урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе Склонение имен прилагательных в единственном числе. Морское путешествие. Презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс
Форма урока: Путешествие по морю. Урок – презентация. Самоанализ урока (проект)
Сабурова Светлана Александровна учитель начальных классов МКОУ «Сладковская СОШ»
Тема урока | Обобщение знаний о склонении имен прилагательных единственного числа, мужского, среднего, женского рода |
Цель: | Обобщить знания учащихся о склонении имен прилагательных единственного числа. |
Задачи: Оборудование | Образовательные:
Развивающие :
Воспитательные цели:
Презентация, тест |
Орг. момент | Ход урока - Сегодня у нас необычный урок. Это приключение, полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле знаний. слайд В этом путешествии нам понадобятся: тетради, ручки, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и конечно, хорошее настроение. Готовы! - Отгадайте загадку и вы узнаете, где будет проходить наше путешествие: Кругом вода – а пить нечего. (море). А на чем мы будем путешествовать? слайд - Какова цель нашего путешествия, мы узнаем попозже. - В бортовых журналах запишите дату. |
Чистописание Решение проблемы | Отправляемся из порта «Чистописание». слайд - Выделите первый звук в слове МОРЕ. - Дайте характеристику звуку М (согл., звонкий, непарный, твердый, парный) - На море у нас небольшое волнение, как в этих строчках мМм. - Слушаем внимательно, пишем красиво. - Прочитайте слова, что вы можете сказать про эти слова: слайд Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского. - А все ли они однокоренные? (морилка) - Еще какие слова лишние? Почему? (изменилась форма слова) Слова какой части речи? Прилагательные мужского, женского, в родит. падеже. слайд |
Постановка цели, темы урока | - Сформулируйте цель нашего урока и нашего путешествия - Закрепим знания о склонении имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде Итак, тема нашего урока: Обобщение знаний о склонении имен прилагательных единственного числа в мужском, среднем и женском роде. слайд Задачи: слайд
|
Словарная работа | Вперед! Я желаю вам СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ. Так говорят моряки. А что это обозначает? (счастливого пути) И вот уже море «Словарных слов» слайд Пут.шествие к.рабль Б.лет вет.р Обл.ко па..ажир К.питан п.года - Вставьте пропущенные буквы. Какая орфограмма. В какую тему вы бы объединили эти слова? - Проверяем. слайд Оцените свою работу. - Устно составьте предложения со словами, используя имя прилагательное. - Какова роль имен прилагательных в речи? Какая цель этого задания? |
«Остров прилагательных» (у доски) слайд - Вырастим предложение со словом ветер. Легкий ветерок играет с голубой волной. Легкий ветерок улыбается веселому солнышку, голубой волне. - зашифруем. - Проговорим друг другу. - запишите. - Проверьте. - Разберем предложение по членам. У доски ученица. - оцени себя. - Зададим вопросы по теме имя прилагательное. - оценим за знание теории. - определим род и падежи имен прилагательных. Как определить падеж имени прилагательного. (У доски) самооценка, вопросы по теме. Какая цель нашей работы | |
Самостоят работа | Просклоняем прилагательные, сделаем вывод слайд 1 пара – далекий берег 2 пара – легкая волна - Проверьте написание слов. - Какого рода имена прилагательные. Как узнали род? слайд - Почему я не дала вам имя прилагательное среднего рода? - Работаем самостоятельно. - Проверка. Как проверить окончание имени прилагательного? - Делаем вывод. слайд |
Физминутка | - А сейчас мы отдохнем на берегу Мертвого моря. Три слайда Это море находится между Израилем и Иорданией, оно такое соленое, у него высокая плотность воды, оно держит человека на воде. - 1,2,3 – мы сегодня моряки. На носочки поднялись И достали неба высь Руки вниз мы опустили- Искупались в море синем. Повернитесь. Улыбнитесь И за парту вновь садитесь. |
Работа в парах | «Остров Сокровищ». А сокровище там – знания. слайд Творческое задание. - Составьте предложения из слов, запишите. Морю, корабль, по, быстрый, плывет. Гонит, большую, ветер, сильный, волну. Над, летают, морем, синим, чайки, белые. На, покачивается, голубой, волне, дельфин. - Вспомним правило работы в паре. Проверка - что у вас получилось? (текст) - Какой это текст? (повествование) - Какая тема текста? - Как можно было озаглавить текст. - Оцените своего товарища. (взаимооценка). - Определим падежи имен прилагательных. |
