Безударная гласная в корне - проблема каждого урока
статья по русскому языку по теме
Данная статья посвящена проблеме каждого урока - правописанию безударной гласной в корне слова. Хочу поделиться опытом работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad3bez.gl_.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
« Безударная гласная в слове – проблема каждого урока»
Арапова А.А.
МБОУ СОШ д. Ручьи
учитель нач.классов
Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества. Только в этом случае возможно реализовать те глубокие идеи, которые заложены в Основных направлениях школьной реформы. Интенсификации обучения можно достичь в том случае, если будет увеличено число учебно-познавательных действий и операций, умело использована каждая минута урока как учителем, так и учащимися, если учебный материал урока дойдет до сознания каждого ученика.
Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Мой многолетний опыт работы учителя, руководителя методического объединения учителей начальных классов, результаты контрольных работ нашей и других школ позволили сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей.
В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работе младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением учащихся найти объект правила (ученик не может определить место орфограммы в слове), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением; подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: например, слизал сметану – слез; посидел на скамейке – сед).
Обучение правописанию безударных гласных в словах будет успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические основы данной темы.
В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо учить детей определять в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.
Первое знакомство с правилом правописания безударных гласных происходит еще в период обучения грамоте. На этой ступени ученики впервые встречаются с такими понятиями, как «звук» и «буква», «обозначение звука буквой», «ударение», «ударный и безударный звуки», «деление слова на слоги», «ударный и безударный слоги». Учитывая возраст детей и их естественное стремление к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр, которые служат переходом к изучению правила.
Пример. Игра «Догадайся сам».
Цель: тренировка в слогоделении, в ударении.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц.
В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой – два. Показываю картинки птиц, дети должны произнести названия птиц, разделить слова на слоги, определить ударный слог, определить, в какую часть доски поместить.
Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины и т.д.
На уроках отрабатываются умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных, формировать умение изменять слово (на основе соотношения «один – много»). Использую устные упражнения, упражнения на списывание, упражнения творческого характера. (см .приложение)
Во втором – четвертом классах правило правописания безударных гласных в корне слов изучается на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова. К уже приобретенным умениям добавляются следующие: умение находить корень слова; умения подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных слов; умение выбирать среди проверочных слова с ударной гласной в корне. В соответствии со структурой правила изменяется и система упражнений (см. приложение).
Работа над правилом правописания безударных гласных не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе.
Приложение
Карточка № 1.
- Спишите слова, обозначьте ударение:
Ребята, девочка, мальчики. Работа
- Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем они различаются?
Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса.
Карточка № 2.
- Выпишите слова, в которых три слога:
Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.
- Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.
Яркие цвет
Солнечное краски
Желтый небо
Карточка № 3
- Спишите слова, рядом напишите проверочные, обозначьте орфограмму:
ш.ги - …, л.са - …, м.ря - …, гр.бы - … , ст.лбы - … .
2. Спишите предложения, вставьте пропущенные гласные, в скобках напишите проверочные слова:
На тр.ве еще бл.стит р.са. На дв.ре г.рой, а в избе в.дой. На дв.ре тр.ва, на тр.ве др.ва.
Карточка № 4
- Выпишите однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение, обозначьте значком часть слова, где находится орфограмма:
В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
Карточка № 5
- Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочное слово:
М.ховая шапка - шапка из меха
Зв.риный след - …..
Д.ревянная палка - …..
Гр.бной суп - …..
Карточка №6
- Выпишите из текста слова с безударной гласной, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму:
Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена – зубчатая, с башнями. Больше двух километров надо прошагать, чтобы обойти ее кругом. Здесь в давние времена зародился город.
Список литературы.
1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.
2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.
4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -
М., 1992..
7 . Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.
8. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.
9. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы проверки безударных гласных в корне (Презентация к уроку)
Презентация для урока - обобщения во 2 классе по теме "Способы проверки безударных гласных". На уроке учащиеся систематизируют знания по теме и составляют памятку. Памятка есть на слайде, но ее надо р...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Алгоритм проверки безударных гласных в корне. Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова. Выведение на уроке вместе с обучающимися алгоритма проверки безударных глассных в корне слова....
2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п
Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...