Развитие связной речи младших школьников в процессе учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС)
статья

Кострюкова Наталия Александровна

С введением ФГОС наиболее актуальной является проблема развития речи младших школьников. В школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с проблемами развития речи, поэтому необходимо использовать разнообразные методы и приемы развития речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx543.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи младших школьников в процессе учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС)

       

Урок литературного чтения в 1б классе.

Учитель: Щербакова Наталья Владимировна

Тема. Сказка «Репка».

Цели. Познакомить учащихся со сказкой как жанром. Формировать умение

читать самостоятельно и вместе с учителем. Учить детей работать с текстом.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание, логическое мышление,

слуховое и зрительное восприятие. Работать над автоматизацией звука [К].

Воспитывать любознательность, интерес к чтению, сказкам.  

Планируемые результаты:  

личностные УУД: способность  откликаться на добрые чувства при

восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев

произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;  

метапредметные УУД:  

регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с

учебной задачей;  

познавательные – выделять события, видеть их последовательность в

произведении;

коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;  

предметные УУД: научиться понимать содержание коротких произведений,

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим

фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-

композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной

сказок.

Урок литературного чтения в 1б классе.

Учитель: Щербакова Наталья Владимировна

Тема. Сказка «Репка».

Цели. Познакомить учащихся со сказкой как жанром. Формировать умение

читать самостоятельно и вместе с учителем. Учить детей работать с текстом.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание, логическое мышление,

слуховое и зрительное восприятие. Работать над автоматизацией звука [К].

Воспитывать любознательность, интерес к чтению, сказкам.  

Планируемые результаты:  

личностные УУД: способность  откликаться на добрые чувства при

восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев

произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;  

метапредметные УУД:  

регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с

учебной задачей;  

познавательные – выделять события, видеть их последовательность в

произведении;

коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;  

предметные УУД: научиться понимать содержание коротких произведений,

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим

фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-

композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной

сказок.

Оборудование: книги, презентация «Найди картинку», серия сюжетных

картинок по сказке, маски героев сказки.

Ход урока.

 

С введением ФГОС наиболее актуальной является проблема развития речи младших школьников. В школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с проблемами развития речи, поэтому необходимо использовать разнообразные методы и приемы развития речи.  

Цель формирующего этапа - повысить уровень развития связной монологической речи детей, создать в классе соответствующее младшему школьному возрасту речевое окружение, подобрать систему средств, методов и приемов развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста.  

Главные положения, которые следует учитывать при организации работы над связной речью младших школьников, можно свести к «Заповеди учителя», которые заключаются в следующем:

  • Учитель учит до тех пор, пока учится сам.
  • Работать самой и учить этому своих учеников.
  • Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.
  • Проявлять творчество в организации учебной и внеклассной работы.
  • Учить школьника думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

В работе по направлению развития речи младших школьников опираться на следующие направления работы:

  1. работа над словом;
  2. работа над словосочетанием и предложением;
  3. работа над связной речью.

Основные принципы работы:

  • наглядность;
  • систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и постепенное уменьшение помощи учителя.

Этапы работы над связной речью

Этап 1 Ознакомление с признаками текста

Урок 1.

Восстановление деформированного текста

Формируемые знания и умения:

  • Умение отличать текст от группы предложений.
  • Умение устанавливать последовательность предложений.

Урок 2.

Восстановление деформированного текста.

Формируемые знания и умения:

  • Умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

Урок 3.

Восстановление текста с пропущенными словами

Формируемые знания и умения:

  • Умение определять и формулировать тему текста.
  • Умение озаглавить текст. 
  • Умение точно определять слова в тексте.

Урок 4.

Изложение текста по вопросам к каждому предложению.

Формируемые знания и умения:

  • Умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

Урок 5.

Изложение текста по вопросам.

Формируемые знания и умения:

  • Умение устанавливать связь заголовка с темой текста.
  • Умение устанавливать связь предложений в тексте.
  • Умение употреблять синонимы.

Урок 6.

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

Формируемые знания и умения:

  • Умение выделять части в тексте.

Этап 2

Обучение изложению текста. Определение основной мысли текста. Отработка умений, связанных с построением текста

Урок 7.

Изложение по обощающим вопросам.

Формируемые знания и умения:

  • Умение делить текст на части.
  • Умение строить предложения в зависимости от контекста.

Урок 8.

Изложение текста по опорным словам. Ознакомление со структурными частями текста Формируемые знания и умения:

  • Умение определить главную мысль и отражать её в заголовке.
  • Умение выделять части при записи.

Урок 9.

Восстановление деформированного текста по серии картинок с творческими дополнениями Формируемые знания и умения:

  • Умение соотносить содержание текста с планом.
  • Умение соотносить заголовок с главной мыслью текста.

Урок 10.

Изложение текста по вопросам и опорным словам.

 Формируемые знания и умения:

  • Умение определять главную мысль.
  • Умение выделять части при записи.
  • Умение связно излагать текст.

Урок 11.

Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

Формируемые знания и умения:

  • Умение составлять план текста.
  • Умение писать в соответствии с планом.
  • Умение раскрыть главную мысль в изложении.

