«Театрализованные игры, как средство развития речи
презентация по русскому языку по теме

Тарасенко Евгения Васильевна

Описание опытно-экспериментальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_igry.doc286 КБ
Office presentation icon opisanie_opyta_raboty.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя.

Описание опыта работы:

«Театрализованные игры, как средство развития речи

на уроках русского языка и литературного чтения».

                                              Тарасенко Евгения Васильевна

                                              учитель начальных классов

                                               МБОУ СОШ №29

                                              с углубленным изучением

                                              отдельных предметов

                                              г. Ставрополя.

                                             

       О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский ратовал за развитие “дара слова”, подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

     Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

        Актуальность опыта.

     В настоящее время в России  взят курс на изменения в образовательной политике. Одним из приоритетных направлений  становится формирование умений, обеспечивающих речевую деятельность. Ведь речь человека - это показатель его интеллекта и  культуры. Развитие речи – одна из важнейших  и наиболее сложных задач начального обучения.

Современное общество характеризуется увеличением числа детей с отклонениями в развитии, социальной дезорганизацией семей, материальными и жилищными трудностями родителей, слабостью нравственных устоев и негативными явлениями, связанными с деградацией личности взрослого человека. Все это требует более широкого участия и помощи школы.

        Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться  с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.    

       Государство осознаёт необходимость повышения уровня готовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, развития творческого мышления и речи у молодого поколения.

      Основной задачей обучения родному языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и воспитание способности к осознанной реализации функций языка в зависимости от целей и условий общения, не ограниченного узкими рамками бытовых повседневных контактов. Реализация когнитивной функции языка учащимися не должна сводиться к созданию немногочисленного набора строго определённых школьных жанров письменной речи (сочинение, изложение, реферат), а эстетическая функция - к анализу литературных произведений в соответствии с заранее заданным планом.

        Выработка умения строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах общественной жизни должны стать одним из важнейших компонентов общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку.

       В соответствии с современными нормативными документами Российской Федерации (Закон Российской федерации «Об образовании» ст.6,7, постановление Правительства Российской Федерации №483 от 27.07.2001г. «О Федеральной целевой программе « Русский язык»,  «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года») разработаны единые государственные образовательные стандарты по начальному общему образованию, призванные упорядочить и оптимизировать процесс обучения русскому языку в начальной школе.

       В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически окрашенной, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме.

        Обусловлено это,

        во-первых, достижениями психологии и лингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.Н.Леонтьев, Н.И.Жинкин, А.К.Маркова),

 во-вторых, тем, что на смену грамматическому направлению приходит коммуникативное направление, т.е. на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, обучения речевой деятельности, языковой коммуникации. Формирование и развитие коммуникативного направления в школах России связано с именами М.Р.Львова, Т.А.Ладыженской, Т.Г.Рамзаевой, В.Г.Горецкого и других.

Действующие учебники по русскому языку для начальной школы построены так, что грамматические и орфографические сведения иногда даны в них на примере единиц, не ценных в коммуникативном отношении, на разнородном, никак не связанном между собой в тематическом плане материале. Такая структура раздела или урока не позволяет учителю за время работы над грамматической темой или в пределах одного урока накопить с учащимися коммуникативно-ценный материал в границах одной речевой темы. Это приводит к тому, что занятия на уроке русского языка проводятся на разнородном, зачастую никак не связанном в тематическом плане материале, который не дает учащимся ничего ценного в коммуникативном отношении, не происходит развития речи, а, следовательно, и мышления. 

            Отсутствие результативности, успеха вызывает у учителя и у младших школьников чувство эмоциональной неудовлетворённости и отрицательно сказывается на развитии речи, закрепляет механическое овладение приёмами обращения с речью, не развивает творческой активности.   В связи с этим мною была определена тема проекта «Театрализованные игры, как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ».

Значение игры долго недооценивалось в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер. В младшем школьном возрасте происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. Кроме этого, в школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя деятельностями: игра начинает подчиняться учебной деятельности.

     Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

По Л.С.Выготскому в игре ребенок учится действовать в познаваемой, мысленной ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы. Таким образом, в игре впервые появляется "расхождение" смыслового и оптического поля. Ребенок учится действовать не в видимой, а в познаваемой ситуации. Л.С Выготский писал, что игра дает ребенку новую форму желаний, т. е. учит его желать, соотнося желания к фиктивному "я", т. е. к роли в игре и ее правилу, поэтому в процессе игры возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем, его моралью. Игра задает зону ближайшего развития ребенка.

