Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с толковым словарем. Развивать словарный запас, внимание, память. Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_umk.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» с использованием информационно коммуникационных технологий.
Учитель Кусова Елена Николаевна
ТЕМА: СИНОНИМЫ.
ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с толковым словарем. Развивать словарный запас, внимание, память. Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник русского языка, рабочая тетрадь, толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды).
ХОД УРОКА.
I. Организационная часть.
Сегодня мы познакомимся с новой группой слов, как она называется, вы мне скажите сами, если справитесь с первым заданием и будете особо внимательными. А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.
II. Работа со словарными словами.
Перед вами ребус. Чтобы вписать в него слова необходимо разгадать загадки.
1 | |||||||||
| 2 | ||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
Слайд № 1.
ш | о | с | с | е | |||||
м | а | ш | и | н | а | ||||
п | р | а | з | д | н | и | к | ||
с | о | б | а | к | а | ||||
п | ш | е | н | и | ц | а | |||
т | о | в | а | р | и | щ | |||
м | о | р | о | з |
Слайд № 2
- Часть дороги, по которой движутся автомобили.
- (Ребус).
- День, когда все отмечают знаменательное событие
- В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
- Зерновая культура.
- Человек, который всегда выручит в беде.
- (Ребус)
Прочитать слова. (слайд убирается). Кто может повторить? Записать слова по памяти столбиком и обозначить орфограмму словарного слова.
II. Новая тема:
1.Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.
Шоссе - | дорога |
Машина - | Автомобиль |
Праздник - | Веселье |
Собака - | Пес, щенок |
Пшеница - | хлеб |
Товарищ - | друг |
Мороз - | Стужа, холод |
Слайд № 3.
- Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи)
- Чем отличаются? (по-разному произносятся)
- Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в кроссворде. Кто найдет слова
ш | о | с | с | е | |||||
м | а | ш | и | н | а | ||||
п | р | а | з | д | н | и | к | ||
с | о | б | а | к | а | ||||
п | ш | е | н | и | ц | а | |||
т | о | в | а | р | и | щ | |||
м | о | р | о | з |
Слайд № 4.
Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли)
2. Работа с правилом в учебнике .
Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели?
- Какое значение должно быть у синонимов?
- Какой частью речи они должны быть?
3.Физминутка.
Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.
ИДТИ – ШАГАТЬ
СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ
КИДАТЬ – БРОСАТЬ
СООРУЖАТЬ – СТРОИТЬ
РАЗМЫШЛЯТЬ – СТРОИТЬ
БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ
ЕСТЬ – КУШАТЬ
СВЕРКАТЬ – БЛИСТАТЬ
4.Работа с толковым словарем
В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39.Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)
Вещун - | |
Деликатный - | |
Завороженный - | |
Изысканный - | |
Кавардак - | |
Навязчивый - | |
Опрятный - | |
Проказа - | |
Чародей - |
Слайд №5.
5.Значение синонимов.
-У каждого из вас есть карточка.
- Прочитайте группу слов и назовите, что их объединяет.
Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. |
Идти, шагать, брести, ковылять. |
Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный. |
Доктор, врач, знахарь, лекарь. |
Алый, пунцовый, багровый, рубиновый. |
Слайд № 6.
- Что объединяет слова? (смысл, часть речи)
- Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)
- Выделите в каждой группе слово, которое характеризуют качество в наибольшей степени.
6. Редактирование текста.
-В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?
КОТЕНОК. У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к маленькому пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился. |
-Переделаем рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.
КОТЕНОК. У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его небольшие лапки заплетались, малюсенькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился. |
Слайд № 7
III.Итог урока: Что такое синонимы?
Для чего нужны синонимы?
Кто научился подбирать синонимы?
IV.Домашнее задание: Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа"
Умение работать с картиной, составлять устно и письменно оформлять описание изображённого на картине по предложенному плану. Письменное сочинение....
Презентация к уроку русского языка по теме "Состав слова", Перспективная начальная школа, 2 класс
Данная презентация к уроку русского языка составлена в соответствии С ФГОС НОО....
Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...
Конспект урока русского языка «Именительный падеж существительных» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с именительным падежом, особенностями именительного падежа.Планируемые результаты: Предметные:Знать: падежные вопросы именительного падежа...
Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)
Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...
Конспект урока русского языка"«Части речи. Глагол»" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование четкого грамматического понятия «глагол», закрепление знаний уч-ся о существенных признаках глагола, выведение алгоритма нахождения глагола среди др...
Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)
Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...