Интегрированный урок русского языка "Корень слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

     В уроке реализуется технология  системно деятельностного подхода  - методологическая основа внедрения ФГОС второго поколения. Организована частично поисковая  исследовательская деятельность учащихся через организацию групповой работы. Специфика и уникальность этого урока в том, что решение  конкретно-практических задач построено  на основе интеграции предметов: русского языка и окружающего мира. Урок приближает процесс обучения к жизни, наполняет его глубоким смыслом,   формирует  интеллектуальные умения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx31.97 КБ
Файл koren_slova_2_klass.pptx913.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Корень слова.      

Вид урока:  урок  открытия новых знаний.

УМК «Перспектива»

Цель:  учить использовать приобретенные знания на уроках  окружающего мире  в междисциплинарном  аспекте с русским языком;  ввести понятия  корень слова и « однокоренные слова»; выполнять учебные задание, используя алгоритм.

Планируемые результаты  деятельности:

Личностные (ЛР):  проявлять интерес к изучению тем окружающего мира и  русского языка;  

Метапредметные (МПР): 

Познавательные умения: - определять группу однокоренных слов и обосновывать свое мнение;  

Регулятивные умения:  проявлять познавательную инициативу  анализируя материал междисциплинарного характера; соотносить  учебные действия с алгоритмом;  оценивать свою деятельность.

Коммуникативные умения: формулировать понятийные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные (ЛР):   знать   важность корня в жизни растений; выявлять родственные слова и выделять в них корень.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, ПК на каждую группу детей , на рабочем столе которого, находится файл с программой «Кирилл и Мефодий» УМК «Перспектива», Таблицы для заполнения, таблица  самоконтроля прохождения этапов, цветные карандаши, ручки, разноуровневые карточки, Презентация.

Используемые технологии:  системно-деятельностная  ( работа в  группах),  личностно-ориентированная технология - дифференциация ( разноуровневые карточки), частично-поисковый метод ( работа с информацией);  информационно-коммуникативные технологии ( работа с учебным пособием на  компьютере); знаково-символическая система ( знак корня слова).

Урок  состоял  из этапов  урока  открытия новых знаний:

На начальных этапах урока   следует организовать подготовку учащихся к открытию нового знания,  каждый  должен выполнить пробное учебное действие и зафиксировать мысленно  индивидуальное затруднение.  

Далее учащиеся выявляют  место и причину затруднения,  выдвигают гипотезы и строят  различные варианты, предположения и выбирают оптимальный вариант для решения проблемы. Ребята сами  должны сделать выводы о значении корня в жизни растений и в процессе словообразования.

На  этапе построения проекта и  выхода из затруднения  следует уже  применять  новые знания и выполнять  задания,  Педагог организует учебный диалог  и направляет усилия на то, чтобы дети  пошагово  выстроили алгоритм нахождения корня в слове.

 Организуя этот этап,  подобраны  задания для автоматизации умственных действий . На данном этапе следует фиксировать  новое содержание, изученное на уроке, организовать  рефлексия и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Как  создать ситуация успеха? Через самоконтроль и самооценку. Каждый ребенок , проходя этапы урока,  отмечает и фиксирует  уровень усвоения материала .

  Таким образом, если на этапе «открытия» нового знания ученику представляется возможность стать творцом системы знаний, а на  этапе рефлексии   создаются все условия для того, чтобы понять насколько  он стал грамотным познавателем целостности мира .

В уроке реализуется технология  деятельностного подхода в организации частично поисковой  исследовательской деятельность учащихся через организацию групповой работы. Дети сами должны додуматься до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснять, как надо действовать в новых условиях.

Специфика и уникальность этого урока в том, что урок являлся  уроком решения конкретно-практических задач на основе интеграции предметов. Ребята  сравнивают и фиксируют результаты наблюдений в таблицу.  УЧИТЕЛЬ должен  стать организатором познавательной деятельности,  управляющей групповым взаимодействием учащихся;

При подготовке к уроку были учтены программные требования по окружающему миру, русскому языку,  образовательные стандарты для 2 класса

В  уроке основной ведущей дисциплиной стал русский язык. А предмет «Окружающий мир»  явился вспомогательным, способствующим  расширению, изучению материала ведущей дисциплины.  Материал  подобран с учетом  возрастных  особенностей детей,  Это позволяет    реализовать межпредметные связи, расширять информацию, изменять аспект изучения.  Планируемые результаты  формируются на всех этапах. Урок приближает процесс обучения к жизни, наполняет его глубоким смыслом,   формирует  интеллектуальные умения учащихся.

По результатам самооценки составляется Цветок успеха- рефлексия.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Формирование УУД

Организационный момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Настраивает на  урок.

Ну-ка проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

Слайд №1

На доске  можно вывесить условия заполнения таблицы.. ( по усмотрению учителя) или проговорить .

Дети сидят в группах ( заранее  сформированы по усмотрению педагога или по выбору ребят)

Знакомятся с карточками самооценки.

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

(Если с этапом ребенок справился, то закрашивает  ячейку в желтый цвет, если – есть вопросы – то в зеленый, а если  не справился – то красным цветом).

Внутренне готовятся к работе на уроке. ( мобилизуются)

Готовы к началу урока- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л.

