Урок Развития речи в 3 классе
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подготовка к изложению текста – повествования
"Случай с синичкой".
ЦЕЛИ.
1.Научить создавать текст по авторскому
образцу.
2.Расширять словарный запас, уточнять зна чения слов.
3.Совершенствовать умение анализировать текст, определять тип речи, делить на части, озаглавливать их; определять тему и идею текста.
4.Совершенствовать навык грамотного письма
5.Развивать память, монологискую речь, логическое мышление.
6. Воспитывать чувство товарищества, взаимо помощи, любовь к природе, желание её охранять.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА;
Настрой класса на работу
у: Руки – д: на месте
у: Ноги- д: на месте
у: Спина- д: прямая
у: К уроку- д: готовы
Девиз урока: ЛЮБАЯ ОШИБКА РЕБЕНКА - РАДОСТЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Расшифруйте девиз.
Когда ребенок ошибается, он создает ситуацию затруднения, и дети начинают думать, размышлять, искать выход из ситуации, делать выводы. Это радость для учителя.
2.Сообщение Темы и Целей УРОКА.
- Сегодня мы с вами будем учиться создавать текст по авторскому образцу.
3 . Первичное Восприятие текста.
- Прочитайте текст
СЛУЧАЙ C СИНИЧКОЙ
Было это в лесу. Маленькая синичка выпала из гнезда. Бедная птичка ещё не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.
На счастье, тут оказались школьники. Подоб рали они синичку, но гнездо не нашли. Решили подло жить птенца в гнездо воробьев.
Пожалели воробьи подкидыша. Они кормили си ничку как своих птенцов.
Подросла синичка и улетела из гнезда. Но она не забывает добрых воробьев. Птичка часто прилетает к их гнезду.
- Читаем вслух.
- Что прочитали? /текст/. Докажите.
- О чём этот текст? / Тема./
/ 0 том, как синичка выросла в гнезде у воробьев./
4.СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ.
1.Определяем тип речи. / Повествование/. -Докажите.
1. B тексте можно найти ответы на вопросы: что? где? когда? / отвечаем./
2.Заголовок предупреждает о предстоящем повест вовании. /Соответствует ли?/
3.Первое предложение начинает действие, готовит к его развитию.
4.Последующие предложения указывают на смену.
действия / можно нарисовать несколько картинок/.
5.Последнее предложение /указывает,/ заканчивает ... текст./
- Таким образом, тип речи повествование.
2.Деление текста на части. Составление плана.
- Перечитайте текст. Подумайте на сколько частей ...можно разделить этот текст? / на 4 части/.
Прочитайте I часть. Докажите границы I части.
- О чем эта часть?
Какую картинку нарисуем? / Беру чистый лист, и рисуем словесную картинку./
- Как подпишем эту картинку?
- Это заголовок 1 части.
1.Синичка выпала из гнезда.
2.Решение школьников.
3.Подкидыш в гнезде.
4.Благодарная синичка/не забывает./
/ Работа, до выделения и озаглавливанию частей
дальше ведётся аналогично/
Названия частей написаны на доске.
- Это будет наш план. Он поможет вспомнить содержание текста и последовательность событий.
3.Определение идеи всего текста.
- Прочитаем текст ещё раз полностью.
- Чему учит этот текст? Что определяем, когда отвечаем на этот вопрос?
- Какова же идея текста?
/ Никого нельзя оставить в беде/.
Физкультминутка.
5. ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
- Работаем над языком текста.
- Читаем первое предложение.
- Предложение начинается со слова было. На что оно указывает? / Настраивает на прослушивание события, это означает начало действия./
- Слова действия на первом месте, это типично для текста-повествования.
- На что указывает слово - это?
/Указывает на событие./
- Можно ли опустить? Прочитайте без этого слова. Сравните.
- В лесу. На что указывает?
Можно ли заменить или опустить?
2 предложение.
- Почему обязательно нужно сказать маленькая?
/ Все беды из-за того, что она маленькая./
- Почему синичка? /Потому, что это птенец./
- Почему нельзя заменить? /Потому, что взрослая
синичка не может выпасть из гнезда./
- Можно ли слово выпала заменить другими: упала,
вылетела? Почему?
/Это слово указывает на то, что синичка не умела летать: была маленькая и случайно выпала из гнезда./
- А может можно заменить, словом вывалилась? Почему?/Синичка была маленькая, а вывалиться может кто-то большой./
3 предложение.
- Почему автор говорит, что синичка бедная? /Жа леет/
- Можно ли сказать птица? Почему? /Синичка ма ленькая./
- Почему не синичка, а птичка? /Неоправданный повтор./
- Почему важно отметить ещё? /Потом она научить ся летать,/а сейчас она маленькая./
4 предложение.
- Как автор называет птичку? Почему?
/ Чтобы не было повтора. Она упала в траву и её совсем не
видно. Похожа на пушистый комочек./
- Почему она жалобно пищала?
/Она упала в траву, её не может найти мать, но зато могут найти хищ ники./
- Почему нельзя опустить слово жалобно?
- Почему нельзя опустить слово в траве? /Будет непонятно./
- Почему не кричала, а пищала? / Издавала тонкий,
чуть слышный звук./
5 предложение.
- Почему автор употребил на счастье? / Он хочет,
чтобы школьники помогли синичке./
- Почему они? /неоправданный повтор./
- Можно ли опустить слово но? /потеряется связь слов./
6 предложение.
- Важно ли что, они решили, или можно заменить? Что значит решили? /Посоветовались, а после этого сделали./
- Почему подложили, а не положили?
/ Подложить незаметно, чтобы никто видел, а положить - открыто./
- Птенца, а почему не синичку, не птичку, не птенчика?
/Теперь уже синичка в безопасности и на ходится на месте./
7 предложение.
- Подкидыша? Почему так?
/ Он находится не в своём гнезде, его
подкинули./
- Какое значение имеет слово пожалели?
/ Не выбросили, а оставили.7
8 предложение.
- Они? /Повтор./
- Важно ли отметить, что кормили как своих
птенцов?
- Почему?
/ Не обделяли и не выделяли, а кормили всех одинаково./
9 предложение.
- Почему автор начинает предложение со сло ва «подросла»?
/ Хочет обратить наше внимание на то, что
прошло некоторое время, и птичка научилась летать. /
10 предложение.
- Какое слово связывает предложения?
- Можно ли опустить? Почему?
- Не забывает. Что это значит?
- Добрые воробьи. Почему автор так называет?
/Потому, что синичка благодарна воробьям/
11 предложение.
- Какое слово здесь нельзя опустить?
/ Часто? /
- Что оно обозначает?
/ Птичка не может забыть доброты./
6. Пересказ текста.
Перечитайте текст ещё раз. Пересказываем текст в парах.(Дети расходятся по классу, где кому удобно)
7. Орфографическая подготовка.
НА ДОСКЕ.
Маленькая 1. Прочитай слово.
не умела 2. Перечитай, как написано.
жалобно 3. Что выделено цветным мелом?
подобрали
оказались
не нашли
подложить
подкидыш
не забывает
часто
- Посмотрите глазами текст. Какие слова вызовут затруднения?
/ гнёзда, летать, траве, воробьев, птенцов, подросла./
8. Вторичный синтез текста.
Учитель оставляет на доске начало предложений, читает текст ,а дети следят за записью на доске.
СЛУЧАЙ C СИНИЧКОЙ
Было _____________. Маленькая _____________. Бедная ________. Крошка ___________.
На счастье ___________. Подоб рали____________. Решили _________.
Пожалели ________. Они кормили _____________.
Подросла ________. Но она не ____________. Птичка ____________.
9.Запись текста .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи 2 класс
Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
Презентация к уроку развития речи 2 класс.
Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...
урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"
ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель: -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...
Урок развития речи 1 класс.
Тема. Общее понятие о тексте....
Урок развития речи 2 класс
Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....
Конспект урока развития речи. 2 класс.
Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....