Безударные гласные в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Жилина Инесса Александровна

Разработка урока.  Цель урока: формирование знаний о написании безударных глассных в корне слова. Создание детьми инструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

по программе «Школа России»

Автор: Жилина Инесса Александровна

МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов.

Тема урока: «Безударные гласные в корне  слова».

Цель: Формирование знаний о написании безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  1. Учить проверять правописание безударных гласных в корне слова;
  2. Закрепить умение находить безударные гласные в корне слова;
  3. Учить  подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне слова;
  4. Закрепить умение находить однокоренные слова и правильно их писать;
  5. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, память, внимание,
  6.  Учить работать в паре; выражать своё мнение; писать алгоритм;  работать самостоятельно;
  7. Воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: проектор, ноутбук, толковые словари.

Дидактические материалы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 2 класс, М.:Просвещение, 2010г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I.Организация класса на работу (2 мин).

Традиционно мы начинаем урок с небольших стихотворений: (Слайд 1)

- Потихонечку садитесь,

 И друг другу улыбнитесь.

( Учащиеся читают стихотворение). (Слайд 2)

- Ребята, работа на  уроке  нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на  урок. За каждое правильно выполненное задание вы получите «лучик» солнышка. И в конце урока сможете унести своё солнышко в кармашке.  Если вы соберёте пять «лучиков», то за работу на уроке получите оценку пять, четыре «лучика» – оценку четыре.

II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (8 мин).

- Откройте тетрадь, правильно положите её. Запишите число, классная работа.

( Оформление тетради.)

  - Дружба, добро - какие  замечательные слова! Какого человека вы бы назвали добрым? 

Минутка чистописания.

 - Запишите эти слова. Я попрошу вас написать их красиво,  подарите их самому дорогому человеку.

 (Дети записывают слова по образцу: Дружба, добро.)

 - Вспомните пословицы о дружбе и добре.

 - Запишите пословицы: За дружбу дружбой платят. Добро спасёт мир!

( Записывают пословицы самостоятельно.)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- В слове добро и дружба поставьте ударение и выделите корень.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте записанные пословицы. (Слайд 3,4)

 (Взаимопроверка (за правильное выполнение задания выдаётся «лучик»))

- Какое слово было легче написать дружба или добро? Почему?

(Ответы детей: легче, где гласная под ударением; тяжелее, где без ударения.)

Сообщение темы урока.

- Есть в русском языке слова, где ударная гласная в корне и нам её легко написать, а есть слова, где в корне безударная гласная и написание её вызывает сомнения.

 - Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?

( Ответы учащихся: сегодня мы будем работать над написанием безударных гласных в корне слова.)

III. Усвоение новых знаний (10 мин).

1.Анализ языкового материала с целью выявления существенных признаков.

(Работа у доски в паре. За правильное выполнение задания выдаётся «лучик».)

- Прочитайте слова с ударением на первом слоге: следы, голоса, лесник, сосна

-на втором;  

- с ударением на третьем слоге?

- Какое ударение правильное?

- Сколько гласных в каждом слове?

- Назовите ударные гласные, поставьте ударение. Подчеркните ударные гласные двумя чертами, безударные - одной чертой.

- Запишите слова следы,  сосна.

- Сделаем транскрипцию данным словам.

(Записывают слова и транскрипцию: следы [сл`иды]      сосна   [сасна] )

- Сравните записанное слово и его транскрипцию, найдите несоответствие.

- Разберём слова по составу, в какой части слова находятся безударные гласные? (Слайд 5)

- Как можно изменить слово, чтобы безударная гласная стала ударной?

- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?

2.Объединение признаков, введение термина.

- Откройте учебник на стр. 76, прочитайте правило. Какую новую информацию вы узнали?

- Задайте вопрос по правилу своему соседу.

Физ.минутка (3мин).

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

- Создадим на основе правила инструкции. Какие признаки мы выделим?

(Работа в паре. Дети создают свою инструкцию, выходят и записывает инструкцию на доске. Выбирается самая точная (коллективная оценка)).

1.Отсутствие ударения.

2. Гласные а,о,и,е,я.

3.Место в слове-корень. (Слайд 6)

Закрепление новых знаний (15 мин).

Приём: «Выписывание слов с орфограммой» (языковой материал: с.77,упр.32).

Прочитайте слова:

Св..тить, г..сить, пл..сать, цв..тная, м..рская, л..нивые, св..стеть.

 - Какую гласную надо написать в корне пропущенных слов? Почему?

- Запишите проверочные и проверяемые слова, обозначьте корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой. (Работа у доски.)

(языковой материал:с.78, упр.33)

Задание: прочитайте слова. Подберите к каждому слову проверочное, смотрите слова для справок. Они будут вам в помощь. Запишите.

(Самостоятельная работа. За правильное выполнение задания выдаётся «лучик»)

- Помогла ли нам инструкция в выполнении упражнений?

- Как же правильно написать безударную гласную в корне слова?

- Какие слова называются однокоренными?

Физ.минутка (2 мин).

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Приём: Диктант «Проверяю себя».

- Послушайте текст.

Лиса.

В лесу живёт лиса. Лисий дом – нора. У норы играют лисята. Лисица учит их охотиться.

- Запишите текст под диктовку, если будете сомневаться, то на этом месте оставьте пустое окошко. Затем мы все вместе проверим диктант и в окошко впишем правильную букву.

- Поставьте ударение в каждом слове.

- Назовите слова, в которых есть орфограмма (безударная гласная в корне слова). Подчеркните её.

- Ребята, нам сегодня встретилось два слова: лесник и лиса. Однокоренные ли это слова? Почему? Кто такой лесник? Чем он занимается?

- Где можно узнать это?

- Откройте толковый словарь. На какую букву будем искать слово лесник?

(В толковом словаре находят слово лесник и зачитывают его значение.) (Слайд 7)

 (понятие, введение в профессию, сущность профессии, общая характеристика, основные черты, информация о профессии)- Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров — это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве. Лесник круглый год охраняет и защищает лес - наше богатство! Придумайте и запишите продолжение истории. (1, 2 предложения)

   Подведение итогов (2мин).

- Что самое главное вы узнали сегодня на уроке?

- Было ли вам трудно?

- Сосчитайте свои «лучики»,  получите солнышко! У кого пять «лучиков», поднимите руку. У кого четыре? Вы сегодня хорошо поработали на уроке. А у кого  три и два «лучика», вам необходимо  быть внимательными и стараться работать на уроке. (Выставление оценок.) (Слайд 8)

Домашнее задание (3мин).

Домашнее задание предлагается выполнить одно на выбор.

1) С.79, упр.34 (записать через тире сначала проверочное слово, потом проверяемое);

2) С.79, упр.35(к каждому слову подобрать однокоренные, записать их после проверочного  и выделить корень)

3) Составить и записать текст про весну (3-4 предложения) Поставить ударение в каждом слове.  Безударную гласную в корне слова подчеркнуть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные в корне слова. Автор: Жилина Инесса Александровна МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов.

Слайд 2

Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится.

Слайд 3

За дружбу дружбой платят.

Слайд 4

Добро спасёт мир!

Слайд 5

/ / / / Сл е ды , г о л о са, л е сник, с о сна. следы сосна. [ сл`иды ] [ сасна ] следы сосна

Слайд 6

1.Отсутствие ударения. 2 . Гласные а,о,и,е,я . 3 . Место в слове - корень . Инструкция

Слайд 7

лесник

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Открытый урок по письму и развитию речи по программе 8 вида. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеслова.

Тип урока: классический.Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корнеслова,           развивать умение рас...