Урок-исследование "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок-исследование по русскому языку в 3-ем классе "Сложные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок-исследование «Образование и правописание сложных слов». Восхождение на вершину знаний.

Цели  урока:

Образовательные: а) познакомить  со способом  образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них);

б) расширять знания о составе слова;

в) формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы  обучения:

•        Проблемный

•        Исследовательский

•        Информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование: а) презентация «Восхождение на вершину Знаний» ,

б)  учебник  «Русский язык. 3 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой  Издательство «Просвещение», Москва 2011г.,

в)  конверты с планом исследований.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

-           формирование желания выполнять учебные действия;

-           использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

-           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-           поиск и выделение необходимой информации;

-           выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

-          способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

-           использование знаково-символические средства( моделирование);

Коммуникативные УУД

-           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-          сотрудничество в поиске и сборе информации;

-           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-           формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-           формирование умения работать в  малых группах.

Регулятивные УУД

(типы учебных действий)

-           целеполагание;

-           планирование;

-           прогнозирование;

-           контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-           коррекция;

-           оценка.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. (Слайды 1-2)

- Сегодня у нас будет необычный урок – урок-исследование. Мы будем подниматься на вершину Знаний.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.

- Готовы? Тогда в путь!

II. Чистописание.(Слайд №3)

О Е

-Что объединяет эти буквы?

/гласные, орфограмма «безударные гласные», соединительные гласные в сложных словах/

III. Актуализация знаний. (Слайды № 4-7)

1.Повторение, как образуются слова.(С помощью приставки,суффикса)

2.Разбор у доски

Снежок, снежный, подснежник. (оценки)

3. Как образовалось слово снегопад?

4. Определение сложных слов. Соединительные гласные О,Е.

IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебных задач.( Слайд №8)

 Сообщение темы урока.

- Всё ли нам известно?

- Что же мы должны исследовать на уроке?

(1. Как образуются сложные слова?

2. Когда пишутся соединительные гласные О,Е?

3. Есть ли другие сложности в правописании сложных слов?)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

I. Исследование №1

«Как образуются сложные слова?» (Слайды  № 9-12)

1. Инструкция ( Дети из пакета с заданиями вынимают и читают «Задание №1») См. Приложение.

2. Работа в группах.

3. Ответ с разбором  по составу у доски и вывод.

1 группа : Пароход, мореход.

Вывод: Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительной гласной  о,е.

2 группа: Хлеборезка, водопроводчик.

Вывод: Сложные слова образуются сложением двух основ с помощью соединительной гласной  о,е.

3 группа:     Фотобумага, физминутка

Вывод: Сложные слова образуются сложением двух основ без помощи соединительной гласной.

II. Физминутка для глаз.(Слайд №13)

III.  Исследование №2(Слайды  №14-18)

«Когда в сложных словах пишутся соединительные гласные О, а когда Е?»

1. Инструкция. Составить схему. ( Дети из пакета с заданиями вынимают и читают «Задание №2») См. Приложение.

2. Работа в группах.

3. Ответ у доски и вывод – схема.

1 группа:    Вывод: После твёрдой основы пишется соединительная гласная о.

2 группа:     Вывод:   После мягкой основы пишется соединительная гласная е.

3 группа:  Вывод:  После основы, оканчивающейся на шипящие и ц, пишется соединительная гласная е.

 VI.Первичное закрепление во внешней речи(Слайды  №19-23)

1. Загадки. Разбор по составу с комментированием.

Самокат, самолёт, вертолёт, пароход, пылесос.

VII. Исследование №3 (№24-26)

-Посмотрите внимательно, нет ли в этих словах других «опасных» мест?

«Где ещё возможно затруднение при написании сложных слов и почему?»

1. Инструкция. ( Дети из пакета с заданиями вынимают и читают «Задание №3»)

 См. Приложение.

2. Работа в группах.

3. Ответ хором.

4. - Как узнать, понял ли ты новую тему? (выполнить самостоятельную работу)

а)Запись под диктовку. Носорог,самовар,  сталевар, ледокол.