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

На доске « встретились корень растения и корень слова. Слайд №2

Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению  темы и целей урока

.-Прочитайте, подумайте?

   -О чем вы задумались?

  - О чем будем говорить?

 Формулируют цель и задачи урока.

1 Узнать что такое корень слова?

2.Значение корня (роль корня в слове)

3. Научиться находить его.

Слайд №3.

Цель  и задачи сформулировали.

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- самооценка;

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учащиеся выявляют место и причину затруднения

Организует работу в группах по заполнению таблицы.

Корень растения

Корень слова

1. Где находится?

- А я живу в словах, отвечает корень слова. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

2. Значение корня

(для чего нужен?)

3. Как найти?

 Таблица сложена . Видна часть «Корень растения».

-Как вы думаете, с чего мы начнем заполнять нашу таблицу?

Занимает позицию координатора.

Организует работу в группах. Наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением учебной дисциплины. Роли в группе распределены заранее.

Направляет работу вопросами учебного диалога с детьми.

Заполняют таблицу про корень растения  . ( первую часть)

 Работают с информацией на компьютере и с текстом.

Слайд №4.

 Урок № 7 «окружающий мир 2 класс «Кирилл и Мефодий» 

Выявляют затруднение

 Самооценка,

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- познавательная инициатива. (Р)

-взаимопроверка

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся

в

коммуникативной форме

обдумывают

проект

будущих

учебных действий:

Работа по  решению проблемы.

Вводит понятие однокоренные слова.

 

Заполняют часть таблицы «Корень слова»

Вывешивает результаты работы групп на доску.

После защиты каждой группой проектов  учитель с помощью учебного диалога подводит к выводу:

то же такое корень слова?

-Зачем нужен корень слова?

-Научились вы находить корень?

Слайд №5.

Заполняют таблицу про корень слова.

Защита  заполненной таблицы представителями от групп.

Вывод :

-

-Важная часть слова, главная.

-Из него растут новые слова

-Нет.

- познавательная инициатива (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

 Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

Организует учебную деятельность подводящим диалогом. Фронтальная работа.

Слайд 6

Выполним задание корня:

 Какие слова можно объединить в 1 группу

Почему?

 Есть в этих словах корень?

Какой?

Почему?

 ЭТО ОБЩАЯ ЧАСТЬ однокоренные слова? Значок корня

Вы поняли как найти общую часть ?

Слайд7

На доске  слово «ЗАМОРОЗИТЬ»

Пользуясь алгоритмом выделите корень у слова.

Слайд 8

Вы поняли как с помощью алгоритма найти корень?

Объединяют слова  по выбранному признаку.

Записывают в тетради.

Выводят алгоритм нахождения корня

Выделяют корень у слова, пользуясь алгоритмом.

Вывод: Без корня нет растения и нет слова. Значит в корне заключен смысл слова. Эта главная часть слова. От него растут другие слова.    

Вывод проговаривают во внешней речи.

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- умение структурировать знания (П);

выведение следствий (П);

-работа  в знаково-символической системе;

-моделирование

Динамическая пауза

Снять физическое и эмоциональное напряжение с детей.

Наблюдает за дисциплиной, порядком в классе.

Физкультминутка выбирается учителем по усмотрению, с учетом  степени утомляемости учащихся.

Выполняют движения физкультминутки за героями презентации.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

Реализация построенного проекта.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Организует самостоятельную работу детей по закреплению знаний, приобретенных на уроке.

Карточки с дифференцированными заданиями   трех уровней сложности педагог подбирает самостоятельно с учетом уровня подготовленности класса.

Работают с диференцированными карточками самостоятельно.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

-выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

Рефлексия деятельности

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Подводит к выводу.

-Какие задачи ставили перед собой?

-Решили мы эти задачи?

-Кто нам в этом помог? Корень растения.

-Посмотрите на оценочный лист какой цвет преобладает

 -Возьмите лепесток этого цвета и составим наш цветок успеха.

 Учитель дает оценку ученикам, группе.

Вывод: Без корня нет растения и нет слова. Значит в корне заключен смысл слова. Эта главная часть слова. От него растут другие слова.    

Проводят  самооценку.

Построен  цветок успеха.

-внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ну-ка проверь, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»? Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час!

Слайд 2

Встретились два корня: корень растений и корень слова.

Слайд 3

Корень слова Задачи: 1. Узнать что такое корень слова? 2. Зачем нужен корень слова (роль корня в слове) 3. Научиться находить его.

Слайд 5

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.

Слайд 6

Задание корня слова Корень слова Садик, посадил, грибок, садовник, посадки, циркуль, садовый.

Слайд 7

садик садовник садовый посадка посадил

Слайд 8

Алгоритм нахождения корня в слове прочитать слово подобрать однокоренные, родственные слова в ыделить корень 1 2 3

Слайд 9

Спасибо! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык+чтение в 3 классе.

Интегрированный урок в 3 классе чтение+русский язык. Тема "С.А.Есенин. Черёмуха. Обобщение знаний о имени прилагательном"....

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ 4 класс

Цель: - развитие орфографической грамотности, словарного запаса, речи учащихся;- формирование умения определять число, время, лицо глагола, составлять словосочетания с глаголами неопределённой ф...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...