Конспект урока : Обобщение по теме «Глагол»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной основе и готов для дальнейшего его электронного использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol._urok_no_15a.docx | 49.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №15
- Название модуля (тема урока): Обобщение по теме «Глагол»
- Интегрирующую дидактическую цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы.
- Целевой план действий для учащихся:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;
- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками по теме «Глагол»;
- закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, роли глагола в предложении,
- закрепить навыки правописания безударных личных окончаний глаголов,
-тся, -ться, частицы Не с глаголами;
∙ провести подготовку к контрольному диктанту;
∙· выявить и отработать пробелы в знаниях учащихся по теме «Глагол»;
Развивающие:
- развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, -тся, -- ться, частицы НЕ с глаголами
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи
- побуждать самостоятельную мыслительную работу ученика
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы, находить ошибки, анализировать их, корректировать свою работу;
- развивать внимание и память ученика
- развивать умение слушать учителя
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации успеха
Воспитательные:
- воспитывать культуру учебного труда
- создавать творческого и благоприятного микроклимата
- содействовать формированию этических норм поведения, уважение к труду учителя
- развивать работоспособности и профилактика утомления (зрительного) в целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания
- Банк информации:
а) входной контроль знаний и умений учащихся
Цель: получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащегося к работе. Провести соответствующую коррекцию знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Отправить на проверку по электронной почте.
2. Сообщение темы: Обобщение по теме «Глагол».
Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает?- на эти и другие вопросы ты найдёшь ответы в тесте.
3. Тест
- Что такое глагол?
а) - главный член предложения
б) - часть речи
в) - часть слова
- Что обозначает?
а) - признак предмета
б) - название предмета
в) - действие предмета
- На какие вопросы отвечает глагол?
а) - кто? что?
б) - какая? какое? какой?
в) - что делает? что делал? что сделает?
- Как изменяется глагол?
а) - по родам
б) - по падежам
в) - по числам и по родам
- Каким членом предложения бывает глагол?
а) - подлежащим
б) - сказуемым
Проверка. Ученик называет ответ. Учитель комментирует.
в) Обобщение и систематизация знаний
Цель: сформировать целостную систему знаний.
- Неопределённая форма глаголов.
- Найди в стихотворении все глаголы. Назови их в неопределённой форме (Устно).
Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам глагол | жить делать рассказать чертить писать петь вышивать пахать забивать варить жарить мыть чистить рассказать |
МИНИ-ТЕСТ
1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы
а) ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
б) ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
2. Глаголы неопределенной формы имеют суффикс
а) – ть, – ти ,– чь.
б) – ешь, – ет, – л.
2. Спряжение глаголов.
1.МИНИ-ТЕСТ
Обведи в кружок верный ответ
1 Что называется спряжением?
а) изменение глагола по падежам
б) изменение глагола по лицам и числам
в) изменение глагола по родам и числам
2. Чтобы определить спряжение глагола, надо:
а) посмотреть какая гласная стоит в его окончание;
б) поставить его в неопределённую форму.
3. Личным окончание глаголов I спряжения является:
а) –ет;
б) –еть;
в) – ят;
г) –ите.
4.В личных окончаниях глаголов стоящих во 2 л. ед.ч., на конце:
а) пишется «ь»;
б) не пишется «ь»
5.Укажи глагол 2 л. ед.ч.,
а) подума...шь в) ответ...те
б) послуша...м 4) запомн...шь
6. Выбери глаголы II спряжения.
а) гон...шь
б) роня...шь
в) держ...шь
г) обид...шь
Проверка. Ученик называет ответ. Учитель комментирует
- Самостоятельная работа.
Уровень А
Цель: - определить спряжение глаголов..
Методический комментарий для учащихся. Спиши, по неопределенной форме определи спряжение и вставь букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
Уровень В
Цель: - определить спряжение глаголов..
Методический комментарий для учащихся. Спиши, определи спряжение, поставив глагол в неопределенную форму, вставь букву в окончание.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
Уровень С
Цель: - определить спряжение глаголов..
Методический комментарий для учащихся. Спиши, определи спряжение, поставив глагол в неопределенную форму, вставь букву в окончание.
Вспомни о глаголах-исключениях.!
