Антропонимы и работа с ними на уроках русского языка и внеклассных занятиях в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Общаясь друг с другом при помощи устной и письменной речи, люди постоянно сталкиваются с именами собственными. Наука, изучающая функциональное и языковое своеобразие имён собственных, называется ономастика. Разделами ономастики является антропонимика, которая занимается изучением таких понятий, как имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним
В данной работе приведен анализ учебников с точки зрения наличия в них антропонимической лексики.
Для того, чтобы познакомить учащихся с антропонимами, учителю следует проанализировать учебники, которые могут содержать в себе антропонимический материал.
Для анализа нами были выбраны учебники двух образовательных программ: традиционной и развивающей.
Образовательная программа «Школа России»: учебник «Русский язык» для 3 класса, автор Т.Г.Рамзаева; учебник «Введение в историю» для 3 класса, авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин.
Образовательная программа «Школа 2100»: учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев.
Учебник риторика «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 класса, авторы Т.А. Ладыженская и др.
При анализе мы обратили внимание на разделы и материалы учебников, содержащие антропонимы, и дополнили их заданиями, содержащими новые сведения об именах, отчествах и фамилиях, и национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ярушина Т.И. Русский язык. | 1021.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Общаясь друг с другом при помощи устной и письменной речи, люди постоянно сталкиваются с именами собственными. Наука, изучающая функциональное и языковое своеобразие имён собственных, называется ономастика. Разделами ономастики является антропонимика, которая занимается изучением таких понятий, как имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним
Ознакомление с антропонимами на внеклассных занятиях по русскому языку в 3 классе.
1.Анализ учебников с точки зрения наличия в них антропонимической лексики.
Для того, чтобы познакомить учащихся с антропонимами, учителю следует проанализировать учебники, которые могут содержать в себе антропонимический материал.
Для анализа нами были выбраны учебники двух образовательных программ: традиционной и развивающей.
Образовательная программа «Школа России»: учебник «Русский язык» для 3 класса, автор Т.Г.Рамзаева; учебник «Введение в историю» для 3 класса, авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин.
Образовательная программа «Школа 2100»: учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев.
Учебник риторика «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 класса, авторы Т.А. Ладыженская и др.
При анализе мы обратили внимание на разделы и материалы учебников, содержащие антропонимы, и дополнили их заданиями, содержащими новые сведения об именах, отчествах и фамилиях, и национально-регионального компонента.
Анализ учебника Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3 класса (см. таблицу 1) показал, что в текстах упражнений антропонимы присутствуют, но содержание текстов не несёт в себе дополнительной информации об истории и значении антропонимов. Поэтому учителю необходимо готовить к урокам дополнительный материал, связанный с антропонимами. Это требует от учителя дополнительных усилий и времени на подготовку к уроку.
Так как упражнения включают только имена, но не всегда является возможным включение в урок сведений из истории фамилий, отчеств и прозвищ.
Материалы учебника позволяют дополнять урок национально-региональным компонентом, знакомить детей с разными формами одного и того же имени и со сложными именами, проводить беседы об уместном употреблении разных форм имени.
В таблице 2 представлен анализ учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык» для 3 класса. Тексты некоторых упражнений данного учебника не только содержат антропонимическую лексику, но и несут в себе сведения из истории антропонимов.
Так, в разделе «Повторение» (1 часть учебника) упражнение 4 направлено на повторение правописания имён, отчеств людей, а содержание текста включает сведения о роли отчеств в общении людей.
Тексты упражнений помогают узнать о происхождении некоторых имён, о звучании одного и того же имени на разных языках.
В учебнике предложены упражнения, для выполнения которых необходимо привлекать сведения национально-регионального компонента (упр.29).
Повторение учащимися алфавита идёт на текстах, содержащих перечень редких женских и мужских имён.
Такие темы, как «Удвоенные согласные в корне», «Сложные слова и их правописание», также содержат упражнения, в которых на примере имён учащиеся знакомятся с новыми для них орфограммами и правилами правописания.
При изучении темы «Словообразование имён существительных» через выполнение упражнений, содержащих антропонимы, учащиеся подводятся к мысли о том, какие формы имён имеют уменьшительно-ласкательный, какие – пренебрежительный оттенок и какие из этих форм уместны в той или иной ситуации.
В учебнике представлено упражнение, которое знакомит детей со схемой образования имён, взятой авторами из книги А.В.сусловой, А.В.Суперанской «О русских именах».
В теме «Предложения с однородными членами» заложен материал об именах в Древней Руси и их значениях (упр.420, 2 ч.).
Упражнение 454 знакомит детей с таким событием, как крещение Руси, а также с каноническими именами, пришедшими в именник Руси после принятия ею христианства.
Об истории фамилий и их роли в жизни людей знакомит упражнение 457.
Тексты упражнений составлены авторами на основе книги А.В.Сусловой, А.В.Суперанской «О русских именах».
Таким образом, данный учебник содержит упражнения, работая над которыми учащиеся не только постигают азы орфографии, грамматики, морфологии, но и открывают для себя новые знания и факты об антропонимах, способствующие обогащению словаря детей, развитию их речи и мышления. Материалы учебника можно дополнять сведениями об антропонимах национально-регионального характера.
Анализ учебника Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Введение в историю» для 3 класса (см. таблицу 3) показал, что в учебнике есть две темы «Моя родословная» и «Я и моё имя», содержащие антропонимический материал. Изучая тему «Моя родословная», дети знакомятся с такими новыми понятиями, как род, родословная, поколение, генеалогия. На этом уроке учащимся можно представить родословную Бориса Алексеевича Ванеева из села Сёльыб Удорского района (Б.А.Ванеев – отец всемирно известного оперного певца Владимира Ванеева) и сравнить её с родословным древом русских царей. Дети могут сами увидеть разницу между родословными таблицами коми и русского народа: у русского народа принято записывать фамилии, имена и отчества предков, а у коми – только имена. На возникший у детей вопрос «Почему?» учитель может не ответить, сказав, что об этом мы узнаем, знакомясь с темой «Я и моё имя». Таким образом, у детей будет поддерживаться интерес к предмету истории, желание самостоятельно узнать неизвестное.
Тема «Я и моё имя» знакомит детей с историей имён. Текст учебника подводит учащихся к пониманию таких функций имён, как различительная и назывная (номинативная).