           Основной педагогической идеей моего опыта является педагогика сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы, создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности.

Главная цель, которую я ставлю перед собой – развитие грамотной самостоятельной творческой речи учащихся, получение оригинального результата. Общественная значимость и новизна  такой работы могут вызывать положительную мотивацию творчества, как у учителя, так и у учеников. Кроме того, у учащихся может быть сформирован мотив самоутверждения.

Объект опытно-исследовательской работы: учащиеся начальных классов.

Предмет опытно–исследовательской работы: уровень речевого развития учащихся.

Гипотеза:

предполагаю, что при организации серии театрализованных игр, включённых в учебно-воспитательный процесс уроков русского языка и чтения, у учащихся младших классов повысится уровень развития речи, который включает в себя:

  1. грамотность,
  2. самостоятельность,
  3. творческость,
  4. выразительность,
  5. эмоциональность,
  6. диалогичность речи,
  7. обогащение словарного запаса.

Для выполнения поставленной цели, я наметила следующие задачи:

       1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи младших школьников  с помощью дидактических игр на уроках русского языка и чтения;

2) подобрать  педагогические методы и приёмы оптимизации процесса развития речи младших школьников  на уроках;

3) разработать серию дидактических материалов, направленных  на развитие уровня речи младших школьников;

 4) проверить эффективность реализации методических мероприятий на уровень развития речевой деятельности учащихся.

Предпосылки возникновения работы по теме:

Школа №29  была построена в 1988 году на окраине города. Теперь это центр  микрорайона, интенсивно застраивающегося с высокой плотностью населения и торгово–промышленных предприятий. Поэтому  в школе обучаются дети из разных микрорайонов города, близлежащих сел и дачных поселков. Социальный уровень  обучающихся, национальный состав, умственное и речевое развития очень различны. Речь многих учащихся характеризуется бедностью словаря, простотой фраз, трудностью формирования самостоятельного устного высказывания, пересказа текста. Это негативно влияет на успешность обучения школьников.  А ведь успехи в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Этапы работы;

  1.Поисковый:

  1. теоретическая подготовка по теме,
  2. изучение и отбор методик для исследования.

2.Констатирующий:

  1. проведение диагностики уровня сформированности речевых навыков,
  2. логопедическая платформа.

3.Формирующий:

  1. выявление оптимальных методов и приёмов работы с детьми по развитию речи,
  2. введение серии мероприятий, направленных на развитие речи

   4. Контрольный:

  1. сравнение и обработка результатов работы,
  2. обработка и обобщение результатов экспериментально-опытной работы.

В соответствии с намеченными  этапами работы были изучены и использованы следующие методы исследования:

  1. анализ педагогической, психологической и методической литературы;
  2. метод психолого-педагогического эксперимента;
  3. сравнительный анализ результатов детской деятельности;
  4. метод математической обработки результатов исследования.

В качестве дополнительных методов использовались

-наблюдение,

-анкетирование,

-беседа,

-творческие работы

-анализ продуктов речевой деятельности детей

Теоретической основой исследования  

являются труды Л.С.Выготского «Теория развития высших психических функций», Ж.Пиаже «Теория развития речи и мышления», Д.Б.Эльконина «Психология игры»,А.Н.Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность”; В.К.Дьяченко “Сотрудничество в обучении”; П.Н.Кочеткова, А.В. Кочетковой “Развитие речи и изобразительное искусство”; Т.Г.Рамзаевой “Развитие связной речи младших школьников”, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др., обоснованно доказавших доминирование развивающего обучения, обеспечивающего развитие целостной личности как индивидуальности.

Были проанализированы и обобщены:

  1. общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);
  2. проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер);
  3. положения о принципах и методах развития речи младших школьников (К.Д. Ушинский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.

Новизна предусматривает:

  1. Изменение в методике развития речи в начальных классах:

- изменение планирования уроков,

- введение элементов дидактической игры на уроке,

- увеличение количества времени на театрализованные уроки.

    2. Использование на уроках русского языка дидактической театрализованной игры.

    3.  Включение ребёнка в театрализованную игру, развитие его речи с учётом особенностей его индивидуального развития.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в практике развития речи детей младшего школьного возраста на уроке. Она состоит в разработке системы обоснованных рекомендаций, использование которых позволяет обеспечить реализацию функционально-стилистического подхода к речевому развитию младших школьников.