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
- В первом предложении подчеркни главные члены предложения. Укажи имена существительные.
- Глагол смотр…шь разбери по составу, подбери к нему однокоренные слова.
- Написание НЕ с глаголами.
Методический комментарий для учащихся: раскройте скобки (устно)
Уровень А
( не) сломают
(не) греет
(не) таешь
(не) собираете
(не) ходим
(не) свечу
(не) выиграют
Уровень Б
(не) навижу
(не) взлюбишь
(не) прояснится
(не) доумеваю
( не) включаешь
(не) зарываете
(не) сломится
(не) глотаем
Уровень С
Запишите пословицы, вставляя, где нужно по смыслу, частицу «НЕ».
Откладывай безделье, да откладывай дела.
Хочешь есть калачи, так сиди на печи.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Без труда вынешь рыбку из пруда.
Прочитай правило и запомни!
Частица НЕ придает глаголу отрицательный смысл: не знает, не приедет. Частица НЕ с глаголами пишется отдельно!
Частица НЕ - это орфограмма-пробел, подчеркиваем пробел между НЕ и глаголом.
- Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ
- Прочти стихотворение. Найди знакомые орфограммы.
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая
Ей надоело лаять, злиться…
Она лежит не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На пролетевшего грача. (А.Барто)
- Какие орфограммы ты здесь видишь?
- Объясни, почему в слове злиться есть Ь, а в слове шевелится нет Ь?
- МИНИ-ТЕСТ
Обведи в кружок верный ответ
1. -ТСЯ пишется в глаголах:
а) неопределенной формы
б) в форме 3 лица единственного числа
2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется -тся?
а) – Расстат..ся трудно с другом.
б) - Со слезами растаёт..ся с другом
3. -ТЬСЯ пишется в глаголах, которые отвечают на вопрос:
а) Что делать?
б) Что делает? Что сделает?
4. Найди глагол в котором пишется -ТЬСЯ
1) гнут..ся
2) мчат…ся
3) носят…ся
4) кувыркают…ся
Вывод. (Ученик говорит правило.)
III. Уровень А. Прочти правило
Если глагол отвечает на вопрос что делает? (наст.вр.) или что сделает?(буд.вр.), то перед СЯ буква ь не пишется. Например: он (что делает?) учится, смеётся, кувыркается, купается.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? (неопределённая форма), то перед СЯ пишется буква ь. Например: надо (что делать?) учиться, смеяться, купаться, кувыркаться.
г) Выходной контроль
Цель:– установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Тест
Обведи ответ кружком
- Какое из слов не подходит к данной группе ?
Настанет, нёс, молчаливый, заснёт..
Пишет, езда, радовались, послужит.
Крутит, мечтал, ход, помог. Ключ:. - 3,2,3
- Выбери верное утверждение:
а)К первому спряжению относятся глаголы на-ать, -уть, -еть, -ть. б)К первому спряжению относятся глаголы на -ать, -уть, -еть, -ть и ещё глаголы брить, стелить. в)Ко второму спряжению относятся глаголы на-ить и ещё 11 глаголов-исключений. г)Ко второму спряжению относятся глаголы на-ить . Ключ:. б), в) 3. Определи время глагола:
Ключ: п.в., н.в., б.в. 4.Найди глаголы – 1-го спряж.:
Ключ: 2,4,5 5.Определи лицо, время, спряжение глагола. На поляне раскрываются подснежники Ключ: 3л., мн.ч., н.в., 1 спр.
|
Проверка.
д) Итог урока. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
- Над чем сегодня работали? (…)
е) Рефлексия. Цель: учить детей приёмам самоанализа, саморегулирования, планирования перспектив дальнейшей деятельности
- Закончи предложения:
« Сегодня я убедился, что ………»
ж) Домашнее задание. Повтори правила по теме «Глагол». Подготовься к контрольному диктанту. http://www.samsdam.net/ruslang/00073.php
Уровень А
- Методический комментарий для учащихся.
Спиши. Вставь пропущенные буквы и укажи время глаголов:
Пр..читал прил..тит
уг..щал поб..дит
г..ворит прив..зал
защ..щает нар..сует
нак..рмил охр..няет
2. Выполни морфологический разбор глагола накормил, подбери к нему однокоренные слова и разбери по составу.
