Развитие речи.Конструирование собственного текста на основе анализа предложенных текстов
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Ляхова Ольга Владимировна

Конспект урока развития речи. 2 класс. Программа 21 века. С.В. Иванов

На уроке присутствовал С.В. Иванов и высоко его оценил.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_r.yaz_._2_kl_lyahova_ov.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ   УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 237 ИМЕНИ  В. Ф.  ОРЛОВА

План-конспект

  урока  русского  языка.

2 «А»  класс (1-4).

Тема:

 «Развитие речи.

Конструирование собственного текста

на основе анализа предложенных текстов».

(«Начальная школа XXI века»)

Учитель:  Ляхова Ольга Владимировна.

   2010/2011 уч. год

        

ЦЕЛИ:

Образовательные:

   -    учить различать типы текстов, аргументируя свои высказывания;  

  1. обучение анализу текста,  определять тип текста, его признаки, выделять яркие детали при описании;
  2. обучение овладению чтением как видом речевой деятельности;

   Развивающие:

         -развивать умения планировать, контролировать, регулировать,    проектировать  и анализировать собственную умственную учебную деятельность при работе над сочинением и соотносить их с данным алгоритмом;

  1. развитие образного мышления, языкового чутья;  

       

   Воспитательные:

          -  создавать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка и     литературного чтения  путём  вовлечения  каждого  в  активную деятельность;

          -  воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Тексты для парной работы учащихся.
  2. Таблица «Типы текстов».
  3. Мультимедийный экран телевизора.
  4. Маленькие картинки-раскраски  котят.

1.Орг. момент.  

2.Мотивация учения. (Личностное УУД   самоопределения)

Слайд о мастерских.

Сова.  По щелчку всплывает слово ТЕКСТ на доске у совы.

3. Целеполагание. Регулятивное УУД. 

4. Личностное УУД смыслообразование.

5. Постановка цели урока

6.  Сравнение текстов. Определение темы   текстов – образцов и их типов.

7.  Личностное УУД

8. Домашнее задание. Творческое применение знаний.      

Одна пара отвечает. Коммуникативные УУД

9. Проблемный вопрос.

10. Работа с опорными словами.

11. Физминутка.

12. Работа

с текстом-описанием.

     

13. Практическая работа.

Дети рассказывают текст-описание. Коммуникативные УУД

14. Практическая работа по созданию текста-повествования.

Коммуникативные УУД

15. Проверка: 

Одна-две  пары рассказывают текст - повествование.

16. Рефлексия

Ход урока

Учитель:

-  Ребята, поздоровайтесь с нашими дорогими гостями и разрешите мне пригласить всех вас на этом уроке в  Мастерскую слова.

  1. В мастерской скульптора мастер творит скульптуры, в мастерской художника – художник пишет  картины,  а в Мастерской слова во 2 «А» классе мы сегодня чему научимся?

Дети:

Мы попробуем создать текст.

Учитель:

  1. А вы хотите научиться создавать собственные тексты? (Да)
  2. Зачем вам это нужно?

Дети: 

  1. чтобы у нас была красивая, образная, культурная речь, чтобы мы могли четко, красиво и правильно довести до слушателя свою мысль...
  2. Что вы уже знаете, умеете по этой теме?

Дети:

  1. знаем, что такое текст;
  2. умеем подбирать к тексту заголовки;
  3. умеем дописывать текст до конца;

Учитель:

  1. Давайте прочитаем тексты – образцы, на основе которых вы создадите свои тексты.

Чтение двух текстов учителем.

У гостей такие же листы и таблица-помощница. Тексты и таблицу см. в Приложении.

Учитель:

  1. Чем похожи эти тексты? Чем отличаются?

Дети:

  1. Похожи, тем, что оба текста о кошке.
  2. Отличаются тем, что разные герои, разное построение …

Учитель:

  1. Верно,  тема этих текстов – кошки и котята.
  2. Вам нравится эта тема для разговора?  

  1. Какой из этих текстов - текст – повествование? Докажите.

  1. Как же начиналась история про котенка?
  2. Как развивались события?
  3. Чем дело завершилось? Что было с котенком в конце текста? (заснул).
  4. А вот какой сон увидел этот котенок, вы сочините об этом  дома, пользуясь тем, чему научимся сегодня в нашей мастерской.

  1. А попробуйте объяснить, почему текст «Ю-ю» не повествование.
  2. А какой этот текст – Ю-ю? Докажите, работая в парах, пользуясь таблицей - помощницей.
  3. Кто хочет ответить?

Дети:

  1. Это  текст «Охотник за солнышком», т.к. в нем говорится о последовательных действиях котенка, а в тексте «Ю-ю» нет последовательных событий… «Ю-ю» - текст-описание, т.к. создан образ кошки.