Этап 3 Обучение совершенствованию текста

Урок 12.

Редактирование текста изложения.

Формируемые знания и умения:

  • Умение исправлять ошибки в содержании текста и в его речевом оформлении.
  • Умение точно употреблять слова в речи.

Урок 1.

Восстановление деформированного текста: Л.Н.Толстой «Кошка и птичка».

Цели урока:

  1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.
  2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений  в тексте.
  3. Формирование умения определять тему текста.

Мама работает на фабрике.

В озере живет щука.

Кошки ловят мышей.

Танина мама.

Мать Таня – ткачиха. Она работает на фабрике. Там делают ткани.

  • Прочитайте то, что написано на доске. Чем отличаются предложения, записанные слева и справа?
  • Научимся сегодня отличать текст (слова текста записаны на доске) от группы предложений.
  • Прочитайте текст.
  • Как он называется? Почему он так называется? (Рассказывает о Таниной маме).
  • Прочитайте то, что записано слева. Что это? (Предложения) Можно ли  к ним подобрать заголовок? Почему?
  • Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном)
  • Докажите, что справа написан текст.
  • (Предложения написаны на отдельных полосках бумаги)

Спала кошка на крыше.

Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Села подле кошки птичка.

  • Что записано на каждой полоске? (Предложение).
  • Кто догадался, какое задание надо выполнить?
  • О ком будет говориться в этом рассказе?
  • Найдите предложение, с которого можно начать рассказ.
  • Что произошло дальше? Найди предложение, в котором об этом сказано.
  • Какое последнее предложение? Прочитай его выразительно. Что нужно передать голосом?  (Предупреждение)

Спала кошка на крыше.

Села подле кошки птичка.

Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

  • Почему автор предупреждает птичку об опасности? Как об этом сказано? (Кошки хитры)
  • К какому слову мы привыкли? (Хитрые)
  • Автор этим словом подчёркивает опасность. (Очень хитрые)
  • Прочитайте получившийся рассказ. Какое незнакомое слово нам встретилось? (Подле)
  • Как вы понимаете это слово? (Близко)

  • Чего нет в нашем рассказе? (Заглавия)
  • Как можно озаглавить рассказ? (Кошка и птичка.  Берегись птичка!)
  • С чего начнёте запись текста? (С заголовка)
  • Как начнёте писать текст? ( С красной строки)
  • В каком предложении встречаются запятые?
  • Как проверить?
  • прочитать весь текст,
  • убедиться в том, что получился  рассказ,
  • прочитать все слова по слогам,
  • найти и исправить ошибки.

Урок 2.

Восстановление деформированного текста: Л.Н.Толстой «Чиж».

Цели:

  1. Формирование умения устанавливать последовательность предложений  в тексте.
  2. Закрепление знаний о признаках текста.
  3. Формирование умений правильно оформлять текст.

Чиж.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

Там он будет весь день петь.

У Вари был чиж.

Варя просила его петь.

Но чиж хотел на волю.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске.
  • Получается ли из них рассказ? Почему не получается?
  • Чему будем учиться на уроке?

  • Как будем устанавливать порядок предложений?  (Найдём первое предложение, затем то, которое должно идти за ним и т. д.)
  • С какого предложения начнём рассказ? Почему именно с этого?
  • Прочитайте все предложения по порядку.
  • О ком говорится в рассказе?
  • О чём говорится в рассказе? (О том, как у Вари в клетке жил чиж и не пел)
  • Прочитайте предложение, в котором говорится, о чём Варя просила чижа.
  • Почему чиж не хотел петь? Прочитайте.
  • Как сказано, что чиж мог петь только на воле?
  • Как на доске записано каждое предложение? (С новой строки)
  • Как вы будете записывать?
  • О чём нужно помнить, начиная записывать текст? (Первое предложение пишем с красной строки)
  • Как проверить?
  • прочитать весь текст,
  • убедиться в том, что получился  рассказ,
  • прочитать все слова по слогам,
  • найти и исправить ошибки.

Урок 3.

Восстановление текста с пропущенными словами: Г.Скребицкий и В.Чаплин «Ёлка в лесу»ю

  1. Формирование умения озаглавить текст.
  2. Формирование умения формулировать тему.
  3. Формирование умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста.

Ребята  …   в лесу ёлку. Петя  …  на ветках кусочки хлеба. Ваня   …   морковку и кочан капусты. Лакомились  …   птицы и зайцы.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске.
  • Всё ли понятно? Какая задача стоит перед вами? (Вставить слова, чтобы получился рассказ)
  • Что нужно сделать, чтобы догадаться, какие слова подойдут? (Прочитать все предложения и подумать, о чём рассказ?)
  • Кто понял, о чём рассказывается в тексте? (О том, как ребята устроили ёлку в лесу для зверей)
  • Какие слова нужно вставить? (Нарядили, повесил, принёс, гостинцами)
    По усмотрению учителя слова можно записать рядом с текстом.
  • Какой получился рассказ? Прочитайте.
  • Что ещё нужно сделать? (Подобрать заголовок)
  • Какой вопрос перед этим нужно поставить? (О чём говорится в тексте?)
  • Подберите заголовок к рассказу. (Ёлка для зверей. Подарки для зверей. Ёлка в лесу…)
  • Какие гостинцы были на ёлке? Прочитайте, как об этом сказано.

