Русский язык. 2 класс. Род имён существительных.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Шавель Анна Артуровна

 

 

    Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения, является технология педагогических мастерских.

Основные идеи этой технологии:

  - обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире         и отношение к другим людям;

  - свободный творческий поиск и выбор пути осознания;

  - свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а так же интегративная                                           организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

    Преподавание русского языка веду по учебнику Антонины Владимировны Поляковой, входящего в комплект учебников развивающей программы Л.В.Занкова.  

Тема урока: Род имён существительных.

    Это первый урок из двух отведённых на эту тему. На предшествующих уроках были изучены темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» и «Изменение  имён существительных по числам».

    По типу урок является комбинированным. Особенность этого урока в том, что в нём тесно переплетаются ранее изученный материал и вновь приобретённые знания, для изучения нового материала используются мультимедийные технологии.

    Перед проведением урока мною были поставлены цели:

образовательные – ввести понятие «род имён существительных»; ознакомить с приёмами определения рода имён существительных; повторить признаки одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; число имён существительных;

развивающие – предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно само развиваться; предоставить возможность самостоятельного решения творческих задач;

воспитательные – воспитывать самокритичность через само оценивание выполненной работы; продолжить работу по формированию умения работать в парах и группами; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Следуя технологии проведения педагогических мастерских, урок состоял из семи этапов, каждый из которых решал определённые задачи:

    I этап. Индукция: на этом этапе я ставила перед собой задачу вовлечь каждого ребёнка в работу на уровне его знаний и умений (устный опрос, словарная работа).

    II этап. Само конструкция: решение проблемы на уровне имеющихся знаний (существительное можно заменить местоимениями ОН, ОНА, ОНО).

    III этап. Социоконструкция: работа обучающихся в группах по применению полученных знаний в стандартных условиях.

    IV этап. Афиширование: учитель организует обсуждение результатов, полученных в ходе групповой работы (один выступающий от каждой группы).

    V этап. Социализация: работа в парах, творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

    VI этап. Разрыв: осознание неполноты своего прежнего знания для выполнения данного задания (слова, употребляемые только во множественном числе, нельзя поставить в единственное число, а значит нельзя определить род).

    VII этап. Рефлексия: обучающиеся проводят самоанализ участия в уроке и усвоения материала.

    Вся технология проведения урока активизирует деятельность обучающихся, они будут на уроке не пассивными слушателями, а активными участниками .

    Использование мультимедийных технологий позволяет разнообразить урок и заинтересовать обучающихся изучением предмета. Работа с проектором ведётся не более 10 минут, что соответствует санитарно-гигиеническому режиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

    Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения, является технология педагогических мастерских.

Основные идеи этой технологии:

  - обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире         и отношение к другим людям;

  - свободный творческий поиск и выбор пути осознания;

  - свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а так же интегративная                                           организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

    Преподавание русского языка веду по учебнику Антонины Владимировны Поляковой, входящего в комплект учебников развивающей программы Л.В.Занкова.  

Тема урока: Род имён существительных.

    Это первый урок из двух отведённых на эту тему. На предшествующих уроках были изучены темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» и «Изменение  имён существительных по числам».

    По типу урок является комбинированным. Особенность этого урока в том, что в нём тесно переплетаются ранее изученный материал и вновь приобретённые знания, для изучения нового материала используются мультимедийные технологии.

    Перед проведением урока мною были поставлены цели:

образовательные – ввести понятие «род имён существительных»; ознакомить с приёмами определения рода имён существительных; повторить признаки одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; число имён существительных;

развивающие – предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно само развиваться; предоставить возможность самостоятельного решения творческих задач;

воспитательные – воспитывать самокритичность через само оценивание выполненной работы; продолжить работу по формированию умения работать в парах и группами; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Следуя технологии проведения педагогических мастерских, урок состоял из семи этапов, каждый из которых решал определённые задачи:

    I этап. Индукция: на этом этапе я ставила перед собой задачу вовлечь каждого ребёнка в работу на уровне его знаний и умений (устный опрос, словарная работа).

    II этап. Само конструкция: решение проблемы на уровне имеющихся знаний (существительное можно заменить местоимениями ОН, ОНА, ОНО).

    III этап. Социоконструкция: работа обучающихся в группах по применению полученных знаний в стандартных условиях.

    IV этап. Афиширование: учитель организует обсуждение результатов, полученных в ходе групповой работы (один выступающий от каждой группы).

    V этап. Социализация: работа в парах, творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

    VI этап. Разрыв: осознание неполноты своего прежнего знания для выполнения данного задания (слова, употребляемые только во множественном числе, нельзя поставить в единственное число, а значит нельзя определить род).

    VII этап. Рефлексия: обучающиеся проводят самоанализ участия в уроке и усвоения материала.

    Вся технология проведения урока активизирует деятельность обучающихся, они будут на уроке не пассивными слушателями, а активными участниками .

    Использование мультимедийных технологий позволяет разнообразить урок и заинтересовать обучающихся изучением предмета. Работа с проектором ведётся не более 10 минут, что соответствует санитарно-гигиеническому режиму.

Индукция.

1.Организационный момент.