Говоря о разнообразии имён в современном мире и о разном звучании одного и того же имени на разных языках мира, возможно познакомить детей со звучанием некоторых русских имён на коми языке.
Доступно представлен материал об истории развития имён начиная с древности до принятия христианства на Руси (дохристианский период) и с крещения Руси до современного времени (период христианизации имён). Это позволяет учителю органично дополнять уроки материалами из истории развития имён коми народа, о некоторых различиях в именнике коми и русского народов: разнообразие сословных имён на Руси и отсутствие социальной функции имён у коми. При этом уместно будет вернуться к теме первого урока «Моя родословная», на котором при знакомстве с родословным древом русских царей и родословной таблицей Бориса Алексеевича Ванеева возник вопрос: почему для народа коми было важно само имя предков, а не их социальное положение? Ответ на этот вопрос даётся в таблице 3.
Материал учебника знакомит учащихся с прозвищами, а также раскрывает некоторые семантические особенности этих именований. Кроме знакомства детей с прозвищами коми народа, полезно представить детям прозвища, которые возникли в наши дни. Это прозвища, данные по особенностям речи; прозвища – определения; прозвища, данные по сходству характера человека со свойствами того или иного предмета; прозвища, возникшие в результате сходства человека с внешним видом предмета (соответственно «Федя Капка», «Олёха», «Кривой», «Макар-Горчица», «Грибок»).
Возможно расширение знаний детей о том, как история имён зависит от важных исторических событий. Для этого предлагается составить так называемую схему развития имён.
988 г. 1917 г. 1945 г.
древние христианские имена возвращение
имена имена революции старых имён
+иностранные имена
В учебнике представлены сведения об отчествах и фамилиях. Знакомство с ними подводит учащихся к пониманию функций отчеств и фамилий в современном обществе, знакомит с историей их возникновения и развития. Возможно представить детям сведения о том, что после революции 1917 года была принята обязательная для всех граждан страны трёхчленная формула именования.
Материал учебника знакомит учащихся с прозвищами известных исторических личностей, с причинами их возникновения. Учитель может обратить внимание детей на функции прозвищ в обществе, уместность их употребления в той или иной ситуации общения. Можно дать дополнительные сведения о прозвищах коми народа. Например, Пошта Фаина, Чирак Вань, Иго Надя и др., рассказать самому учителю или дать детям подумать самим о возникновении этих прозвищ. Учитель может рассказать учащимся о том, что у коми прозвища могут переходить от одного поколения к другому. Напрмер, Костя –Эжва, Тюняк Вов, Коч Вась. Прозвища у коми народа могут являься названиями животных и птиц. Например, Каля Лёнь (птица-чайка), Пудель Саш и т.д.
В целях формирования уважительного отношения детей друг к другу следует обратить внимание детей на недопустимость использования ими в общении обидных прозвищ и дразнилок.
В заключении изучения темы «Я и моё имя» ученик может составить на себя сводную таблицу, где будут указаны фамилия и имя, дата рождения, дата именин, святцы, значение имени и фамилии.
Таким образом, указанные две темы в данном учебнике не только знакомят детей с новыми понятиями, с новыми сведениями из истории имён, отчеств и фамилий, а также прозвищ в современном обществе, к пониманию зависимости истории развития имён от важных исторических событий, знакомит с этапами в истории русской антропонимии на доступном детям уровне. Учителю прдоставляется возможность дополнять уроки сведениями из истории коми антропонимии, реализуя тем самым на уроках истории национально-региональный компонент. Материалы национально-регионального характера знакомят учащихся с особенностями другого народа, помогают понять его своеобразие и формировать уважение к другой нации.
Анализ учебника Т.А.Ладыженской и др. «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 класса (см. таблицу 4) показал следующее:
- в текстах учебника достаточно часто употребляются антропонимы;
- знакомство учащихся с некоторыми теоретическими сведениями позволяет дополнять их интересными фактами об антропонимах, о именах в Древней Руси, о разных формах одного и того же имени, знакомить со словарями имён и фамилий;
- дети знакомятся с понятием как «родословное древо» и учатся составлять свою родословную таблицу;
- однако содержание упражнений данного учебника не позволяет вводить дополнительно сведения об отчествах и фамилиях, об этапах развития антропонимов и каждом уроке.
Анализ учебников показал, что при наличии антропонимической лексики во всех рассмотренных учебниках наиболее полно и интересно излагается информация об антропонимах в учебнике Р.Н.Бунеевой, Е.В.Бунеева «Русский язык» для 3 класса и в учебнике Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Введение в историю» для 3 класса.
Учебник «Введение в историю» знакомит детей с новыми понятиями «род», «родословная», «поколение», Генеалогия». На доступном уровне дети знакомятся с периодами в развитии имён, отчеств, фамилий, прозвищ. На материале учебника учитель имеет возможность подвести детей к пониманию основных функций имён в обществе (номинативной и различительной), к осознанию учащимися зависимости истории развития имён от важнейших исторических событий в жизни общества. Антропонимы на уроках истории являются благодатным материалом для реализации в обучении национально-регионального компонента.
Учащиеся узнают новые сведения из истории терминов антропонимики. В свою очередь, новые «знания и факты, т.е. информация, - материал мышления. Следовательно, через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления». (18, с.13)
Учебник Р.Н.Бунеевой, Е.В.Бунеева №Русский язык» для 3 класса содержит не только антропонимы, но и сведения из истории терминов антропонимики. При составлении текстов упражнений авторы учебников опирались на труд А.В.Сусловой, А.В.Суперанской «О русских именах».
Тексты упражнений знакомят детей с дохристианскими именами, со сложными именами и фамилиями, с разными формами одного и того же имени. Некоторые из них несут в себе воспитывающую функцию: помогают формировать у детей умение правильно общаться с окружающими, выбирая определённые формы именования в зависимости от ситуации общения.
Авторы-составители данного учебника включили упражнения, способствующие формированию у детей понимания зависимости развития имён от важнейших исторических событий, происходящих в обществе.
Учителю предоставляется хорошая возможность включения в уроки дополнительных заданий национально-регионального характера.
