на парте лежит карточка с заданием.

Поднимите руку те, кто её нашел.

( дети ищут на столах карточки с заданием, которые разложены перед уроком в количестве 6 штук)

У: - Повернитесь, пожалуйста, назад те, кто не обнаружил у себя карточку на парте. Сейчас вам предстоит поработать в небольших группах  (по 4 человека). Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

                                                 

- Послушайте задание. Всем группам  предложены одинаковые слова на карточках. Познакомившись с ними, сформулируйте задание и предложите другим группам. От группы будет выступать самый высокий ученик.

Слайд 5: (карточка)

Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота

Возможные варианты заданий:

  1. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
  2. Объединить слова в группы: существительные, прилагательные, глаголы. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
  3. Сгруппировать однокоренные слова. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.
  4. Сгруппировать однокоренные слова. Добавить к ним однокоренное  слово, которое выполняло бы роль проверочного.

Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.

б) самостоятельная работа в группах: подбор заданий и их выполнение – творческая деятельность

(учитель консультирует и помогает при необходимости)

в) мини-конференция по результатам работы: отчет каждой группы

VII Итог урока. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Цель: подведение итога урока с помощью игры; учить делать вывод самостоятельно; анализ работы учащихся на уроке

  1. Составление «Кластера»

У: - Ребята, вы здорово поработали на уроке. Давайте подведем итог нашей работе, чему учились на уроке?  Давайте составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова

Слайд 6: Алгоритм проверки безударных гласных:

  1. Читаю  слово.
  2. Ставлю ударение.
  3. Выделяю  корень.
  4. Подчёркиваю  в корне  безударную гласную.
  5. Проверяю!

  1. Упражнение “Если весело живется”

У: - Ребята, какое настроение у вас после урока? Если вам понравилось, то повторяйте за мной!

Учитель показывает движения, дети  повторяют за ним.

“ Если весело живется, делай так, (2 хлопка)

Если весело живется, делай так, (2 раза щелкнуть пальцами)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, – делай так”, (2 притопа).

Оценивание работы класса

- Спасибо за хорошую работу! Пусть веселое настроение будет с вами всегда! От этого зависит ваше здоровье. Будьте здоровы!

                                     

Список использованной литературы:

  1. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка»,  3 класс, М. С. Соловейчик;
  2. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Г. А. Бакулина;
  3. «Справочное пособие по русскому языку» ,3 класс, О. В. Узорова;
  4. « Здоровьесберегающие технологии», 1-4 классы, В. И. Ковалько;
  5. « Необычные уроки в начальной школе», Т. П. Лакоценина

                 

                                  Приложение

                                         Карточка №1

Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота

                                  Карточка №2

Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота

                                  Карточка №3

Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота

                                  Карточка №4

Л.сной, в.твистый, зв.рята, з.лотой, л.систый, поз.лотила, в.твиться, зв.риный, озв.реть, л.сник, в.твями, поз.лота

                         

                                Домашнее задание

1 уровень:

Списать, исправив ошибки:

Побирежье, канек, еденица, даждливый, зимной, обламать, скасить, лецо, литучий, махнатый, малодой, орёл, питёрка, пинёчек.

2 уровень:

Подобрать и записать 3-4 слова с безударными гласными в корне:

Колкий - …, …, …, … .

Полз - …, …, …, … .

Вред - …, …, …,  … .

Сила- …, …, …, … .

Лёжа - …, …, …, … .

Печь - …, …, …, … .

3 уровень:

Придумать и записать стихотворение с 4-5 парами проверяемых и проверочных слов.

Пояснительная записка

Урок, разработанный в условиях здоровьесберегающей педагогики, направлен на укрепление и сохранение здоровья учащихся, построен с учетом возрастных особенностей с использованием разных форм оздоровительно-физкультурной работы. Учитывались потребности детей в саморазвитии, подражании, приобретении опыта.

Перед уроком кабинет проветрен, размята трава базилик, которая способствует спокойствию, снятию усталости и психологического напряжения, расслаблению мышц. Была проведена динамическая перемена, на которой дети отдыхали, играли, свободно общались. В классе соблюдены все санитарно-гигиенические условия: чистота, порядок, оптимальный тепловой режим, соответствующее освещение. В течение урока присутствовал комфортный уровень шума. Начало урока организованное с созданием эмоционально-положительного фона. Ребята принимали активное участие в постановке цели урока.  Проводилось стимулирование мотивации на успешность обучения, оказание поддержки каждому ребенку. Преобладали положительные эмоции, в достаточном количестве использованы эмоциональные разрядки (упражнения-энергизаторы, аутогенная тренировка, эмоциональный настрой, минутка фантазии). Корме физкультминуток, проводились скрытые физпаузы: найди карточку, взаимопроверка работ с переходом на указанный ряд. Этапы урока логически связаны. Материал, изучаемый на уроке, распределен по степени сложности и актуальности. Использовались активные методы обучения ( поисковый, диалогический, игровой, исследовательский, свобода творчества, развитие воображения) и различные приёмы личностно-ориентированного характера (игра «Проблема на ладошке), работа в парах, групповая работа. Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.

  Использовались методы:

а) по источнику знаний:

- словесные;

- беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся);

- наглядные;

- практические

б) по степени взаимодействия учителя и учащихся:

- беседа;

- самостоятельная работа

в) по характеру познавательной деятельности :

- репродуктивные;

- проблемные;

- частично-поисковые;

- постановка проблемы, поиск решений, подтверждений, выдвинутых предположений

 

 Формы организации деятельности учащихся:

-индивидуальные;

- в парах;

- в группах;

- фронтальные

 Формы проверки достижений ожидаемого результата:

- самоконтроль;

- методы стимулирования - создание ситуации успеха, поощрения.

         Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения.

Такие взаимодействия, как ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа на уроке были организованы  на достаточном уровне.

Творческий характер осуществления коллективно-распределительной деятельности, а также учебной деятельности учащихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой учащихся.

 

В течение урока обращалось внимание на вопросы сохранения и укрепления  здоровья. Продолжительность различных видов учебной деятельности  была не более 5-10 минут. Позы чередуются в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Место и длительность применения ТСО соответствует гигиеническим нормам. В конце урока проведена самооценка детьми своей деятельности, рефлексия настроения. Все здоровьесберегающие компоненты имеют определенную цель и направлены на работу по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...