Учитель:

  1.    Можно ли превратить текст - повествование в описание, а описание в повествование и получить два  новых текста?
  2. Попробуем это доказать?

Учитель:

  1. Найдите, в каком тексте происходят действия? Прочитайте.
  2. Называйте эти слова и изобразите сами этого котенка. Вставайте.

Дети:

Развалился, сомлел, подрыгивать, трясти, кинул, подпрыгнул, свалился, взобрался, вильнул, стал укладываться.

Учитель:

  1. Такие действия могла бы совершать Ю-ю?
  2. А когда маленькая была, могла?
  3. Понятно, что произошло с котенком, что он был забавным, а как он выглядел в этом тексте сказано? Он мог выглядеть, как Ю-ю?

Учитель:

  1. У вас есть рисунки котят. Покажите их.
  2. Какие они все?

Дети:

  1. Одинаковые, бесцветные. 

Учитель:

  1. Представьте этого котенка и не раскрашивая его попробуйте нарисовать, какой он. С помощью чего это делаем?

Дети:

  1. С помощью словесных красок.

Учитель:

  1. Значит, какой текст тогда получится?

Дети:

Текст-описание.

  1. Приклейте картинку на чистый лист бумаги. Сколько котят нужно приклеить?
  2. 1.

Учитель:

     - А у вас есть образец текста-описания? (Ю-ю)

  1. Итак, давайте попробуем создать образ котенка - охотника за солнышком, наблюдая за тем, как   А. И. Куприн описывает Ю-ю.
  2. Есть ли в описании кошки действия, события?

Дети: Нет, в описании признаки  постоянны.

  1. Как  Куприн дает общую оценку кошке в начале? В каком предложении говорится? (Всем кошкам кошка)

- А вы как начнете свое описание?

  1. О чем скажем потом?
  2. Какие признаки у Ю-ю описал А.И.  Куприн?
  3. О каких признаках котенка можно сказать?

Дети:

  1. Размер, окрас, возраст, характер, какая у него мордочка, лапки, хвостик…
  2. А в заключении,  о чем нужно сказать?

 Как Куприн завершил описание кошки?

А вы что  скажете в завершении про котенка?

  1. Расскажите друг другу в парах, какое получилось описание  вашего котенка?
  2. Кто хочет рассказать всем свой текст?

  1. А сможем ли мы вместе создать теперь текст-повествование для  Ю-ю?
  2. Представим Ю-ю маленьким котенком. Придумаем, какие события могли с ней произойти? (Гуляла, увидела цыпленка, котенка, бабочку, жука… Побежала за ним, заблудилась, заплакала, ей помог найти свой дом старый филин, мудрый кот…)
  3. Что было сначала, а  потом, чем все завершилось?
  4. Можно ли использовать такой же лист с одним котенком? нет
  5. Почему?
  6. Дети:
  7. Котенок может повторяться на листочке с разными другими героями или предметами.

Учитель:

  1. У вас есть ещё котята, приклейте их на лист и дорисуйте на рисунке те предметы, которых  не хватает для вашего рассказа.

  1. Вы работаете в паре, расскажите друг другу свой текст - повествование про Ю-ю.

Учитель:

- Мы слушаем выступающих и проверяем, есть ли в тексте последовательность событий?

Обсуждение.

    - Где мы сегодня побывали? Понравилось ли быть в роли писателей?

  1. Что мы в начале урока не умели делать?  Научились ли этому к концу урока?
  2. Что ещё запомнили важного на завтра? (Д/з) Молодцы все, кто выступал, кто рассуждал, и кто помогал друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Текст. Типы текстов

Урок обощения имеющихся знаний о Предложении, тексте и их типах. Итогом урока становится выпуск газеты класса...

Презентация занятия по теме:"Дифференциация шипящих звуков в словосочетаниях,предложениях,текстах". Занятие с использованием музыкотерапии,сказкотерапии,игровых технологий на эмоционально-психологической основе в группе с ФФНР,2кл

Авторы:Кочергина О.М.,Кукушкина С.Г.Представлен конспект-презентация занятия для детей ,имеющих фонетико-фонематические нарушения речи.В конспекте содержатся разнообразные игровые упражнения на ...

Конспект урока "Речь Предложение. Текст. Признаки текста" 2 класс

Конспект урока "Речь Предложение. Текст. Признаки текста"  Работа с деформированным текстом 2 класс УМК Школа России...

комплексная метапредметная работа на основе анализа несплошных текстов

комплексная метапредметная работа на основе анализа несплошных текстов...

Упражнения языкового анализа (предложение, текст)

Упражнение языкового анализа, анализ и синтез предложений, работа с деформированными предложениями  и текстом...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...