Рус. язык "Парные согласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект открытого урока во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yazyk_parnye_soglasnye_v_korne_slova.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Учитель: Пономарёва А.В.
Класс: 2 «Б»
Тема: «Парные согласные в корне слова»
Цель и задачи: Познакомить с правилом написания слов с парными согласными. Развивать практические навыки написания слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова; закрепить знания об алфавите, развивать орфографическую зоркость. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету, создать необходимые условия для активной деятельности обучающихся, активизировать учащихся для самостоятельного добывания знаний, нахождения нужных примеров, аргументов.
Оборудование: информационная доска и изображение на ней калитки со словами, карточки с тестом для работы в статичных парах, правило на листах в виде дубовых и берёзовых листочков, иллюстрации, овощей, цветов, пруда.
Ход урока:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы совершим прогулку по . . .
А где будем гулять, узнаем, вспомнив алфавит.
( хором дети называют алфавит)
- Алфавит – это буквы, расположенные по порядку. У каждой буквы свой порядковый номер.
- Место, где будем гулять зашифровано. Какая буква в алфавите стоит первой? («а»).
Примечание: Далее ученики по данным числам расшифровывают слова, а учитель записывает правильный ответ.
На доске под числами записаны слова:
- 1 5 – 16 4 16 18 16 5
с а д - о г о р о д
- Сегодня будем гулять по саду – огороду.
- А теперь сделаем транскрипцию этих слов:
[с а т –а г а р о т]
- Что увидели? (Пишем «д», а говорим [т] )
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
Чтобы попасть туда, надо пройти по дорожке:
БПДТЗСЖШВФГК
- Что это за буквы? ( Согласные)
- Что образуют эти буквы? ( Пары)
- Пропишем парные согласные в тетрадях.
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Вот по этой дорожке мы и пришли к саду, да необычному, а саду – огороду парных согласных. Но войти не можем, калитка закрыта. Чтобы её «открыть» – надо выполнить задание. Вставьте нужные буквы, чтобы получились слова.
Примечание: на информационной доске появляется калитка, на которой написаны 4 слова с пропущенными буквами. Если ученик выделил нужную букву, то она фиксируется в слове. Если ученик ошибся в выборе буквы, то раздаётся предупреждающий сигнал. После того, как дети вставили правильно все буквы и ответили на вопросы , на доске появляется калитка, но замок уже открыт.
С А Д
С А Д . К
С А Д О В . Й
С А Д О В . . К
Далее проводится анализ слов:
-Что общего у этих слов? ( Корень)
- Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные)
- Что такое «родственное слово»? (Дети говорят определение.)
- Произнесём слово сад: [ с а т].
- Слышим ли мы в слове звук [д] ? ( Нет)
- А в словах садовый, садовник, садик? ( Да)
- Понаблюдайте. Что заставило звук [д] звучать чётко, ясно, звонко? ( Гласная после неё)
Вы сделали открытие! Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо слово изменить, либо подобрать родственное слово, чтобы после согласной стоял гласный или согласный звук [н].
Замок открылся и мы саду – огороде.
И первое, что мы увидели это грядки.
- Какую парную согласную напишем в слове «гря . ки»? («д», проверочное слово -гряда-)
- А что растёт на грядках, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. ( Морковь)
Примечание: как только дети отгадали загадку,
учитель прикрепляет наглядное пособие с изображением моркови, а затем лука.
- Какую согласную мы напишем слове? («в», проверочное слово – морковочка-)
- С красной строки напишем сначала проверочное слово, а затем проверяемое:
Морковочка – морковь.
- Подчеркните проверяемую букву.
2. Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а просто . . .(Лук)
- какую парную согласную напишем?( «к», проверочное слово – луковица)
- Пишем:
Луковица – лук.
-Мы отгадали загадки, и теперь « Морковка» просит нас выполнить упражнение 321.
Примечание: Один ребёнок у доски выполняет упражнение с комментированием, а остальные в тетрадях. Учитель проводит анализ выполненной работы и, выслушивая мнения учеников, оглашает оценку.
IV.Мы задание выполнили и отправляемся дальше, а в этом нам поможет ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
В необычный сад попали,
Совершили дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть.
В саду мы том увидим
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Попрощались с грядками, подошли к цветнику. А там распустились цветы. Но какие, мы узнаем, если правильно выполним задание.
Примечание: На доске написаны предложения, но вместо названий цветов перевёрнутые плакаты с изображением цветов. По мере отгадывания учитель переворачивает иллюстрации и показывает ребятам изображения цветов.
- Весной цветёт душистый . . .( Ландыш).
- Виден издалека красный . . .( Мак).
- Ветерок пролетел, . . .(Колокольчик) зазвенел.
-Сначала задания давала « морковка», а теперь задание дают нам цветы.
Примечание: учитель произносит слово, а ребята хлопают, если в нём есть парный согласный, который надо проверить.
Слова: голубь, дорога, сорока, уж, малина, мышь.
- А мы продолжаем нашу прогулку и впереди виден пруд.
- Произнесём слово «пруд».( [ п р у т ] )
- Вспомним, что надо сделать, чтобы проверить парный согласный в слове «пруд»? (Дети вспоминают правило и подбирают проверочные слова: прудик, пруды.)
Учитель делает вывод:
- Значит, в слове напишем букву «д».
- А что такое пруд?
- Пруд – это водоем в естественном или искусственном углублении.
- А если написать в этом слове букву «т»?
- Что за слово получится? (прут)
- А что такое прут?
- Прут – это тонкая, отломанная или отрезанная ветка без листьев.
- Подберите проверочное слово. (Прутик)
- Вокруг нашего пруда много растений. Как они называются? (Рогоз)
- Подберите проверочное слово. ( Листья рогоза)
Примечание: Если дети назвали «Камыш», то учитель показывает иллюстрацию с камышом. Просит, чтобы ребята запомнили и больше не путали растения.
- Подберите проверочное слово. ( Камыши)
- В пруду живёт рыбка, и она просит выполнить тест в статичных парах.
Примечание: на каждом столе уже лежит тест.
ТЕСТ.
- Вставьте пропущенные буквы:
Б/П, Д/Т, Ж/_, _/С, Г/К, _/Ф
- Обведи слова с парной согласной, которую
надо проверить:
ДОМ КОТ ШАРФ РАКИ
3. Найди и обведи проверочное слово к слову ДУБ:
ДУБОК ДУБКИ ДУДКА
4. Подчеркни «лишнее» слово:
ЛУК ЖАР ЛЁД ДРУГ
VI. ИТОГ УРОКА.
Наша прогулка подошла к концу.
-Что нового узнали?
-Что удивило?
-Что запомнилось?
Мы ещё не раз будем приходить в сад парных согласных. А чтобы вы не забывали правило, берёзки и дубки дарят вам свои листочки. Посмотрите, что на них написано.
Парные звуки согласные
Бывают такие разные.
Звук нечётко слышится. . .
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный-
И согласный неопасный!
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомнить, какие слова с парными согласными встречались на уроке, записать их в тетрадь и подобрать проверочные слова к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"
Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Урок закрепление по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Урок по русскому языку по программе "Планета знаний"...
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...