        В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 18% моих первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 38% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 4% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим недоразвитием, 14% с нарушением звукопроизношения.

       На мой взгляд, самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра  оказывает большое влияние на речь ребенка, помогает усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру литературных героев и их поступкам. 

        Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". Игра - деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

  На родительском собрании, обсудив сложившуюся ситуацию с родителями, мы пришли к выводу, что помочь ребёнку в учебном процессе может  на первых порах его любимая игрушка. Нами было оговорено условие, что игрушка, которую ребёнок может принести в школу ( кукла, животное, робот) пришла тоже учиться, а именно  - учиться говорить.  

Уже на уроках обучения грамоте дети наблюдают и сравнивают предметы, картинки, слова в различных значениях. Я стала давать такие задания:

-расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове своей любимой игрушке;

 -помоги ей найти как можно больше сходств и отличий;

-придумай для неё рассказ по картинке;

-объясни ей, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа;

-слушай и нарисуй для игрушки все предметы, о которых говорится в произведении.

Чтобы “разговорить” всех учащихся, стали играть в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском; разыгрывали сценки (которые нарисованы на страницах Азбуки), при этом я давала словесные указания, например: “Покажите, что ваше общение приятно или неприятно друг для друга”. Здесь же на уроках учились культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику.

Некоторые дети теряли интерес к работе со своей игрушкой, и тогда мы предлагали ему выбрать игрушку в классе, которой он мог бы рассказать о выполненном задании. К концу букварного периода были отмечены положительные сдвиги в овладении детьми 1 класса навыками устной речи.

     Я отметила для себя, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры во внеурочное время (в группе продленного дня), использование разнообразных театральных приемов на уроке также были рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.

     Во втором классе  я предложила детям изготавливать игрушки для уроков самостоятельно, только это были уже другие игрушки – перчаточные куклы, «бибабо».  

Статичные куклы, мишки и зайчики уже перестали вызывать живой интерес у подросших за лето детей. А «живую» куклу ребенок будет слушать, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» ее. Как правило, основу игр-драматизаций составляли наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важным  для детей было то, что при игре «в сказку» они могли  принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом.

 Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А само творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно было поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.
Сказки, в которые мы играем до сих пор, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного тетра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Ведь в большинстве случаев это конечно же добрые, умные, честные герои, вызывающие одобрение взрослых. А это немаловажный фактор для нравственного развития личности ребенка, его стремления контролировать свое поведение.

Я наблюдала как, играя с куклой – перчаткой, ребенок психологически переживает свою роль. Он отвечает для себя на вопросы – каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – он учится сам делать выбор в пользу того или иного.
         Перчаточная кукла «бибабо», помогла многим детям прочувствовать весь спектр эмоций, которые испытывали они в процессе игры. Ребята увидели  в кукле отражение своих переживаний -  успокаивали, если она плачет, жалели, укладывали спать, вместе смеялись, пели и танцевали.
Кукла – перчатка способна оказывать и потрясающее терапевтическое воздействие. На таких занятиях ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страхов путем решения конфликтной ситуации в игре с помощью куклы – перчатки. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.
     При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Мои ученики становились и актерами, и режиссерами, и сценаристами своего спектакля. Каждый придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля, логичность мышления.
     Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно поэтому театрализованные игры  очень полезны и необходимы ребенку на всех этапах его развития. И хороший помощник на этом пути – тряпичная кукла–перчатка, или, что еще эффективнее, набор кукол–перчаток – героев сказки, то есть, детский кукольный театр

Важной и значимой в учебно-воспитательном процессе стала работа с родителями по повышению уровня их знаний о проблеме развития речи детей. Родителям предлагалась анкета, включавшая перечень вопросов и указатель тем по проблеме. Наибольшую заинтересованность вызвали темы «Влияние речи окружающих на речь детей», «Роль игры в развитии речи детей».

Работу с родителями по данной теме провожу и в форме устных журналов, например, «Наша речь». Тематика родительских собраний соответствует изучению данной темы и направлена на тесное сотрудничество учителя и родителей по становлению учащихся как творческой языковой личности.

    Эффективность выстроенной мной системы работы я отслеживала на протяжении 2-х лет через различные формы и методы: диагностирования, наблюдения, тесты. Результаты заносила в таблицу.

Таблица 1: Сравнительный анализ речевых умений учащихся 1 класса.

