Развитие речи.Конструирование собственного текста на основе анализа предложенных текстов
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Ляхова Ольга Владимировна

Конспект урока развития речи. 2 класс. Программа 21 века. С.В. Иванов

На уроке присутствовал С.В. Иванов и высоко его оценил.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_r.yaz_._2_kl_lyahova_ov.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ   УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 237 ИМЕНИ  В. Ф.  ОРЛОВА

План-конспект

  урока  русского  языка.

2 «А»  класс (1-4).

Тема:

 «Развитие речи.

Конструирование собственного текста

на основе анализа предложенных текстов».

(«Начальная школа XXI века»)

Учитель:  Ляхова Ольга Владимировна.

   2010/2011 уч. год

        

ЦЕЛИ:

Образовательные:

   -    учить различать типы текстов, аргументируя свои высказывания;  

  1. обучение анализу текста,  определять тип текста, его признаки, выделять яркие детали при описании;
  2. обучение овладению чтением как видом речевой деятельности;

   Развивающие:

         -развивать умения планировать, контролировать, регулировать,    проектировать  и анализировать собственную умственную учебную деятельность при работе над сочинением и соотносить их с данным алгоритмом;

  1. развитие образного мышления, языкового чутья;  

       

   Воспитательные:

          -  создавать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка и     литературного чтения  путём  вовлечения  каждого  в  активную деятельность;

          -  воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Тексты для парной работы учащихся.
  2. Таблица «Типы текстов».
  3. Мультимедийный экран телевизора.
  4. Маленькие картинки-раскраски  котят.

1.Орг. момент.  

2.Мотивация учения. (Личностное УУД   самоопределения)

Слайд о мастерских.

Сова.  По щелчку всплывает слово ТЕКСТ на доске у совы.

3. Целеполагание. Регулятивное УУД. 

4. Личностное УУД смыслообразование.

5. Постановка цели урока

6.  Сравнение текстов. Определение темы   текстов – образцов и их типов.

7.  Личностное УУД

8. Домашнее задание. Творческое применение знаний.      

Одна пара отвечает. Коммуникативные УУД

9. Проблемный вопрос.

10. Работа с опорными словами.

11. Физминутка.

12. Работа

с текстом-описанием.

     

13. Практическая работа.

Дети рассказывают текст-описание. Коммуникативные УУД

14. Практическая работа по созданию текста-повествования.

Коммуникативные УУД

15. Проверка: 

Одна-две  пары рассказывают текст - повествование.

16. Рефлексия

Ход урока

Учитель:

-  Ребята, поздоровайтесь с нашими дорогими гостями и разрешите мне пригласить всех вас на этом уроке в  Мастерскую слова.

  1. В мастерской скульптора мастер творит скульптуры, в мастерской художника – художник пишет  картины,  а в Мастерской слова во 2 «А» классе мы сегодня чему научимся?

Дети:

Мы попробуем создать текст.

Учитель:

  1. А вы хотите научиться создавать собственные тексты? (Да)
  2. Зачем вам это нужно?

Дети: 

  1. чтобы у нас была красивая, образная, культурная речь, чтобы мы могли четко, красиво и правильно довести до слушателя свою мысль...
  2. Что вы уже знаете, умеете по этой теме?

Дети:

  1. знаем, что такое текст;
  2. умеем подбирать к тексту заголовки;
  3. умеем дописывать текст до конца;

Учитель:

  1. Давайте прочитаем тексты – образцы, на основе которых вы создадите свои тексты.

Чтение двух текстов учителем.

У гостей такие же листы и таблица-помощница. Тексты и таблицу см. в Приложении.

Учитель:

  1. Чем похожи эти тексты? Чем отличаются?

Дети:

  1. Похожи, тем, что оба текста о кошке.
  2. Отличаются тем, что разные герои, разное построение …

Учитель:

  1. Верно,  тема этих текстов – кошки и котята.
  2. Вам нравится эта тема для разговора?  

  1. Какой из этих текстов - текст – повествование? Докажите.

  1. Как же начиналась история про котенка?
  2. Как развивались события?
  3. Чем дело завершилось? Что было с котенком в конце текста? (заснул).
  4. А вот какой сон увидел этот котенок, вы сочините об этом  дома, пользуясь тем, чему научимся сегодня в нашей мастерской.

  1. А попробуйте объяснить, почему текст «Ю-ю» не повествование.
  2. А какой этот текст – Ю-ю? Докажите, работая в парах, пользуясь таблицей - помощницей.
  3. Кто хочет ответить?

Дети:

  1. Это  текст «Охотник за солнышком», т.к. в нем говорится о последовательных действиях котенка, а в тексте «Ю-ю» нет последовательных событий… «Ю-ю» - текст-описание, т.к. создан образ кошки.

