Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.
статья по русскому языку (1,2 класс) на тему

Клецкая Наталия Викторовна

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezervy_sovershenstvovaniya_navyka_gramotnogo_pisma..docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Резервы совершенствования навыка грамотного письма.

Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

Одним из концептуальных положений курса русского языка является обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счёт системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля. Букварь «Мой первый учебник» (авт. Соловейчик М.С. и др.) и прописи «Хочу хорошо писать» (авт. Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.) являются составной частью УМК «Гармония». Именно с них в рамках данного учебного комплекта начинается введение младших школьников в образовательную область «Филология». Данный букварь предполагает продолжение обучения русскому языку по конкретному учебнику—«К тайнам нашего языка» (авт. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.). Букварь достаточно полно и последовательно готовит учащихся к работе по учебнику русского языка. Это проявляется в содержании и организации всех направлений обучения.

В букваре предусмотрены специальные уроки обучения грамоте, на которых дети знакомятся с признаками «опасных при письме мест» для гласных и согласных. После каждого такого урока на страницах букваря систематически начинают предлагаться специальные задания, помогающие первоклассникам постепенно осмысливать природу русского письма, сущность и опознавательные признаки встречающихся «опасностей», а также накапливать опыт нахождения «опасных мест» в читаемых словах, предложениях, текстах. Уже со страницы 16 начинается формирование речевого слуха учащихся, вводится выражение «опасное при письме место», заменяющее собой термин «орфограмма» (он появится в учебнике «К тайнам нашего языка» во 2-м классе), — это начало последовательной работы над орфографической зоркостью первоклассников. Ядром такой работы (со второй четверти) является обучение поиску безударных гласных и парных по глухости — звонкости согласных в определённых позициях.

В прописях в соответствии с содержанием букварных страниц систематически предлагаются фонетические упражнения, благодаря которым развивается фонетический слух, необходимый для сознательного перевода звучащего слова в буквенную модель. Предусматривается целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Сначала дети узнают, что большая буква в начале предложения и знак в конце — это «опасные при письме места». Затем узнают, что пробелы между словами — это также «опасные при письме места».

На этапе ознакомления со звуками речи недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников — одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Почему малыши так часто пропускают или переставляют буквы? Почему в дальнейшем они не замечают многих орфограмм? Да, потому, что не слышат звучащее слово, не могут легко устанавливать последовательность звуков, быстро ориентироваться в звуках - «соседях», свободно распознавать ударные и безударные гласные и т.д. Чтобы решить эти проблемы письменной речи, нужно во время обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент — от его качества в значительной степени будет зависеть правильность письма, в том числе готовность практически использовать изучаемые правила орфографии.

К концу периода обучения грамоте мои ученики могли достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделяли отдельные звуки и определяли их характер: гласный — согласный; гласный ударный — гласный безударный; согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой; знали парные и непарные согласные звуки (прежде всего, по глухости — звонкости).

В основе фонетической работы на всём протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя — «скажи и послушай слово». Я использую протяжное и усиленное произнесение звуков, фонетический эксперимент («попробуем…»), сопоставление звуков. Приём сравнения, сопоставление правильного и неверного звучания слова позволяет оттачивать фонетический слух детей, развивать его. Очень нравится детям игра, описанная Ш.А. Амонашвили «Поймай звук». Учитель произносит звуки задуманного слова и как бы кидает их по очереди в класс. Дети «ловят» каждый звук, повторяют и постепенно складывают слово. В конце игры — вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но звуков особых — их так и называют: звуки речи.

С 15-го урока (тема: ударение, ударные и безударные гласные звуки) вводится специальный знак не только для ударных гласных и слогов, но и для безударных: точка под значком гласного. Это тот же знак, который потом будет обозначать «опасное при письме место». Тем самым с самого начала обучения дети приучаются обращать внимание на безударные гласные. В основной период обучения грамоте, начиная с 24-го урока, выполняя задание — отметить безударные гласные, учащиеся ставят точки не только под значками звуков, но и под буквами, говоря, что это буквы безударных гласных звуков.