Тексты учебника Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» для 3 класса содержат в основном имена, но не несут в себе сведения из истории терминов антропонимики, не содержат в себе разнообразные имена: сложные, редкие, иноязычные. Затруднительным кажется введение в урок сведений об отчествах и фамилиях (т.к. они здесь редко употребляются), а так же знакомство детей с периодами развития имён и зависимостью их исторического развития от важнейших событий в жизни общества.
Поэтому учителю необходимы дополнительные усилия и время для сбора сведений о антропонимах, продумывания отдельных форм и приёмов ддля введения в урок новой информации.
Учебник Т.А.Ладыженской и др. «Детская риторика в рассказах и рисунках» содержит тексты, содержащие разнообразные имена, отчества, фамилии, прозвища.
Полученные учащимися антропонимические знания следует дополнять интересными фактами из истории терминов антропонимики, знакомить с разными формами одного и того же имени, а также привлекать младших школьников к работе с некоторыми лексикографическими источниками. Однако это невозможно делать на каждом занятии, что связано со спецификой предмета.
Учителю необходимо продумывать уроки для органичного дополнения их сведениями об антропонимах и материалами национально-регионального характера.
Работая по любому их этих учебников, учителю необходимо творчески подходить к подготовке и проведению уроков. Не останавливаться на использовании только материалов учебника, а находить приёмы и способы для введения в урок новых фактов, сведений об антропонимах. Это позволит расширить круг понятий, усваиваемых детьми, что поможет им «оперировать этим понятием, т.е. мыслить». (18, с.13)
Внеклассная работа с антропонимами в 3 классе
Внеклассная работа дает возможность объединить все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в качестве языковой личности. Эта работа развивает самостоятельность познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучает детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развивает потребность в самообразовании, углубляет знания о языке, повышает качество этих знаний и умений.
Внеклассная работа по антропонимике в начальной школе может осуществляться на классных часах, во время экскурсий, в процессе различных занимательных игр и викторин.
В третьем классе, когда у детей достаточный навык чтения, в той или иной степени сформировано умение самостоятельной работы, а учебники по русскому языку, истории, риторике содержат антропонимические сведения, уместным будет ведение кружка «Тайны имён».
И.А.Королёва в своём пособии «Антропонимика в школе» предоставляет «Программу по изучению антропонимики на внеклассных мероприятиях (1-11 классы)». Внеклассная работа по антропонимике предполагает «расширение и углубление сведений об именованиях людей, их истории, о современном именнике, знакомство с научно-популярной литературой по антропонимике и умение использовать её. Также предполагается приобретение умений и навыков ведения исследовательской работы». (17, с.23)
Нами было проведено анкетирование учащихся 3 класса СОШ №4 г.Печоры. Всего было проведено две анкеты.
Анкета «Формулы именования учащихся» проводилась с целью выявить формулы именования детей дома, на улице и в школе и определить возможность корректировки в именовании учащихся в разных сферах общения.
Результаты: наиболее распространённой формой в общении детей друг с другом на улице и в школе, является пренебрежительная форма: Анька, Верка, Данька и др.; есть и фамильярные формы общения: Настюха, Серёга, Ксюха и др.; дети почти не используют другие формы своих имён: кроме официальной, неофициальной, уменьшительно-ласкательной, пренебрежительной (и редко фамильярной) учащиеся не указали в анкетах других форм обращения в разных сферах общения и речевых ситуациях.
Поэтому на занятиях: 1) «Какие у нас имена?»; 6) «Имена «болшие» и «маленькие»; 7) «Сочинение «Моё имя»; 13) «Как вас называть» – обращается внимание на формирование умения вежливо общаться в различных речевых ситуациях, уважительного отношения к именах друг друга; на расширение занний детей новыми формами их имён через использование ксерокопий словарных материалов; включаются сведения национально-регионального характера. На 5 занятии «Имена «ласковые» и «сердитые» обобщаются знания учащихся о полной официальной форме имени (паспортное имя).
Целью анкеты «Функции прозвищ в обществе» было выявить основные функции прозвищ, к которым прибегают учащиеся 3 класса (20 учащихся).
Результаты: учащиеся выбрали следующие функции:
- для общения – 4 человека;
- для различения в именовании тёзок – 2 человека;
- для характеристики человека – 7 человек;
- чтобы обидеть кого-то – 2 человека;
- чтобы выделить кого-то из группы – 3 человека;
- разнообразить именования человека – 13 человек;
- заменить непонравившиеся компоненты именования – 9 человек;
- чтобы сократить фамилии и имена – 10 человек;
- чтобы скрыть подлинные имена – 6 человек.
14 человек из 20 указали на то, что имеют прозвище.
Ответы учащихся в данной анкете говорят о том, что в большинстве случаев прозвища используются детьми в общении для того, чтобы разнообразить именования человека, сократить фамилии и имена, заменить непонравившиеся компоненты именования, для характеристики человека, т.е. прозвища выполняют коммуникативную функцию. Реже дети используют их для того, чтобы обидеть или выделить кого-то из группы.
Прозвища имеют большинство (70%) опрошенных нами учащихся.
Занятие №9 «Прозвища «детские» и «взрослые»; №14 «Псевдонимы вокруг нас»; №11 «Каких фамилий только нет!» были направлены на ознакомление с историей возникновения прозвищ, на формирование умения правильно употреблять прозвища в общении с окружающими, исходя из речевой ситуации, на расширение знаний детей о прозвищах коми народа.
При разработке внеклассных занятий учителю необходимо опираться на критерий «наличие или отсутствие антропонимического материала в рассмотренных нами ранее учебниках русского языка, истории и риторики».
На наличие в учебниках сведений об антропонимах могут быть построены занятия:
- №2 «Что в имени моём?»
- №3 «Как даются имена?»
- №6 «Имена «большие» и «маленькие»
- №9 «Прозвища «детские» и «взрослые»
- №10 «Наши «вичи» едят калачи»
- №11 «Каких фамилий только нет!»
- №12 «Моя родословная»
Такие занятия, как:
- №4 «Какие бывают имена?»
- №5 «Имена «ласковые» и «сердитые»
- №13 «Как вас называть?»
- №14 «Псевдонимы вокруг нас»
- №15 «О чём «говорят» литературные имена?» - позволяют расширить материалы учебника, познакомить учащихся с новыми сведениями и понятиями из области антропонимики.