Фамилия, имя

Дикция

Воспроизведение текста

Словарь

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

1

Г. Василий

р

+ остат

+

+

+

увелич.

2

Д. Дмитрий

-

+

-

-

беден

увелич.

3

С. Елена

р

+ остат

+

+

+

увелич.

4

Ч. Денис

-

+

-

+

беден

увелич.

5

Ч. Руслан

ш

+ остат.

-

-

беден

увелич.

Таблица 2: Сравнительный анализ речевых умений учащихся 2 класса.

Фамилия

имя

Дикция

Воспроиз ведение текста

Воспроиз ведение интонаци онного рисунка

Орфоэпии ческие нормы

Передача ритмичес кого рисунка

Словарь

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

конец года

1

Гаевой В.

+ ост.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

2

Дрейер Д.

+

-

+

-

-

-

-

-

-

+

3

СорокинаЕ.

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

4

Чаквер Д.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

5

Чепурнов Р.

+ ост.

-

+

-

+

-

-

-

+

+

       Ученики 3-4 классов уже отчётливо понимают, что в школу они ходят учиться, поэтому именно учебная деятельность на уроке для них первична. Но отказываться от игровых театрализованных моментов на уроке мы не стали. Так на уроке теперь включаются фрагментарно такие виды заданий:

- Незнайка сомневается в том, что он правильно распределил части речи.

- Мудрая Сова сообщает.

- Помогите Емеле решить проблему правописания безударных гласных.

- Докажите Мальвине правильность своего выбора.

Новые знания на уроке преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников совместных нестандартных активных поисков, тогда урок характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. В основу использования  элементов театральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Я отметила для себя, что чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

           Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к развитию собственной речи, а значит и учению, результатом моей работы стало повышение  показателей  качества обучения.

Таблица 3: Сравнительный анализ показателей качества знаний учащихся.                                               

      Предмет

2 класс

28 чел

3 класс

30 чел

4 класс

1 полугодие

30 чел

1

Русский язык

55%

60%

64%

2

Чтение

60%

65%

69%

3

Окружающий мир

62%

68%

68%

4

Математика

56%

60%

65%

         Из таблицы видно, что качество знаний учащихся стабильно растёт. Заметен рост качества знаний по русскому языку, чтению и математике. Что касается окружающего мира, то здесь мы не видим  повышения качества. Это связано с тем, что повысились требования к изучаемому предмету. Если в первом классе дети в большей степени имели опору на жизненный опыт, и я предлагала  материал по данному предмету, то уже в четвёртом классе приоритетна самостоятельная работа, где учащимся при подготовке к уроку необходимо использовать дополнительную литературу, а учитель выступает  только в роли консультанта.

          В 3-4  классах стало особенно заметно, насколько сильно развились творческие способности детьми. Они стали писать интересные сочинения, выразительно рассказывать стихотворения, превращать простые пересказы в маленькие спектакли, высказывать очень неожиданные мнения при обсуждении героев  литературных произведений и фильмов.

Рисунок 1: Сравнительный анализ творческого речевого развития учащихся.

        Данная диаграмма показывает, что проводимая работа по развитию речи  посредством театрализованных игр на уроках чтения и русского языка привела к  росту показателей уровня развития устной и письменной творческой речи.

       Сейчас сами дети выступают в роли изготовителей персонажей своего театра.   Мы выбрали новое направление в театрализованных играх – пальчиковый театр. Перчаточные куклы давали возможность ученику побывать в роли одного персонажа и требовали участия как минимум двух исполнителей. С помощью пальчиковых кукол даже один ребёнок (надев на каждый палец по одной кукле) может разыграть любой эпизод или целую сказку. Пальчиковые куклы позволили моим детям побывать одновременно в роли разных персонажей, выразить их чувства, передать их интонации речи и характер. Я наблюдаю, какой сюжет выбирает ребенок для изготовления кукол, каким характером он их наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам  сужу об особенностях отношения самого ребенка к учебному процессу или отдельной учебной теме, о его психологическом состоянии, которое он испытывает, идя на урок.

       Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память и способность к концентрации внимания. Как известно совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Иногда мы обходимся и без заучивания ролей детьми, если предлагается задание  - разыграть фрагмент литературного произведения по памяти или импровизировать дальнейший ход развития действий какого-либо рассказа. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. Играя, ученики прекрасно понимают друг друга, язык запоминается легко и непринуждённо, чужая речь становится понятной.

