Словарная работа на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык) по теме
Как я работаю последние 15-20 лет над словарными словами на уроках русского языка, экономя время и силы учителя. Просто и легко можно достичь хороших результатов в работе над словарными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроках русского языка
Безусловно, словарная работа на уроках русского языка в начальной школе необходима. Эта работа не только предполагает правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, но и правильно их использовать в русской речи, т. к. на уроках идет работа над лексическим значением слова, фразеологическими оборотами, что обогащает словарный запас учащихся.
Но работа со словарными словами очень объемна и занимает много времени на уроке, которого всегда не хватает.
Поэтому я уже более 15 лет использую схему работы со словарными словами, занимающую минимум времени и сил, но дающую хорошие результаты.
В каждом учебнике, в конце книги, есть словарик для учеников. Этот словарь я делю на группы слов, с которыми потом мы будем работать. Группы разделяю в зависимости от класса по 5-10 слов.
В первом-втором по 5 слов, в третьем по 6-8 слов, в четвертом по 10 слов достаточно для работы в течении года.
Каждую неделю мы с ребятами на уроке разбираем одну из групп словарных слов: определяем орфограмму, выделяем непроверяемую орфограмму, находим или уточняем значение слова, подбираем словосочетания, придумываем предложения и т.д. Затем, с этого дня всю неделю в домашней работе после выполненного упражнения учащиеся записывают эту группу слов, выделяя орфограмму, которую надо запомнить. На следующей неделе разбирается другая группа слов и т.д.
Таким образом, без усилий, с помощью зрительной памяти учащиеся запоминают эти слова.
Каждые две недели проводится словарный диктант, после которого сразу видно труднозапоминающиеся слова. Эти слова я еще раз разбираю на уроках и чаще вставляю в словарные диктанты для лучшего запоминания.
Еще один плюс такой работы: словарь заканчивается к февралю-марту и остается время отработать все сложные для запоминания слова. В это время учащиеся самостоятельно пишут в домашней работе слова, ежедневно меняя группу.
Таким образом, у учащихся достаточно времени для запоминания каждого слова, экономия времени на уроке, приучение детей к самостоятельному обучению, развитие зрительной памяти.
Капитанова М.П., учитель нач. классов 2007-2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Словарная работа на уроках русского языка"
Творческий отчет...
презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка на на этапе знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса к изучаемому материалу, развития в...
Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка
Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...
Словарная работа на уроке русского языка 2 класс
Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...
Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе
Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...