Вместе с учениками наблюдаем за безударными гласными, выявляем буквы безударных гласных в словах. Произносим так, как мы говорим, а потом внимательно смотрим на буквы. Оказывается, что на месте одного и того же безударного гласного звука [а] в одних случаях буква а, а в других – о. При работе в прописи №2 учащиеся наблюдают: бывает, что звук и буква совпадают, а бывает, что они различны. На всех этапах работы по букварю и прописям усиливается внимание к становлению орфографической зоркости, ученики постепенно знакомятся с опознавательными признаками наиболее частотных орфограмм («опасных при письме мест»).

В чём, собственно говоря, состоят орфографические проблемы русского языка? Что называется орфограммой и считается орфографической ошибкой? Пишущий человек, даже грамотный, при встрече со словом, буквенный облик которого его затрудняет, решает, какое написание выбрать: о или а; е или и; з или с; н или нн и т.д. Так происходит в тех случаях, когда между произносимыми звуками и нужными буквами нет однозначного соответствия (ср.: тр[a]ва — др[a]ва, но трава — дрова. Место при письме, где требуется выбор написания, и называют орфограммой, а неверный выбор — орфографической ошибкой. Умение же замечать орфограммы («опасные при письме места») именуют орфографической зоркостью.

Итак, для успешного формирования умения находить орфограммы необходимо: а) на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также хорошее развитие у них всего комплекса фонетических умений; б) познакомить учеников с признаками наиболее частотных орфограмм; в) систематически тренировать в выявлении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.

К началу обучения во втором классе учащиеся могут решать некоторые орфографические задачи:

  1. умеют оформлять границы предложений; писать слова отдельно друг от друга;
  2. употреблять заглавную букву в именах собственных;
  3. разграничивают ударные и безударные гласные и обозначают ударный звук (или его букву) принятым знаком ударения, а безударный — точкой под значком гласного звука или под соответствующей буквой;
  4. разграничивают парные по глухости – звонкости согласные; знают, что на их месте всегда есть опасность ошибиться, выбрать не ту букву.

Первый раздел второго класса называется «Знаем — повторим, не знаем — узнаем». Здесь, кроме повторения изученного в первом классе, рассматриваются два новых вопроса: 1) написание ( или отсутствие) ь для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед согласным; 2) использование разделительных знаков при обозначении звука [й]. Тема «Мягкий знак в середине слова» всегда была и есть в традиционных программах и учебниках. Обычно учащимся показывается, что ь пишется для обозначения мягкости согласных не только на конце слов, но и в середине. Конечно, при этом оговаривается, что мягкий знак пишется не всегда, приводятся примеры таких слов. Однако, многие учителя знают, что именно после изучения темы увеличивается количество ошибок, типа Косьтя, песьня. Это не трудно объяснить. Мы привлекаем внимание к факту возможности ь в позиции «мягкий согласный перед согласным», говорим, что он «иногда не пишется», а условий, от которых зависит решение задачи, не показываем, не учим правильно действовать в этих условиях.

Напомню лингвистическую суть вопроса. Мягкий согласный звук может оказываться в слове как перед твёрдым согласным, так и перед мягким. Позиция мягкого согласного перед твёрдым, как и на конце слова, — сильная, поэтому при таком расположении звуков действует правило: слышишь мягкий звук — пиши ь ( исключение составляют сочетания чк, чн, чт,щн). Позиция же мягкого согласного перед мягким слабая, на этом месте всегда есть орфографическая дилемма: писать или не писать ь. Вот эту закономерность и нужно показать детям. Проблема касается именно парных по твёрдости – мягкости согласных, но в работе с младшими школьниками, чтобы не усложнять объяснение, не делается на этом факте особого акцента, а говорится лишь о непарности звуков [ ч’] [щ’]. (Памятка)

Корме того, известно, что чаще всего между буквами двух мягких согласных звуков, если первый из них не [л’], ь не пишется. Для обозначения же мягкости согласного [л’] перед следующим мягким всегда пишется ь. Поэтому в данном разделе помогаем ученикам осознать новую для них опасность письма и научиться «уходить» от ошибок. Объясняется это тем, что слова с сочетаниями [ с’т’ ; з’д’ ; н’т’ и др.]  частотны в речи, в том числе и в письменной речи детей.