Куклотерапия основана на идентификации ученика с образом героя сказки, потешки, мультфильма, песни или игры. Конечно же, театральное действие захватывает ученика. Моя задача в такие моменты – обращать внимание на то, чтобы слова в предложении проговаривались чётко, ясно, выразительно и осмысленно.  В 4 классе, кроме сказок, мы стали использовать  тексты разных типов и жанров: описательные, повествовательные, тексты-рассуждения, ролевые, фантастические, прозаические и стихотворные.

Таблица 4: Тематический план использования театрализованной игры на уроках во 2 классе.

2  класс

Тема урока

Творческая работа на уроке

Оборудование

1

Чтение:                      Л.Н.Толстой «Филиппок».

-Составление своего рассказа о первом посещении школьного урока,

-составление рассказа от имени героя рассказа,

-составление рассказа от имени других ребят,

-составление рассказа от имени учителя.

Своя любимая игрушка

кукла – слушатель,

кукла – рассказчик.

2

Чтение:                      

«Два Мороза»

русская народная сказка.

-Составление и проговаривание диалога мужика и Мороза,

-инсценирование  фрагмента сказки в лицах,

-проигрывание фрагмента сказки куклами.

Ручная кукла, бибабо,

куклы настольного театра-комплекта

«Русские народные сказки»

3

Русский язык:

Устная и письменная речь.

-Рассказывание старинной былины,

-игра в пословицы и поговорки,

-знакомство с буквами старинного алфавита,

-прорисовывание буквы своего алфавита,

-изготовление своей буквы.

Настольный театр, кукла – Петрушка.

4

Русский язык:

Деление слов на слоги.

-Составление мини-диалога Мальвины и Буратино,

-коллективная работа по составлению алгоритма деления слова на слоги,

-объяснение алгоритма деления на слоги (монолог) от имени Буратино.

Перчаточные куклы – Мальвина и Буратино.

Рисунок 2: Уровень развития речи в начале экспериментальной работы.

Рисунок 3: Итоговый уровень развития речи .        

Сравнительный анализ результатов развития речи учащихся за 4 года показал, что

1 – уровень грамотности устной речи детей возрос на 13%, это свидетельствует о том, что учащиеся стали использовать в своей речи  слова в прямом и переносном значениях, распространённые предложения строят правильно, согласовывая члены предложения по законам грамматики, соблюдают правила ударения в словах.

2 – уровень самостоятельности речи возрос на 17% - учащиеся научились строить свои ответы на вопросы учителя или одноклассников самостоятельно, без наводящих вопросов и подсказок, пользуясь собственным  накопленным словарным запасом.

3 – уровень творческости речи  вырос на 23% – учащиеся умеют составлять устно и письменно разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение, составляют письма и объявления, составляют технологическую карту изготовления какой-нибудь игрушки.

4 – уровень выразительности устной речи  поднялся на 36% -  дети научились чувствовать речевой  ритм, это проявляется в их стремлении правильно читать стихи, воспроизводить  ритмико-мелодическую структуру сказок, басен, собственных сочинений.

5 – уровень эмоциональности устной речи  вырос на 23% - развитие интонационных навыков стало позволять детям голосом выражать  своё отношение к тому, о чём они говорят, делать  логические ударения,  выделять главное, повышать или понижать голос.

6 – уровень диалогичности  речи возрос на 30% -  школьники научились создавать собственные речевые высказывания, употреблять в соответствии с ситуацией общения слова, фразы и речевые обороты, голосом выражать  внимание и уважение к собеседнику, говорить с интонацией подчёркнутой вежливости при обращении к старшим.

7 – обогащение словарного запаса увеличилось на 23% - это количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, готовность словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст, узнавание новых слов, их значений, знакомство с этимологией слов, обращение к истории отдельных слов.

Вся моя опытно-экспериментальная по  введению театрализованной игры на уроках развития речи была построена на  основе уважения и веры в учеников, в стремлении показать  им,  что они тоже творцы и исследователи, что урок – это взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Испытав вместе чувство успеха, победы над трудностями в поисках нового, они проявляют желание и готовность решать все более трудные задачи. Познание обогащает их словарь, формирует образность мышления и речи, постепенно возникает и укрепляется у детей вкус к языку, стимул к творчеству, формируется языковое чутье.