- Какое прекрасное море. А кто из вас был на море? А какое оно море? - Море бывает разное. Оно бывает и таким. Посмотрите Картину Айвазовского «Девятый вал». Опишите, какое море? слайд - Мы должны преодолеть эту огромную волну? Тест 1) Прилагательное это: а) часть слова б) член предложения в) часть речи. 2) Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3) на какой вопрос отвечает имя прилагательное? а) кто? что? б) что делает? что сделает? в) какой какая какие? 4) Как определить род прилагательного? а) по вопросу б) по существительному с ним связанному. 5) какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) ая яя б) ое ее в) ый ий ой 6) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? а) подлежащим б) определением в) дополнением 7) с чем связано прилагательное в предложении? а) с существительным б) с глаголом в) с предлогом. 8)Определите падеж прилагательного: над синим морем”. а) Предложный б) Творительный в) Дательный Ключ слайд Самопроверка А вот и «Земля Знаний». слайд - вот и подошло к концу наше путешествие к земле Знаний | |
Домашнее задание Рефлексия | - На земле Знаний мы получаем задание. слайд Задание даётся на карточках по вариантам. I вариант- составить предложения II вариант- составить текст 1.На уроке слайд - я узнал… - я научился… - мне понравилось… 2. Мое настроение... |
Оценка работы на уроке | - Оцените свою работу. |
Памятка.
Чтобы определить падеж имени прилагательного надо:
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить падеж существительного.
- По падежу существительного определить падеж прилагательного.
Сегодня | отличная замечательная чудесная | погода. |
Какое | ясное голубое лазурное | небо, какое спокойное море! тихое синее |
Впереди | небольшой одинокий таинственный | остров. |
На берегу | чистый тёплый жёлтый | песок и изумрудная трава. сочная зелёная |
Вдали виднеется | старинная каменная таинственная | крепость. |
Мы садимся в шлюпку и плывём к | удивительному незнакомому чудесному | острову. |
Сегодня | отличная замечательная чудесная | погода. |
Какое | ясное голубое лазурное | небо, какое спокойное море! тихое синее |
Впереди | небольшой одинокий таинственный | остров. |
На берегу | чистый тёплый жёлтый | песок и изумрудная трава. сочная зелёная |
Вдали виднеется | старинная каменная таинственная | крепость. |
Мы садимся в шлюпку и плывём к | удивительному незнакомому чудесному | острову. |
Сегодня | отличная замечательная чудесная | погода. |
Какое | ясное голубое лазурное | небо, какое спокойное море! тихое синее |
Впереди | небольшой одинокий таинственный | остров. |
На берегу | чистый тёплый жёлтый | песок и изумрудная трава. сочная зелёная |
Вдали виднеется | старинная каменная таинственная | крепость. |
Мы садимся в шлюпку и плывём к | удивительному незнакомому чудесному | острову. |
Сегодня | отличная замечательная чудесная | погода. |
Какое | ясное голубое лазурное | небо, какое спокойное море! тихое синее |
Впереди | небольшой одинокий таинственный | остров. |
На берегу | чистый тёплый жёлтый | песок и изумрудная трава. сочная зелёная |
Вдали виднеется | старинная каменная таинственная | крепость. |
Мы садимся в шлюпку и плывём к | удивительному незнакомому чудесному | острову. |
Тест
1) Прилагательное это:
а) часть слова
б) член предложения
в) часть речи.
2) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
3) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
а) кто? что?
б) что делает? что сделает?
в) какой какая какие?
4) Как определить род прилагательного?
а) по вопросу
б) по существительному с ним связанному.
5) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя
б) ое ее
в) ый ий ой
6) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
а) подлежащим
б) определением
в) дополнением
7) с чем связано прилагательное в предложении?
а) с существительным
б) с глаголом
в) с предлогом.
8)Определите падеж прилагательного: над синим морем”.
а) Предложный
б) Творительный
в) Дательный
Тест
1) Прилагательное это:
а) часть слова
б) член предложения
в) часть речи.
2) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
3) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
а) кто? что?
б) что делает? что сделает?
в) какой какая какие?
4) Как определить род прилагательного?
а) по вопросу
б) по существительному с ним связанному.
5) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя
б) ое ее
в) ый ий ой
6) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
а) подлежащим
б) определением
в) дополнением
7) с чем связано прилагательное в предложении?
а) с существительным
б) с глаголом
в) с предлогом.
8)Определите падеж прилагательного: над синим морем”.
а) Предложный
б) Творительный
в) Дательный
Тест
1) Прилагательное это:
а) часть слова
б) член предложения
в) часть речи.
2) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
3) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
а) кто? что?
б) что делает? что сделает?
в) какой какая какие?
4) Как определить род прилагательного?
а) по вопросу
б) по существительному с ним связанному.
5) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя
б) ое ее
в) ый ий ой
6) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
а) подлежащим
б) определением
в) дополнением
7) с чем связано прилагательное в предложении?
а) с существительным
б) с глаголом
в) с предлогом.
8)Определите падеж прилагательного: над синим морем”.
а) Предложный
б) Творительный
в) Дательный
Тест
1) Прилагательное это:
а) часть слова
б) член предложения
в) часть речи.
2) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
3) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
а) кто? что?
б) что делает? что сделает?
в) какой какая какие?
4) Как определить род прилагательного?
а) по вопросу
б) по существительному с ним связанному.
5) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя
б) ое ее
в) ый ий ой
6) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
а) подлежащим
б) определением
в) дополнением
7) с чем связано прилагательное в предложении?
а) с существительным
б) с глаголом
в) с предлогом.
8)Определите падеж прилагательного: над синим морем”.
а) Предложный
б) Творительный
в) Дательный
Проект самоанализа урока русского языка
Вашему вниманию предлагается проект самоанализа урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе». Это 22 урок в разделе «Имя прилагательное», на изучение которого отводится по программе 30 часов.
Тип урока-урок закрепления знаний
Форма - урок-путешествие по морю, презентация.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего повышения эффективности процесса обучения.
Существует противоречие между необходимостью учащимся интенсивно овладевать способами мыслительной деятельности, знаниями, умениями, навыками и недостаточностью разработки оптимальных методов обучения в структуре уроков, способных снять противоречие.
В связи с этим возникает проблема выбора оптимальных методов в структуре форм организации обучения, способствующего повышению уровня эффективности овладения учащимися мыслительными операциями, знаниями, умениями и навыками.
Развитие творческой познавательной деятельности, повышение результативности урока, мотивации учения зависит во многом от включения в урок активных форм и методов.
Одно из направлений развития процесса обучения - определение оптимального сочетания репродуктивных и проблемно-поисковых методов в структуре форм организации обучения.
Объект изучения: активные методы обучения.
Предмет: влияние активных методов обучения на результативность урока, повышение качества обучения.
Цель: внедрение в урок активных форм и методов обучения.
В соответствии с указанной проблемой и целями выдвигается гипотеза: если на уроках применять активные формы и методы, то это положительно скажется на результативности учебной деятельности учащихся, выражающейся в качестве сформированности знаний, умений и навыков и интеллектуального развития.
На данном уроке решались задачи:
Образовательные:
- закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе,
- упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
- Формировать умение проводить синтаксический разбор предложения.
- Работать над словом, предложением и текстом.
Развивающие :
- Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
- Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные::
- Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
- Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Данный урок тесно связан с предыдущими уроками данной темы и опирается на приобретенные ранее учащимися знания, умения, навыки. Проблемная формулировка темы позволяет обеспечить исследовательский характер закрепления и усвоения материала. Таким образом, через каждый этап урока можно проследить открытия-увидеть значимость имени прилагательного, как оно влияет на речь, от этапа к этапу-постоянный прирост знаний, повторение и закрепление активное и развивающее, способствующее разрешению проблемы урока.
При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учащихся класса. Большинство учащихся инициативны, с активным познавательным уровнем, высокой мотивацией, умеют обобщать и систематизировать материал, развиты способности постановки проблемы. Реальный уровень компетентности учащихся по русскому языку достаточный для самостоятельного решения учениками проблем на основе известного.