Заключение
Таким образом, на занятиях кружка дети знакомятся с этимологией имён и слов; узнают новые понятия «официальное и неофициальное именование человека», «инициалы», «монограмма», «родословная», «генеалогия», «псевдоним»; знакомятся с полной и краткой формой имени; идёт лексическая работа со словами; разбираются родственные слова; идёт словообразовательная работа (образование фамилий и некоторых форм имени с помощью суффиксов). Вопросы на занятиях носят побуждающий к мыслительной деятельности характер. Задания направлены на развитие креативного мышления учащихся.
У детей идёт обогащение понятийного опыта, активизация словаря, развитие речи, следовательно, идёт развитие мышления детей, их творческого потенциала. Всё это способствует интеллектуальному росту учащихся.
Занятия кружка «Тайны имён» позволяют учителю на доступном уровне ознакомить детей с историей антропонимов, с периодами развития русской антропонимики, расширить сведения учащихся об именовании человека в прошлом и настоящем, познакомить их с лексикографическими источниками. Кроме того они способствуют развитию речи, активизации словаря, развитию творческого мышления и интеллекта учащихся.
Включение материалов национально-регионального характера как в занятия кружка, так и в уроки русского языка, истории и риторики позволит учителю решать задачи межнационального общения: прививать уважительное отношение к представителям другой нации, формировать у учащихся образ достойного человека независимо от его национальной принадлежности и осознание уникальности каждой нации.
Следовательно, привлечение антропонимического материала в своей работе позволит учителю решать как обучающие, так и воспитывающие задачи.
Список литературы:
- Афанасьев А.П. Региональная ономастика. – Сыктывкар, 2001
- Бестужев-Лада И.В. Личные имена в прошлом, настоящем, будущем /Антропонимика. – М.: Наука, 1970
- Бестужев-Лада И.В. Исторические тенденции развития атропонимов /Антропонимика. – М.: Наука, 1970
- Бондалетов В.Д. Ономатсика и социолингвистика /Антропонимика. – М.: Наука, 1970
- Безносикова Л.М. Коми-русский словарь. – Сыктывкар, 2000
- Волкова Н.И. Структурные и семантические особенности современных прозвищ Республики Коми // Межрегиональная научно-практическая конференция. – Сыктывкар, 2001
- Волкова Н.И. Некоторые наблюдения над антропонимикой в микросоциуме. – Сыктывкар
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. – М.: Просвещение, 1981
- Гиляревский Р.С., Старостин Б.А. Иностранные имена и названия в русском тексте. – М.: Высшая школа, 1985
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. – Н.Новгород, 1997
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Фамилии. – М.: Рольф, Аирис-Пресс, 1988
- Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М.: ООО «Изд.Астрель», 2001
- Зинин С.И. Из истории антропонимической терминологии /Антропонимика. – М.: Наука, 1970
- Зинин С.И. Введение в русскую антропонимию. – Ташкент, 1972
- Королёва И.А. Из истории некоторых русских фамилий //Рус.речь. – 1998. - №3. – стр.84-89
- Королёва И.А. Имя человека не есть пустой звук. //Рус.речь. – 1997. - №6. – стр.63-67
- Королёва И.А. Антропонимика в школе. Учебное пособие. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2001
- ЛьвовМ.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: просвещение, 1985
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи. – М.: Педагогика, 1983
- Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М.: Просвещение, 1994
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Изд.центр «Академия», 1998
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Институт практической психологии, 1998
- Никонов В.А. Задачи и методы антропонимики /Проблемы антропонимики. – М.: Наука, 1970
- Никонов В.А. Словарь русских фамилий /Сост. Крушельницкий Е.Л. – М.: Школа-Пресс, 1993
- Ожегов С.И., Шведова Н.ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 1980
- Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. – М.: Русские словари, 1995
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989
- Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М.: Наука, 1984
- Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991
- Суперанская А.В. Что означают имена? //Рус.речь. – 1991. - №2. – стр.115-120
- Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М.: 1973
- Суперанская А.В. Как вас зовут? //Рус.речь.- 1991. - №1. – стр.123-128
- Суперанская А.В. Заимствование имён. //Рус.речь. – 1991. - №1. – стр.113-118
- Суперанская А.В. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имён. /Антропонимика. – М.: Наука, 1970
- Стадник В.А. Личные имена в отказных книгах XVII в. /Антропонимика. – М.: Наука, 1970
- Системы личных имён у народов мира. /Под ред. В.А.Никонова и др. – М.: Глав.редак. восточной литературы изд-ва «Наука», 1989
- Тихонов А.Н. и др. Словарь русских личных имён. – М.: Школа-Пресс, 1995
- Унбегаун Б. Русские фамилии: Пер. с англ. /Общ. ред. Б.А.Успенского. – М.: Прогресс, 1989
- Федосюк Ю.А. Русские фамилии. – М.: Русские словари, 1996
- Чичагов В.К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. – М.: Государ.учеб.-педагог. изд. министерства просвещения РСФСР, 1959
Приложение
Таблица 1
Анализ учебника Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3 класса
Раздел учебника | Материал учебника | Дополнительные задания учителя |
Повторение | С.13 Правило правописания фамилий, имён, отчеств людей Упр.26 Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Напиши ответ Кате. ... В нашей домашней библиотеке есть сказки Виталия Валентиновича Бианки, Шарля Перро, братьев Гримм. А какие сказки любишь читать ты? С.13, упр.27 Объясни, почему некоторые слова в середине предложения написаны с большой буквы. Спиши текст. Москва – родина Александра Сергеевича Пушкина, город, где прошло его детство. Именем Пушкина названы набережная реки Москвы и площадь. С.29, упр.73Спиши текст. Первое слово в каждом предложении пиши с заглавной буквы. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания. Дополни текст (устно). Вот так встреча! Рано утром пошли ребята в лес, а вот и малинник спелые и крупные ягоды висят на кустах Наташа и Оля быстро наполнили ведёрки они стали помогать Игорю вдруг в кустах девочки увидели ------ -онка. | В ходе устной беседы дети вспоминают, сказки каких коми писателей они читали самостоятельно или на уроках внеклассного чтения. Затем им предлагается записать свой ответ, используя имена, отчества, фамилии писателей, которых они перечислили. Детям предлагается вспомнить, именами каких известных людей названы улицы, площади нашего г.Печоры. затем дети записывают по приведённому образцу: «Я живу на улице, названной в честь Юрия Алексеевича Гагарина.» Или: «Мой дом стоит на площади Алексея Максимовича Горького.»
|
Предложение | С.35, упр.86 Спиши текст. Подчеркни буквы, написание которых нужно проверять. Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Подруги. Оля часто болела. А её школьная подруга Лена росла ловкой и сильной... ...Лена решила помочь Ольге стать сильной. С.35, упр.87 Рассмотри рисунки. Составь текст на тему «Мы любим спорт» С.47, упр.115Прочитай и сравни два заголовка: «Наш класс», «Наш класс дружный». Одинаковы они или отличаются друг от друга? Составь текст, используя один из заголовков. Напиши 3-4 предложения. | При составлении текста, детям предлагается использовать имена своих друзей, с которыми они занимаются в спортивных кружках, или имена одноклассников. При работе над данным упражнением можно также обратиться к упр.111 (стр.45) «Шар в окошке». Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему не придёт. Нельзя. Смотрит Коля в окно и вдруг видит красный шарик... Хорошо, когда о тебе друзья помнят! Предполагаемые вопросы к беседе:
Задание к упр.115: Напишите свой текст на одну из данных тем. Используйте по возможности имена своих одноклассников. |
Состав словаСуффикс | С.60, упр.152 С помощью суффиксов образуй однокоренные слова. Напиши. Выдели части слова. Наташа – Наташенька, маша - ...., Юля - ....., Люда – Людочка, Вера - ...., Юра - .... . С.61, упр.154 Замени выделенные слова однокоренными словами с ласковым оттенком. Спиши предложения, заменяя выделенные слова. Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Маша. Собрались раз подруги .... Пришли звать с собой Машу. С.69, упр.180 Прочитай. Определи тему и основную мысль текста. Подготовься ответить на вопросы. Напиши текст из трёх частей: (1-й, 2-й вопросы) начало, основная часть (3-й вопрос), концовка (4-й вопрос). Не смей! На куче песка малыши лепят кулички, что-то строят из еловых шишок. Самый задиристый и сильный среди них – лохматый Фёдор. Самая безответная и слабая – маленькая Татьяна. Но сегодня Татьяна победила Фёдора... С.81, упр.212 Рассмотри рисунок, расскажи, чем заняты дети. Составь текст на тему «Готовим подарки». С.84, упр.221 Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Составь по нему рассказ. Напиши текст. | Детям предлагается образовать от своего имени уменьшительно-ласкательную, пренебрежительную и фамильярную формы (если они возможны). Например: Серёжа – Серёженька, Серёжка, Серёга. Учителю следует обратить внимание на уместность употребления каждой из форм имени в определённой ситуации общения. Детям предлагается вспомнить различные формы имени Маша. Учитель открывает заранее подготовленный ряд имён, являющихся разными формами имени Маша. -Дети, как вы думаете, почему в сказках очень часто девочку зовут Маша? Выслушав ответы детей, учитель говорит о том, что имя Маша (Мария) было очень распространённым на Руси. Этим именем названа мать Иисуса Христа. Задание: Спишите текст, используя разные формы имени Маша. После того, как дети определили тему и основную мысль текста, учитель обращает внимание детей на то, почему автор называет маленьких детей социальной формой их имён (не Таня и Федя, а Татьяна и Фёдор). -К кому чаще обращаются, используя официальную форму: к детям или ко взрослым? -Как вы думаете почему? -Что хотел подчеркнуть автор в данном тексте, называя детей, как взрослых? Дети приходят к выводу, что разные формы одного и того же имени не только называют конкретное лицо, но и несут в себе смысловую нагрузку: это и отношение к человеку, чьё имя произносится, и его характеристика; имя может подскзать примерный возраст человека. Примерные вопросы к беседе по картинке:
(Учитель может сказать, что раньше на Руси отчества имели только знатные, уважаемые, богатые люди). Далее дети составляют и записывают текст по опорным словам учебника, используя имена, придуманные ими самими. В ходе составления устного рассказа внимание детей обращается на возраст детей, изображённых на картинке. В соответствии с эти обсуждается, какие различные формы имён уместно использовать (уменьшительно-ласкательные, неофициальные, официальные) в зависимости от возраста детей. Например: маленькая Олечка, взрослые ребята Сергей, Дмитрий и Олег; Анна катается на коньках и т.д. |
Правописание безударных гласных в корне слова. | С.90, упр.238Подготовься писать по памяти. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит... С.117, упр.314 Спиши текст, соблюдая красную строку. В нашем селе живёт одинокая старушка. Её сыновья погибли на войне. Мы заботимся о Екатерине Ивановне. Девочки убирают комнату... Мальчики колют дрова .... . | Беседа после письма по памяти.
Учитель приводит несколько имён и предлагает детям «увидеть» в них слова, от которых они образовались. Например: Людмила (людям мила), Всеволод (всем владеет), Владимир (владеет миром) и т.д. При списывании текста детям предлагается заменить слова девочки и мальчики именами. |
Правописание приставок | С.127, упр.338 Прочитай отрывок из сказки. Как его можно озаглавить? Подготовься писать текст под диктовку. Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето и Осень..... | Детям предлагается подумать, почему слова Зима, Весна, Лето и Осень в данной сказке написаны с большой буквы? |
Имя существительное | С.151, упр.401 Прочитай имена, отчества, фамилии известных художников, композиторов, писателей России. Спиши. | Устно дети дополняют данный список, называя известных им художников, писателей коми края (их фамилии учитель может написать на доске заранее, а открыть детям запись в ходе устной беседы). |
Глагол | С.216, упр.576 Выпиши слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Напиши текст. Таня всегда кладёт вещи на место. Она любит порядок в комнате... Она моет посуду, помогает бабушке готовить ужин... . | Детям предлагается подумать над тем, как бабушка будет звать свою маленькую помощницу. (Танечка, Танюша) -Какие чувства будет испытывать бабушка к своей внучке? Вывод: используя различные формы имени, можно высказать своё отношение к человеку. |
Повторение | С.237, упр.624 Рассмотри рисунок. Составь по нему рассказ. Озаглавь свой рассказ. Напиши. | Детям предлагается придумать имена детям, изображённым на рисунке, и объяснить уместность выбранных ими форм. |
Таблица 2
Анализ учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык»
для 3 класса
Раздел учебника | Материал учебника | Дополнительные задания учителя |
Повторение. | С.7, упр.4 Прочитай текст. О чём он? Сколько в нём частей? А сколько абзацев? О чём говорится в начале текста? В основной части? А в концовке? Как можно озагалвить эти части? Запиши заголовки. У тебя получится план текста. Для чего нужен план? По имени-отчеству. Ты знаешь, как зовут русских богатырей в былинах: Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Вольга Святославович. ...Слово величать в русском языке означает прославлять, частвовать и называть по отчеству. Обращение по имени и отчеству показывает вежливое, уважительное отношение к человеку. (По А.Сусловой)
| Можно обратить внимание детей на то, что на Руси в древности отчества имели только знатные люди, а другие слои населения не имели отчеств. |
Слово. Части слова. | С.21, упр.27 Прочитай текст. О чём он? Подбери заглавие так, чтобы по заглавию легко было определить тему. На востоке девочкам дают имя Каринэ. На западе есть похожее имя – Каринна. А у нас в России девочку могут назвать Карина. Откуда пришло это имя? ...Имя Карина по названию одного из северных морей – Карского моря и реки Кары, которая в него впадает. (А.Суслова) Спиши слова группами, подчёркивая орфограмму – большую букву. С.22, упр.28 Прочитай текст. Что нового ты узнал об именах? Найди и прочитай главную мысль. В каком абзаце ты её нашёл? Многие имена в разных языках соответствуют русским. Их легко узнать, например: в России – Иван, а во Франции – Жан, в Испании – Хуан, в Англии – Джон, в Германии – Иоганн. Догадайся, какие имена в других языках соответствуют русским именам Юлия, Анна, Михаил: Жанна, Джулия, Мишель, Джульета. Какие слова написаны в этом тексте с большой буквы? Спиши эти слова группами так:
Юлия - ... Михаил - ... С.23, упр.29Кто из наших знаменитых соотечественников носил имя Иван? Напиши полностью имена, отчества и фамилии этих людей. Что ты знаешь об этих людях? С.24, упр.32 Прочитай. Это старинные русские женские имена. Они не просто редкие, а редчайшие, то есть сейчас практически не встречаются. Послушай, как красиво они звучат. Спиши имена в алфавитном порядке, подчеркни большую букву. Кириена, Виталика, Евлампия, Хрисия, Аскания, Нида, Домна, Мирра, Фелициана, Манеора, Параскева. С.25, упр.33 А это редкие русские мужские имена. Прочитай. Какие имена тебе понравились? Спиши в алфавитном порядке. Подчеркни большую букву. Илларион, Кузьма, Трифон, Есений, Андрон, Вивиан, Панкрат, Фока, Аристарх, Граний, Евсий, Иона, Куприян, Фрол, Зосима, Демьян, Харитон, Митрофан. | Учитель может привести следующий случай, описанный в книге А.В.Сусловой и А.В.Суперанской «О русских именах»: «Нашлось много энтузиастов, выехавших на жительство и в бухту Тихеи, на море Лаптевых. У одной из отважных матерей, решившихся на такой выезд, родилась дочь. Её назвали Тихеи.» (30, с.63-64) Учитель может познакомить детей с звучанием имён на русском и коми языках. Например: Иван – вань, Анна – Аней, Михаил – Миш и т.д. Писатель Иван Сергеевич Тургенев. Коми поэт Иван Андреевич Куратов. |
Удвоенные согласные в корне. | С.50, упр.65 Прочитай. В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит ... . Кирилл ходит в бассейн... . Инна играет в .... теннис. .... Выпиши слова с удвоенными согласными. Раздели эти слова для переноса. | |
Непроизносимые согласные в корне слова. | С.68, упр.93 Выборочное списывание. Выпиши слова с орфограммами в корне (далее перечень орфограмм) .... ....У Антипа в саду одна липа, А Филип_ пос_дил сем_ лип. (Скороговорка) | |
Это ты знаешь и умеешь. | С.74, упр.5 Выпиши слова, в которых есть такие орфограммы.... (перечень орфограмм). На рынке Кирилл ложку и кружку купил. Пилил Филипп полено из лип. | |
Сложные слова и их правописание. | С.95, упр.138 Прочитай. Какие слова написаны с большой буквы? Какие из этих слов являются сложными. Спиши.
| Детям предлагается вспомнить сложные имена людей. |
Упражнения для работы дома. | С.98, упр.6 Прочитай фамилии. Как ты думаешь, сложные это слова? Докажи. Подбери имя к каждой фамилии. Запиши фамилии по алфавиту. Боголюбов, Водовозов, Мокроусов, Скороходова, Добронравов, Миловидова, Милосердов, Миролюбова, Долгоносов, Краснощёкова, Белоусова. | |
Словообразование имён существительных. | С.40, упр.268 Как родители обычно называют своих малышей? Образуй уменьшительно-ласкательную форму имён и запиши. Выдели суффиксы.
Игорь, Лена, Нина.
Валя, Оля, Дина,... С.40, упр.269 В своей речи мы часто употребляем сокращённые имена, когда общаемся. Прочитай сокращённые имена. А как они звучат полностью? Запиши имена, как в образце. Образец: Светик – Светлана. Светик, Вадик, Толик.
С.40, упр.270Образуй сокращённые имена с помощью суффикса –ик-, запиши их. Марк – марик, Павел - ... Станислав - ... .... .... с.40, упр.271 Прочитай текст. Какова его главная мысль? Какое изменение произошло в русском языке? Известно, что А.С.Пушкин своих детей называл так: Машка, Сашка, Гришка и Наташка. В девятнадцатом веке такое обращение говорило о близости людей, нежности и простоте отношений. И Пушкин так выражал свою любовь и нежность к детям. А сейчас чаще всего имена с суффиксом –к- имеют оттенок пренебрежения к человеку, которого так называют. (По А.Сусловой) Понаблюдай за своей речью. Как ты обычно называешь по имени своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение? С.40, упр.272 Рассмотри схему образования сокращённых имён от имени Александр(а). Расскажи, как образовались, например, имена Саня, Саша Ася, Шура, Алик, Сашуля. (Схема из книги А.Сусловой) | Вопрос учителя: -Можно ли ко взрослому человеку обратиться с помощью уменьшительно-ласкательной формы его имени? Когда это уместно? Какую смысловую нагрузку несёт в себе уменьшительно-ласкательная форма имени? Учитель может познакомить с сокращением русских имён в коми языке. Например, Анатолий – Толь, Серафим – Пим, Терентий – Терей и др. Учитель может познакомить учащихся с уменьшительно-ласкательными формами личных имён у коми: Миша – Мишö, Вася – Васьö, Наташа – Наташö и др. |
Предложения с однородными членами. | С.139, упр.420 Прочитай текст про себя. Какие слова нужно читать с интонацией перечисления? Прочитай вслух, соблюдая интонацию перечисления. В древности на Руси родители сами придумывали имя своему ребёнку. Одни имена давали по внешнему виду: Черняй, Чернава, .., Бел, Беляй, Мая, ...Другие – по характеру ребёнка: Бессон, Булгак (беспокойный), Молчан, ... Имя говорило и о чувствах родителей: Любим, Любава, Милава, Чаян, Нечай. Таких имён было много до шестнадцатого века. позже от них образовались русские фамилии. (По А.Сусловой)
| Можно познакомить учащихся с древними именами коми народа: Кычан, Ширка, Рака и т.д., обратив внимание на то, что имена у коми давались по внешнему сходству человека с животными, растениями. Предложить детям вспомнить имена героев из коми фольклора: Ягморт, Зарань и др. Спросить у детей, что они означают. В случае затруднения учащихся учитель может сам объяснить значение имён: Ягморт – лесной человек, Зарань – золотая девушка. |
Повторение. | С.162, упр.454 Прочитай текст. Найди в тексте и назови разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глаголы, предлоги. В конце десятого века киевский князь Владимир решил защитить Русь от набегов врагов. Он заключил военный союз с императором Византии (государство на территории Греции). Чтобы союз был прочным, Владимир согласился на Крещение Руси. После крещения священники давали людям новые имена. Большинство этих имён пришло из греческого языка. Например, имя Александр означало мужественный, защитник, Евгений – благородный, Елена – светлая, ясная, Пётр – камень, Павел – малыш. (По И.Голуб) Выпиши по одному слову каждой части речи. Объясни написание большой буквы в словах. С.164, упр.457 Прочитай текст. Что нового ты узнал о русских фамилиях? Слово фамилия происходит от латинского слова фамилиа – семья. В русском языке фамилия – это специалной семейное имя. Им зовётся вся семья... Первыми получили фамилии князья и бояре – люди знатного рода. Им фамилии часто давались по названиям владений: Тверские, Мещерские, .. Позже получили фамилии торговые и служивые люди. Их фамилии указывали, из каких мест родом эти люди: Тамбовцевы, Ростовцевы, ... А у большинства крестьян постоянных фамилий не было почти до начала двадцатого века. (По А.Сусловой) Выпиши слова, в которых есть орфограммы. Обозначь эти орфограммы. | Учитель может сообщить детям тот факт, что при крещении сам князь Владимир принял христианское имя Василий, княгиня Ольга – имя Елена, младшие сыновья Владимира Борис и Глеб были названы при крещении Роман и Давид. Учитель может пояснить, что после революции 1917 года фамилию имело всё население, т.к. началась всеобщая паспортизация граждан. |
Таблица №3
Анализ учебника Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Введение в историю» для 3 класса
Раздел учебника | Материал учебника | Дополнительные задания учителя |
Моя родословная. | Моя история. Дети составляют ленту событий из своей жизни от рождения до настоящего момента. Затем наносят на ленту времени годы жизни своих родственников: мамы, папы, дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки. Таким образом дети подводятся к понятию род, родословная, поколение, генеалогия. Дома детям даётся задание составить генеалогическую таблицу своей семьи, указывая фамилии, имена, отчества свои родных. | Кроме генеалогического древа, представленного в книге, детям можно показать ксерокопии родословной Бориса Алексеевича Ванеева из села Сёльыб Удорского района (см. приложение 4). |
Я и моё имя. | Знаете ли вы, что ваше имя тоже имеет свою историю?... Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, ... но шли года, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени. Разнообразие имён в современном мире. Звучание одного и того же имени на разных языках мира. Имена и прозвища в Древней Руси. Имена отмечали характерные признаки или внешние особенности человека; какие-либо свойства нвоорождённых: Светлана, Чернава, Пискун, Прыгунок. Имена отражали порядок появления детей: Первой, Старшой. Имена характеризовали время рождения ребёнка (Зима, Вешняк), явления природы (Метелица), христианские праздники (Постник, Мясоед). Наряду с именами были распространены прозвища. Они отражали определённые свойства, качества человека или род его занятий, указывали на место происхождения или национальную принадлежность; иногда они происходили от названия еды: Рыболов, Селянин, Тюря, Борщ. Откуда к нам пришли наши имена? В 988 году Руст приняла христианство. С новой религией к нам пришли византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие имена: Андрей – «мужественный» Евгений – «благородный» ... ... Римские имена: Виктор – «победитель» Марина – «морская» ... ... Древнеримские имена: Михаил – «равный Богу» Илья – «сила Божья» ... ... Персидское имя Дарья произошло от имени персидского царя, которое означало «победитель». Имя и ангел-хранитель. Именины и день рождения – это одно и то же или это разные факты? Христианская традиция давать ребёнку имя одного из святых, день памяти которого был наиболее близок или совпадал с днём рождения. Разнообразие сословных имён. Монашеские имена: Варлаам, Фотий, ... Купеческие имена: Тит, Гордей, ... Крестьянские имена: Арипа, Ермолай, ... Отчество. Слово отчество появилось в XI веке и обозначало величание по отцу. На Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека. Высшие сословия именовались отчеством, оканчивающимся на –вич, средние сословия пользовались полуотчествами, они оканчивались на –ов, -ев, -ин. Самые низшие сословия отчеств не имели. Фамилия. Фамилия в переводе с латинского означает «семья». На Руси фамилии появились поздно, лишь в XVI веке. Фамилии как и отчества имели знатные люди. Значительная часть сельского и городского населения фамилий не имела ещё сто лет назад. Источники появления фамилий: местность, которой владел данный род (Тверские); у духовенства фамилии возникали от названия церквей (Покровский); от названий зверей и птиц, насекомых. Как появились прозвища некоторых исторических личностей. Прозвища известных людей связаны с их заслугами, событиями, названиями местности: Александр Македонский, Феофан Грек, Юрий Долгорукий. | Можно обратить внимание на звучание некоторых русских имён на коми языке. Например, Фёкла – Пекла, Фёдор – Пёдор, Анатолий – Толь, Анна – Анэй, Наташа – Натэй. Имена и прозвища у древних коми. Имена у древних коми, как и у древних русичей, давались по характерным признакам, внешним особенностям: Кача<Катша «сорока»; Бурмата <Бур морт «добрый человек»; Мичкина < Мич «красота»; Зыряна от руссского этнонима «зырянин» в значении «человек коми-зарянского происхождения»; Кычан – «щенок»; Рака – «ворона»; Сырчик – «трясогузка»; Ширка – «мышка»; Тарко – «тетерев». Современны епрозвища: 1) по особенностям речи (Федя Капка (так называл шапку)...; 2) прозвища-определения (Олёха Кривой); 3) сходство того или иного предмета (Макар-Горчица); 7) сходство человека с внешним видом предмета (Грибок...). «Переход от дохристианских имён на греко-византийсике канонические имена у коми протекал примерно так же, как и у русских» (1, с.57) Возможно составление схемы развития имён. 988г. 1917г. 1945г. древние христианские имена возвращение имена имена революции старых имён Познакомить детей с тем, как образовывались имена после 1917 года. Например, Рево и Люция (революция), Герб, Владлен (сокращение из Владимир Ленин), Гранит и др. Использование ксерокопий церковного именника для определения детьми даты именин и значения своего имени. У коми народа «уже с конца XIV века при крещении новорождённым давали имена по церковным канонам. Причём эти имена, как правило, привязывались к церковным праздникам» (1, с.57). «В традиционном коми антропонимиконе сословные различия никогда не наблюдались. По-видимому, количество известных «колен» в родовой цепочке коми зависело не от социального положения входящих в неё людей, а от стремления знать и умения хранить в памяти далёких предков рода поимённо» (1, с.56-57). Это связано с тем, что «перед принятием христианства коми-язычники ... уже прошли этап тотемизма и испытывали расцвет анимизма» («вера в сверхъестественные существа, живущие в телах (души) или самостоятельно (духи)» (1, с.57) «Наблюдения исследователей XIX-XX веков отмечали неоднократно, что наряду с христианской верой у коми сохраняется вера в души (точнее, в духов) умерших предков». (1, с.57) Обращается внимание детей на то, что после революции 1917 года все граждане Советского Союза имели обязательно фамилию, имя и отчество. Прозвища у коми народа, их семантика: Пошта Фомна, Иго Надя, Чирак Вань. Составление в заключение темы таблицы на каждого ученика, содержащей имя, дату рождения, дату именин, святцы, значение имени. |
Таблица 4
Анализ учебника Т.А.Ладыженской и др. «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 класса
Раздел учебника | Материал учебника | Дополнительные задания |
Раздел 1. Наука риторика. Твои речевые роли. | С.19 ▼(Теоретические сведения) в русском языке много таких слов, как болтун, молчун, остряк, пустомеля и т.д. С их помощью даётся речевая характеристика человека. | [Комментарий учителя] -Знаете ли вы, что в Древней Руси имена детей являлись их характеритиками. Например: Молчан, Добрыня, Шумило, Бессон. Позднее от них образовались фамилии. |
Раздел 2. Учимся говорить. Подготовленная речь, приёмы подготовки. | С.50, зад.42 Подготовь небольшой рассказ о себе, расскажи свою биографию по следующему плану. Измени его, если считаешь нужным.
▼(Теоретические сведения) В старину люди очень хорошо знали, от кого они произошли..., ...сохранить память о предках помогали своеобразные планы (схемы), которые раньше назывались родословным древом. Рассмотри одно из самых древних – родословное древо княжеского рода Рюриковичей. (В учебнике представлено родословное древо рода Рюрика) с.51, зад.43 Попытайся подготовить необычный рассказ – расскажи о своих предках. ...Для того, чтобы у тебя получился рассказ о предках, нужно расспросить родителей об их родителях... А если у тебя есть бабушка или дедушка, попроси их рассказать об их родителях... Полученную информацию используй при составлении своего родословного древа. (Даётся схема – образец для составления родословного древа) | На уроке возможно знаокмство детей с родословным древом Якова Фёдоровича Ванеева из деревни Буткан Удорского района |
Похвала. | С.62 ▼ (Теоретические сведения) Тебе приятно слышать, когда тебя за что-нибудь хвалят? А что такое похвала? Это добрые, приветливые и обязательно правдивые слова... . | Может ли имя выражать отношение к человеку или похвалу в его адрес? Знакомство детей с уменьшительно-ласкательной, пренебрежительной, официальной и неофициальной формами имени. |
Раздел 5. Правильная речь. Употребляй слова правильно. | С.132 ▼(Теоретические сведения) твой родной язык – русский. А задумывался ли ты, сколько слов в русском языке? Что они обозначают? Как пишутся? Как произносятся? Как образованы? ... Где найти ответы на все эти вопросы? Конечно же, в словарях... Далее дети читают рассказ о составителе одного из самых интересных словарей русского языка – Владимире Ивановиче Дале. | Возможно знакомство детей со словарями имён и фамилий. Например, можно принести на урок словари или ксерокопии словарных статей «Словарь русских личных имён» А.Н.Тихонова. «Словарь фамилий» Е.А.Грушко, Ю.М.Медведев. учитель демонстрирует детям словари, а затем раздаёт ксерокопии словарных статей. В ходе работы с ними дети получают новые сведения из истории своих имён и фамилий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
данный материал поможет каждому ученику правильно сделать работу над ошибками...
Памятка работы над ошибками на уроках русского языка в 1 классе
Памятка позволяет провлодить систематическую работу над орфографическими и пунктуационными ошибками....
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Методическая статья с рекомендациями...
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Виды работ по орфографии на уроках русского языка в 4 классе.
Представлен урок по русскому языку, в котором собраны задания для выявления орфографической зоркости....
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе.
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе....