Урок по русскому языку 4 класс
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок по русскому языку по теме" Правописание окончаний имен существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку
Тема: «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»
Используемые технологии:
- игровая
- проблемно-развивающая
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №139
Андреева М.В.
Санкт-Петербург
Тема «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа.
- Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.
- Развивать зрительную память, орфографическую зоркость.
- Воспитывать умение работать в коллективе, группе, паре; умение прислушиваться к мнению своих товарищей; умение объективно оценивать других и себя.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» 4 класс Рамзаева Т. Г.
- Рабочая тетрадь
- Карточки с заданиями для работы в группе, паре
Ход урока:
- Орг. момент. Проверка готовности к уроку
- Словарно-орфографическая работа
-Ребята! Сейчас мы вспомним написание некоторых словарных слов. Вы будете разгадывать кроссворд, работая в четверках.(Приложение1)
-Какое слово в выделенном столбце у вас получилось? (Инженер)
-Каково значение этого слова?
-В Толковом словаре русского языка Ожегова написано: Инженер-специалист с высшим техническим образованием. Запишем слово и его транскрипцию. Инженер[инжын' эр ] ,[инжэн' эр].Составьте и запишите предложение с новым словарным словом.
3. Создание проблемной ситуации.
Продолжаем работать в четверках. Возьмите карточку №2. Выполните задание по плану.
План работы:
- Прочитайте слова. Выделите общий признак.
- Определите по каким признакам слова можно разбить на группы.
- Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
- Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
- Сделайте устно вывод.
На карточках даны слова: письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
-Кто же может назвать тему урока?
Верно. Тема нашего урока- Дательный,творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в Д.,Т.,П. падежах?
-Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п.,Т.п., П.п.?
На доске появляется запись:
Д.п.- -ам, -ям
Т.п.- - ами, -ями
П.п.- - ах, -ях
4. Игра на закрепление полученного знания.
А сейчас мы немного поиграем. Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч.,а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч. Тот ряд, который справится без ошибок- выиграл.
Я диктую слова: лягушка, черепаха, уж, червь, конь, сарай, колесо, зеркало, дерево, мышь, лошадь.
Проверка. Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, сараям, колёсам, зеркалам, деревьям, мышам, лошадям.
Т.п. мн.ч.- лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, сараями, колёсами, зеркалами, деревьями, мышами, лошадьми.
П.п.мн.ч. - (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, сараях, колёсах, зеркалах, деревьях, мышах, лошадях
-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?
5. Физкультминутка.
-Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место.
Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, тигр, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце, душа, дни, ночи.
- Работа по учебнику (упр261)
На доске запись:
Д.п. кому?чему? город… голуб… крыль…
Т.п.кем?чем? город… голуб… крыль…
П.п.о ком? о чём? город… голуб… крыль…
Учащиеся с каждого ряда выходят к доске и вписывают нужные окончания.
- Самостоятельная работа учащихся в тетради.
Просклоняйте существительные: дороги, огурцы, облака.
Взаимопроверка тетрадей.
- Игра «Крылатые слова»
Возьмите карточку №3. Работаем в группах.
-Как вы понимаете выражение «крылатые слова»?
1. Блуждать в потемках.(Плохо разбираться в чём-либо)
2.Кто в лес, кто по дрова.(Нестройно,вразброд)
3.В ежовых рукавицах.(В большой строгости)
4. Брать быка за рога.(начинать действовать решительно и сразу с самого главного)
5. Игра не стоит свеч.(о не оправдавшем себя деле, занятии)
-Подчеркните имена существительные во множественном числе. Определите падеж этих существительных. Постройте график. Затем графики вывешиваются на доску и сравниваются с правильным вариантом.
-Какие трудности возникли при выполнении? Как с ними справились?
9. Подведение итога урока
-Чему на уроке учились?
-Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?
Оцените свою работу на уроке.
Приложение1.
Кроссворд «Словарные слова»
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 |
- Его используют для проезда на разных видах городского транспорта.
- Противоположное значение слова налево.
- «Дама сдавала в… корзину, картину, картонку».
- О каком месяце говорят: «Год кончает, зиму начинает?»
- Пятый день недели.
- Местонахождение, местожительство.
- Изображение человека на картине, фотографии
Карточка№2
письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
План работы:
1. Прочитайте слова. Выделите общий признак.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
- Сделайте устно вывод.
Карточка№3
«Крылатые слова»
1. Блуждать в потемках.
2. Кто в лес, кто по дрова.
3. В ежовых рукавицах.
4. Брать быка за рога.
5. Игра не стоит свеч.
План работы:
1.Прочитайте «крылатые слова». Объясните значение этих фраз.
2.Найдите и подчеркните имена существительные во множественном числе.
3. Определите падеж этих существительных.
4. Постройте график.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...