"Написание слов с мягким знаком на конце"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Автор: Т.Г. Рамзаева
Тема: «Написание слов с мягким знаком на конце»
Цели:
1. Закреплять знания о написании мягкого знака на конце слова.
2. Развивать умения детей делить текст на части и соблюдать красную строку; совершенствовать умения обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком.
3. Воспитывать у детей трудолюбие.
Оборудование: карточки со словарными словами, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
Дети:
Каждый день, всегда, везде,
На уроке и в игре,
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель:
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Минутка чистописания.
Учитель:
- Сейчас минутка чистописания. Мы повторим написание строчных букв и, ц, щ, у и их соединения.
- Письмо строчных букв.
Учитель:
- Первая строчка – письмо строчных букв и, ц, щ, у.
- Какие одинаковые элементы у этих букв?
Дети:
- Короткая наклонная прямая палочка с закруглением внизу.
Учитель:
- Напишите целую строчку этих букв, чередуя.
2. Пословица.
Всякому молодцуʹ ремесло к лицу.
Учитель:
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете?
Дети:
- Я думаю, что она означает, когда человек что-то делает, значит он всегда славиться своим трудом.
Учитель:
- Какое соединение букв и, ц, щ, у с другими буквами?
Дети:
- Верхнее му, цу.
III. Словарно-орфографическая работа.
Зрительный диктант
Учитель:
- Сейчас словарная работа.
- Напишите Зрительный диктант.
1. Запись слов.
Учитель:
- Я показываю словарные слова на карточках (заʹяц, собаʹка, петуʹх), вы записываете слова, вставляя непроверяемую безударную гласную и ставите ударение. Первое слово пишем с красной строки, остальные слова через запятую.
2. Проверка самостоятельной работы.
Учитель:
- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.
(Показываю слайд с написанными словарными словами.)
3.Знакомство с новыми словарными словами.
Учитель:
- Мы познакомимся с новыми словарными словами.
а) чтение словарного слова из учебника. Первичное зрительное восприятие словарного слова в печатной форме (на слайде).
Учитель:
- Прочитайте словарные слова (МЕДВЕʹДЬ, МЕДВЕʹДИЦА).
б) орфографическое чтение словарных слов с послоговым проговариванием.
Учитель:
- Послушайте, я прочитаю словарные слова по слогам так, как они пишутся (мед-ведь, мед-ве-ди-ца).
- Произнесите эти слова по слогам так, как они пишутся.
в) вторичное зрительное восприятие словарных слов в учебнике. Запись слов на доске и в тетрадях (целиком и по слогам) Постановка ударения.
Учитель:
- Прочитайте слова в учебнике.
- Запишите эти слова в тетради, поставьте ударение.
г) фонетическое чтение словарных слов, сравнение звукового и графического облика слов. Подчеркивание «опасных мест»
Учитель:
- Прочитайте слова так, как произносим в речи.
- Отличаются ли произношение от написания слов?
- Подчеркните «опасные места»
- Можно ли проверить правилом?
- Какие непроверяемые безударные гласные в словах медведь, медведица нужно запомнить?
д) объяснение лексических значений слов.
- Объясните, как вы понимаете значение слов медведь, медведица.
Микровывод: Мы повторили написание слов, познакомились с новыми словарными словами: медведь, медведица. Их нельзя проверить, а нужно запомнить.
IV. Актуализация знаний учащихся.
- Выполнение устного задания, отгадывание загадок.
Учитель:
- Отгадайте загадки.
Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.
(гвоздь)
Никого она не обижает,
А все ее толкают.
(дверь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(медведь)
Учитель:
- Чем похожи все слова-отгадки?
- Какой последний звук вы слышите в словах-отгадках?
Дети:
- Во всех отгадках последний звук мягкий: [тʹ], [рʹ],[сʹ].
2. Повторение теоретического материала.
Учитель:
- Как обозначается мягкий согласный звук на конце слова?
Вывод: На конце слова мягкость согласного звука обозначается «ь». (Н-р, тетрадь, день, портфель)
V. Закрепление.
1. Упражнение 154, стр. 83 (письменно)
а) объяснение задания.
Учитель:
- в упражнении 154 нужно разделить текст на 2 части. Написать каждую часть с красной строки. А также подчеркнуть мягкий знак.
б) устное выполнение.
Учитель:
- Прочитайте текст про себя.
- Прочитайте вслух (2 ученика)
- Попробуйте устно разделить текст на две части.
- Прочитайте первую часть. (Медведь…ждать)
- Прочитайте вторую часть. (Вот…берег)
в) письменное выполнение.
