Безударные гласные в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка урока. Цель урока: формирование знаний о написании безударных глассных в корне слова. Создание детьми инструкций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок_dokument_microsoft_word.docx | 24.51 КБ |
урок prezentaciya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
по программе «Школа России»
Автор: Жилина Инесса Александровна
МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова».
Цель: Формирование знаний о написании безударных гласных в корне слова.
Задачи:
- Учить проверять правописание безударных гласных в корне слова;
- Закрепить умение находить безударные гласные в корне слова;
- Учить подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне слова;
- Закрепить умение находить однокоренные слова и правильно их писать;
- Развивать монологическую речь учащихся, мышление, память, внимание,
- Учить работать в паре; выражать своё мнение; писать алгоритм; работать самостоятельно;
- Воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: проектор, ноутбук, толковые словари.
Дидактические материалы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 2 класс, М.:Просвещение, 2010г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I.Организация класса на работу (2 мин).
Традиционно мы начинаем урок с небольших стихотворений: (Слайд 1)
- Потихонечку садитесь,
И друг другу улыбнитесь.
( Учащиеся читают стихотворение). (Слайд 2)
- Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок. За каждое правильно выполненное задание вы получите «лучик» солнышка. И в конце урока сможете унести своё солнышко в кармашке. Если вы соберёте пять «лучиков», то за работу на уроке получите оценку пять, четыре «лучика» – оценку четыре.
II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (8 мин).
- Откройте тетрадь, правильно положите её. Запишите число, классная работа.
( Оформление тетради.)
- Дружба, добро - какие замечательные слова! Какого человека вы бы назвали добрым?
Минутка чистописания.
- Запишите эти слова. Я попрошу вас написать их красиво, подарите их самому дорогому человеку.
(Дети записывают слова по образцу: Дружба, добро.)
- Вспомните пословицы о дружбе и добре.
- Запишите пословицы: За дружбу дружбой платят. Добро спасёт мир!
( Записывают пословицы самостоятельно.)
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- В слове добро и дружба поставьте ударение и выделите корень.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте записанные пословицы. (Слайд 3,4)
(Взаимопроверка (за правильное выполнение задания выдаётся «лучик»))
- Какое слово было легче написать дружба или добро? Почему?
(Ответы детей: легче, где гласная под ударением; тяжелее, где без ударения.)
Сообщение темы урока.
- Есть в русском языке слова, где ударная гласная в корне и нам её легко написать, а есть слова, где в корне безударная гласная и написание её вызывает сомнения.
- Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?
( Ответы учащихся: сегодня мы будем работать над написанием безударных гласных в корне слова.)
III. Усвоение новых знаний (10 мин).
1.Анализ языкового материала с целью выявления существенных признаков.
(Работа у доски в паре. За правильное выполнение задания выдаётся «лучик».)
- Прочитайте слова с ударением на первом слоге: следы, голоса, лесник, сосна
-на втором;
- с ударением на третьем слоге?
- Какое ударение правильное?
- Сколько гласных в каждом слове?
- Назовите ударные гласные, поставьте ударение. Подчеркните ударные гласные двумя чертами, безударные - одной чертой.
- Запишите слова следы, сосна.
- Сделаем транскрипцию данным словам.
(Записывают слова и транскрипцию: следы [сл`иды] сосна [сасна] )
- Сравните записанное слово и его транскрипцию, найдите несоответствие.
- Разберём слова по составу, в какой части слова находятся безударные гласные? (Слайд 5)
- Как можно изменить слово, чтобы безударная гласная стала ударной?
- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?
2.Объединение признаков, введение термина.
- Откройте учебник на стр. 76, прочитайте правило. Какую новую информацию вы узнали?
- Задайте вопрос по правилу своему соседу.
Физ.минутка (3мин).
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
- Создадим на основе правила инструкции. Какие признаки мы выделим?
(Работа в паре. Дети создают свою инструкцию, выходят и записывает инструкцию на доске. Выбирается самая точная (коллективная оценка)).
1.Отсутствие ударения.
2. Гласные а,о,и,е,я.
3.Место в слове-корень. (Слайд 6)
Закрепление новых знаний (15 мин).
Приём: «Выписывание слов с орфограммой» (языковой материал: с.77,упр.32).
Прочитайте слова:
Св..тить, г..сить, пл..сать, цв..тная, м..рская, л..нивые, св..стеть.
- Какую гласную надо написать в корне пропущенных слов? Почему?
- Запишите проверочные и проверяемые слова, обозначьте корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне одной чертой. (Работа у доски.)
(языковой материал:с.78, упр.33)
Задание: прочитайте слова. Подберите к каждому слову проверочное, смотрите слова для справок. Они будут вам в помощь. Запишите.
(Самостоятельная работа. За правильное выполнение задания выдаётся «лучик»)
- Помогла ли нам инструкция в выполнении упражнений?
- Как же правильно написать безударную гласную в корне слова?
- Какие слова называются однокоренными?
Физ.минутка (2 мин).
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Приём: Диктант «Проверяю себя».
- Послушайте текст.
Лиса.
В лесу живёт лиса. Лисий дом – нора. У норы играют лисята. Лисица учит их охотиться.
- Запишите текст под диктовку, если будете сомневаться, то на этом месте оставьте пустое окошко. Затем мы все вместе проверим диктант и в окошко впишем правильную букву.
- Поставьте ударение в каждом слове.
- Назовите слова, в которых есть орфограмма (безударная гласная в корне слова). Подчеркните её.
- Ребята, нам сегодня встретилось два слова: лесник и лиса. Однокоренные ли это слова? Почему? Кто такой лесник? Чем он занимается?
- Где можно узнать это?
- Откройте толковый словарь. На какую букву будем искать слово лесник?
(В толковом словаре находят слово лесник и зачитывают его значение.) (Слайд 7)
(понятие, введение в профессию, сущность профессии, общая характеристика, основные черты, информация о профессии)- Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров — это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве. Лесник круглый год охраняет и защищает лес - наше богатство! Придумайте и запишите продолжение истории. (1, 2 предложения)
Подведение итогов (2мин).
- Что самое главное вы узнали сегодня на уроке?
- Было ли вам трудно?
- Сосчитайте свои «лучики», получите солнышко! У кого пять «лучиков», поднимите руку. У кого четыре? Вы сегодня хорошо поработали на уроке. А у кого три и два «лучика», вам необходимо быть внимательными и стараться работать на уроке. (Выставление оценок.) (Слайд 8)
Домашнее задание (3мин).
Домашнее задание предлагается выполнить одно на выбор.
1) С.79, упр.34 (записать через тире сначала проверочное слово, потом проверяемое);
2) С.79, упр.35(к каждому слову подобрать однокоренные, записать их после проверочного и выделить корень)
3) Составить и записать текст про весну (3-4 предложения) Поставить ударение в каждом слове. Безударную гласную в корне слова подчеркнуть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
За дружбу дружбой платят.
Добро спасёт мир!
/ / / / Сл е ды , г о л о са, л е сник, с о сна. следы сосна. [ сл`иды ] [ сасна ] следы сосна
1.Отсутствие ударения. 2 . Гласные а,о,и,е,я . 3 . Место в слове - корень . Инструкция
лесник
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Открытый урок по письму и развитию речи по программе 8 вида. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеслова.
Тип урока: классический.Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корнеслова, развивать умение рас...