Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок № 3 класс.
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне».
Цель урока: Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова; осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; формировать интерес к поэтическому слову.
Оборудование: карточки, иллюстрация, словарь Ожегова.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).
Учитель начинает урок с чтения стихотворения С. Острового «Первородство» (дано в сокращении):
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
«Извини меня!» –
Это значит:
«Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!» –
Это значит:
«Укрой меня за щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слов свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Учитель: Ребята! О чем говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями.
Дети: В этом стихотворении рассказывается о русском языке.
– Из него я узнал, что означают слова извини и защити и как они образовались.
– Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова и запоминать их.
Учитель: Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, занть правописание.
II. Актуализация знаний.
Открывается левая часть доски. На ней записан отрывок из этого стихотворения. Дети сначала читают самостоятельно, а затем один из учеников читает вслух.
На доске:
У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!» – Это значит: «Укрой меня за щитом!» |
– Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока.
Дети: Да, мы будем работать с родственными словами.
– Мы будем учиться находить в словах корни.
Учитель подчеркивает на доске слова корни, родня.
Учитель: У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?
Дети: Это дяди, тети, братья, сестры, родители и другие родственники.
Учитель: А какая родня может быть у слов?
Дети: Это родственные, или однокоренные, слова.
Учитель: Правильно, ребята! Кстати, сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их.
Дети: Это слова родня, родители, родственники, родственные.
Учитель: Докажите их родство.
Дети: Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род.
III. Работа над словообразованием и словоизменением однокоренных слов.
Учитель: А теперь найдите родственные слова в тексте стихотворения.
Дети: Слова защити и за щитом.
Учитель пишет эти слова на доске под стихотворением и просит детей записать их в тетради.
Учитель: Ребята, а теперь сравните записанные слова.
Дети: Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слово с приставкой за, поэтому оно написано слитно.
– Эти слова относятся к разным частям речи.
– Первое слово отвечает на вопрос что сделай? и обозначает действие предмета, то есть глагол.
– Второе слово отвечает на вопрос за чем? и обозначает предмет, то есть существительное.
– Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит.
Учитель: Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать родственные слова с этим корнем. Мы вместе будем их записывать.
Ученики образовывают слова, в результате на доске появляется запись:
На доске:
защити за щитом защитник защита защищать защитный |
– Что вы еще можете сказать о словах первого столбика, кроме того что они родственные?
Дети: Они относятся к разным частям речи.
Дети устно определяют, что обозначают эти слова, ставят к ним вопросы и называют соответствующие части речи.
Учитель: Расскажите о значении каждого из этих слов. Придумайте с ними предложения.
Ученики объясняют слова. Устно составляют предложения. Вот некоторые из них:
Родину нужно защищать!
У воинов одежда защитного цвета.
Я хочу научиться играть в хоккей и быть защитником.
– Отлично! Молодцы! Кто из вас знает, что обозначают выражения вернуться на щите и вернуться со щитом.
Ученики пробуют дать свои объяснения этим фразам. Учитель обобщает ответы детей.
– Вернуться на щите означало в Древней Греции, что воин погиб. А вернуться со щитом – возвратиться победителем. Эти словосочетания используются в нашей речи и по сей день, но имеют немного другое значение: «побежденный» и «победитель». Как вы думаете, в какой столбик нужно записать слова из данных выражений? Объясните почему?
Дети: Во второй столбик, так как там уже записано одно слово с предлогом.
– Нужно записать слова во второй столбик, так как все слова будут являться формами одного и того же слова – щит.
Учитель: У кого другое мнение?
Дети соглашаются с ответами своих товарищей. Учитель дописывает слова.
На доске:
защити за щитом защитник на щите защищать со щитом защита защитный |
IV. Работа над правилом проверки безударной гласной в корне.
– Поставьте знаки ударения над словами того столбика, где записаны родственные слова. Выделите в них корень. Что вы заметили?
Дети: Я заметила чередование согласных в корнях т – щ.
– В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неправильно.
– А вот в корнях других слов – ударные гласные, и они слышатся ясно.
Учитель: Вы очень наблюдательные и внимательные дети, если чувствуете в словах опасные места. Что же надо делать, чтобы избежать ошибки?
Дети: Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Учитель: Вот и отлично! Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые. Какой способ проверки вы используете?
Дети: С помощью родственных слов.
Учитель: А как называется такой вид работы?
Дети: Словообразование.
Учитель: А как называется другой вид проверки и другой вид работы?
Дети: Словоизменение.
– Эту работу мы провели бы со словами второго столбика и проверили безударную гласную в корне словом щит.
V. Самостоятельная работа.
Возьмите карточку. Прочтите текст:
Родиной мы зовем нашу страну потому, что здесь мы родились и все тут для нас родное.
Как мать, вскормила Родина нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать, она защищает и бережет нас.
(По К. Ушинскому)
Ряд каких родственных слов пополнит слова данного текста?
Дети: Ряд слов с корнем род. Это слова Родина, родились, родное.
Учитель: Какие слова среди них проверяемые, а какие проверочные?
Ответы детей.
– А какое еще слово может нас в этом тексте заинтересовать?
Дети: В тексте упражнения есть еще слово защищает.
Учитель: Задаю трудный вопрос: для каких из записанных слов, слово защищает родственное, а для какого слова является лишь его формой?
Ученики дают аргументированные ответы.
Дети: Слово защищать, защищает – это формы слова; остальным словам слово защищает – родственное.
