Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок открытия новых знаний разработан в технологии деятельностного метода обучения. Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Главным, пожалуй, будет здесь слово « собственной». Значит не в деятельности учителя по передаче готовых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_narechie.rar | 231.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Автор: А. В. Полякова
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Наречие как часть речи»
Образовательные цели:
- Актуализировать имеющиеся у детей знания о частях речи.
- Познакомить детей с новой частью речи, дать представление о признаках наречия.
- Тренировать умение находить наречия в предложении и ставить
вопрос.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
- Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке? (Глагол)
- Как вы считаете, успешной ли была ваша работа по изучению глагола? (Да.)
- Докажите, почему? (Мы узнали, что глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам; в прошедшем времени – по родам; научились определять спряжение глаголов; писать безударные личные окончания глаголов; узнали о глаголах – исключениях.)
- Как вы думаете, со всеми ли частями речи мы уже знакомы? (Нет.)
- Хотите ли вы узнать новую часть речи? (Хотим.)
- Сегодня у нас будет урок ОНЗ. Какие шаги вам надо пройти, чтобы открыть новое знание?
1. Что я не знаю
2. Сам найду способ
- Желаю вам успеха и думаю, что у вас все получится!
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- С какими частями речи мы уже знакомы? Заполните таблицу. (Учащиеся работают в парах, одна пара у доски).
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Предлоги |
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Имя числительное | Местоимение |
- Проверяем. У кого так же? Молодцы.
- Что вы знаете об имени существительном? (Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?; изменяется по числам, падежам; бывает женского, мужского, среднего рода; одушевленным и неодушевленным; собственным или нарицательным; имеет 3 склонения; в предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством)
- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 2)
- Что вы знаете об имени прилагательном? (аналогично)
- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 3)
- Что вы знаете о числительном? (аналогично)
- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 4)
- что вы знаете о глаголе? (аналогично)
- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 5)
- Что вы знаете о местоимении? (аналогично)
- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались? (№ 6)
-Что мы сейчас повторяли? (Части речи)
- Сейчас я вам предложу пробное действие. Для чего? (Понять, узнать новое)
Задание для пробного действия:
Определите в данном предложении части речи:
Завтра мы с ребятами пойдём в зоопарк.
- Назовите, какие части речи определили?
- Какие эталоны помогли вам это сделать?
- С каким словом возникло затруднение? (Завтра)
- К какой части речи относится это слово? (высказываются предположения)
- Можете ли вы доказать? (Я не знаю, какая это часть речи и не могу доказать, потому что не знаю эталона.)
-Какое задание выполняли? (Определяли части речи)
- Почему было затруднение? (Я не могу определить, к какой части речи относится слово «завтра» и не знаю эталона, который поможет мне определить эту часть речи).
- Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание выполняли? (Делили слова по частям речи)
- Почему было затруднение? (Мы не знаем, к какой части речи относится слово «завтра»).
- Чего вы не знаете? (Не знаем эталона, по которому можно определить эту часть речи)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Мы поняли, чего мы не знаем. Что будем делать дальше? (Сами строить новое знание).
- Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать, к какой части речи относится слово «завтра», составить эталон для этой части речи).
- Какой будет тема нашего урока? (Знакомство с новой частью речи)
- Вспомним план, который составляли ранее для изученных частей речи.
- Такой? (Пункты плана переставлены. Дети коллективно выстраивают следующий план.)
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- С какой частью речи связано?
- Самостоятельная или служебная часть речи?
- Изменяемая или неизменяемая часть речи?
Физкультминутка.
- Реализация построенного проекта.
- А теперь работаем в группах. Давайте вспомним правило работы в группах:
1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Если не понял, переспроси. 5. Свое несогласие высказывай вежливо. |
- Составьте характеристику слову «завтра» по данному плану.
Один представитель от группы зачитывает получившуюся характеристику:
- Слово «завтра» отвечает на вопрос «Когда?»
- Обозначает признак действия, так как связано с глаголом «пойдем».
- Это самостоятельная часть речи, так как отвечает на вопросы и является членом предложения - обстоятельством.