-Что теперь надо сделать? (Проверить по эталону)

б)Проверка по эталону.( Слайд №27)

VIII. Игра «Угадай слово» с мячом .- резерв.

 IX. Творческая работа.( Слайды  № 28-33)

X. Тест.( Слайды  № 34-38)

XI.Обобщение (Слайд №39)

XII. Рефлексия.( Слайд №40)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование по теме: «Сложные слова» Нестерова Людмила Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Хотьковская средняя школа №1.

Слайд 2

1 2 3 4 6 7 9 Восхождение на вершину Знаний 5 8

Слайд 3

Минутка чистописания

Слайд 4

I. Повторение. Как образуются новые слова? - Образуйте новые однокоренные слова с корнем снег снеж

Слайд 5

-Разберите слова по составу. Сделайте вывод. снежок с нежный подснежник

Слайд 6

-Как образовалось слово с негопад ? - Как называются такие слова?

Слайд 7

Слова, у которых несколько корней, называются сложными. О, Е – соединительные гласные.

Слайд 8

Тема урока: «Образование и правописание сложных слов»

Слайд 9

Исследование №1. Как образуются сложные слова?

Слайд 10

О Упражнение № 89. Е Исследовательская группа №1

Слайд 11

Е О Упражнение № 90 Исследовательская группа №2

Слайд 12

Упражнение №91 Исследовательская группа №3 Понадобились ли здесь соединительные гласные?

Слайд 14

Исследование №2. Когда в сложных словах используется соединительная гласная о , а когда соединительная гласная е ?

Слайд 15

Исследовательская группа №1 вод о воз книг о люб рыб о лов звезд о пад пчел о вод

Слайд 16

Исследовательская группа №2 земл е трясение стал е вар везд е ход земл е коп

Слайд 17

Исследовательская группа №3 пеш е ход п тиц е ферма каш е вар овощ е вод кож е заменитель

Слайд 18

Вывод После мягких согласных, Шипящих и Ц В сложных словах Пусть всегда будет Е. А после твёрдых Пусть будет О - Не перепутает их Никто!

Слайд 19

САМОКАТ У меня два колеса, Руль посередине. Лишь ногою оттолкнусь, По дорожке покачусь. Отгадайте загадки, запишите отгадки. Объясните, как образовались эти слова.

Слайд 20

В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? … САМОЛЁТ

Слайд 21

ВЕРТОЛЁТ Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Наш российский …

Слайд 22

ПАРОХОД По волнам бежит отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? …

Слайд 23

ПЫЛЕСОС Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ.

Слайд 24

Исследование №3. Где ещё возможно затруднение при написании сложных слов?

Слайд 25

Исследуйте, на какую основу падает ударение в сложных словах. Закончите предложение: Так как ударение в сложных словах падает на …… основу, то в ……. основе возможно затруднение – …………………….

Слайд 26

Исследуйте, на какую основу падает ударение в сложных словах. Закончите предложение: Так как ударение в сложных словах падает на вторую основу, то в первой основе возможно затруднение – безударная гласная.

Слайд 27

Эталон Носорог, самовар, сталевар, ледокол.

Слайд 28

Творческая работа Запиши слова и составь с одним из них предложение к данной схеме : - - - - - - - - - - -

Слайд 33

Сложные слова образованы сложением основ сложением слов Молодцы! Тест

Слайд 34

Соединительная гласная е пишется после мягкой основы и Ж, Ш, Ц твёрдой основы Молодцы! Тест

Слайд 35

о а отсутствует Молодцы! Тест В слове мух…мор соединительная гласная

Слайд 36

е и отсутствует Молодцы! Тест В слове пыл…сос соединительная гласная

Слайд 37

отсутствует е о Молодцы! Тест В слове стен…газета соединительная гласная

Слайд 38

Обобщение Сложные слова образованы сложением основ. Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными о и е . После твёрдой основы пишется соединительная гласная о . После мягкой основы, а также шипящих и ц пишется соединительная гласная е . Сложные слова служат для краткости речи.

Слайд 39

Оцени себя на уроке - Испытывал трудности - Хорошо, но были ошибки . Удачный урок, всё получи- лось!

Слайд 40

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....