Учитель:

  1.    Можно ли превратить текст - повествование в описание, а описание в повествование и получить два  новых текста?
  2. Попробуем это доказать?

Учитель:

  1. Найдите, в каком тексте происходят действия? Прочитайте.
  2. Называйте эти слова и изобразите сами этого котенка. Вставайте.

Дети:

Развалился, сомлел, подрыгивать, трясти, кинул, подпрыгнул, свалился, взобрался, вильнул, стал укладываться.

Учитель:

  1. Такие действия могла бы совершать Ю-ю?
  2. А когда маленькая была, могла?
  3. Понятно, что произошло с котенком, что он был забавным, а как он выглядел в этом тексте сказано? Он мог выглядеть, как Ю-ю?

Учитель:

  1. У вас есть рисунки котят. Покажите их.
  2. Какие они все?

Дети:

  1. Одинаковые, бесцветные. 

Учитель:

  1. Представьте этого котенка и не раскрашивая его попробуйте нарисовать, какой он. С помощью чего это делаем?

Дети:

  1. С помощью словесных красок.

Учитель:

  1. Значит, какой текст тогда получится?

Дети:

Текст-описание.

  1. Приклейте картинку на чистый лист бумаги. Сколько котят нужно приклеить?
  2. 1.

Учитель:

     - А у вас есть образец текста-описания? (Ю-ю)

  1. Итак, давайте попробуем создать образ котенка - охотника за солнышком, наблюдая за тем, как   А. И. Куприн описывает Ю-ю.
  2. Есть ли в описании кошки действия, события?

Дети: Нет, в описании признаки  постоянны.

  1. Как  Куприн дает общую оценку кошке в начале? В каком предложении говорится? (Всем кошкам кошка)

- А вы как начнете свое описание?

  1. О чем скажем потом?
  2. Какие признаки у Ю-ю описал А.И.  Куприн?
  3. О каких признаках котенка можно сказать?

Дети:

  1. Размер, окрас, возраст, характер, какая у него мордочка, лапки, хвостик…
  2. А в заключении,  о чем нужно сказать?

 Как Куприн завершил описание кошки?

А вы что  скажете в завершении про котенка?

  1. Расскажите друг другу в парах, какое получилось описание  вашего котенка?
  2. Кто хочет рассказать всем свой текст?

  1. А сможем ли мы вместе создать теперь текст-повествование для  Ю-ю?
  2. Представим Ю-ю маленьким котенком. Придумаем, какие события могли с ней произойти? (Гуляла, увидела цыпленка, котенка, бабочку, жука… Побежала за ним, заблудилась, заплакала, ей помог найти свой дом старый филин, мудрый кот…)
  3. Что было сначала, а  потом, чем все завершилось?
  4. Можно ли использовать такой же лист с одним котенком? нет
  5. Почему?
  6. Дети:
  7. Котенок может повторяться на листочке с разными другими героями или предметами.

Учитель:

  1. У вас есть ещё котята, приклейте их на лист и дорисуйте на рисунке те предметы, которых  не хватает для вашего рассказа.

  1. Вы работаете в паре, расскажите друг другу свой текст - повествование про Ю-ю.

Учитель:

- Мы слушаем выступающих и проверяем, есть ли в тексте последовательность событий?

Обсуждение.

    - Где мы сегодня побывали? Понравилось ли быть в роли писателей?

  1. Что мы в начале урока не умели делать?  Научились ли этому к концу урока?
  2. Что ещё запомнили важного на завтра? (Д/з) Молодцы все, кто выступал, кто рассуждал, и кто помогал друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Текст. Типы текстов

Урок обощения имеющихся знаний о Предложении, тексте и их типах. Итогом урока становится выпуск газеты класса...

Презентация занятия по теме:"Дифференциация шипящих звуков в словосочетаниях,предложениях,текстах". Занятие с использованием музыкотерапии,сказкотерапии,игровых технологий на эмоционально-психологической основе в группе с ФФНР,2кл

Авторы:Кочергина О.М.,Кукушкина С.Г.Представлен конспект-презентация занятия для детей ,имеющих фонетико-фонематические нарушения речи.В конспекте содержатся разнообразные игровые упражнения на ...

комплексная метапредметная работа на основе анализа несплошных текстов

комплексная метапредметная работа на основе анализа несплошных текстов...

Упражнения языкового анализа (предложение, текст)

Упражнение языкового анализа, анализ и синтез предложений, работа с деформированными предложениями  и текстом...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Смысловое чтение является основой саморазвития личности. Грамотно читающий человек, обладающий высоким уровнем читательской компетенции, понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает ...

Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом

Конспект урока по русскому языку   на тему" Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом" для 4 класса .Школа России...