Местоимение как часть речи.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Местоимение как часть речи.

Цели: 1. Познакомить уч-ся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить   осознанному употреблению местоимений в речи.

2. Развивать учение сравнивать и делать выводы, редактировать текст.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: сигнальные карточки, рисунок трёх ключей, тексты заданий.

Х/ур:

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

  1. Орфографическая работа (несколько учащихся работают на карточках)

На доске: Скорос…ной, повис…нуть, интерес…ный, вес…ник, опас…ность, хрус…нул, вкус…ный, грус…ный.

- Прочитайте слова.

- На какие две группы их можно разделить?

- Проверим работу с помощью сигнальных карточек.

- Докажите правильность распределения слов.

- Используя эти слова, составим цепочку для чистописания.

  1. Чистописание.

  1. 1-й элемент – буква, обозначающая гласный звук и находящаяся в приставке одного из слов. (о)
  2. 2-й элемент найдите в слове «вестник». Это согласный парный глухой, парный твёрдый звук. (к)
  3. 3-й элемент отыщите в слове «повиснуть». Это согласный, парный глухой, парный мягкий звук. (т)

- Итак, у нас получилось: о, к, т. Используя эти элементы, составьте свои цепочки слов.

- У кого какие получились слова? (кто, кот, ток, тот, кок)

- К какой части речи относятся данные слова?

- А слово «кто»?

- Так в каком слове заключена тайна нашего урока?

- Хотите её раскрыть?

  1. Изучение нового материала.
  1. ПС (проблемная ситуация).

- Тогда послушайте историю, которую рассказал великий польский педагог Януш Корчак.

        … Я вам расскажу сейчас об одном маленьком словце, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое слово «кто». Постучали в дверь – ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этого малыша, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? Или тётя? Или гончар? Или продавец посуды?» А тот бы всё отвечал : «Нет, нет, нет». А ты бы мог так три часа спрашивать и не угадать. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, а всё только спрашивал. А так : «Кто там?» Там Катя, там Лёша, там Игорь, там Светлана Витальевна. В этом коротеньком слове сидят все имена людей на свете.

- Какое слово мы произнесли вместо имени?

- Вслушайтесь в сочетание слов: вместо имени. Кто догадался, о какой части речи идёт разговор?

  1. Сообщение цели.

- Сегодня на уроке мы узнаем, какую часть речи называют местоимением, какую роль оно играет в нашей речи, и будем учиться составлять предложения, используя местоимения.

  1. Особенности местоимений как части речи.

- Предлагаю записать два предложения:

Дом был высокий. Он стоял на краю деревни.

- Кто сразу может назвать местоимение, которое нам встретилось?

- Что это – «он»?

- Какой частью речи является слово «дом»? А «он»? Докажите.

- Вместо имени существительного «дом» употребили слово «он». Сравним эти слова. Задайте к ним вопрос.

- Каким членом предложения являются эти слова?

- Значит, чем они похожи? (м.р., ед.ч., И.п.)

- В чём различие? Что обозначает слово «дом»? А слово «он»?

- Закройте ладошкой первое предложение. Будет ли понятно, о чём идёт речь? Называет ли «он» предмет?

- А что же это слово делает?

- Значит, в чём отличие существительного от местоимения? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его).

- Вы убедились, что язык полон тайн?

- Благодаря вашей пытливости мы открыли ещё одну тайну русского языка. Какую?

V.Первичное закрепление (работа с учебником)

VI. Итог урока. Рефлексия.

Д/з: выберите животное лесной полосы, составьте о нём текст-описание, используя местоимения.

   

 

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Разделительный твёрдый знак.

Задачи: 1) обеспечить усвоение учащимися правила употребления разделительного  твёрдого знака;

2) формировать умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать обобщающие выводы;

Развивать уверенность в своих силах

3)воспитание самоконтроля (самооценки, самоанализа).

 Х/ур.:

  1. Организационный момент.
  2. Наблюдение над словами с разделительным ъ.

(два ученика работают на потайных досках)

  1. –Запишите в строчку через запятую слова: выезд, заезд, проезд. Переезд.

- Что общего в этих словах? (корень)

- Выделите его.

- Что различного? (приставки)

- Выделите их.

  1. На следующей строчке запишите: объезд, подъезд, въезд, съезд.

  1. ППС

- Сравните записи Кости и Лёши. Одинаковы ли они?

- Задание выполняли одно, а почему разный результат?

- Какой возникает вопрос? (в каких словах пишется разделительный ъ?)