  • Кому доставила радость эта затея? (Звери были довольны)
  • Докажите словами текста. (Лакомились — значит очень вкусно ели)
  • А кому ещё было приятно? (Ребятам) Почему?
  • Как будете записывать? (Прочитать предложение полностью, затем каждое слово по слогам)
  • Слова, которые будем вставлять, прочитаем по слогам хором.
  • Как проверить?
  • Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, правильно ли вставил слова.
  • Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.

Урок 4. Изложение текста по вопросам: «Снеговик»

Цели: Формирование умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

        Снеговик.

Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Глаза они сделали из угля.

На голову надели ведро. Вместо носа вставили морковку.

Когда это было?

Сколько выпало снега?

Что слепили дети?

Из чего они сделали глаза?

Что надели на голову?

Что вставили вместо носа?

  • Кто из вас любит зиму? За что вы любите зиму?
  • Чем любите заниматься зимой?
  • Кто лепил снеговика? Расскажите, как вы его делали?
  • Прочитайте рассказ
  • Что ещё написано на доске? (Вопросы)
  • Сегодня, вы должны записать этот текст к себе в тетрадь по памяти. Когда вы будете работать, я текст закрою, а вопросы оставлю.
  • Для чего нужны вопросы? (Помогут вспомнить то, о чём говорится в тексте)
  • Как будем готовиться к работе? (Прочитаем текст, прочитаем вопросы, найдём ответы на вопросы в тексте)
  • О ком говорится в рассказе?
  • О чём говорится в тексте?
  • Почему рассказ называется «Снеговик»?
  • Прочитайте вопросы к тексту. Найдите ответ на каждый вопрос. (После этого вида роботы текст закрыть)
  • Составьте устно ответы на вопросы.
  • Сравним ответ и вопрос. Какие слова уже есть в вопросе?
  • Какие слова надо добавить? (Эти слова можно записать рядом с вопросами).
  • Как проверить?
  • Проверь, получился ли рассказ?
  • Проверь, правильно ли написаны слова.

Урок 5.

Изложение текста по вопросам: «Синичка».

Цели:

  1. Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.
  2. Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.
  3. Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

Синичка.

Это было зимой. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

  • Прочитайте рассказ.
  • О чём в нём говорится?
  • Почему птичке нужна была помощь?
  • Кто ей помог?
  • Как дети помогли синичке?
  • Какие слова использованы в тексте, когда говорится о птичке? (Синица, синичка, птичка, она)
  • Какие слова используются, чтобы не повторять слово «дети»? (Ребята, они)
  • Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.

Когда это было?

к окну

Куда прилетела синичка?

стало жаль

Кто стоял у окна? (2 пр.)

открыли форточку

Что сделали ребята?

в комнату

Куда влетела синичка?

голодна

Что она стала клевать? (2 пр.)

хлебные крошки

  • Какие слова уже есть в вопросе?
  • Какие слова нужно добавить?
  • На какие вопросы нужно ответить двумя предложениями?
  • Как проверить?
  • Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, все ли  слова написал.
  • Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.

Урок 1.6. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам: «Друзья птиц».

Цели:

  1. Формирование умения рассматривать картину.
  2. Формирование умения передавать содержание картины.
  3. Формирование умения выделять части в тексте.

Друзья птиц  Друзья птиц  Друзья птиц

Сегодня будем учиться составлять рассказ по картинкам.

  • Сколько перед вами картинок? (Три)
  • Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ? (Расположить по порядку)
  • Расположите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
  • Какая картинка будет первой? Расскажите, что на ней изображено?

Картинка 1

  1. Каких птиц вы видите?
  2. Как они себя чувствуют? (Им голодно)

Картинка 2

  1. Кого видите на этой картинке?
  2. Расскажите, что делают дети?
  3. Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало.
  4. Как одним предложением сказать про других детей? (Они принесли ягоды, семена)

Картинка 3

  1. Как изменилось настроение у птичек? Почему?
  2. Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются)
  3. Что делают дети? Почему они отошли?
  4. Какое у них настроение?
  5. Как их можно назвать? (Друзья птиц)
  6. На доске написаны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.
  7. Прочитайте вопросы.

Какое время года наступило?

Что засыпал снег?

Кому стало голодно?

Что решили сделать ребята?

Кто смёл снего с кормушки?

Что положили туда дети?

Кто повесил сало?

Как угощаются синицы, снегири, воробьи?


  1. Составьте ответы на вопросы.

Какое время года наступило?

Что засыпал снег?

Кому стало голодно?

Что решили сделать ребята?

Кто смёл снего с кормушки?

Что положили туда дети?

Кто повесил сало?

Как угощаются синицы, снегири, воробьи?

зима

кормушку

птицам

помочь

ягоды, семена

весело

  1. Как можно закончить рассказ?
  2. Передайте Ваше отношение к детям. (Хорошие друзья птиц!)
  3. Как назовёте рассказ? (Друзья птиц)
  4. Сегодня будем записывать рассказ по частям. Сколько частей можно выделить в нашем рассказе? (3 – столько, сколько и картинок)
  5. Сколько вопросов к первой части? Запиши первую часть с красной строки.
  6. Сколько вопросов во второй части? Эту часть тоже начнём писать с красной строки. (Так же третью часть)
  7. Как проверить?
  • Сколько частей должно быть в рассказе?
  • Проверьте, сколько раз начали писать с красной строки.