Кроме того, уроки развития речи с элементами игротерапии и куклотерапии способствовали  :

- развитию мотивации к школьному обучению,

- повышению уровня знаний учащихся моего класса,

- появлению групповой сплоченности дружественных отношений,

- снизился уровень тревожности учеников,

- появилась уверенность  в себе и своих силах.

     Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как «основы речевого навыка закладываются в начальной школе» и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала «долгая, кропотливая работа учащихся и учителей» (М.Р.Львов).

Опыт моей работы по развитию речи младших школьников с элементами театрализованной игры на уроках русского языка и чтения  был рассмотрен на заседаниях школьного методического объединения  учителей начальных классов и успешно применяется в работе педагогами школы.

Литература:

  1. Выготский Л.С. -  «Теория развития высших психических функций».
  1. Выготский Л.С. – «Психология развития ребёнка» - М., изд. Эксмо, 2003.
  2. Выготский Л.С.  -  «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» - М., изд. Эксмо, 2003.
  3. Волина В.В. «Учимся играя». – М., 1994
  4. Кочетков П.Н., Кочеткова А.В. – «Развитие речи и изобразительное искусство».
  5. Каландарова Н.Н. «Уроки речевого творчества». М – ВАКО – 2010.
  6. Ладыженская. Т.А. «Методика развития речи на уроках русского     языка». Кн. для учителя, М..- Просвещение, 1991.
  7. Ладыженская. Т.А. «Речевые уроки». М., 1994.
  8. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1975.
  9. Львов  М.Р.  «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 .
  10. Львов М.Р.  «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 .
  11.  Пиаже Ж. « Теория развития речи и мышления».
  12.  Рамзаева Т.Г. «Развитие связной речи младших школьников» - М.,2000.
  13.  Соловейчик М.С. «Развитие речи. Теория и практика». М.-Просвещение – 1991.
  14.  Эльконин Д.Б. «Психология игры». М – Эксмо – 2003.
  15. Чернова Г.Б. «Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования»,  Начальная школа - 2000г. №

Приложение.

Таблица 1: Сравнительный анализ показателей развитости речи учащихся.

 

грамотность

самостоятельность

творческость

выразительность

эмоциональность

диалогичность

обогащение словаря

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

1.А.Маша

С

С

С

В

С

В

С

С

С

В

С

В

С

В

2.А Рома

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

С

3.Б. Настя

С

С

С

С

С

С

С

В

С

В

С

В

С

В

4.В. Настя

Н

С

С

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

5.Г. Вася

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

6.Г. Андрей

В

В

В

В

С

В

С

В

В

В

С

В

С

В

7.Г.Влад

В

В

В

В

В

В

С

В

С

В

В

В

С

В

8.Г. Настя

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

9.Д.Дима

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

10.И. Надя

В

В

В

В

С

В

В

В

В

В

В

В

В

В

11.К. Аня

С

С

С

С

С

В

С

В

С

В

С

С

С

В

12.К. Аня

В

В

В

В

С

В

В

В

В

В

В

В

В

В

13.К.Игорь

С

С

В

В

В

В

С

В

С

В

С

В

С

В

14.Л. Настя

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

15.Н. Сергей

С

С

С

В

С

В

С

В

С

В

С

С

С

В

16.Н. Дима

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

17.О. Аня

С

С

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

18.П. Саша

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

19.П. Дима

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

20.П. Лиза

Н

Н

ОН

Н

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

21.С.Вика

С

В

В

В

С

В

В

В

С

В

В

В

В

В

22.С. Лена

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

23.Ч. Денис

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

24.Ч. Жора

ОН

Н

Н

Н

Н

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

25.Ч. Оля

С

С

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

26.Ч. Руслан

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

ОН

Н

27.Ч. Света

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

28.Ш. Кирилл

Н

Н

С

С

С

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

29.Ш. Аня

С

С

В

В

С

В

В

В

В

В

В

В

В

В

30.Я. Саша

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

1,5

1,9

1,7

2,2

1,6

2,3

1,2

2,3

1,6

2,4

1,3

2,2

1,6

2,3

50%

63%

56%

73%

53%

76%

40%

76%

53%

80%

43%

73%

53%

76%

13%

17%

23%

36%

23%

30%

23%

Критерии оценивания уровня развития речи:

В -   высокий уровень – 3 б.

С –  средний уровень – 2 б.

Н –  низкий уровень –   1 б.

ОН - очень низкий  -       0 б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе

Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»

Консультация для родителей на тему:  «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»...