Учебники русского языка по программе ПНШ
статья по русскому языку на тему

Пилипчук Лидия Алексеевна

Особенность учебников по русскому языку по программе «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенность учебников по русскому языку по программе «Перспективная начальная школа»

       Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства русский язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

        Русский язык по программе « Перспективная начальная школа»разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, сделавших упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

        Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1.  А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны.

       Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения.

 2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят.

3.  Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопе-дических проблем.

 4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок.

5.  Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

 6.  Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

7.   Для создания или восстановления целостной картины мира.

      В учебниках по русскому языку продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и
в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций.     Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

      Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.

      Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение».

      Учебник "Русский язык" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа" очень интересный по содержанию.

Он разработан с учетом возрастных особенностей школьников, и он нацелен на развития у них стремления к изучению русского языка, любви к родному языку, а также на формирование у школьника широкого кругозора и развитого абстрактного мышления. Материал, который необходимо запомнить, выделен в учебнике в рамочке, это позволяет школьнику акцентировать внимание на изучение наиболее необходимых правил и определений курса.

     В книге каждый новый урок обозначен значком – морской конек, также в учебнике есть раздел – работа в парах, при изложении определенного материала автор отсылает школьника к предыдущим темам с помощью специального указательного знака. Материал в учебнике изложен в простой и доступной форме в виде весёлого рассказа, материал сопровождается большим количеством рисунков, которые помогают школьнику не зацикливаться на разборе теоретического материала, а какое-то время отдыхать, а потом возвращаться к работе с ним. Многие задания в пособие приведены в виде иллюстраций, это помогает школьнику лучше воспринимать теоретический материал.

Радует, что этот учебник не столько для учителей создан, сколько для детей (любой ребёнок, умеющий читать, может практически самостоятельно изучать русский язык по этому учебнику).

    Лексика учебника, тетрадей содержит много новых слов, интересных заданий, что способствует успешному обучению, развитию и воспитанию детей. По-новому разработаны приёмы, формы и методика объяснения нового материала, что облегчает усвоение его детьми. Например, ранее при изучении темы "Парные звонкие и глухие согласные" дети проговаривали и заучивали такое правило: "Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная. Здесь же: "Говорим гри(п) - много грибы, - поэтому пишем гриб". В тетрадях для самостоятельных работ словарные слова представлены в игровой форме, задания развивают, заставляют думать. В них есть "Азбука вежливости", которая воспитывает детей, прививает им навыки культурного поведения.

     Много упражнений на освоение алфавита и практическое использование последовательности букв алфавита, а также различение звуков разного качества и освоение способов их обозначения. Замечательно то, что звуки русского алфавита постоянно перед глазами первоклассника. Приветствую то, что в данной программе по русскому языку изучаются формулы речевого этикета, их использование в устной речи со сверстниками и взрослыми. А ещё я рада, что в данной программе прослеживается преемственность начального и среднего звена по русскому языку с 1 класса.

     Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

    Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

    Одна из особенностей  учебника по русскому языку во 2 классе- инструментальность, которая подготавливает детей к самостоятельной работе с книгой. Сам учебник учит листать книгу, находить в ней нужное, работать одновременно с двумя - тремя книгами, с другими источниками информации - тетрадью, словарями, что способствует умению собирать факты, используя информацию в учебниках для самостоятельной работы.

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи.

    Учебник имеет качественное полиграфическое исполнение, красочные рисунки, шрифт соответствует возрасту учеников. Текст напечатан разным шрифтом, что помогает учащимся хорошо ориентироваться в нём. На форзаце учебника напечатаны основные правила с примерами, что помогает учащимся грамотно писать.

    Очень хорошо организована работа с алфавитом.

Также хорошо, что с первых страниц данного учебника учащиеся знакомятся с четырьмя словарями. Вместе с Анишит Йокоповной, Машей и Мишей дети узнали о существовании обратного словаря, стали работать с ним. Формированию культуры речи способствует работа со словарем "Произноси правильно". Не менее важно для второклассников является работа со словарем с происхождения слов. Интересно даются понятия "главные и неглавные слова в предложении", "окончания". Сначала как бы настораживает слишком долгая устная работа на уроках. Позже становится понятно, что работа по данному учебнику предполагает формирование у детей активной позиции школьников посредством проблемных диалогов, парной и групповой видов работы.

