Местоимение 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 3класс
Предмет(ы): Русский язык
Тема: Местоимение.
Цель урока:
1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»
2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Технология:
Развитие критического мышления
Приемы:
· Обращение к личному опыту учащихся;
· Прогнозирование;
· Составление исследовательской карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_3_klass.rar | 714.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 3 класс
Предмет(ы): Русский язык
Тема: Местоимение.
Цель урока:
1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»
2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Технология:
Развитие критического мышления
Приемы:
- Обращение к личному опыту учащихся;
- Прогнозирование;
- Составление исследовательской карточки.
2мая 2012 год.
3 класс
Предмет: русский язык
Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.
Тема урока:Местоимение
Обучающие цели:
- Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
- Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
- Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Развивающая цель:
Развитие внимания, памяти, культуры общения.
Цели воспитательные:
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.
Задачи:
1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.
Оборудование:
- учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
- карточки для исследовательской работы;
- сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
- загадки на карточках;
- компьютер;
- проектор.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!
Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя.
Солнце в небесах горит
И у ног земля лежит.
Здравствуй же, родная школа,
Здравствуй, дом мой самый лучший,
Здравствуй, край, родной могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй мир! Проснулся Я!
– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.
Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.
Баллы 1-5
№ | Вид деятельности | оценка | что не получилось |
1. | Работа с предложениями в группе | ||
2. | Составление исследовательской карточки | ||
3. | Чистописание | ||
4. | Словарная работа | ||
5. | Работа по учебнику. | ||
6. | Устные ответы на вопросы | ||
7. | Оценка учителя | ||
8. | Средняя оценка |
2.Чистописание.
Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».
яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)
-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?
МЕСТОИМЕНИЕ
3.Стадия вызова
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?
Краткие сведения о местоимении:
Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.
Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
4. Стадия осмысления. Новый материал.
– Начнем наше исследование.
Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.
Исследовательская карточка
- Местоимение –
- Употребляется вместо
- Местоимения отвечают на вопросы
- Не называют предмет, а
- Личные местоимения
Задание №1 (у каждой группы свое)
Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)
– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?
– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.
1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.
Снегирь – очень маленький.
2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.
Ласточка любит лакомиться насекомыми.
3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.
Журавли летят и громко курлычут.
– Проверка. Почему вы так решили?
- (слайд)
– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?
– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.
Каждое слово – это часть… речи.
Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.
– Какой напрашивается вывод?
Исследовательская карточка
- Местоимение – это часть речи
- Употребляется вместо
- Местоимения отвечают на вопросы
- Не называют предмет, а
- Личные местоимения
Запишем в исследовательскую карточку.
Задание №2
Текст на слайде и на карточках.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "
Вопрос: Кто же это "он"?
Ответ: Куст, мальчик, конь.
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Слово "он" не называет предмета
Далее следует продолжение текста:
"Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".
Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.
Какой вывод? Стр. 141 правило
Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
Исследовательская карточка
- Местоимение – это часть речи
- Употребляется вместо
- Местоимения отвечают на вопросы
- Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
- Личные местоимения
ФИЗМИНУТКА
– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/
Главная мысль стихотворения? (беречь природу)
Задание № 3
Стр. 141 упр.2 в учебнике.
(выполняют в группах) И разбирают правило к упражнению.
После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?
Исследовательская карточка
- Местоимение – это часть речи
- Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
- Местоимения отвечают на вопросы
- Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
- Личные местоимения
А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?
Запишем в исследовательскую карточку.
Исследовательская карточка
- Местоимение – это часть речи
- Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
- Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
- Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
- Личные местоимения
Задание № 4.
Заполни таблицу.
лицо | Ед. число | Мн. число |
1 лицо | ||
2 лицо | ||
3 лицо |
Ответьте на мои вопросы.
-Что вы любите делать?
- Какое слово вы употребили, назвав себя? Запишите это слово в таблицу.
лицо | Ед. число | Мн. число |
1 лицо | я | |
2 лицо | ||
3 лицо |
- Что мы изготовили на уроках труда?
- Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.
лицо | Ед. число | Мн. число |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ||
3 лицо |
- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
лицо | Ед. число | Мн. число |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | |
3 лицо |
- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?
лицо | Ед. число | Мн. число |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо |
- Когда мы используем слово вы?
Прочитайте те слова, которые мы записали.
Продолжим.
Задание №5. Словарная работа.
Моя загадка-стихотворение –
Про местоимения...
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)
- Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?
В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)
С какими местоимениями мы сейчас работали?
Добавьте в карточку личные местоимения.
лицо | Ед. число | Мн. число |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют личными.
Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
- Если о лицах, тогда и назвали их личными.
Какие личные местоимения мы узнали?
Запишем в исследовательскую карточку
Исследовательская карточка
- Местоимение – это часть речи
- Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
- Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
- Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
- Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Задание № 6. Ситуация.
Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение - "Я, всё своё ношу с собой".
-Как вы понимаете это выражение?
-Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
-Обозначьте части речи в этом предложении.
(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.
Стадия рефлексии
– Предлагаю обобщить наше исследование.
– Что узнали о местоимении?
– В чем загадка местоимения как части речи?
Выставите себе средний балл в оценочных листах.
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
Домашнее задание (на выбор):
– Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.
– Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.
- учебник стр. 142 упр.4
Дополнительный материал.
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
КАРТОЧКА 1
1. Что называется местоимением? Приведи примеры.
2. Прочитай. Выпиши местоимения.
Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.
КАРТОЧКА 2
- Чем местоимение отличается от имени существительного?
- Спиши. Подчеркни местоимения.
Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
Урок русского языка....
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...
Урок русского языка в 4 классе "Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений."
Цель: Формирование понятие о склонении местоимений....
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Урок для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Повторение изученного материала по теме: «Местоимение». Склонение личных местоимений
Урок предназначен для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Итоговый....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"
Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....