Уровень Б
1. Методический комментарий для учащихся. Спиши. Подбери глаголы по смыслу и верно их напиши. Определи их спряжение
______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.
2. Выполни разбор пятого предложения .
3. Выполни морфологический разбор глагола из первого предложения и существительного в лесу.
ПАМЯТКА.
Подготовься к написанию диктанта.
Цель: проверить правописание гласных после шипящих, правописание ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, раздельное написание предлогов, союзов, написание безударных окончаний имен существительных, личных окончаний глаголов, -тся, -ться, частицы НЕ с глаголами, оформление предложения.
- Когда ты слушаешь текст (предложения), то
Во-первых, следует фиксировать наличие вопросительных и восклицательных предложений, не стараясь, однако, их заранее запоминать. Достаточно просто отметить, что они есть и сколько их.
Во-вторых, следует обращать внимание на присутствие в тексте имен собственных, особенно географических названий.
В-третьих, ученики могут составить общее представление о структуре предложений, в частности, о наличии однородных членов предложения
- Когда ты слушаешь части предложения, то
1. Обязательно шепотом или тихим голосом орфоэпически повтори ее «для себя».
Это необходимо для лучшего запоминания всей части.
2. Выдели первое слово. В этом слове ты должен:
обнаружить орфограммы:
а) проговаривать слово «для себя» орфоэпически, вслушиваясь в каждый звук;
б) выделить опасное место (орфограмму)
3. Распознать орфограмму, т.е.
а) понять ее тип - безударный гласный, парный согласный, сочетание чк, чн и пр.;
б) если выделен безударный гласный, то определить его место: в приставке, корне или окончании, (если безударный находится в приставке - вспоминаем ее написание, если орфограмма в окончании - нужно определить часть речи).
4. Выбрать соответствующий план решения орфографической задачи:
а) устно выполнить соответствующие орфографические действия и устанавливать правильное написание
б) написать слово целиком или с пропусками, четко проговаривая его.
После записи первого слова ученик актуализирует из оперативной памяти второе слово и т.д.
Литература:
- «Русский язык. Учимся играя.», В.В.Волина, Екатеринбург: «АРГО», 1996 г.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Справочное пособие по русскому языку для 4 класса” АСТ-Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Полный курс русского языка .4 класс»; АСТ-Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
- Н.М.Бетенькова «орфография, грамматика - в рифмовках занимательных», М.: Просвещение, 1994 г.
- А.Г.Нарушевич, Е.В.Попова «Тесты по русскому языку», М.: АСТ-ПРЕСС,1997г.
- Е.Е.Кривилёва, ж-л »Современный урок» № 5-6, 2007 год, стр.94-98 , Центр «Педагогический поиск». Тесты.
Интеренет –ресурсы к урокам по теме «Глагол».
http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/russnach/nachrustests/tst-po-rusk-3-4kl
http://indigo-mir.ru/urok-russkogo-yazyka-obobshhenie-izuchennogo-o-glagole
http://www.samsdam.net/ruslang/00073.php
http://www.nachalka.com/node/338
Диктанты и проверочные работы http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200204303
Методика проведения контрольного диктанта http://rudocs.exdat.com/docs/index-319504.html
5 тестов по теме: "Глагол" для 4 класса http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/russnach/nachrustests/5testov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- обобщение по теме "Глагол" по русскому языку в 4 классе
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе....
Урок-обобщение по теме "Глагол"
Урок и презентация по теме "Глагол"...
Презентация к уроку - обобщения по теме "Глагол"
Презентация к уроку - обобщения по теме "Глагол"...
Конспект урока: Обобщение по теме "Глагол». (УМК "Школа России", 2 класс)
Обобщение по теме "Глагол".Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола...
Презентация к уроку "Обобщение по теме Глагол" 4 класс
Данная презентация является частью урока русского языка в 4 классе "Обобщение по теме Глагол". Слайды сдержат информацию о заданиях и их проверке....
Урок обобщения по теме "Глагол"
Цель: обобщить полученные знания о глаголе.Задачи:- закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола;- развивать орфографическую зоркос...
Конспект урока обобщение по теме "Глагол" 4 класс
Обобщение знаний по теме "Глагол"....