Система сочинений в начальной школе
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме
Примерный календарно-тематический план развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_sochineniy_v_nachalnoy_shkole.rar | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Система сочинений.
Примерный календарный план развития речи
Вид работы | Сроки | |
Первый класс | ||
1. | Запись отдельных слов-«сочинений»: а) по картинке; б) по наблюдениям, после прогулок и т. д. в) отгадки к загадкам; г) имена мальчиков и девочек, клички животных. | 3 – 4 раза в неделю октябрь |
2 | Запись небольших предложений-«сочинений» (2-3 слова), составленных коллективно и индивидуально с помощью учителя: а) по картинке; б) по наблюдениям и впечатлениям; в) по прочитанному. | 2 – 4 раза в неделю октябрь, ноябрь |
3. | Запись предложений и небольших связных текстов из 2 – 3 предложений на заданную учителем тему или выбранную учащимися тему: а) по серии картинок; б) по наблюдениям и впечатлениям; в) по 2 – 3 опорным словам; г) по прочитанному. | 1 – 2 раза в неделю ноябрь, декабрь, январь |
4. | Изложение рассказа по вопросам, записанным на доске (20-30 слов) Текст составляется под руководством учителя. | февраль (первая половина) |
5. | Сочинение о зимних играх ребят по живым наблюдениям учащихся. Текст составляется по 2 – 3 вопросам с помощью учителя. | февраль (вторая половина) |
6. | Письмо-поздравление маме или бабушке. Коллективная работа над текстом. | март (первая половина) |
7. | Коллективное изложение по плану, данному учителем Текст составляется под руководством учителя. | март (вторая половина) |
8. | Сочинение по наблюдениям за явлениями природы – наступлением весны. По 2-3 вопросам учителя или по данному учителем плану. Текст составляется общий под руководством учителя. | апрель |
9 | Сочинение-рассказ о прогулке. Текст составляется коллективно под руководством учителя. | май |
10 | Составление плана летних наблюдений. (3 пункта) | конец мая |
Второй класс | ||
1. | Сочинение «В парке осенью». Экскурсия в парк, наблюдение, сбор листьев. План составляет учитель. Текст составляют учащиеся коллективно по пунктам плана. Запись текста на доске, его коллективная доработка. Повествование: рассказ о своём труде- сборе листьев. Описание парка. | сентябрь (первая половина) |
2. | Подробное изложение рассказа (повествование с простым сюжетом, с элементами описания). Текст прочитывается учителем. Беседа по вопросам, требующим ответов из 1 –3 предложений. Обучение коллективному составлению плана. Текст составляется самостоятельно с индивидуальной помощью учителя. | октябрь (первая половина) |
3. | Сочинение по серии картин. Самостоятельное рассматривание картин. Коллективное под руководством учителя озаглавливание картинок (т.е. составление плана, запись заглавий на доске). Устное составление и обсуждение фрагментов текста. Могут быть даны опорные слова. Повествование, могут быть элементы описания. | октябрь (вторая половина) |
4. | Подробное изложение рассказа (повествование с элементами описания). Коллективное составление плана, состоящего из назывных предложений. Беседа по вопросам, требующим ответов из 2 – 3 предложений. Составление фрагментов текста. Индивидуальная помощь учителя. | середина ноября |
5. | Сочинение по личным впечатлениям. Возможная тема «Наши игры» План дает учитель, но допускается и собственное творчество детей. Текст сочинения пишут самостоятельно с индивидуальной помощью учителя, иллюстрируют. Повествование. Язык эмоционально-образный. | декабрь (первая половина) |
6. | Изложение научно-популярной статьи природоведческого содержания. Описание преобладает, язык преимущественно деловой. План составляется учащимися коллективно под руководством учителя, после чтения и анализа образца. | декабрь (вторая половина) |
7. | Сочинение по экскурсии в природу, например «Зимний день» или «Зима в парке». Перед экскурсией учитель дает план наблюдений из 2 – 3 пунктов. План составляется под руководством учителя. Беседа носит характер подведения итогов экскурсии. Отдельные учащиеся составляют фрагменты сочинения (по пунктам плана). Текст в целом пишут самостоятельно с индивидуальной помощью учителя. Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный. | середина января |
8. | Изложение рассказа (повествование с элементами описания) План составляется учащимися общий для класса. Слова-опоры. Текст детьми составляется самостоятельно. Помощь учителя индивидуальная. | конец января |
9. | Сочинение по серии картин (3 – 4 картины). Самостоятельное рассматривание картин, расположение их в нужной последовательности. Составление плана. Обсуждение нескольких планов, составленных детьми самостоятельно. Далее во всех работах помощь носит индивидуальный характер. Повествование с элементами описания. | середина февраля |
