Урок русского языка в 3 классе Тема: Состав слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Состав слова.
Тип урока: обобщающее повторение
Цели урока:
создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
-  развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное,  обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки
Тип урока: повторение и обобщение  материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
•    рассказ учителя,
•    проблемные вопросы,
•    работа над новыми понятиями,
•    творческие задания,
•    практические упражнения.
Педагогические технологии:
•    элементы технологии проблемного обучения,
•    элементы игровой технологии,
•    здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока
I.    Организационный момент
Проверка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний. На нашем пути встретятся интересные острова. Мы посетим эти острова.
-  Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания: Минутка чистописания:
-Запишите парную согласную буквы Ф
-Запишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой П
- Запишите букву, которая обозначает согласный всегда твердый звонкий звук
(ВОЖ)
- Продолжите писать буквы, каждый раз меняя их местами, чтобы сочетание букв не повторялось (ВЖО, ОЖВ, ОВЖ, ЖВО, ЖОВ)
        II.          Постановка темы урока
- Итак наше путешествие начинается и первый остров в океане Знаний «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем  в парах.
(у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах) Приложение 1
Кроссворд:
1.    Учебное помещение для занятий.
2.    Верхняя женская или мужская одежда.
3.    Корм для лошади.
4.    Защитник Отечества.
5.    Лиственное дерево с белым стволом.
6.    Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)
- Верно! Состав чего?  (слова)
III. Работа по теме урока.                
- Работать мы сегодня будем на листочках. Это будут наши маршрутные листы, которые помогут нам в путешествии  (Приложение 2). В ваших маршрутных листах нарисован грамматический человечек, сейчас мы будем формировать лицо этого человечка. Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются
части слова и как они называются, и лицо человечка примет определенное выражение.
- Графически обозначаем левый глаз. Что такое окончание?
- Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.
- Что такое приставка? Обозначаем нос.
- Что называется корнем слова? Обозначаем рот.
-  А что такое основа слова? Обозначим челочку над глазами.
- Вот такой грамматический человечек у нас получился. Вам нравится его выражение лица? (нет).
- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а вы ему в этом поможете. Хотите, чтобы он вам улыбнулся?  Тогда нужно постараться выполнить все задания.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
- Следующий остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка)
- Наш человечек предлагает нам игру «Уши-нос» (цель упражнения: развитие внимания)
Инструкция для учащихся: «Внимательно слушайте команду. Ухо! – вы дотрагиваетесь до уха. Нос! – вы дотрагиваетесь до носа».
(Задание сначала  выполняется педагогом вместе с детьми, а затем педагог умышленно допускает ошибки.  Ребята должны быть внимательными)
Остров «Найди-ка»
Учитель:
- В ваших маршрутных листах записаны предложения. Прочитайте их. Почему не получается? Добавьте окончания. Сделайте вывод.
Наш корабль плыл по мор… .На пути нам встречалось много остров… .
- Как выделить окончание? Для чего нужно окончание?

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель:  Выделите приставки, подчеркните предлоги.
•    (за)горой
•    на льду
•    (по)бежать
•    (под)сосной
•    (за)мерзнуть
•    (зав)ывает
•    (под)снегом
•    (на)мело
•    скатиться
•    (во)дворе
•    (на )горе
•    (под)снежник
•    (по)крывает
•    (на)мело
•    (за)окном
•    (на)катке
•    (за)морозить
•    с горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
Учитель:
- Подумайте, при помощи чего образовались эти слова?
Море – морской, вода – водичка, корабль – кораблик, остров – островок
- Для чего нам нужны суффиксы и приставки?
-  Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают.
Учитель:
- А у нас на пути снова остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка для глаз)
-Ветер по морю гуляет
 И корабль подгоняет.
 Он бежит себе в волнах
 На раздутых парусах.
- Проследите глазками  за движением кораблика.
- Следующее задание на ваших маршрутных листах.
Нос, носильщик, носик, переносица.
Дерево, сосна, деревянный, деревце.
Храбрый, смелый, отважный.
- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными?  Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.
 - Что такое корень?
Следующий остров на нашем пути «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1


Выберите из слов для справок и запишите однокоренные слова, состав которых соответствует схемам:
 
Слова для справок: жёлтый, желтизна, жёлтенький, жел¬товатый, пожелтеть.
Карточка 2
Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.
Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, доро¬га, подорожник, головушка, свет, рассветный, подставка, доброта, город.

Карточка 3
Учитель:  Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА     КОРЕНЬ     СУФФИКС     ОКОНЧАНИЕ     СЛОВО
походка     слово     сестрицы     река     
налетели     ученик     куст     молчит     
коньки     мудрец     старость     домик     





Карточка 4
ПРИСТАВКА     КОРЕНЬ     СУФФИКС     ОКОНЧАНИЕ     СЛОВО
походка     слово     сестрицы     река     пословица
налетели     ученик     куст     молчит     научит
коньки     мудрец     старость     домик     мудрость




Следующий остров, на который мы попали  «Проверяй-ка»
Учитель: проверим свои знания, выполнив тест по теме: «Состав слова».  Приложение 3
IV. Итог урока.
Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)

-Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. А теперь посмотрите на нашего грамматического человечка. Он тоже улыбается, значит мы хорошо поработали на уроке.
        







 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....