Тема «За какими буквами прячется звук [й’]?» выносится на рассмотрение для того, чтобы не только вспомнить уже известные способы обозначения звука [й’], но и дополнить их, — здесь осуществляется первый этап знакомства с разделительными знаками. (Памятка) В позиции после согласного перед гласным звук [й’] обозначается не одной буквой, а их сочетанием: буквами е,ё,ю,я,и, которым предшествуют разделительные знаки, ъ или ь. Толкование назначения разделительных знаков — разделять согласный и гласный — лингвистически некорректно, т.к. ь и ъ – это буквы, а согласный и гласный — это звуки. Действительно, на месте разделительных знаков согласный и гласный звуки произносятся не слитно, а раздельно: [в’й’уга]. Но почему? Да потому, что между ними есть звук [й’]. Таким образом, функция разделительных знаков состоит в том, чтобы участвовать в обозначении звука [й’].  Название разделительные используется лишь по традиции.

В названной позиции функции разделительных знаков, ь и ъ, абсолютно одинаковы, поэтому и изучаются вместе. Знакомство учащихся с использованием двух разделительных знаков проводится как расширение, дополнение уже имеющихся у учеников знаний о способах обозначения звука [й’] при различных его положениях в слове. (Памятка)

С первого урока знакомства с ь и ъ вводится особый вид письма: буквенная дробь ь/ъ. За ней скрывается следующее рассуждение: знаю, что нужно писать разделительный знак, но не знаю, какой. Поэтому пишу два. Учебник даёт подсказку: ъ никогда не пишется близко к концу слова.

Конечно, это не содержательное введение орфографического правила, но такой подход позволяет детям прежде всего освоить существо графической проблемы языка: полноценно осознать третий способ обозначения звука [й’]. Данная работа подготавливает более осознанное восприятие этого правила после изучения состава слова.

Раздел «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?»

Данный раздел является ключевым для всего изучения орфографии. Именно здесь оттачивается базовое умение: обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. умение предвидеть, прогнозировать орфограммы. На этом этапе вводится понятие «орфограмма». (Памятка)

Вторая задача состоит в том, чтобы ввести в практику письменной речи младших школьников особый способ письма, приучающий обнаруживать орфограммы до записи слова — письмо с «окошками». Именно этот способ может обеспечить ребёнку «уход» от ошибки там, где он осознаёт наличие опасности, но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу: «знаю букву — пишу, не знаю — оставлю окошко», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии. Этот приём не так прост, как может показаться поначалу, а во-вторых, мало научить ему, нужно ещё и приучить им пользоваться. Этому дети продолжают учиться всю вторую четверть.

Урок по теме «Учимся записывать орфографические задачи» - значительная веха в системе всей орфографической работы во 2-ом классе. На этом уроке вводится особый вид письма – с «окошками», в котором находит материальное воплощение главная орфографическая проблема: необходимость выбора буквы для обозначения звука. Здесь же начинает активно использоваться понятие «орфографическая задача», т.е. орфографический вопрос, который надо решить.

Приём письма с «окошками» (с пропуском орфограмм) – это и есть основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения встретившейся орфографической задачи. Первое знакомство с ним происходит в задании 125 (ТПО№1 – с.38). Необычным в этой записи является, во-первых, отсутствие букв на месте всех орфограмм (они заменены точками как сигналами «опасности»), а во-вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, т.е. показ выбора букв. Конечно, такая запись неудобна, но она временна и, кроме того, в ней заложен большой обучающий смысл. Вспомним психологическую теорию П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

Ребёнку для сознательного осуществления сложного орфографического действия нужно выполнить несколько обязательных операций: 1) обнаружить «опасное место»; 2) осознать те варианты письма, из которых он выбирает, т.е. поставить перед собой орфографическую задачу, и только тогда приступить к третьему этапу – к решению осознанной им задачи. Используемый способ записи и позволяет материализовать для ученика те операции, которые нужно выполнять при постановке орфографической задачи.