Друзья птиц.

          Пришла зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам!

          Ребята решили помочь им. Коля смёл снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и семена. Саша повесил на ветку сало.

          Весело угощаются снегири, воробьи, синицы. Хорошие у них друзья!


Педагогическая работа должна вестись по двум направлениям: «учитель» – «ученик», «учитель» - «родитель».  

Основные направления  работы с родителями.

Проведение классного собрания на тему: «Роль семьи в развитии речи младшего школьника».

 Разработка советов для родителей, которые сводятся к следующему:

  1. Не перегружайте ребенка информацией.
  2. Не оставляйте детей без внимания во время общения с техникой.
  3. После просмотра мультфильма беседуйте о его содержании, задавайте вопросы.
  4. Следите за своей речью, разговаривайте четко, внятно, понятно, выразительно. Не кричите в присутствии ребенка.
  5. Помните: в вашей речи не должно быть грубых слов, если вы не хотите их потом услышать от ребенка.
  6. Больше разговаривайте с ребенком: рассказывайте ему о том, что вы делали и для чего, давайте ребенку помочь вам.
  7. На прогулке обращайте внимание детей на сезонные изменения, погоду, окружающий мир.
  8. Прислушивайтесь к шуму ветра, дождя, пению птиц, крикам животных.
  9. Читайте детям, беседуйте о прочитанном.
  10. Учите ребенка всему, что умеете сами.
  11. Систематически занимайтесь с детьми разной деятельностью (рисуйте на манке, разбирайте крупу, лепите из теста и пластилина, т.е. развивайте моторику).

Хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Особое внимание следует обращать на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.  Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс. Он требует определенного педагогического руководства.

Работа над словом начинается с первого урока первого класса. Работа над словосочетанием и предложением требует дополнительной работы. Работа над связной речью является итогом сформированности всех компонентов речи младшего школьника.

  Виды работ над предложением:  

  • постановка учащимися вопросов к предложению;
  • распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  • составление предложений на ту или иную тему;
  • составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
  • составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;
  • соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или в сложное;
  • переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних
  • грамматических форм другими;
  • восстановление деформированного предложения, текста.

Нужно тщательно продумывать начало урока, т.к. это определяет ход общения с учащимися, и настраивает на успешную работу.


На каждом уроке проводим:

  • разговорные пятиминутки;
  • фонетическую зарядку: распеваем звуки, отрабатываем произношение и интонацию;
  • словарную работу, способствующую обогащению словаря учащихся и развитию их связной речи (анализируются новые слова: рассматриваются их значения, состав, произношение, написание).

Работа над предложением является подготовительным звеном в системе работы над связной речью, где у учащихся формируется умение выражать свои мысли и передавать их в логической последовательности.

Развитие связной речи  следует проводить на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся большей самостоятельности. Успех работы зависит от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей. В обучении детей связной речи используется материал, полученный из разных источников  (собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал, взятый из книг, из рассказов учителя, различные картины, кинофильмы, тексты разных жанров (повествование, описание, рассуждение)).

   Готовясь к уроку:

  • продумать цель и задачи,
  • виды работ,
  • технические средства обучения,
  • наглядность,
  • художественную литературу,
  • задания в форме игры.    

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения:

  • Выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением.
  • Выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма.
  • Игры со словами.
  • Инсценирование художественных произведений.

Примерные игры и упражнения:

 «Рассказ по кругу».

Учителем определяет речевую ситуацию: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом».

Ведущий начинает рассказывать:

  • Однажды я спросил своего товарища о том, что он больше всего любит. Мальчик начал рассказывать:
  • Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел…

Дальше продолжает следующий ученик. Заканчивает рассказ учитель.


«Игра мимики и жестов».

Предлагаем произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Создаем игровую ситуацию.

  • Вам преподнесли подарок. Выразите свое удовольствие.
  • Вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места. Выразите свою радость.
  • Вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает чувство нежности. Выразите свою радость.

Произнести слова с разной целевой установкой:

  • Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету).
  • Объявите новость на собрании.

 Ролевые игры (диалоги, инсценировки).

Предполагают исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда детям приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц.

Задача логического характера «Кто победил Змея Горыныча?».

«Змей Горыныч побежден! Такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:

1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец.

2. Змея Горыныча победил не Алеша Попович.

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений ложное, а другое – истинное. После решения задачи, дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич. Таким образом, применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности.

Творческое сочинительство.  

Формы и методы обучения в данном направлении связаны с развитием детского речевого творчества. Объясняем детям, что слово – это живое существо. Оно, как человек, может радоваться, грустить и обижаться. Слово может быть добрым или злым, содержать положительный или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или со знаком «–». После объяснения говорим: «Ребята, произнесите любое слово. Отметьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите слова, способные притягиваться к исходному слову». Подумав, дети называют. На основании этого даем задание: составить текст, определить его тип. Вариант выполнения задания:

Слово мир (+) : солнце, счастье, смех, радость, дружба, мама, голубое небо.