Поэтому концептуальная идея урока- субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащегося, позволяющее активизировать и соединять интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия педагога и ученика в процессе познания.
Все этапы урока пыталась логично связать.
Содержание и структура данного урока отвечает принципам развивающего обучения:
1. продвижение к истине через актуализацию собственных знаний, взаимообогащение знаниями.
2. гибкое соотношение творческой, мыслительной, преобразующей деятельности (добывание знаний, умений через наблюдения, рассуждения);
3. значительный удельный вес мотивационных методов, форм, приемов формирования познавательного интереса:
- яркое, красочное путешествие (наглядный материал)
- загадки,
- эмоциональная и интеллектуальная рефлексия и т.д
-самостоятельное формулирование целей урока, исходя из темы урока;
- совместное целеполагание и планирование деятельности
- формулирование оценочных выводов и обобщений;
- разнообразные виды деятельности;
- развитие логического мышления, речевой активности через систему упражнений
В ходе урока были использованы как репродуктивные, познавательные методы, так и практические, проблемные методы обучения: слово учителя, самостоятельная работа учащихся с предложением и текстом, устная работа учащихся, работа по созданию языковых средств и как итог- написание сочинения.
На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся через объем и содержание заданий, степень помощи, оказанной учителем. Поскольку учащиеся класса обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, то работа была рассчитана на два уровня.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях и на доске. Все виды работ оценивались отдельно (и не только учителем, но и самими учащимися.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
Здоровьесберегающий аспект урока
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося: парная работа: сильный и слабый ученик, дифференцированный подход, предоставление права выбора задания, словесная оценка деятельности учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся). Физминутка, проветривание класса перед уроком.
Контрольно – оценочная деятельность на уроке: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, тест.
Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-путешествие
Чистописание Слушаем внимательно! Пишем красиво!
Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского.
Морск ой , морск ая , морск ого
Тема урока: «Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе»
Цель: обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе. Задачи: Закрепить навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Закрепить умение склонять имёна прилагательные и определять род и падеж имён прилагательных в единственном числе. Закрепить умение разбирать предложение по членам предложения, составлять красивые предложения. Умение работать в паре, оценивать свою работу и работу своего товарища. Семь футов под килем!
Море Словарных слов пут . шествие обл . ко г . р . зонт вет . р к . рабль па .. ажир п . года к . м . ндир
пут е шествие обл а ко г о р и зонт вет е р к о рабль па сс ажир п о года к о м а ндир Вместе проверяем!
Остров Прилагательных Вырастим предложение ветерок
Долёкий берек Лёхкая вална Просклоняйте имена прилагательные
Далёкий берег Лёгкая волна Просклоняйте имена прилагательные
Падежные окончания имён прилагательных женского рода И.п. Как ая ? -ая; -яя Р.п Д.п. Как ой ? Т.п. -ой; -ей П.п. В.п. Какую? -ую; -юю (-ою; -ею)
Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода И.п. Какой? Какое? -ый,-ий,-ой -ое, -ее В.п Какой? -ый, -ий, ой, -ое, -ее Р.п Какого? - ого, - его Д.п. Какому? - ому, - ему Т.п. Каким? - ым, - им П.п. О каком? -ом, -ем
А теперь мы отдохнём, физминутку проведём !
Мёртвое море
Остров Сокровищ Творческое задание
Морю, корабль, по, быстрый, плывёт. Гонит, высокую, ветер, сильный, волну. Над, летает, морем, синим, чайка, белая. На, покачивается, голубой, волне, дельфин.
Ключ к тесту а) б) в) б) б) б) а) б) «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более
Земля Знаний
Домашнее задание
Сегодня отличная замечательная чудесная погода. Какое ясное голубое лазурное небо, какое спокойное море! тихое синее Впереди небольшой одинокий таинственный остров. На берегу чистый тёплый жёлтый песок и изумрудная трава. сочная зелёная Вдали виднеется старинная каменная таинственная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывём к удивительному незнакомому чудесному острову.
На уроке я узнал … я научился … мне понравилось… Моё настроение … Оцените свою работу
Урок-путешествие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).
Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...
Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...