Развитие познавательного интереса, мышления, речи на уроках русского языка, чтения
материал по русскому языку (1,2,3,4 класс) на тему

Развитие интеллектуальной сферы младшего школьника начинается с развивающих упражнений и заданий.Сначала развитие познавательной сферы младшего школьника включает задания на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия. (1-2 класс) Далее идет работа по развитию мыслительных операций. Чтобы ребенку юбыло интересно на уроке, учитель придумывает различные методы, способы повышения познавательного интереса. Данная статья помогает на этапе3-4 классов, когда ученики имеют достаточный словарный запас, умеют хорошо излагать свои мысли, фантазировать, включать воображение. Развитие творческого мышления может происходить на любых уроках. Данная статья рассказывает, как это можно осуществлять на уроках русского языка (мини-сочинения), литературного чтения ( рассуждалки, фантограммы).

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок – конференция

« Живое всегда рядом.

Будь природе другом».

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели конференции.

- Ребята! Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы попробуйте сформулировать тему нашей сегодняшней конференции. ( Учитель читает рассказ « сидел в траве кузнечик…» Ю. Аракчеева ( стр. 84-85).

Учитель: с 1 января 1981 года в нашей стране действует Закон об охране природы, животных, воздуха. Ученые – экологи, биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек наносит природе раны.

- Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или поймаем одну – единственную бабочку?  (Ответы детей).

- Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ… Что же тогда станет с природой? Я думаю самое время дать слово нашим участникам конференции.

III. Проверка домашнего задания.

- Выходит « выступающий». На доске карта  «Царство Фауна».

Есть на Земле два Царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. Все у них общее: земля, реки, моря, горы…это Царство животных – Фауна и Царство растений – Флора.

   Жители Царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят Царство животных. В свою очередь, жители Царства животных оберегают Царство растений от болезней и вредителей. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.

    В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных. Эти существа – насекомые. Им предоставляется следующее слово:

Учитель: Сейчас мы с вами посетим этот уголок и поближе познакомимся с его жителями. Догадайтесь о ком идет речь?

« Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз». ( Муравей)

Входит мальчик в костюме муравья.

Учитель: Размышляет муравей

                Под тенистой ёлочкой.

Муравей: Как бы справиться живей

                 С хвойною иголочкой?

                 Здесь ложбинка, там бугор

                  Травки встали, как забор…

               Пронесу ли я иглу

               По узлистому стволу.

Учитель: - Как называется дом, в котором живут муравьи? ( Муравейник). А теперь давайте послушаем выступающих, которые желают нам что-то сообщить интересное о муравейнике.

1 ученица: Муравейник построен из хвоинок и мелких растительных остатков. В нем существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживается необходимые температура и влажность. На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности. А когда пригреет весеннее солнце – муравейник снова оживает.

2 ученица: Видят муравьи плохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают все, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему гнезду. Также можно определять дорогу по муравейникам. Если муравьи строят высокие муравейники, а строительство начинают с середины лета – к холодной и долгой зиме.

  Муравьи – полезные насекомые. Уничтожают вредных насекомых ( гусениц, слизней и др.) Они сохраняют наши леса.

Учитель: А теперь встречайте следующих участников конференции.

( Входят две девочки в костюмах бабочек). – Но сначала угадайте о ком речь?

 -   Шевелились у цветка

      Все четыре лепестка.

      Я сорвать его хотел,

      Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)

1 бабочка: Мы каждый день вокруг порхаем

                   В работе устали не знаем:

                   Пыльцу цветков мы переносим,

                   А вас мы очень – очень просим

                   Нас не пугать и не ловить,

                   Чтоб мы могли спокойно жить!

                    Мы привлекательны, красивы,

                    Но просим помнить, что должны вы

                    На нас лишь издали смотреть.

2 бабочка: Ах, как нам нравиться лететь

                   К цветам, на речку и на луг,

                   И, сделав там над ними круг,

                   Припав к цветку, нектар попить

                   Цветы поможем сохранить:

                   У одной пыльцу возьмем

                   И на другой перенесем.

Защитник бабочек ( адвокат): Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Так стоит ли ловить бабочек? Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут. Каких только бабочек нет!

Учитель: А еще бабочки – живые барометры:

- много бабочек над цветками – к хорошей погоде

- залетают в дом, в укрытие – к холодному ветру.

- Ну вот еще выступающие прилетели. Угадайте, кто это?

             - Что за маленькая крошка

                У Егорки на ладошке?

                Красный плащ, семь черных точек

                Улетать совсем не хочет? ( Божья коровка)

( Входит девочка в костюме божьей коровки).

Божья коровка: У Егорки на ладошке

                            Отдохну еще немножко.