Чтоб звенел весёлый смех,

Детвора не плакала –

Светит солнышко для всех,

Светит одинаково.

День откроет на заре

Золотистым ключиком,

Чтоб досталось на Земле

Каждому по лучику.

2. Сообщение темы и постановки целей урока.

    Продолжаем работать над темой «Имя существительное». Повторим то, что мы уже знаем об этой части речи и пополним свой багаж новыми знаниями.

3. Повторение. Словарная работа.

   -  Какая часть речи называется именем существительным?

   -  Как могут изменяться имена существительные?

   -  По какому признаку можно разделить существительные на две группы?

    Учитель диктует словарные слова во множественном числе, а учащиеся записывают их в единственном числе.

       Фонари, лягушки, снегири ,стрекозы, дороги, вопросы, желтки, дежурные, топоры, лошади.

     Самопроверка. Слова для самопроверки записаны на доске. 

Само конструкция.

4. Изучение нового материала.

      Игра «Лишний предмет» (Презентация в программе PowerPoint).

      Ученики называют лишний предмет, обосновывают свой выбор, слово вывешивается учителем на доске. (При затруднении выполнения задания, предложить заменять названия предметов местоимениями он, она, оно.)

  -  Женщина, мужчина, дедушка, юноша. (женщина)

  -  Капуста, морковь, репа, огурец. (огурец)

  -  Кошка, собака, медведь, мышь. (медведь)

  -  Лебедь, лиса, дельфин, медведь. (лиса)

  -  Кукуруза, морковь, яблоко, груша. (яблоко)

  -  Берет, шарф, свитер, пальто. (пальто)

     Заменяя существительные местоимениями ОН, ОНА, ОНО вы определяли у существительных РОД.

      Женский род запомню я

      И скажу: «Она, моя».

      И запомню род мужской,

      И опять скажу: «Он, мой».

      Средний род: «Оно, моё» -

      Это правило твоё.

(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.)

Давайте распределим выбранные слова по группам. (Учитель выполняет на доске, а учащиеся в тетрадях.)

ж.р.                                   м.р.                                 ср.р.

                                 (она, моя)                         (он, мой)                      (оно, моё)  

                                 Женщина                            огурец                           пальто     

Допишите в каждую группу ещё по два слова.

Физминутки для глаз «Часы», «Имя».

Социоконструкция.

5. Применение полученных знаний в стандартных условиях.

     Работа в группах по карточкам. Одинаковые карточки предлагаются 1и2, 3и4, 5и6 группам, но задания к ним разные.  

  1. 1 группа: выбрать одушевлённые имена существительные мужского рода.
  2. 2 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные мужского рода.

                  1.Радость.                       6.Журавль.              

                  2.Костёр.                         7.Успех.

                  3.Ветер.                           8.Цыплёнок.

                  4.Пение.                            9.Букет.

                  5.Торт.                             10.Дирижёр.

-     3 группа: выбрать одушевлённые имена существительные женского рода.

-     4 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные женского рода.

                  1.Муравей.                       6.Бабушка.

                  2.Ласточка.                     7.Гриб.

                  3.Библиотека.                8.Помощница.

                  4.Сестра.                          9.Лисица.

                  5.Радуга.                          10.Соломинка.

-     5 группа: выбрать одушевлённые имена существительные среднего рода.

-     6 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные среднего рода.

                   1.Декабрь.                       6.Доброта.

                   2.Утро.                            7.Печенье.

                   3.Село.                             8.Терпение.

                   4.Чудовище.                  9.Метель.

                  5.Дитя.                           10.Животное.

Афиширование.

  От каждой группы ученик представляет результаты работы.

    1группа          2группа          3группа          4группа            5группа           6группа

  журавль          костёр          ласточка     библиотека     чудовище         утро

 цыплёнок         ветер              сестра           радуга               дитя                село

 дирижёр           торт             бабушка         соломинка     животное      печенье

                              успех           помощница                                                          терпение

                             букет  

Физминутка «Множественное и единственное число».

  

Социализация.

6.    Творческий перенос знаний и навыков в новые условия.

   Работа по учебнику  с.110  упражнение 242.

   Обучающиеся выполняют задание по образцу и самостоятельно делают вывод:  Чтобы определить род имён существительных во множественном числе, надо поставить это имя существительное в единственное число. Род имён существительных можно определить с помощью вспомогательных слов ОН, ОНА, ОНО.

Разрыв.

Учитель предлагает задание для работы в парах.

   Поставьте устно слова на карточках в единственное число и определите род имён существительных.

  - закладки        – щипцы             – подушки             – ботинки               – очки

  - окна                – санки                - корабли                – ножницы             - стёкла

   После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род  определить нельзя.

Рефлексия.

7. Итог урока.

    На индивидуальных карточках ученики оценивают своё участие в уроке и уровень усвоения материала.

+++ - я участвовал в проведении урока, материал урока понял;

  ++ - я не участвовал в проведении урока, но материал понял;

     + - я участвовал в проведении урока, но материал не понял;

 − - я не участвовал в проведении урока, материал урока не понял.

8. Домашнее задание упражнение 241.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация  на тему  "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" учебник "Русский язык 4 класс" В.П. Канакина, В Г. Г...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...