- Это неизменяемая часть речи, так как если мы изменим глагол, например, «пойду», слово «завтра» не изменится.
На доске появляется
ЭТАЛОН
|
- Прочитайте правило в учебнике, чтобы выяснить, правы ли вы были?
- Сделайте вывод, как называется эта часть речи?
- Возвращаемся к пробному заданию. В чем было затруднение? (Не могли определить, какой частью речи является слово «завтра»).
- Так какой частью речи является слово «завтра»? (Наречием).
- Дополняем эталон: на какие еще вопросы может отвечать наречие? (как? в какой мере? где? куда? откуда? почему? зачем?)
- Только ли признак действия может обозначать? (Нет, но и признак предмета или другого признака).
НАРЕЧИЕ
|
- Зачем мы составили эталон? (Чтобы обосновать свое мнение в следующих заданиях).
- Первичное закрепление во внешней речи.
Замените подходящими по смыслу словами, запишите, определите часть речи:
Идти черепашьим шагом. (Медленно) Кот наплакал. (Мало) Встать чуть свет. (Рано) Рукой подать. (Близко) Яблоку негде упасть. (Много) |
Проверка проводится фронтально с проговариванием вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия.
1. Справа мелькали огни города. 2. Слева от дороги тянулись высокие скалы. 3. луна изредка выглядывала из-за облаков. 4. Вскоре путники подошли к дому. 5. В доме наглухо были закрыты ставни. |
- Проверяем по образцу:
справа слева изредка вскоре наглухо |
- У кого так же? Кто испытал затруднения? В чем?
- Включение в систему знаний и повторение.
-Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Разберите предложения по частям речи и членам предложения.
Однажды утром по..вилось со..нце. Сначала оно осв…тило только в…рхушки д…рев…ев. Потом солнышко поз…л…тило кусты и тр…ву. |
- Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы сегодня узнали и чему научились? (Узнали о части речи наречия, составили эталон для этой части речи)
- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, к какой части речи относится слово «завтра», составить эталон для этой части речи).
- Достигли вы поставленной цели? (Да.)
- Как вы ее достигли? (Составили эталон для слова «завтра»; узнали, как называется эта часть речи; тренировались в определении наречий; выборе наречий из текста).
- У кого остались затруднения?
-Какую задачу вы перед собой поставите?
Учащимся раздаются карточки с утверждениями:
| |
| |
| |
| |
| |
|
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
Домашнее задание: Составить и записать 5 предложений с наречиями. (Обоснование: на следующем уроке ОНЗ на основании домашнего задания будет рассматриваться тема «Правописание наречий»)
Тема:
«Наречие как часть речи»
Образовательные цели:
- Актуализировать имеющиеся у детей знания о частях речи.
- Познакомить детей с новой частью речи, дать представление о признаках наречия.
- Тренировать умение находить наречия в предложении и ставить
вопрос.
Новое знание:
Знакомство с новой часть речи «Наречие» и его признаками.
Задание для пробного действия:
Определите в данном предложении части речи:
Завтра мы с ребятами пойдём в зоопарк.
Фиксация затруднения:
Я не знаю, какая это часть речи и не могу доказать, потому что не знаю эталона.
Причина затруднения:
Я не знаю, к какой части речи относится слово «завтра» и не знаю эталона, который поможет мне определить эту часть речи.
Цель деятельности:
Узнать, к какой части речи относится слово «завтра», составить эталон для этой части речи.
Фиксация нового знания (эталон):
НАРЕЧИЕ
- Отвечает на вопросы: как? в какой мере? где? куда? откуда? почему? зачем?
- Обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.
- Это самостоятельная часть речи.
- Это неизменяемая часть речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи
урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Урок русского языка 2 класс "Предлог как служебная часть речи".
1.Организационный момент- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.Психологический настрой.Игра «Пожелание» - стоя в кругу, дети говорят своему соседу, что ему пожелают.2.Сообщение темы и целей урокаНа доск...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....
Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.
МКОУ Тойдинская СОШ Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи. Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А. 2018 ...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"
Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока – «откры...