Урок-исследование "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок-исследование по русскому языку в 3-ем классе "Сложные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.72 КБ |
dlya_sayta_-_otkrytyy_urok_slozhnye_slova_nesterova_l.m..pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок-исследование «Образование и правописание сложных слов». Восхождение на вершину знаний.
Цели урока:
Образовательные: а) познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них);
б) расширять знания о составе слова;
в) формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
• Проблемный
• Исследовательский
• Информационно-коммуникативный
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, ресурсы ИНТЕРНЕТа.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Оборудование: а) презентация «Восхождение на вершину Знаний» ,
б) учебник «Русский язык. 3 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой Издательство «Просвещение», Москва 2011г.,
в) конверты с планом исследований.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- использование знаково-символические средства( моделирование);
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД
(типы учебных действий)
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. (Слайды 1-2)
- Сегодня у нас будет необычный урок – урок-исследование. Мы будем подниматься на вершину Знаний.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но сегодня будь готов
Сам открыть секреты слов.
- Готовы? Тогда в путь!
II. Чистописание.(Слайд №3)
О Е
-Что объединяет эти буквы?
/гласные, орфограмма «безударные гласные», соединительные гласные в сложных словах/
III. Актуализация знаний. (Слайды № 4-7)
1.Повторение, как образуются слова.(С помощью приставки,суффикса)
2.Разбор у доски
Снежок, снежный, подснежник. (оценки)
3. Как образовалось слово снегопад?
4. Определение сложных слов. Соединительные гласные О,Е.
IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебных задач.( Слайд №8)
Сообщение темы урока.
- Всё ли нам известно?
- Что же мы должны исследовать на уроке?
(1. Как образуются сложные слова?
2. Когда пишутся соединительные гласные О,Е?
3. Есть ли другие сложности в правописании сложных слов?)
V. Построение проекта выхода из затруднения.
I. Исследование №1
«Как образуются сложные слова?» (Слайды № 9-12)
1. Инструкция ( Дети из пакета с заданиями вынимают и читают «Задание №1») См. Приложение.
2. Работа в группах.
3. Ответ с разбором по составу у доски и вывод.
1 группа : Пароход, мореход.
Вывод: Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительной гласной о,е.
2 группа: Хлеборезка, водопроводчик.
Вывод: Сложные слова образуются сложением двух основ с помощью соединительной гласной о,е.
3 группа: Фотобумага, физминутка
Вывод: Сложные слова образуются сложением двух основ без помощи соединительной гласной.
II. Физминутка для глаз.(Слайд №13)
III. Исследование №2(Слайды №14-18)
«Когда в сложных словах пишутся соединительные гласные О, а когда Е?»
1. Инструкция. Составить схему. ( Дети из пакета с заданиями вынимают и читают «Задание №2») См. Приложение.
2. Работа в группах.
3. Ответ у доски и вывод – схема.
1 группа: Вывод: После твёрдой основы пишется соединительная гласная о.
2 группа: Вывод: После мягкой основы пишется соединительная гласная е.
3 группа: Вывод: После основы, оканчивающейся на шипящие и ц, пишется соединительная гласная е.
VI.Первичное закрепление во внешней речи(Слайды №19-23)
1. Загадки. Разбор по составу с комментированием.
Самокат, самолёт, вертолёт, пароход, пылесос.
VII. Исследование №3 (№24-26)
-Посмотрите внимательно, нет ли в этих словах других «опасных» мест?
«Где ещё возможно затруднение при написании сложных слов и почему?»
1. Инструкция. ( Дети из пакета с заданиями вынимают и читают «Задание №3»)
См. Приложение.
2. Работа в группах.
3. Ответ хором.
4. - Как узнать, понял ли ты новую тему? (выполнить самостоятельную работу)
а)Запись под диктовку. Носорог,самовар, сталевар, ледокол.
-Что теперь надо сделать? (Проверить по эталону)
б)Проверка по эталону.( Слайд №27)
VIII. Игра «Угадай слово» с мячом .- резерв.
IX. Творческая работа.( Слайды № 28-33)
X. Тест.( Слайды № 34-38)
XI.Обобщение (Слайд №39)
XII. Рефлексия.( Слайд №40)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 6 7 9 Восхождение на вершину Знаний 5 8
Минутка чистописания
I. Повторение. Как образуются новые слова? - Образуйте новые однокоренные слова с корнем снег снеж
-Разберите слова по составу. Сделайте вывод. снежок с нежный подснежник
-Как образовалось слово с негопад ? - Как называются такие слова?
Слова, у которых несколько корней, называются сложными. О, Е – соединительные гласные.
Тема урока: «Образование и правописание сложных слов»
Исследование №1. Как образуются сложные слова?
О Упражнение № 89. Е Исследовательская группа №1
Е О Упражнение № 90 Исследовательская группа №2
Упражнение №91 Исследовательская группа №3 Понадобились ли здесь соединительные гласные?
Исследование №2. Когда в сложных словах используется соединительная гласная о , а когда соединительная гласная е ?
Исследовательская группа №1 вод о воз книг о люб рыб о лов звезд о пад пчел о вод
Исследовательская группа №2 земл е трясение стал е вар везд е ход земл е коп
Исследовательская группа №3 пеш е ход п тиц е ферма каш е вар овощ е вод кож е заменитель
Вывод После мягких согласных, Шипящих и Ц В сложных словах Пусть всегда будет Е. А после твёрдых Пусть будет О - Не перепутает их Никто!
САМОКАТ У меня два колеса, Руль посередине. Лишь ногою оттолкнусь, По дорожке покачусь. Отгадайте загадки, запишите отгадки. Объясните, как образовались эти слова.
В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? … САМОЛЁТ
ВЕРТОЛЁТ Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Наш российский …
ПАРОХОД По волнам бежит отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? …
ПЫЛЕСОС Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ.
Исследование №3. Где ещё возможно затруднение при написании сложных слов?
Исследуйте, на какую основу падает ударение в сложных словах. Закончите предложение: Так как ударение в сложных словах падает на …… основу, то в ……. основе возможно затруднение – …………………….
Исследуйте, на какую основу падает ударение в сложных словах. Закончите предложение: Так как ударение в сложных словах падает на вторую основу, то в первой основе возможно затруднение – безударная гласная.
Эталон Носорог, самовар, сталевар, ледокол.
Творческая работа Запиши слова и составь с одним из них предложение к данной схеме : - - - - - - - - - - -
Сложные слова образованы сложением основ сложением слов Молодцы! Тест
Соединительная гласная е пишется после мягкой основы и Ж, Ш, Ц твёрдой основы Молодцы! Тест
о а отсутствует Молодцы! Тест В слове мух…мор соединительная гласная
е и отсутствует Молодцы! Тест В слове пыл…сос соединительная гласная
отсутствует е о Молодцы! Тест В слове стен…газета соединительная гласная
Обобщение Сложные слова образованы сложением основ. Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными о и е . После твёрдой основы пишется соединительная гласная о . После мягкой основы, а также шипящих и ц пишется соединительная гласная е . Сложные слова служат для краткости речи.
Оцени себя на уроке - Испытывал трудности - Хорошо, но были ошибки . Удачный урок, всё получи- лось!
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...