Текст: Все люди мечтают о мире. Мир – это голубое небо, ласковое солнце. Это счастье людей и смех детей. Мир - это моя любимая мама.

Даем задание составить рассказ про пуговицу и валенок. Они у ребят оживают, спорят, помогают в трудной ситуации.

Задания с опорными словами (синонимическими рядами).

Например, определяем тему задачи: «Я хочу тебя утешить» - и ее условие. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).  Сначала это игра «Слоговой аукцион»:

Ба – барабан, банан, басня, бабушка.

Са – оса, небеса, чудеса, голоса.

Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

Школа актерского мастерства.

Это направление в обучении связной выразительной речи младших школьников более сложный этап развития речевой активности. Здесь нужно использовать методы: инсценирование художественного произведения, создание живых картинок по прослушанному произведению и словесное рисование.

а) Использование инсценировок художественных произведений (показывает как дети воспринимают текст, уровень их речевого развития и умение владеть собой).

б) Живые картинки по прослушанному произведению. По заданию учителя дети могут изобразить какой-то момент из произведения: принять нужные позы, придать лицам необходимое выражение, представить, как одеты персонажи, что их окружает, и рассказать об этом. Этот прием используем на уроках, привлекая застенчивых, молчаливых детей.

в) Прием словесного рисования. Развивает способность воображать прочитанное и усматривать за словами картины и образы, не только называть тему любого эпизода или ситуации, но и представлять себе детали каждого изображения, сопутствующие им цвета, формы, звуки, обстоятельства. Дети часто ограничиваются простым указанием того, что они нарисуют. Учитель должен помочь детям детально представить себе картину, уточнить, что делает герой произведения, каков он, в каком окружении находится.

Написание сочинений-миниатюр.

В конце урока детям предлагают написать мини-сочинение по заданному названию. Зачитываем работы по желанию самих детей сразу же после написания.   Слушая такие сочинения, невольно приходят на ум слова Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то, прежде всего, должны научить их придумывать».              

         

Система упражнений по развитию речи на уроках русского языка и чтения.

Речь-это способ познания действительности. Условиями возникновения и развития речи человека является потребность в высказывании, наличие материала, вооружение средствами языка. В жизни человек пользуется связной речью.

Система формирования отдельных умений и навыков на уроках русского языка:

  • умение понять тему, раскрыть ее достаточно полно, озаглавить;
  • умение накапливать материал по теме (наблюдение природы, рассматривание картины, использование материала из учебника);
  • систематизация, отбор материала, последовательность его расположения, составление плана;
  • умения, связанные с языковой подготовкой: отбор слов, уточнение значений, их правописание, составление словосочетаний, предложений, фрагментов текста;
  • умение составлять и писать текст, делить текст на абзацы, записывать его, соблюдать требования каллиграфии и орфографии;
  • умение самопроверки и совершенствования написанного текста, изложения, сочинения.

Виды упражнений по развитию связной речи (как подготовительные при подготовке к обучению сочинениям и изложениям).

Выделение признаков предложения (текст произносит учитель).

«ЗИМА». Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

Задания:

  1. Повторить предложение, произнесенное с чувством.
  2. Ответить на вопросы:
  • Сколько в нем слов?

  • Какое предложение состоит из одного слова?
  • Сколько предложений в тексте?

Озаглавить текст. Обозначить границы предложений.

У Розки были щенки Розка ушла Пришли дети и взяли щенка Розка скучала Дети отдали ей щенка

Поставь точки в конце предложений. Каждое предложение пиши с заглавной буквы.

Наступила зима выпал пушистый снег дети катаются на коньках и на санках щиплет уши и нос всем весело

Составь 2-3 предложения на тему

«Осень», «О погоде», «О снеге», «О морозе» и т. д

Работа по картине «Зима»

  1. Рассмотреть картину и ответить на вопросы:
  • О чем хотел рассказать художник?
  • Почему можно сказать, что художник изобразил не очень холодный день?
  • Что можно сказать о настроении детей?
  • Какую мысль хотел донести до нас художник?

2.        Озаглавь картину.

Свободный рассказ на данную тему.

Прочитать текст. Подумать, подходит ли заголовок к тексту. Придумать свой заголовок.

ЛИСА. Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах мяса. А капкан цап лису за лапу!

Выделение признаков связного текста. (Работа с деформированным текстом). Текст дан на карточках.

  • Прочитать предложения.
  • Можно ли назвать это текстом?
  • Почему? (нарушена связь)

А капкан цап лису за лапу!

Шла лиса по лесу.

Неудача.

Побежала лиса на запах.

Вдруг она почуяла запах мяса.

Лиса была голодна.

  • Составление предложений из слов:

по, лиса, шла, лесу

почуяла, мяса, запах, вдруг, она

на, мяса, запах, побежала

капкан, а, цап, за, лису, лапу


Редактирование текста. 

Прочитать заглавие. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?

Снежная кукла.

Зимой дети играли на пруду.

Руки у них зябли.

Зато кукла вышла хорошая!

  • Какими предложениями можно дополнить текст?
  • Записать дополненный текст к данному тексту.

Поиск лишнего предложения.

Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза - угли. Нос - морковка.

Составление рассказа по серии картинок. «Кормушка».