- Так какой будет тема урока? (Разделительный твёрдый знак.)

- Запишем её в тетрадь.

  1. Поиск решения.

- Какие есть гипотезы?

- Вы согласны?

- Как проверить?

-Почему в верхней строке нет разделительного ъ, а в нижней есть?

- Перед всеми ли гласными пишется ъ?

- Чтобы это выяснить, запишем столбиком слова:

          Ел –

         Ясный –

          Ёж –

(один ученик работает на доске)

- Образуйте от этих слов однокоренные слова с помощью приставок с- или

об-, чтобы они отвечали на вопрос «что сделал?»

     (съел, объяснил, съёжился)

- Выделите корень и приставку в каждом слове.

                                          - Подчеркните первую букву корня.

                                          - Перед какими же гласными пишется ъ?

                                         - Уточните теперь ответ на наш вопрос, в каких словах пишется разделительный

                                            Ъ?

                                             

  1. Первичное закрепление

-Откройте учебники на с.132

- Прочитаем правило.

- Правы ли мы?

- Кто может привести свои примеры слов с разделительным ъ?

  1. Формирование умений и навыков.

- Чтобы закрепить правило написания разделительного ъ в словах, выполним упр.351.

-Прочитайте задание.

- Спишите внимательно текст. В словах с ъ выделите приставку и корень.

                   (Взаимопроверка)

- Проверим усвоение вами правила с помощью небольшого теста. Найдите и подчеркните правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1) После какой части слова пишется разделительный ъ?

     А) приставки   б) корня   в)суффикса     г) окончания

2) Перед какой частью слова пишется разделительный ъ?

    А) приставкой     б) корнем      в) суффиксом    г) окончанием

3)Перед какими буквами пишется разделительный ъ?

  А) перед гласными        б) перед согласными

4)Подчеркните слова, в которых пропущен разделительный ъ:

  Сшить, спешить, об.явить, сем.я, с.едобный, обез.янка, раз.ярённый, под.ём, воскресен.е.

                     (самопроверка по листам контроля)

Резерв: задания на карточках.

  1. д/з: по уровню сложности (выбирают самостоятельно), правило стр.132.
  2. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

-Какую тайну о ъ вы сегодня узнали?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кто не доволен? Почему?

- Кто считает, что может оказать помощь своим товарищам по этой теме?

Урок математики в 1 классе

Тема: Число ноль. Цифра 0.

Задачи: 1) Ввести число ноль как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке; научить писать цифру 0.

                2) Развивать мыслительные операции (анализ и синтез), речь, творческие способности учащихся.

              3) Воспитывать аккуратность, развивать терпение и уверенность в своих силах.

   

 Х/ур:

  1. Орг.мом.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Будем мы складывать и вычитать

И что-то новенькое узнавать.

  1. Актуализация знаний. (Цель: отработать навыки работы с числовым рядом, закреплять порядок следования чисел в натуральном ряду.)

- А начнём мы работу с числового ряда. Посчитайте до 10 и обратно.

-Какое число стоит за числом 3, 5, 7?

- Какое число стоит перед числом 2, 6, 9?

- Назовите соседей числа 4, 8.

- Какое число стоит между числами 3 и 5? 6  и 8? 2 и 4?

- Назовите все числа, которые больше 3; меньше 8.

- Назовите все числа, которые больше 4, но меньше 10.

  1. «Открытие» новых знаний и формулирование темы урока. (Цель: постановка проблемной ситуации, направление уч-ся на восприятие её проявления, организация появления у ребёнка вопроса).
  1. Подводящий к проблеме диалог.

№1 (стр.20) – на доске

- Кто нарисован?

- Из чего состоит снеговик?

- Обозначим число снежных шаров у снеговика точками.

- Запишем цифрами.

- Как будет выглядеть последняя числовая карточка?

  1. – Сколько яблок в пакете?

- Сколько точек в домино «пусто-пусто»?

- Сколько груш может вырасти на яблоне?

- Сколько слонов в нашей классной комнате7

- Сколько дедушек учится в нашем классе?

- Сколько говорящих собак вы знаете?

- Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?

  1. – Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполняли?

- Какое число обозначает отсутствие предметов?

- Какова тема урока?

- Как его записать?

4. Показ написания цифры 0. (Цель: научить писать цифру 0)

 - Откройте тетради на стр. 46. Найдите №1.

- На что похожа цифра 0?

- Откройте учебник на с.20.

Найдите значок «!».

- Прочитайте, что говорит о цифре 0 С.Я.Маршак.