                            Отдохну совсем чуток –

                            Перепрыгну на листок!..

                            Вся наша жизнь так интересна

                            И людям часто неизвестна,

                            Ведь вы живете в городах,

                            А мы – в лесах, полях, садах.

                            Мы грязный воздух не выносим

                            И о защите очень просим.

Учитель: - как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название?

1 ученица: в старые времена « божьим» называли человека простодушного и беззащитного. Божья коровка так же безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает желтое « молочко» . поэтому и называется коровкой.

2 ученик: Тля – основная пища для божьей коровки. Тля не только истощает растения, высасывая соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растения. Божья коровка верный помощник человека в борьбе с тлями и другими вредными насекомыми.

Учитель: А вот наш корреспондент берет интервью у одного представителя. Давайте послушаем этот репортаж.( Инсценируется « прямая связь».)

Корреспондент: Мотылек, как же так?

                            Целый день ты летал

                            И совсем не устал?

                            Расскажи, как ты живешь?

                            Что ты ешь? Что ты пьешь?

                            Где твой мир? Где твой дом?

                            Расскажи обо всем.

Мотылек: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

                  Я летаю весь день в голубых небесах.

                  Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

                  Мне еда и питье – ароматы цветов.

                  Но живу я не долго – не более дня.

                  Будь же добрым со мной и не трогай меня.

Учитель:   Дерево, цветок, трава и птица

                  Не всегда умеют защититься.

                  Если будут уничтожены они,

                  На планете мы останемся одни.

Физминутка ( Только в лес мы вошли…)

IY. Изучение нового материала.

Учитель: А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Её требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов. Зато все больше загрязняется воздух, водоемы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека. ( Работа по схеме: факторы, пагубно влияющие на природу – стр. 82 учебника.) Из-за того, что лесов становится все меньше и меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

    Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот барс попал в Красную книгу! Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни – улучшают стада травоядных, истребляя больных и слабых. Послушайте призыв к разуму и совести каждого живущего на планете.

Ученик: ( стихотворение « Красная книга»).

               Охраняется « Красной книгой»

                Много редких животных и птиц,

                Чтобы выжил простор многоликий

                 Ради света грядущих зарниц.

                 Чтоб пустыни нагрянуть не смели

                  Чтобы души не стали пусты

                  Охраняются звери, охраняются змеи

                  Охраняются даже цветы.

                  Охранять от опасности  нужно,

                  Защищать у людей на виду

                  Чистоту, бескорыстье и дружбу,

                 И доверие, и доброту.

                 И скорее под звездною синью

                 Чтобы жизнь не покинула нас,

                 В эту книгу внесите

                 Человека всех наций и рас.

Учитель: Находясь в лесу или в поле, надо соблюдать правила поведения в природе. Итогом нашей конференции будем считать правила, которые мы сейчас сформулируем. Помощь в этом нам окажут экологические знаки, которые подготовили для нас ученые экологи.

( учитель вывешивает знак, дети формулируют правила).

  1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.
  2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.
  3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  4. Не будем обижать лягушек и жаб.
  5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой.

Учитель: Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!

Y. Итог урока:

- Все присутствующие на конференции плодотворно трудились. Спасибо за работу!

YI. Домашнее задание: придумать свои экологические знаки по правилам поведения человека в природе.

 

                           



Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция

« Что человечество ценит больше всего?»

Цель: - выявить, какие ценности являются общечеловеческими, духовными;

          - расширить и углубить знания детей о памятниках истории и культурных достижениях;

          - воспитывать в детях чувство прекрасного, тягу к духовным ценностям

Ход урока

   1.  Организационный момент.

       2.Сообщение темы и цели урока.

       3. Проверка домашнего задания:

( Блиц – опрос)

   -  Расшифруйте, пожалуйста абривиатуру  ООН?

   - Когда была создана  ООН?

   -  Где находится штаб – квартира ООН?

  -  Кому принадлежит территория, на которой стоят здания ООН?

  - Чем занимается эта организация?

  -  Что является главным органом  управления ООН?

  -  Где записаны общие правила жизни на планете?

  - Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека?

  - Какие права из этой Декларации тебе уже известны?

  -  Какова задача Совета Безопасности – специального учреждения ООН?

  - Какие 5 государств имеют в Совете постоянных представителей?

-  Подумай и ответь, что могут означать эти символы:

  1. Пистолет с « завязанным» дулом перед зданием Генеральной Ассамблеи;

  2. Изображение на флаге ООН пяти материков Земли;

  3. Круглый стол в зале Совета Безопасности;

  4. Почему береты миротворцев ООН голубого цвета?