Составление предложений - ответов на вопросы.

  • Что делает Саша утром? Утром …..
  • Что он делал днем? Потом …..
  • А что он делает вечером? А …..

Сколько предложений можно составить по этим вопросам?

Изложение текста на основе слухового восприятия.

Как в сказке.

Был сильный мороз. Ребята пошли к озеру за водой.

На льду сидела лисица. Она тявкала и не могла бежать.

Рыжая охотница еще вечером села у проруби.

Долго бедняжка ждала добычу. Вот хвост и примерз ко льду.

Сочинение «Помощь птицам зимой».

Развитие связной устной речи младших школьников методом речевых игр.

Подборка речевых игр может быть использована на уроках русского языка и литературного чтения, а также как элемент внеклассного мероприятия для начальных классов. Материал игрового характера, направленный на развитие связной устной речи, коммуникативных УУД.

Цель: Формирование связной устной речи младших школьников.

  1. Задачи.
    Образовательные. Совершенствовать умение связно, логически правильно, точно строить речевое высказывание.
  2. Развивающие. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных УУД. Активизация речевого словаря.
  3. Воспитательные. Умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог.

Материалы к урокам: предметы, картинки.

Игра «Бывает - не бывает».

Дети называют любое предложение (Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает.

Игра «Загадалки».

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он утупает место другому.

Игра «Перевертыши».

Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)

Игра «Узнай меня».

Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное.


Игра «Сочиняйка».

Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое.

Игра «Хорошо и плохо».

Класс делится на две группы. Учитель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный.

Игра «Волшебная кисточка».

Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Игра «Аукцион».

Учитель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель стучит деревянным молоточком по столу, произносит "Дополнение Вовы - раз! Дополнение Вовы - два! Дополнение Вовы - три! Предложение закончено. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается.

Игра «Эстафета».

Учитель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у когонаберется больше фишек.

Игра «Магазин игрушек».

На столе стоит полочка с игрушками. Учитель говорит "У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам".

Игра «Венок сравнений».

Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей.

Игра «Паровозик».

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно прилагательные, и учит правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала.

Количество играющих не должно быть меньше двух.

Возраст играющих не ограничен.

Правила игры: первый игрок называет любое слово – предмет (существительное-подлежащее), второй игрок должен сказать слово – действие (глагол-сказуемое), далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю

фразу в памяти. Выигрывает тот, кто закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Играя в эту игру, ребята с каждым разом составляют более распространенные предложения, лучше их повторяют и запоминают.

Игра «Сочинялки»

Игра развивает воображение и фантазию, образное и логическое мышление, расширяет словарь и предметные образы слов, учит описывать предметы и составлять тексты из предложений, логически связанных между собой, улучшает навык глобального чтения. Игра особенно помогает тем детям, которые затрудняются в составлении текстов, сочинений. Преимуществом игры также является возможность постепенного усложнения задания и объективизации успехов ребенка в коррекционно-развивающих занятиях.

Материал: карточеки с изображениями предметов (машина, ботинки, дом, кастрюля, дерево и др.), набор карточек со словами, характеризующими предметы по пяти модальностям (запах, материал, звук, способ передвижения, размер – на каждую тему по 5 карточек), пустые карточки.

Количество играющих: один.

Правила игры:

Первый вариант: игрок выбирает одно изображение предмета, затем, используя карточки со словами, характеризует этот предмет по пяти модальностям, обкладывая большую карточку маленькими со словами. Характеристика предмета должна состоять из пяти полноценных предложений, то есть предложений не менее, чем из 3-х слов: субъект, предикат, объект. Педагог, выполняющий функцию ведущего в данной игре, оценивает каждое предложение соответствующим числом очков: одно очко за предложение из 3-х слов (словосочетания типа: «железная кастрюля» – оцениваются в 0 баллов), по одному очку за каждое дополнительное слово в предложении, дополнительные очки за сложность конструкции (наличие однородных членов, придаточных предложений, сравнительных оборотов и т. д.), за оригинальность образа.

Так, например, предложение «мои ботинки скрипят, как дерево» поощряется педагогом 3 дополнительными очками: за 2 дополнительных слова и за сравнительный оборот, т. е. ребенок получает за него 4 очка. Он суммирует и записывает баллы по 5 предложениям, сравнивает их с баллами, полученными в предыдущем сеансе игры, т. е. как бы соревнуется сам с собой и наглядно видит свои достижения. Большую роль играет пустая карточка, стимулирующая ребенка придумать шестое предложение уже без опоры на данные слова и по возможности найти новый способ для характеристики данного предмета.

http://festival.1september.ru/articles/639224/img1.gif

Вариант второй: педагог вместе с ребенком отбирают 5 картинок с предметными изображениями, одно из которых становится главным героем истории, которая составляется на основе тех предметов, которые изображены на других картинках. Таким образом, вербальное опосредствование (слова) заменяется только образным опосредствованием при составлении рассказа по отдельным, не связанным между собой изображениям. Ребенок должен придумать сюжет истории, логику его развертывания. Эта история записывается, она может быть продолжена или изменена на уроке или дома (в качестве домашнего задания). Скучные школьные задания по составлению фраз с заданным словом или сочинения на заданную тему заменяются фантазированием, проявлением остроумия, оригинальности суждений, что охотно делают все дети подросткового и предподросткового возраста. К системе оценок предыдущего варианта игры добавляются дополнительные баллы: смешно – 1 балл, очень смешно – 2 балла; связность предложений между собой и развитие сюжета истории – 3 балла.