- Повторим вместе.

  1. Первичное закрепление. (Цель: ввести число «ноль» как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке).

  1. №3(с.20)

- Где стоит число «ноль» на числовом отрезке?

Вывод: Начало числового отрезка надо обозначить цифрой 0.

  1. №4 (с.20) в уч. И №1 (с.46) в тетр.

  1. «Открытие» нового знания. (цель: обеспечить усвоение учащимися свойств числа 0)

  1. №5(с.21) - №2 (с.46)

-Рассмотрите рисунки. Составьте по ним рассказ.

- Какое равенство можно записать?

-Сделайте вывод, что будет, если из любого числа вычесть это же число?

                              (аналогично далее)

-Сделайте вывод, что будет, если к любому числу прибавить 0?

-если из любого числа вычесть 0?

- Придумайте свои числовые равенства на эти же правила.

- Итак, мы рассмотрели свойства числа 0 на частных примерах и сделали вывод, что эти свойства распространяются на все известные нам множества чисел.

  1. Итог урока. Рефлексия. (Цель: обобщить знания, полученные на уроке).

- Чему учились на уроке?

- Какой цифрой обозначим отсутствие предметов?

-  Я раздам вам карточки, которые помогут запомнить написание «нуля», а вы «оживите» его, придав настроение.

Урок математики в 3 классе.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: Квадратный дециметр.

Задачи: 1) Обеспечить усвоение учащимися понятия «квадратный дециметр»; формировать представление детей о соотношении единиц площадей(кв.дм и кв.см).

2) Развивать умения применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

3) Воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям.

Х/ур:

  1. Орг.мом.
  2. Актуализация знаний.

- Нам интересная предстоит работа:

Это задания для устного счёта.

  1. Проверка знания таблицы умножения. (Цель: развитие навыка самоконтроля и закрепление табличного умножения)

- Я показываю вам пример, а вы записываете ответ в тетрадях через клетку, отступая слева направо.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по листу контроля.

Верните тетради и встаньте те, у кого отметка «5».

- Какой вывод должны сделать остальные?

  1. Выполните преобразования(Цель:подготовить учащихся к восприятию нового материала)

1см=…мм         65 см = …дм…см

1 дм=…см        27 мм = …см…мм

1м=…дм          8м9дм = … дм

- Что измеряем этими единицами? (длину)

- Можем ли мы этими единицами выразить площадь фигуры? Почему?

- Какую единицу измерения площади вы знаете? (кв.см)

- А что такое «кв.см»? (квадрат со стороной 1 см)

  1. – В данных фигурах заштрихуйте 1 кв.см.

  1. Формирование новых понятий и способов действий.

  1. Практическая работа.

- Найдите площади ваших фигур.

- Как вы это сделали?

- Площади каких фигур мы уже умеем находить? (прямоугольника и квадрата)

- Как узнать площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)

- Чему равна площадь данного прямоугольника?

- Кто хочет это выяснить?

  1. ПС

- А кто готов узнать площадь поверхности стола?

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему не получается? В чём затруднение? ( не знаем, как сосчитать)

-Какой возникает вопрос?

  1. Поиск решения (практическая работа).

- На ваших партах лежат квадраты. Измерьте длину стороны этого квадрата. (10 см)

- Кто назовёт эту длину по-другому? (1 дм)

1дм – это линейная единица. Начертите в своих тетрадях отрезок длиной 1 дм.

- Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? (кв.дм)

- Начертите такой квадрат у себя в тетрадях.

- Кто знает, как записать, что это 1 кв.дм?

  1. Первичное закрепление.

  1. – Сложите фигуру из двух таких квадратов. Сколько квадратных дециметров её площадь?

- Сложите фигуру из 4 квадратов. Какая у неё площадь?

- Как вы думаете, площадь чего можно измерять в квадратных дециметрах?

  1. – Вспомните, как мы находим площадь квадрата.

- Предлагаю найти площадь ваших квадратов в дм.

- А теперь найдите площадь этого же квадрата в см.

- Посмотрите на получившиеся результаты и сделайте вывод.

_совершенно верно, ведь размеры квадрата не изменились.

  1. – Проверим ваши выводы по учебнику на с.60.

№1 –Объясните, как подсчитать, сколько кВ.см в данном квадрате7

         - Какой делаем вывод?

№2 – устно с объяснением

№3 – 1 ученик на доске.               Проверка.

  1. Итог урока
  2. Д\з: №4, №7 (с.60-61)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год

На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспиты...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...