10. | Изложение научно-популярной статьи с преобладанием повествования и элементами описания, с выводами (элемент рассуждения) План дается учителем. Вопросы носят более общий характер. Коллективная работа над текстом. Запись на доске и обработка выводов. | март |
11. | Сочинение по одной картине (сюжетный рассказ на основе воображения учащихся). Предложения учащихся о сюжете рассказа. Развитие сюжета. Коллективное составление плана под руководством учителя. Составление общего для класса текста, его обработка с целью уточнения логических связей и последовательности. Повествование. Язык эмоционально-образный. | апрель (первая половина) |
12. | Сжатое изложение (с небольшими сокращениями) повествовательного текста. Подробный анализ текста, выделение главного. Устное составление текста, его обсуждение. | апрель (вторая половина) |
13. | Сочинение о прогулке, о походе или игре. Выбор темы, ее обсуждение с учащимися. Составление планов под руководством учителя. Небольшие сообщения учащихся (о чем будут писать). Самостоятельная работа над сочинением. Иллюстрирование текста. Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный. | май (первая половина) |
14. | Коллективное составление плана летних наблюдений. | май (вторая половина) |
Третий класс | ||
1. | Свободное сочинение на материале летних впечатлений. Обсуждение тем. Устные рассказы 2 – 3 учащихся о впечатлениях и событиях летних каникул. Самостоятельное составление текста.Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный | сентябрь (первая половина) |
2. | Подробное изложение научно-популярной статьи. Беседа, в которой обращается внимание на детали, признаки, причинно-следственные связи. Коллективное под руководством учителя составление плана. Деление текста на абзацы. Устный пересказ фрагментов текста по плану. Весь текст составляется и записывается самостоятельно. Самопроверка (добавление деталей, уточнение логических связей) | сентябрь (вторая половина) |
3. | Сочинение на материале наблюдений «Осень в городе». Самостоятельное составление плана и текста.Преобладает описание. Язык эмоционально-образный | октябрь (первая половина) |
4. | Описание несложного предмета: стол, классная доска, яблоко и т.п. Наблюдения по плану, предложенному учителем. Беседа: выявление признаков описываемого предмета. Устное составление всего текста, его обсуждение. Самостоятельная запись, деление на абзацы.Описание, возможны элементы рассуждения. Язык преимущественно деловой. | октябрь (вторая половина) |
5. | Подробное изложение описания картины природы. Анализ текста, работа над изобразительными средствами языка. Устное обсуждение фрагментов текста. Самостоятельное составление и запись текста. | ноябрь |
6. | Составление письма ученикам другой школы. Содержание письма – жизнь школы или класса. Коллективная обработка текста, записанного на доске. | начало декабря |
7. | Сжатое изложение рассказа с ясным сюжетом. Краткая беседа по содержанию, выявление главного. Составление плана учащимися с помощью учителя. Устное составление и пересказ фрагментов текста. Самостоятельная запись. Самопроверка (цель: последовательность, стройность, устранение лишнего). | середина декабря |
8. | Задание для наблюдений в период зимних каникул. Коллективное составление схематичного плана наблюдений. | конец декабря |
9. | Сочинение «Зимний день» по впечатлениям от каникул. Живая, эмоциональная беседа с целью восстановления в памяти картин и событий, которые должны быть отражены в тексте. План составляется самостоятельно с помощью учителя. Самостоятельная запись текста. Иллюстрирование сочинений.Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный | середина января |
10. | Изложение с творческим заданием (рассказ). Анализ текста. Выяснение задачи, предложения учащихся о творческих дополнениях. Коллективное составление плана. Устная подготовка текста с творческими дополнениями. Запись текста самостоятельная. Самопроверка | конец января |
11. | Сочинение-описание сложного предмета: «Наша улица», «Дом, в котором я живу». Самостоятельное составление плана, запись текста. Самопроверка (цель: выбор наиболее точных слов) | февраль (первая половина) |
12. | Изложение рассказа с творческим заданием. Индивидуальные планы, самостоятельное составление текста. | февраль (вторая половина) |
13. | Сочинение «Моя мама» Коллективное составление схематичного плана Самостоятельное составление плана, запись текста. | март (первая половина) |
14. | Сочинение на основе природоведческих наблюдений «Весна приближается» (может быть использована картина) Самостоятельное составление плана, запись текста.Иллюстрирование сочинений.Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный | март (вторая половина) |