4. Работа над новым материалом:

- Учитель: Послушайте, пожалуйста диалог Анюты и Илюши , наших друзей, которые помогают нам изучать курс « Человек и человечество»

 - Какие группы общечеловеческих ценностей вы бы выделили?

На доске появляется слайд:(1)

1группа:  нравственные или духовные ценности

2группа: памятники истории и культурные достижения

3группа: спортивные достижения

- Итак, мы выделили 3 группы общечеловеческих достижений и объявляется в работе нашей конференции небольшой перерыв

Физминутка:  игра « Молекулы»

( Атомы соединяются в молекулы по количеству, указанному учителем после команды, а до команды хаотично двигаются)

-  С помощью игры произошло разделение учеников на 4 группы по 5 человек. Образовались исследовательские группы:

1 группа исследует духовные ценности:

2группа: памятники истории и культурные достижения;

3группа: спортивные достижения;

4 группа – экспертная группа

Каждая группа получает карточки с перечислением различных ценностей. Задание: исследовать их и разделить на группы.

После завершения работы каждая группа перечисляет соответствующие ценности. На доске появляются карточки с названиями перечисленных , плюс дополнительные: драгоценные камни, золото, автомобиль.  

Проблемная ситуация: Почему эти карточки оказались среди духовных ценностей?

- Как называются эти ценности? ( материальные ценности)

 - Являются ли они общечеловеческими?

2 группа: Проблема: памятники истории  названы, теперь на слайдах(2,3,4,5,6,7) нужно дать им название с помощью « путеводителей» ( учебников).  ( Если все согласны с мнением и экспертная группа – голосуют с помощью удостоверения)

3 группа: Выслушали перечень спортивных ценностей. Проблемный вопрос:

- Какое величайшее событие ожидает нас в недалеком будущем? ( Олимпиада в Сочи – 2014 году.)

Учитель: А теперь небольшой экскурс в историю.

И в спорте, и в жизни существуют правила борьбы, радость побед и горечь неудач, труд, упорство.

  Но в настоящей жизни очень часто люди находятся в неравных условиях, страдают от несправедливости, обмана, грубой силы.

    В спорте же, как правило, создаются условия для равной борьбы, в которой все зависит только от самого спортсмена и его спортивных качеств, способностей, знаний, воли, настойчивости и трудолюбия. Поэтому чемпионаты мира, кубки континентов привлекают внимание миллионов людей. Главными соревнованиями планеты являются Олимпийские игры.

 - Кто знает, где начали проводить первые Олимпийские игры? ( Впервые это произошло в 776 году до н.э.

  Символ Олимпийских игр современности – белый флаг с пятью олимпийскими кольцами ( слайд 8). Они обозначают единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. ( синий – Америка, красный – Европа, желтый – Азия, черный – Африка. Зеленый – Австралия).

  Цель Олимпийского движения – воспитывать новое поколение в духе взаимопонимания, дружбы и честной игры.

Поэтому спорт – такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле. Все это одинаково важно для всех людей планеты. Все это общечеловеческие ценности.

Региональный компонент:

Сочи имеет богатейшее историческое и культурное прошлое. Много столетий назад район Большого Сочи был местом взаимодействия разных народов. Странники и торговцы, путешествовавшие по Шелковому пути, и даже российские цари приезжали сюда. Новая демократическая Россия также выбирает Сочи.

Проведение зимних Игр 2014 года в России оставит уникальное спортивное наследие для российских и иностранных спортсменов в виде тренировочных баз и объектов для проведения соревнований по зимним видам спорта  , которые будут соответствовать высочайшим международным стандартам. По достижениям в зимних видах спорта – Россия – один из лидеров олимпийского движения, но до настоящего момента зимние Олимпийские игры никогда не проводились в нашей стране.

  Губернатор Краснодарского края А. Н. Ткачев, экс- президент В. В. Путин, комиссия из влиятельных спортсменов очень многое сделали для того, чтобы Сочи выиграл право на проведение этих игр. Мы с вами очень гордимся этим правом и счастливы, что станем очевидцами этого грандиозного события.

Подведения итогов урока:

- Итак, ребята, какие же общечеловеческие ценности являются самыми главными?

Учитель: А в завершении урока мне хотелось бы вам прочитать стихотворение, чтобы каждый человек осознал, что же важнее всего на свете:

Охраняется «Красной книгой»

Много редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту.

И скорее под звездною синью

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас.

Задание на дом:

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка.

Аттестационная работа по профессиональной переподготовке содержит теоретический и практический материал....

Методический семинар Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках марийского языка средствами технологии критического мышления

Методический семинар показывает как можно развивать познавательные интересы младших школьников на уроках марийского языка средствами критического мышления...

ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"

Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...