VI. Работа над лексическим значением слова.
Учитель: Я довольна вашими ответами и прошу снова вернуться к тексту стихотворения. Какое слово показалось вам странным и непонятным?
Ученики снова читают стихотворение и находят словосочетание под сирым кустом.
– Попробуйте сами объяснить значение этого слова.
Класс молчит. Несколько учеников робко пытаются объяснить, что слово сирый означает цвет куста (оттенок серого).
– Это действительно необычное слово, поскольку оно устаревшее и в современном русском языке практически не употребляется. Ребята! Подскажите, что нужно делать в случаях, когда значение слова или его написание вы не знаете.
Дети: Нужно посмотреть в словаре.
Учитель: Найдем объяснение этому слову в «Толковом словаре русского языка» Ожегова. Что оно означает?
Дети: Бедный, одинокий.
Учитель: Продолжите ряд родственных слов.
Запись в тетрадях и на доске:
Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка. |
– Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов.
Дети самостоятельно вспоминают, что для этого необходимо сделать.
Один из учеников работает у доски.
На доске:
Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка. |
Дети: В этих словах по две безударные гласные в корне. Одну из них мы можем проверить словом сиротка. А гласную и можно проверить лишь словом сирый.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Вот видите, ребята, как устаревшее слово сирый помогло в написании современных слов. Послушайте предложение и запишите его.
Учитель диктует предложение, четко проговаривает незнакомые орфограммы.
На доске:
Сиротливо в лесу холодной зимой. |
– Объясните почему человек (вовсе не сирота) испытывает чувство сиротства в зимнем лесу?
Дети: Потому что зимой в лесу нет ни зверей, ни птиц, ни цветов, ни листьев. Тишина! Человек как будто остался совсем один.
Учитель: Смысл предложения вы поняли правильно. А вот грамотно ли вы написали это предложение, мы сейчас проверим.
Дети объясняют написание безударных гласных в корнях всех слов и подчеркивают эту орфограмму.
VIII. Творческая работа по развитию речи.
– Холодной зимой в лесу действительно сиротливо. А в нашем школьном лесу? Давайте все подойдем к окну и посмотрим, что там происходит.
Дети видят, как малыши весело катаются на санках с горы. Ребята замечают и великолепное снежное убранство, и падающие пушистые снежинки. Продолжая обмен впечатлениями, они рассаживаются за свои парты.
Учитель открывает центральную часть доски, на которой написан текст.
На доске:
Вышло из-за туч солнце. Свет залил поле и лес. Разным цветом заискрился снег. |
Дети знакомятся с текстом, представляют картины солнечного зимнего дня.
– Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне.
Дети: Слово заискрился. Проверочное слово – искры.
Учитель: Какие еще орфограммы в корне слова вы нашли?
Дети: Написание звонких согласных на конце слова – снег. Проверочное слово – снега.
Учитель: Я тоже нашла орфограмму, которую вы пока не знаете. Непроизносимая согласная л в слове солнце. Подберите проверочное слово, чтобы эта согласная ясно слышалась.
Дети: Это слово солнышко.
Учитель: Правильно. Как видите, ребята, наш текст не очень богат орфограммами. предлагаю интересную и необычную работу. Давайте сами займемся насыщением текста орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Не будем больше бояться безударной гласной, а пойдем навстречу и пригласим ее в слова, которые мы образуем. С первым предложением поработаем все вместе, а остальные изменяйте самостоятельно. В конце урока посмотрим, кто был грамотнее, изобретательнее и находчивей других. Итак, вышло из-за туч солнце. Ваши варианты. Предлагайте! Только чтобы смысл предложения резко не менялся.
Дети: Вместо слова вышло я напишу появилось. Проверю словом явится.
– А я напишу выглянуло. Проверю словом глянул.
– Я заменю словом показалось. Проверю словом кажется.
Учитель: Попробуем заменить следующие слова.
Дети: Здесь есть только один вариант. Заменить из-за туч на из-за облаков.
Дети пробуют проверить две безударные гласные в корне, но удается проверить лишь одну: облако, поэтому они делают вывод, что вторая безударная гласная а непроверяемая. Слово записывается в словарик.
Учитель: Все ребята поняли задание? Тогда приступайте. Думайте! Творите! Пробуйте! Желаю успехов в орфографическом творчестве.
Дети работают самостоятельно. Учитель ходит по классу, оказывая индивидуальную помощь ученикам. На эту работу отводится около 10 минут. Слабые дети заменяют 2 – 3 слова и без ошибок списывают текст с доски. Сильные учащиеся пытаются заменить большинство слов. По окончании работы дети зачитывают свои мини-сочинения. ученики сами оценивают творчество товарищей. Потом ребята создают общий текст усилиями всего класса. Результат коллективного творчества учитель записывает на правой части доски.
На доске:
Выглянуло из-за облаков солнце. Осветились поля и леса. Заискрился снежок цветными огоньками. |
– Дети отмечают орфограмму «Безударная гласная в корне».
– Ребята! Какие виды работ вам пришлось использовать при создании нового текста?
Дети: Словоизменение: поле – поля, лес – леса.
– Словообразование: снег – снежок, свет – осветились, цветом – цветными.
– Замену слов на близкие по смыслу: вышло – выглянуло, из-за туч – из-за облаков.
– Добавление новых слов: огоньками.
IХ. Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель: Ребята! Заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились! Что помогло вам легко справиться с работой?
Дети: Умение находить в словах безударную гласную и правильно ее прверять.
– Какие затруднения испытывали на уроке?
– Над чем еще нужно поработать?
– Что для этого надо сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...