15. | Отзыв о прочитанной книге. Книга должна быть прочитана к моменту письма. Книга обсуждается на уроке чтения. План и весь текст составляются коллективно.В сочинении преобладает рассуждение. | апрель (первая половина) |
16. | Сжатое изложение научно-популярного текста. Беседа: анализ текста, выделение главного. Самостоятельное составление плана, запись текста.Описание, повествование. | апрель (вторая половина) |
17. | Сочинение-описание трудового процесса: «Как посадить дерево», Как сварить суп». Устанавливается последовательность действий. Коллективное составление плана. Устное обсуждение фрагментов текста. Самостоятельная запись текста. Язык преимущественно деловой | начало мая |
18. | Изложение рассказа с пейзажными зарисовками. Анализ языка, средств художественной изобразительности. Самостоятельное составление плана, запись текста. Самопроверка, иллюстрирование. | середина мая |
29. | Коллективное составление плана летних наблюдений. Цель: придать летним наблюдениям целенаправленный характер, накопить материал для сентябрьских сочинений. | конец мая |
Четвертый класс | ||
1. | Свободное сочинение на материале летних впечатлений. Обсуждение тем. Устные рассказы 2 – 3 учащихся о впечатлениях и событиях летних каникул. План и текст четвероклассниками составляются самостоятельно.Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный | сентябрь (первая половина) |
2. | Сжатое изложение повествовательного текста. Стиль эмоционально-образный. Беседа: обсуждение и выделение главного. | сентябрь (вторая половина) |
3. | Сочинение-описание сложных трудовых процессов «Как сделать…(указывается предмет) Беседа: выделение главного в трудовом процессе, выяснение логических связей. Обсуждение одного из планов, составленных учащимися.Повествование, описание, элементы рассуждения. Язык эмоционально-образный с элементами деловой речи. | октябрь (первая половина) |
4. | Составление письма авторам учебника. Содержание письма – произвольное. Вся работа самостоятельная | октябрь (вторая половина) |
5. | Сочинение «Погода в октябре» Подведение итогов наблюдений за погодой в течение октября.Описание с элементами рассуждения. Язык преимущественно деловой. | начало ноября |
6. | Домашнее сочинение об осенних каникулах. | середина ноября |
7. | Сочинение по картине. Рассматривание картины, краткая беседа. Каждый учащийся пишет самостоятельно. | декабрь (первая половина) |
8. | Изложение текста исторического содержания | декабрь (вторая половина) |
9. | Свободное сочинение на зимнюю тему. Выбор темы за 2 – 3 дня до письма. Использование картин, иллюстрирование. | середина января |
10. | Сжатое изложение научно-популярного текста | конец января |
11. | Составление отзывов о прочитанных книгах. Книги намечаются самими учащимися заранее. Вся подготовка носит индивидуальный характер. Каждый пишет о прочитанной книге. Преобладает рассуждение. | февраль (первая половина) |
12. | Сочинение на военную тему. Задание сообщается за несколько дней до письма. | февраль (вторая половина) |
13. | Сочинение «Кем я буду»Преобладает рассуждение. Язык эмоционально-образный | март (первая половина) |
14. | Сочинение «Наш поселок» Материал накапливается в течение длительного времени.Повествование, описание, рассуждение. | март (вторая половина) |
15. | Сочинение «Как сделать скворечник» Описание процесса изготовления. Коллективное обсуждение плана, а также фрагментов текста.Язык деловой. | апрель (первая половина) |
16. | Сочинение о жизни своего класса. Может быть, в форме статьи в газету. Обсуждение темы, фрагменты текста. | апрель (вторая половина) |
17. | Свободное сочинение о весне. Обсуждение тем. Использование картин, иллюстрирование. Повествование с элементами описания. | начало мая |
18. | Изложение рассказа с использованием средств художественной изобразительности | середина мая |
19. | Составление плана летних наблюдений. Цель: накопить материал для сочинений. | конец мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над сочинением в начальной школе
Работа над сочинением в начальной школе...
Работа над сочинением в начальной школе.
методика работы над сочинением разных типов текстов....
Работа над сочинением в начальной школе.
методика работы над сочинением разных типов текстов....
Сочинение в начальной школе
Сочинение в начальной школе...
Авторский курс по развитию речи "Работа над сочинением в начальной школе"
Важное место в начальном обучении занимает развитие речи. Сочинение является одним из видов работ, который позволяет развивать литературную речь. Оно развивает творческое воображение, дает ключ к успе...
Как написать сочинение в начальной школе
Статья на тему: "Как написать сочинение в начальной школе"...
Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".
На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...