http://festival.1september.ru/articles/639224/img2.gif

Вариант третий: то же самое задание предлагается учащемуся, но он имеет пустые карточки без изображений предметов, т. е. уменьшается степень внешней опоры и внешнего программирования высказываний. Ребенок обозначает каждую пустую карточку словом, запоминает их и придумывает с ними историю, создавая тем самым воображаемую ситуацию. Этот вариант игры эффективно способствует усилению внутреннего контроля за своей речью. Активность ребенка в этом варианте игры поощряется удвоением его баллов. Этот вариант игры наиболее сложный, и начинать по нему работать нужно только после того, когда будут доведены до автоматизма первый и второй вариант игры.

Игра «Узелок»

Цель: Развитие фразовой речи, увеличение словаря. Развитие вербальной память ребенка.

Материал: плотная веревка.

Количество играющих не должно быть меньше двух. Возраст играющих не ограничен.

Правила игры: Первый игрок называет любое слово и завязывает узелок на веревке, каждый следующий игрок добавляет слово и узелок на веревке. Последний игрок должен назвать получившееся предложение целиком. Слов в предложении будет столько, сколько узелков на веревке. В ходе игры каждый ребенок должен побыть первым игроком.

Так же для развития связной речи у детей целесообразно проводить ролевые игры через театрализацию. Дети с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности. Выбирать героев нужно лучше из русских народных сказок, перед этим содержание сказки нужно вспомнить, просмотреть или перечитать.

Если эти игры проводить во внеурочной деятельности три раза в неделю, то можно будет проследить положительную динамику в формировании связной речи не только устной, но и письменной.

Развитие связной речи методом словесных игр.

Особенностью словесных игр по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами. Игра всегда продуктивнее, если мы с ее помощью ставим детей в ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным. Получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

«Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Учащимся предлагается составить рассказ, опираясь на картинки, которые служат своеобразным планом рассказа и позволяют точно передать сюжет от начала до конца. По каждой картинке составляется одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Перед учащимися выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а представляют отдельно для того, чтобы найти ей нужное место. После этого просят составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Учащимся представляют серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Дети находят ошибку, кладут картинку на нужное место, а затем составляют рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Перед учащимся выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Он должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Учитель просит детей рассмотреть большую картинку и маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажите, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажите о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Учитель спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

После прочтения сказки предлагают детям рассказать, что бы они сделал, если бы попали в данную сказку и стали бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Перед детьми кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

Упражнение «Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

 «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставьте в нужное место каждый фрагмент и опишите ту картину, которую снимал фотограф».

Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

 Задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
  • Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, их можно использовать как средство по обучению связной речи.

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Следует начинать работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображены 4 – 5 схематичных рисунка (например, сказка). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научатся использовать мнемоквадраты,  постепенно можно вводить мнемотаблицы.

 Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них.

Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки. Схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений,  а так же использовать  изображение не предметов, а символов например - для изображения диких лесных животных рисуем ёлку, а для обозначения домашних – дом.


Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи. Их можно использовать для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Игра «Заколдуем слова».

На листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать животных. Учитель медленно произносит слова, а ученики изображают карандашом нужные символы (волк, лиса, кошка, ёж, собака), в клетках появляются символы. Этот приём служит для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти, способствует развитию связной речи (т.к. дети должны объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке), развитию мелкой моторики (т.к. необходимо быстро схематически изобразить его).

Математический планшет.

Это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач, а именно:

- автоматизация звукопроизношения;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, зрительного внимания, памяти, мелкой моторики. 

Например, при заучивании стихотворения А.Плещеева «Осень» предлагала детям изобразить при помощи резиночек первую букву каждого слова.

Пиктограмма  (рисунчатое письмо).

Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.

 Читаемый детям стишок учитель рисует по ходу чтения. При этом используюет знакомые детям символы. Вначале  обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором,  по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляем на видном месте в течение нескольких дней.


План - конспект урока по литературному чтению (1 класс)

                                                     Тема: Е.Чарушин «Теремок»    

Цели деятельности педагога:

  • создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг;
  • учить пересказу;
  • учить отличать авторские и народные сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования :

      Предметные: знакомство с понятием "авторская сказка; умение выразительно читатьцелыми словами и по ролям; делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

     Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев;

    Метапредметные:  

   познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам; уметь устанавливать причинно - следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме; уметь оценивать поступки героев и сравнивать их  характеры, выдвигать другие варианты окончания сказки и обосновывать их.

   регулятивные УУД: уметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные  в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

   коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности;  уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение,  оценивать высказывания партнеров.

                                                           Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

(на доске карточки с буквами:   А    А     К    С    К    З )

  • Расставьте карточки так, чтобы получилось слово (сказка).
  • Любите ли вы читать сказки?
  • Какие сказки вы знаете?