Учитель:
- Запишите в тетрадях Упражнение 154, название текста «Рыбак».
- Ребята, перепишите себе в тетрадь текст, каждую часть – с красной строки. Подчеркните в словах мягкий знак.
- Скажите, что обозначает «ь»?
Дети:
- Мягкость согласного звука.
2. Упражнение 155 стр. 83 (письменно). Письмо по памяти.
а) объяснение задания.
Учитель:
- В упражнении 155 нужно отгадать загадку. Потом написать ее по памяти, используя памятку №3. Написать отгадку. Подчеркнуть мягкий знак.
б) устное выполнение.
Учитель:
- Прочитайте загадку про себя.
- Прочитайте вслух. Отгадайте, что это?
(холодильник)
в) подготовка к письму по памяти.
- Запишите в тетрадях Упражнение 155.
1) чтение загадки.
Учитель:
- Прочитайте еще раз загадку.
- Какие слова вам не понятны, спросите у меня.
2) нахождение слов с парными согласными.
Учитель:
- Найдите слова с парными согласными.
- Подберите проверочные слова.
3) нахождение слов с проверяемой безударной гласной.
Учитель:
- Найдите слова с проверяемой безударной гласной.
- Подберите проверочные слова.
4) нахождение слова с непроверяемой безударной гласной. (словарные слова).
Учитель:
- Найдите слова с непроверяемой безударной гласной.
- Можно ли проверить?
5) трудные слова: кухне (на слайде)
- кухне – это трудное слово, записано на экране. На конце слова пишем е.
6) заучивание загадки.
- Прочитайте первую строчку вслух: 1-й ряд (2 раза)
2-й ряд (2 раза)
3-й ряд (2 раза)
- Прочитайте по памяти первую строчку: 1-й ряд
2-й ряд
3-й ряд
- Прочитайте вторую строчку: 1-й ряд (2 раза)
2-й ряд (2 раза)
3-й ряд (2 раза)
- Прочитайте по памяти вторую строчку: 1-й ряд (2 раза)
2-й ряд (2 раза)
3-й ряд (2 раза)
- А теперь всю загадку по памяти прочитайте: 1-й, 2-й, 3-й ряды.
д) письмо по памяти.
- Закройте книгу и напишите загадку.
е) проверка самостоятельной работы.
- А теперь проверим, как вы написали.
- Читайте слово в тетради и это же слово в учебнике.
- Поднимите руку кто написал правильно. Молодцы, опустили руки.
- А теперь запишите отгадку – холодильник.
- Подчеркните мягкий знак и скажите, что он обозначает.
VI. Рефлексия.
Учитель:
- Оцените свою работу на уроке.
- Поднимите зеленую карточку, если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
- Поднимите желтую карточку, если Вы считаете, что научились определять слова с мягким знаком на конце, но вам ещё нужна помощь.
- Поднимите красную карточку, если Вы считаете, что было трудно на уроке.
VII. Итог урока.
- Какие новые словарные слова мы изучили?
- Что закрепили?
VIII. Инструктаж по домашнему заданию.
(Записано на слайде.)
Упр. 156, с. 84
Учитель:
- В упражнении 156 нужно прочитать слова, списать слова с мягким знаком и подчеркнуть мягкий знак.
1.ФИО участника – Кузьмина Ольга Владимировна
2.Домашний адрес – РТ, г. Бугульма, ул. Чекистов, д. 17
3.Телефон – 8-927-470-19-34
4.Образовательное учреждение – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зелено-Рощинская основная общеобразовательная школа
5.Должность – учитель начальных классов
6.Наименование конкурса – Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов
7.Номинация - урок в начальной школе (русский язык)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Написание слов с мягким знаком на конце"
Правописанию слов с мягким знаком уделяется значимое место на уроках русского языка...
Игра "Пять названий"(закрепление написания слов с мягким знаком на конце)
Урок коррекционного занятия по закреплению знаний учащихся со 2 класса по написанию слов с мягким знаком на конце....
Написание слов с мягким знаком на конце.
презентация для уроков проверки знаний учащихся о мягком знаке в 3 классе....
"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова" 2 класс
Конспект урока по русскому языку для 2 класса и презентация на тему "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова"...
"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс
Презентация к конспекту урока по русскому языку "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс...
Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова
Цель урока: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягко...
«Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине перед согласными»
Урок русского языка, целью которого является развивать умение распонавать в слове мягкие согласные звуки и правильно оозначать их на письме с помощью мягкого знака...