Русский язык в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
Р У С С К И Й Я З Ы К
В 4 К Л А С С Е А
Автор-составитель: учитель начальных классов – Кузнецова О.Ф.
Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения.
Цель урока: учить различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам;
познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2-го склонения без предлога;
способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
развивать речь детей, умение сравнивать и делать вывод;
воспитывать ответственности за свои поступки перед собой и другими.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Чистописание. Лексический анализ слова – совесть.
- 2007 год объявлен годом русского языка. На прошлой неделе в нашей школе проходили мероприятия, посвящённые «Неделе русского языка», а, изучая свой родной язык, мы ещё учимся красиво писать и понимать значение употребляемых слов.
- Рассмотрите росчерк слова совесть.
- Запишите этот росчерк в тетрадь и попробуйте объяснить значение этого слова. (Ответы детей).
Вывод:
Это слово называет чувство, свойственное человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми. Это хорошее или плохое качество человеческой души?
без грызёт. Совесть а зубов,
- Соберите из данных слов пословицу.
Совесть без зубов, а грызёт.
- Как вы понимаете слова этой пословицы? (Ответы детей)
- Я, надеюсь, что вас сегодня не будет грызть совесть и вы на совесть выполните все задания.
III. Сообщение темы урока.
- Постановка проблемной ситуации.
На доске написано предложение. Прочитайте.
Р.п.
В наших лесах редко можно встретить волка.
В.п.
- Послушайте рассуждение двух учеников.
Один говорит: «В наших лесах редко можно встретить (кого? чего?) волка». Это существительное в Р.п..
Второй возражает ему: «В наших лесах редко можно встретить (кого? что?) волка». Я считаю, что это существительное в В.п..
- Кто же из них прав? Это нам придется выяснить.
2. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока – «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».
- Сегодня вы будете учиться различать В.п. от Р.п. одушевлённых имён существительных, которые отвечают на вопрос кого?
- Работа над темой урока.
- Работа с таблицей.
Р. п. | кого? чего? | от, до, из, без, для, около, у, с |
В. п. | кого? что? | в, на, за, через, про |
- Назовите вопросы родительного падежа
- Назовите вопросы винительного падежа.
- Назовите предлоги родительного падежа.
- Назовите предлоги винительного падежа.
- Сделайте вывод: чем различаются эти падежи? (Предлогами)
- Сравнение окончаний существительных 1-го и 2-го склонения.
падежи | вопросы | 1-е склонение | 2-е склонение |
Р. п. | нет кого? | ученицы, Вали | ученика, медведя |
В. п. | вижу кого? | ученицу, Валю | ученика, медведя |
- Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения. (У существительных 1-го склонения окончания разные. У существительных 2-го склонения окончания одинаковые.)
- Как различить существительные Р.п. и В.п. 1-го склонения? (По окончаниям)
Опорная схема.
Р.п. В.п.
предлоги
1-е скл. –и, -ы. –у, -ю.
3. Упражнение в распознавании склонения и падежа.
Учебник стр. 107 упр.205 (1и2).
4. Физкультминутка.
Мы писали, мы писали
На вопросы отвечали.
А теперь все дружно встали.
Мы смекалистые дети
Всё хотим узнать на свете
Мы искали и нашли:
Три склонения прошли.
- Назову существительное первого склонения – присядьте, назову второго склонения – встаньте, назову третьего – хлопните один раз в ладоши.
Смелость, подсказка, тополь, свирель, игра, музыкант, темнота, колыбель.
5. Работа по учебнику.
- Как различить существительные 2-го склонения Р. п. от В. п.?
-Давайте посмотрим, какое решение нам предлагает автор учебника Тамара Григорьевна Рамзаева. (Стр.107)
- Прочитайте правило.
Опорная схема.
Р.п. В.п.
предлоги
1-е скл. –и, -ы. – у, - ю.
2-е скл. – а, - я. – а, - я. ( сущ. 1-го скл.)
6. Решение проблемной ситуации.
- Вернёмся к проблеме, которая была поставлена в начале урока.
- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? Если вы считаете, что прав первый мальчик – покажите красную карточку, если второй мальчик – покажите зелёную карточку. Объясните свой выбор.
(Ответы учащихся)
В наших лесах редко можно встретить волка (лису).
- Давайте заменим существительным лиса.
- Окончание - у, В.п.
- Какой мальчик был прав? (Второй)
- Как различить существительные 2-го склонения? (Подставить существительное 1-го склонения)
IV. Итог урока.
- Подведём итог.
- Как поступить, чтобы отличить Р.п. от В.п. 1-го скл.? (По окончанию).
- Как поступить, чтобы отличить Р.п. от В.п. 2-го скл.? (Заменить это существительное существительным 1-го склонения).
V. Графический диктант.
- Если вы услышите существительное в Р.п. поставьте (+), если услышите существительное в В.п. поставьте знак ( -).
Кормить бегемота (В.п.), гнездо белки (Р.п.), убегать от медведя (Р.п.), ловить сороку (В.п.), слушать школьника (В.п.), встретить бабушку (В.п.), изображение петуха (Р.п.), помощь друга (Р.п.)
Взаимопроверка.
- , +, +, -, -, -, +, +.
VI. Домашнее задание.
Стр. 107, правила, упр. 206.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...