     Особенностью учебника русского языка в 3 классе является попытка принципиально изменить привычные акценты: традиционно в начальной школе все виды разбора (звуко-буквенный, морфемный, связанный с характеристикой части речи, а также разбор по членам предложения) носили характер "дополнительных" заданий и воспринимались школьниками как ненужное мучение. Цель учебника – сделать эти разборы функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьники обнаружили, что разбор помогает решать практические задачи правописания (первые три вида разбора); помогает понимать смысл сказанного, а в дальнейшем и менять его (четвертый вид разбора).

    Первая часть учебника ("Части слова") посвящена формированию орфографических умений на основе понимания действий Закона сильной позиции. Здесь создаются условия для практического освоения тех орфограмм, осознание которых связано с уяснением состава, этимологии и звуко-буквенного облика слова. Вторая часть учебника ("Части речи") создает условия для наблюдения за орфограммами, порожденными изменениями формы слова (склонением или спряжением).

Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ, а также данные, из какого именно языка они пришли) носят не просто культурологический характер: дело не только в том, чтобы сделать учебник интересным или расширить представления из истории языка. Дело в том, что процедура исторического разбора делает для школьника слово прозрачным. Он зрительно запоминает части этого слова, поскольку каждая из них для него теперь обладает смыслом! Например, если школьник видит, что слово пожалуйста состоит из двух частей – пожалуй и ста, причем смысл каждой части объясняется (пожалуй – от жаловать, дарить любя; ста – либо сударь, либо стало быть), то теперь запоминание правописания того слова уже не будет носить формально-механический характер. То же самое – с другими словами, например, со словом счастье ( с + часть) и т.д. Смысл деления слов с удвоенными согласными в корне на слова, пришедшие в язык из Англии, Франции, Греции и т.д., все тот же: окружить слова определенным ассоциативным ореолом, который делает запоминание их правописания осмысленным. Хотелось бы отучить школьника от пугающего словосочетания "словарное слово". Для него корова должна быть не абстрактным "словарным словом", а словом, в котором есть сочетание -оро-, тогда (по аналогии) и молоко (-оло-), и воробей, и соловей, и золото, и городской, и другие будут не словами "для запоминания", а словами, в которых есть общая закономерность.

В учебнике сделано все возможное для того, чтобы школьники обратили внимание на слово, чтобы слово стало предметом их интереса, то есть стало конструктивно разборным и "прозрачным" сразу в нескольких направлениях: своего происхождения, звуко-буквенного состава, морфемного состава, парадигмы своих возможных изменений и своего контекстного значения.

     В учебнике выстроена система работы, нацеленная на осознание школьниками лексических возможностей речи. Школьники знакомятся с понятиями синонимы, антонимы, фразеологизмы, осваивают их практически. Одна из линий работы ориентирована на практическое освоение школьниками некоторых важных формул речевого этикета, на формирование умений различать и создавать тексты разных видов.

     Очень сильный русский язык: в середине третьего класса уже охвачены падежи, склонения, части речи, полный разбор предложений, состав слова и т. д. Важно, что выводы делает сам ребенок, пусть сначала трудно, но к концу второго класса формируется умение мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Решение проблем развития речи опирается на разделение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усваивать важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение. 

    Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

   На уроках развития речи ученикам понятно, как нужно научиться писать изложения и сочинения. Особенно удачно представлена методика сочинения по картинам.

                                                                        Учитель: Пилипчук Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность учебников русского языка по программе «Перспективная начальная школа»

Статья "Особенности учебников  русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Использование электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»

Использование электронного приложения  к  учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык" 3 класс (автор - Канакина В.П.)

 Программа по русскому языку для 3 класс разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, авторской програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык. 4 класс" Канакиной В.П.

Рабочая программа предмета «Русский язык» 4 класс составлена на основе·         Федерального государственного стандарта начального общего обр...