1 и 2 спряжение глаголов
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по учебнику Рамзаевой, 4 класс. Знакомство с новой темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_i_2_spryazhenie_glagolov.docx | 29.96 КБ |
1_i2_spryazhenie_.pptx | 413.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «I и II спряжение глаголов».
Цель: создание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения;
- формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
- закрепление написание слов с изученными орфограммами.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
- развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
- развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
- создание условий для личностного саморазвития учащихся.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
- воспитание культуры речи, чувства коллективизма, взаимовыручки.
Технология: педагогическая мастерская.
Форма работы: групповая.
Оборудование: листы с заданиями для команд, плакат «Дерево», листочки бумаги (по количеству учеников), мультимедийный проектор, фломастеры, ручки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Индуктор. (число, классная работа)
Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.
На экране появляется слайд №2 со стихотворением:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Учитель: Догадались, ребята, о ком или о чём это стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о глаголе.
- Чистописание.
Напишите цепочки.
ешь ишь Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?
шьёшь бежишь
Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)
В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.
- Словарная работа. Слайд №4.
Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать, сверкать, гореть, медлить)
Желают, сверкают, горят, медлят.
Физминутка (глаза и дыхание)
- Самоконструкция. (индивидуально).
Учитель: Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3
(Дополнительные вопросы.
- Что такое глагол?
- Какова роль глаголов в тексте, предложении?
- Что такое неопределённая работа?
- Как изменяются глаголы?
- Что такое спряжение?)
- Социоконструкция. (в группах).
В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально,
- Социализация.
Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.
- Разрыв. (в группах)
Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.
Выполняют задание №1 (на больших листах, фломастерами). Сделать вывод.
Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.
Плести | Кричать | |||
Я | ||||
Ты | ||||
Он | ||||
Мы | ||||
Вы | ||||
Они |
Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.
- Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?
- Назовите личные окончания глаголов первого столбика.( на слайде №5)
- у (ю)
- ешь (ёшь)
- ет (ёт)
- ем (ём)
- ете ( ёте)
- ут (ют)
- Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)
- Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)
- у (ю)
- ишь
- ит
- им
- ите
- ат (ят)
- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)
- Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)
- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
Определите спряжение словарных слов.
ФИЗМИНУТКА.
Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть - если глагол 2 спряжения.
Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.
Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.
- Афиширование.
Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)
Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)
- Дополнительное задание.
Упражнение №437, стр. 80.
Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.
Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.
* Морфологический разбор глагола из предложения.
11. Рефлексия.
-Что нового мы сегодня узнали о глаголах?
На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.
- Д/з - стр.80, №438, правило.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
Что такое глагол? Какова роль глаголов в тексте, предложении? Что такое неопределённая форма глагола? Как изменяются глаголы? Что такое спряжение ?
Ед.ч . 1 л. - у(ю) 2л. - е шь ( ё шь ) 3л. - е т ( ё т ) Мн.ч . 1л. - е м ( ё м ) 2л. - е те ( ё те ) 3л. - у т ( ю т)
Ед.ч . 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч . 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т ( я т )
В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму .
I спряжение Ед.ч . 1 л. - у(ю ) 2л. - е шь ( ё шь ) 3л. - е т ( ё т ) Мн.ч . 1л . - е м ( ё м ) 2л . - е те ( ё те ) 3л . - у т ( ю т) II спряжение - у(ю ) - и шь - и т - и м - и те - а т ( я т )
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...