  • Назовите свои любимые сказки.
  • Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела.
  • Прочитайте в учебнике как он называется. (Дети читают название раздела: "Сказки, загадки, небылицы".)

III. Изучение нового материала.

1.  Р е ч е в а я  р а з м и н к а.

  • Прочтите скороговорку сначала медленно, потом быстро:

                                           Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

                                           Шебуршат в шиповнике букашки.

2. Ч т е н и е  д и а л о г а  с писателем на странице 30 (часть 1).

Учащиеся читают текст по цепочке.

  • Почему говорят, что сказка - мудрость народа, его мечты и желания?
  • Прочтите записанную на доске пословицу.

Сказка- ложь, да в ней намёк - добрым молодцам - урок.

 - Объясните смысл этой пословицы.

    3. П о д г о т о в к а  к  ч т е н и ю   с к а з к и Е.Чарушина  "Теремок".

Эвристическая беседа.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Угадайте, как она называется.

-                                             Мышка дом себе нашла.

                                              Мышка добрая была:

                                              Поселилось в доме том

                                              Множество зверей потом.

                                                      ("Теремок")

  На доске рисунок теремка.

Чтение сказки учителем.

(По ходу чтения меняет изображения героев сказки.)

  - Прочтите на доске названия животных:

Мышка-норушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, медведь косолапый.

  - Имена у героев обычные или особенные?  На какие особенности указывают их имена?

(Дети: -Особенности их внешности или поведения.)

- В каком порядке появлялись герои в сказке?

- Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке "Теремок", в каком порядке их надо расположить?

- Прочтите слова, записанные на доске сначала по слогам, потом целыми словами.

               ос-та-но-ви-лась - остановилась

               в те-ре-моч-ке    -  в теремочке

               рас-пе-вать        -  распевать    

               не-вы-со-ком      -  невысоком

               не от-ве-ча-ет   -  не отвечает

               у- вёр-тыш         -  увёртыш

- Объясните значение слова  "увёртыш".

 4. Ч т е н и е  с к а з к и  хорошо читающими обучающими.

- При чтении выделяйте слова интонацией и паузой - конец предложений. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера героев сказки.

5. А н а л и з  п р о и з в е д е н и я.

- Понравилась вам сказка?

- Что больше всего? Какие  герои сказки вам понравились?


Учитель вывешивает схему на доске.

     с  к а з к и

                         

     народные

авторские

                                                   

- Объясните, какие сказки называют народными, а какие - авторскими.

- Какие народные сказки вы знаете?

- Какие авторские сказки вы знаете?

                   Физкультминутка

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

                    В алфавите, в букваре     ( Хлопки в ладоши.)

                    Проживала буква Е.

                    Как - то раз она шагала   (Ходьба на месте.)

                    По тетрадке не спеша.

                    Замечталась и упала,       ( Приседания.)

                    Превратилась в букву Ш...

                    Школьник был, конечно, рад:

                   ( Наклоны вправо, влево.)

                    Вот так буква - акробат!

                    (Хлопки в ладоши.)

IV.Закрепление нового материала.

    1. В ы р а з и т е л ь н о е  ч т е н и е  сказки по ролям.

    2. Подготовка к пересказу сказки.

- Отгадайте загадки - имена героев сказки Е. Чарушина "Теремок".

 Кто косой и очень ловкий,                                     Он зубами щёлк, щёлк.

Любит сладкую морковку?                                       На охоту вышел...?

                    (Заяц.)                                                                     (Волк.)

Прыг да шлёп по дорожке                                         Он любит мёд,

Голова, четыре ножки.                                               Зимой он спит.

                    (Лягушка.)                                               Весной хороший аппетит!

                                                                                                     (Медведь.)

Водит за собой цыплят,                                             Под полом  скребусь,

Словно няня в детский сад.                                       А кошки боюсь.

                    (Курица.)                                                                 (Мышка.)

Учитель после каждого правильного ответа вывешивает карточку с именем героя.- Расположите карточки с названиями героев в том порядке, в котором они появляются в сказке.

-Как ведут себя герои сказки?

- Чем она закончится?

-Чему учит сказка?

-Прочитайте пословицы на доске:

В тесноте, да не в обиде.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Согласие крепче каменных стен.

- Объясните смысл этих пословиц.

3. П е р е с к а з  с к а з к и.

- Придумайте свой вариант окончания сказки.

4.  И г р а   "Назови сказочным именем".

На доске написаны названия героев сказки:

лиса - (кумушка, сестричка);

волк - (бирюк, хватыш, "зубами щёлк");

медведь -( толстопятый, косолапый, всем пригнётыш);

кот - (серый лоб, мурлыка);

коза - (дереза);

лягушка - (квакушка);

мышка - (норушка);

заяц - (побегайчик, серый, длинноухий, хваста);

    курица - (ряба,пеструшка).

  • Как героев назвал автор сказки - Е. Чарушин?
  • Найдите в книге, прочитайте.

V. Итог урока. Рефлексия.

  • С какой сказкой вы сегодня познакомились?
  • Кто автор этой сказки?
  • Чему учит сказка "Теремок"?
  • Понравилась ли вам сказка?
  • Оцените свою работу на уроке при помощи «светофора».

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить  её пересказ.

                               

                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.     Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка....