Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок открытия новых знаний разработан в технологии деятельностного метода обучения. Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.  Главным, пожалуй, будет здесь слово « собственной». Значит не в деятельности учителя по передаче готовых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_narechie.rar231.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Автор: А. В. Полякова

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Наречие как часть речи»

Образовательные цели:

  1. Актуализировать имеющиеся у детей знания о частях речи.
  2. Познакомить детей с новой частью речи, дать представление о признаках    наречия.
  3. Тренировать  умение находить наречия в предложении и ставить

          вопрос.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке? (Глагол)

- Как вы считаете, успешной ли была ваша работа по изучению глагола? (Да.)

- Докажите, почему? (Мы узнали, что глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам; в прошедшем времени – по родам;  научились определять спряжение глаголов; писать безударные личные окончания глаголов; узнали о глаголах – исключениях.)

- Как вы думаете, со всеми ли частями речи мы уже знакомы? (Нет.)

- Хотите ли вы узнать новую часть речи? (Хотим.)

- Сегодня у нас будет урок ОНЗ. Какие шаги вам надо пройти, чтобы открыть новое знание?  

1. Что я не знаю

2. Сам найду способ

- Желаю вам успеха и думаю, что у вас все получится!

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

- С какими частями речи мы уже знакомы? Заполните таблицу. (Учащиеся работают в парах,  одна пара у доски).

Самостоятельные

части речи

Служебные

части речи

Предлоги

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

- Проверяем. У кого так же? Молодцы.

- Что вы знаете об имени существительном?  (Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?;  изменяется по числам, падежам; бывает женского, мужского, среднего рода; одушевленным и неодушевленным; собственным или нарицательным; имеет 3 склонения; в предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством)

- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 2)

- Что вы знаете об имени прилагательном? (аналогично)

- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 3)

- Что вы знаете о числительном? (аналогично)

- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 4)

- что вы знаете о глаголе? (аналогично)

- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 5)

- Что вы знаете о местоимении? (аналогично)

- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 6)

-Что мы сейчас повторяли? (Части речи)

- Сейчас я вам предложу пробное действие. Для чего? (Понять, узнать новое)

Задание для пробного действия:

Определите в данном предложении части речи:

Завтра мы с ребятами пойдём в зоопарк.

 - Назовите, какие части речи определили?

- Какие эталоны помогли вам это сделать?

- С каким словом возникло затруднение? (Завтра)

- К какой части речи относится это слово? (высказываются предположения)

- Можете ли вы доказать?  (Я не знаю, какая это часть речи и не могу доказать, потому что не знаю эталона.)

-Какое задание выполняли? (Определяли части речи)

- Почему было затруднение? (Я не могу определить, к какой части речи относится слово «завтра» и не знаю эталона, который поможет мне определить эту часть речи).

 

  1. Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли? (Делили слова по частям речи)

- Почему было затруднение? (Мы не знаем, к какой части речи относится слово «завтра»).

- Чего вы не знаете? (Не знаем эталона, по которому можно определить эту  часть речи)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Мы поняли, чего мы не знаем.  Что будем делать дальше? (Сами строить новое знание).

- Сформулируйте цель своей деятельности?  (Узнать, к какой части речи относится слово «завтра», составить эталон для этой части речи).

 - Какой будет тема нашего урока? (Знакомство с новой частью речи)

- Вспомним план, который составляли ранее для  изученных частей речи.

- Такой? (Пункты плана  переставлены.  Дети коллективно выстраивают следующий план.)

  1. На какие вопросы отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. С какой частью речи связано?
  4. Самостоятельная или служебная часть речи?
  5. Изменяемая или неизменяемая часть речи?

Физкультминутка.

  1.  Реализация построенного проекта.

- А теперь работаем в группах.  Давайте вспомним правило работы в группах:

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Свое несогласие высказывай вежливо.

- Составьте характеристику слову «завтра»  по данному плану.

Один представитель от группы зачитывает получившуюся характеристику:

  1. Слово «завтра» отвечает на вопрос «Когда?»
  2. Обозначает признак действия, так как связано с глаголом «пойдем».
  3. Это самостоятельная часть речи, так как отвечает на вопросы и является членом предложения - обстоятельством.
  4. Это неизменяемая часть речи, так как если мы изменим глагол, например, «пойду», слово «завтра» не изменится.

На доске появляется

                  ЭТАЛОН

  1. Отвечает на вопрос «когда?»
  2. Обозначает признак действия.
  3. Это самостоятельная часть речи.
  4. Это неизменяемая часть речи

       

 - Прочитайте правило в учебнике,  чтобы выяснить, правы ли вы были?

- Сделайте вывод, как называется эта часть речи?

- Возвращаемся к пробному заданию. В чем было затруднение? (Не могли определить, какой частью речи является слово «завтра»).

- Так какой частью речи является слово «завтра»?  (Наречием).

- Дополняем эталон: на какие еще вопросы может отвечать наречие? (как? в какой мере? где? куда? откуда? почему? зачем?)

- Только ли признак действия может обозначать? (Нет, но и признак предмета или другого признака).

                                                                   НАРЕЧИЕ

  1. Отвечает на вопросы: как? в какой мере? где? куда? откуда? почему? зачем?
  2. Обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.
  3. Это самостоятельная часть речи.
  4. Это неизменяемая часть речи

- Зачем мы составили эталон? (Чтобы обосновать свое мнение в следующих заданиях).

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Замените подходящими по смыслу словами, запишите, определите часть речи:

Идти черепашьим шагом. (Медленно)

Кот наплакал.                         (Мало)

Встать чуть свет.                     (Рано)

Рукой подать.                          (Близко)

Яблоку негде упасть.             (Много)

Проверка проводится фронтально с проговариванием вслух.

  1.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия.

1. Справа мелькали огни города.

2. Слева от дороги тянулись высокие скалы.

3. луна изредка выглядывала из-за облаков.

4. Вскоре путники подошли к дому.

5. В доме наглухо были закрыты ставни.

- Проверяем  по образцу:

справа

 слева

изредка

вскоре

наглухо

- У кого так же? Кто испытал затруднения? В чем?

  1.     Включение в систему знаний и повторение.

-Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Разберите предложения по частям речи и членам предложения.

Однажды утром по..вилось со..нце.  

Сначала оно осв…тило только в…рхушки д…рев…ев.  

Потом солнышко поз…л…тило кусты и тр…ву.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы сегодня узнали и  чему научились? (Узнали о части речи наречия, составили эталон для этой части речи)

- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, к какой части речи относится слово «завтра», составить эталон для этой части речи).

- Достигли вы поставленной цели? (Да.)

- Как вы ее достигли? (Составили эталон для слова «завтра»; узнали, как называется эта часть речи; тренировались в определении наречий; выборе наречий из текста).

- У кого остались затруднения?

-Какую задачу вы перед собой поставите?

Учащимся раздаются карточки с утверждениями:

                       

  1. Я знаю, что такое наречие.

  1. Я умею определять наречия по эталону.

  1. В самостоятельной работе у меня все получилось.

  1. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе  (если была).

  1. Я активно участвовал в открытии нового знания.

- А теперь проанализируйте свою  работу на уроке.  Отметьте знаком «+»  те высказывания, с которыми вы согласны.

Домашнее задание:  Составить и записать 5 предложений с наречиями. (Обоснование: на следующем уроке ОНЗ на основании домашнего задания будет рассматриваться тема «Правописание наречий»)

       Тема:

«Наречие как часть речи»

Образовательные цели:

  1.                Актуализировать имеющиеся у детей знания о частях речи.
  2. Познакомить детей с новой частью речи, дать представление о признаках    наречия.
  3. Тренировать  умение находить наречия в предложении и ставить

          вопрос.

Новое знание:  

Знакомство с новой часть речи «Наречие» и его признаками.

Задание для пробного действия:

Определите в данном предложении части речи:

Завтра мы с ребятами пойдём в зоопарк.

Фиксация затруднения:

Я не знаю, какая это часть речи и не могу доказать, потому что не знаю эталона.

Причина затруднения:

Я не знаю, к какой части речи относится слово «завтра» и не знаю эталона, который поможет мне определить эту часть речи.

Цель деятельности:

Узнать, к какой части речи относится слово «завтра», составить эталон для этой части речи.

Фиксация нового знания (эталон):

      НАРЕЧИЕ

  1. Отвечает на вопросы: как? в какой мере? где? куда? откуда? почему? зачем?
  2. Обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.
  3. Это самостоятельная часть речи.
  4. Это неизменяемая часть речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Урок русского языка 2 класс "Предлог как служебная часть речи".

1.Организационный момент- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.Психологический настрой.Игра «Пожелание» - стоя в кругу, дети говорят своему соседу, что ему пожелают.2.Сообщение темы и целей урокаНа доск...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока –  «откры...