Некоторые из задач дети уже умеют решать – эти вопросы сразу же будут сниматься. (Памятки) Слова, написание которых второклассники помнят («словарные», проходившие через списывание), дети пишут полностью. Но большую часть «главных орфограмм», связанных с выбором букв для безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных, ещё долгое время, до 3-ей четверти, школьники будут записывать с «окошками», а иногда и с орфографической «дробью» (слово «дробь» не для учащихся).

При выполнении задания 133 дети осваивают технологию записи с «окошками». Сначала они действуют по образцу, но на следующих упражнениях будут учиться делать это самостоятельно. Главным моментом на следующем уроке является введение специальной памятки 3, уточняющей порядок действий, необходимых для безошибочного письма. Эта памятка вводится всего на несколько уроков, а потом заменится памяткой 4, в соответствии с которой младшие школьники будут выполнять все самостоятельные записи (и не только во 2-м классе).

Выдержать разделение операций, хотя бы несколько уроков, очень важно для формирования у детей осознанности письма. Я использовала приёмы, мотивирующие выполнение первого шага даже в тех случаях, когда ребята помнят или могут написать её по правилу. Например, хвалю их за знание правила, за хорошую память и т.д. Говорю, что меня прежде всего интересует их внимательность, зоркость, наблюдательность, способность быть «хорошими разведчиками, которые обнаруживают все опасности на пути». В начале закрепления введённого способа действия избегала слов, в которых орфографические задачи слишком просты для учеников. В дальнейшем по памятке 4 выполнение операций станет иным: школьники получат разрешение сразу писать буквы на месте тех орфографических задач, где им уже известны ответы. Рекомендация для детей проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши; не знаешь или не уверен – оставляй «окошко».

Во второй четверти активно продолжается начатая орфографическая работа: вся четверть отводится на становление умения писать с «окошками» (по памятке 4).

Следующий раздел – «Размышляем о словах» - готовит второклассников  к освоению способов решения орфографических задач – изучению основных орфографических правил. Если мы хотим, чтобы ребёнок осознанно выполнял инструкцию правил, мы должны  обеспечить ему владение понятиями: родственные слова, корень слова, однокоренные слова. Вторая группа понятий, необходимых для осознания способов выяснения орфограмм в корне, - это изменение слова и окончание. На этих уроках учащиеся в ходе наблюдений делают важное орфографическое «открытие»: они узнают о том, что корень в родственных словах пишется одинаково. Этот «секрет корней» ложится в основу последующей орфографической работы. При этом все формировавшиеся ранее орфографические умения, в частности умение писать с «окошками», не теряют своей значимости, они совершенствуются.

Понятие родственные слова – не новое для учащихся. Наблюдения за семьями слов, за общностью их значения, за тем, что их можно объяснить с помощью одного и того же слова, «кусочек которого остаётся в них «жить», - всё это содержание работы ещё в период обучения грамоте. Задача данных уроков – формирование соответствующего понятия, а значит, уточнение его опознавательных признаков, и введение понятия корень слова. Осмысление понятий происходит на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями, т.е. с тем же звуко – буквенным составом, но другим значением.

Очень важным является вопрос о едином написании корней в родственных словах (о «секрете корней»). На этапе становления орфографической зоркости при знакомстве с признаками орфограмм  я показывала учащимся, что часто бывает так: звук один, а буквы на его месте разные. Дети убеждались в том, что в определённых позициях звукам при письме доверять нельзя, правильно выбрать букву они ещё не умеют, поэтому, чтобы не допускать ошибок, лучше писать с «окошками». Теперь наступает следующий этап обучения, и потому проводится сопоставление звучания и написания корней в родственных словах. Ученики открывают новый «секрет»: корни родственных слов пишутся одинаково. А это значит: звуки в корнях родственных слов, как гласные, так и согласные, могут быть разными (в пределах чередующегося ряда), но буква на их месте одна и та же. Важным результатом работы на уроке становится понимание того, что можно написать корни нескольких родственных слов, если точно знаешь, как пишется корень в одном из слов.

Новизна орфографической работы (по сравнению со всем предыдущим периодом обучения) состоит в том, что школьники приучаются к мысли: букву в одном из родственных слов можно узнать, пользуясь «секретом корней», так как во всех родственных словах корни пишутся одинаково. Применение «секрета корней» предполагает примерно такое рассуждение: слово образовалось от…(можно объяснить с помощью слова…; оно родственное слову…), а я знаю (помню), что это слово пишется…, значит, и в этом слове на месте «окошка» нужно писать… .

Раздел «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».

Развитая орфографическая зоркость, овладение приёмом письма с пропуском орфограмм обеспечили ученикам, во-первых, внутреннюю потребность в знакомстве со способами решения возникающих орфографических проблем, а во-вторых, практическую готовность начать пользоваться приобретёнными знаниями не только при выполнении специальных упражнений, но и в свободном письме. Освоение орфографических правил, связанных с написанием корней, и обеспечил данный раздел.

Изучение правил о корневых безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных отличается от традиционного подхода.

  1. Правила о безударных гласных  и парных по глухости – звонкости согласных рассматриваются не отдельно, а вместе.
  2. Учащимся не только даётся общая установка на подбор проверочного слова и её традиционная расшифровка (для этого измени слово или подбери родственное), но и показываются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.
  3. Из способов подбора проверочных слов особо выделен один – объясни значение слова с помощью однокоренного. Значимость этого приёма проверки подсказана детскими ошибками.

 Пристальное внимание к значению слов, вынесение установки «объясни значение» на первое место среди способов решения орфографических задач – это один из главных приёмов подбора проверочных слов. На имеющихся у ребят знаниях основываются их первые выводы: в словах – подсказках для безударных гласных в корне гласный звук должен быть ударным; буква парного по глухости – звонкости согласного должна стоять перед буквами гласных, а также перед р, л, м, н, й и в. Понятно, что появление похожих по звучанию, но разных по значению терминов (проверочные и проверяемые слова) вызвало у детей определённые трудности. Их преодоление требует времени, осваивали термины  путём не заучивания, а регулярного употребления.

Иногда считают, что детям трудно применять изучаемые правила потому, что у них маленький словарный запас. Дело прежде всего в другом. Младшие школьники не умеют пользоваться словом, «манипулировать» им. Освоение способов подбора проверочных слов и помогает им накопить нужный опыт.

Мысль, проводимая в теме «От значения слова – к правильной букве» стала основополагающей для всей дальнейшей орфографической работы. Если у учащихся сформировать привычку задумываться над значением слова, которое употребляешь, то это повысит не только общую культуру их речи, но и грамотность.

Очень важно при формулировании заданий разграничивать понятия «правило» и «орфограмма». «Орфограмма» - это письменный знак, буква или пробел, который не подсказан звучанием, а должен быть выбран путём выполнения определённых действий, «правило» же – это тот способ действия, тот алгоритм действия, который нужно выполнить, чтобы осуществить выбор написания.

На уроках данной темы и на всех последующих необходимо отрабатывать правильный способ действия по памятке 4. Эта памятка останется руководством для самостоятельного письма в различных  учебных и неучебных ситуациях. Общий принцип: «знаю – пишу, не знаю – оставляю «окошко»; если слово может быть непонятным читателю, показываю выбор букв». Овладение таким способом действия и одновременно орфографическими правилами, позволяющими во многих случаях решать проблемы выбора написания, - главный результат обучения орфографии во 2-ом классе. С приобретёнными знаниями учащиеся перешли в следующий класс. Изменения будут состоять лишь в том, что по мере изучения орфографических правил  и накопления опыта  их применения потребность в «окошках»  и их количество должны постепенно уменьшаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.

В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

Формирование навыков грамотного письма обучающихся I ступени и усиление практической направленности на уроках русского языка по ФГОС

На уроках обучения грамоте нередко можно наблюдать, что если повторять одни и те же приемы обучения, то у детей снижается интерес к учебному материалу. Поэтому необходимо различными способами и метода...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

Система упражнений для формирования навыка грамотного письма под диктовку. 3 класс. Программа "Школа России"

Предлагаю систему упражнений для дополнительных занятий по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России". Эти задания могут использовать не только учителя начальных классов в своей р...

Совершенствование навыков грамотного письма

В подборке упражнения и мтериалы к ним для отработки грамотного письма у младших школьников...