Русский язык 3 класс "Близкие и противоположные по смыслу глаголы"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
1.Учить детей употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; наблюдать за лексическим значением глаголов;
2.Обогащать словарный запас обучающихся (подбор пословиц, поговорок, народных примет);
3.Воспитывать любовь к русской природе и родному языку;
4.Дети учатся работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._ur._rus._yaz._3_kl..doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Близкие и противоположные по смыслу глаголы.
Цель: 1. Развивать умение употреблять в речи глаголы- синонимы и глаголы- антонимы;
2. Расширить кругозор учащихся в области языкознания, наблюдать за лексическим значением глаголов;
3. Повторить написание разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака;
4. Накопить и обогатить словарный запас ( подбор синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, народных примет);
5. Развивать мышление детей, речь;
6. Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к русской природе и родному языку, бережное отношение к ним.
Оборудование: картина с изображением поезда; весенней природы; «ходить», «бежать», «бродить», «маршировать»; салют; иллюстрации картин И.Левитана и А.Куинджи с изображением вечера; названия станций; высказывания о русском языке; плакат с пословицами и народными приметами о весне; с текстом стихотворения для чистописания; таблицы: «разделительный Ь», «разделительный Ъ», «кроссворд «Антоним»; карточки для игры «Лото-синонимы»; запись с голосами птиц; песня «Голубой вагон».
Для уч-ся: сигнальные фонарики; карточки для игры «Лото-синонимы»; головные уборы «Контролер».
Ход урока.
- Орг. момент.
-Урок русского языка.
- Объявление темы и целей урока.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на необычном поезде (показываю изображение поезда) в страну Русского языка, заглянем в Область Лексики, стараясь кратчайшим путем попасть в города Синонимов и Антонимов.
- Не зря великие поэты и писатели так говорили о русском языке:
(на плакате высказывания о русском языке)
- Л.Н. Толстой говорил: « Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой»
- или высказывание И.С.Тургенева:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
- Итак, наш поезд отправился и первая остановка : «Станция Домашнего задания»
III. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте стихотворение ( стр. 197, упр. 527)
- Назовите отгадку (салют)
- Почему так решили? ( в небе разноцветные огни, звучат выстрелы, кругом светло от ярких вспышек) ( показываю картинку с изображением салюта)
- Когда бывают салюты? ( на праздниках, на День Победы, на 1 мая, на Новый год)
- Кто видел салют и где?
- Назовите глаголы и поставьте к ним вопросы: что сделал? Грянул
Что сделало? Засверкало
Что делают? Рвутся
Что делают? Льют
- Что такое глагол? ( это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?
- Какая орфограмма встретилась в слове льют? (разделительный Ь пиши после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я) (таблица: Разделительный Ь)
- Послушайте веселую запоминалку про Ь
- Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
- Вместо шесть- получим шест,
Вместо есть- получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки.
- Банька в банку превратится!
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
- Наш поезд отправляется дальше.
-Следующая Станция Чистописания.
- Минутка чистописания.
( на выставке иллюстрации картин И.Левитана и А.Куинджи с изображением вечера)
- Посмотрите на иллюстрации картин и фотографий художников Исаака Левитана «Вечер на Волге. Плес» и Архипа Куинджи «Закат»
- Прочитайте стихотворение Я.Козловского
- Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил.
- Найдите слова, которые одинаково произносятся ( дали- дали, чернил- чернил)
- К каким частям речи они относятся и почему?
( В первом предложении слово дали – глагол,отвечает на вопрос что сделали?
Во втором предложении слово дали имя существительное, отвечает на вопрос что?
В первом предложении слово чернил – имя существительное, отвечает на вопрос дали чего? Чернил
Во 2 предложении слово чернил – глагол, вечер что делал? Чернил)
- Сегодня мы составим цепочку из букв, которые обозначают мягкие согласные звуки в словах, которые одинаково произносятся.
- Назовите эти звуки и буквы( В слове дали буква л обозначает мягкий звук [Л']
В слове чернил буквы ч,н обозначают мягкие звуки [ч'], [H']
- Значит, мы составили цепочку из букв л,ч,н, Ллчн Ннлч
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа
- Запишите строчку букв до конца.
- На второй строке запишем словарное слово: чернил. Выделите орфограмму.
- Какое время года наступило? (весна)
- Какой идет месяц? (апрель)
- Посмотрите на картину и вспомните, какие пословицы, поговорки, народные приметы о весне, апреле знаете?
(Картина с изображением весны)
(плакаты с пословицами, поговорками, народными приметами)
-Прочитайте и скажите, почему так говорят?
Весенний день год кормит.
Апрель теплый, май холодный- год хлебородный.
Мокрый апрель- хорошая пашня.
Не ломай печи, еще апрель на дворе.
Увидел грача – весну встречай.
Апрельские ручьи землю будят.
- И еще одна из главных примет весны- прилет птиц. Уже сейчас мы слышим их радостное пение.
- Запишите в тетрадь любую пословицу, народную примету, слушая голоса птиц ( звучат в грамзаписи голоса птиц)
- Внимание, наш поезд отправляется.
- Следующая Станция Словарная
- Словарная работа.
- Повторим веселую запоминалку про безударный гласный звук в корне
- Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение!
- А как вы поступите, если встретится слово с непроверяемой безударной гласной в корне? ( обратимся к Словарю)
1. – Откройте учебник на стр. 197, упр. 528
- Прочитайте задание.
-Запишите цепочку из 8 слов с безударными гласными в корне, используя словарь в конце учебника ( стр.252)
2. Самостоятельная работа
3. Взаимопроверка
- Внимание! В наш вагон вошли контролеры! (дети одевают головные уборы «Контролер»)
- Идет проверка билетов.
- Обменяйтесь тетрадями и исправляйте ошибки простым карандашом.
(уч-ся проверяют работы)
- Контролеры! Доложите о результатах проверки
- Внимание! Следующая Станция Зарядкино
Физкультминутка.
- В окошко мы увидели
И речку, и цветы (повороты головой)
Узнали много нового
И я, и мы, и ты ( наклоны вправо, влево)
Зарядкино, Зарядкино!
Довольно, детвора, (приседания)
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора! ( ходьба на месте)
- Тихо сели, обратите внимание на правильную посадку-
- Наш поезд приближается к следующей Станции город Синонимы ( название станции)
VI. Подбор глаголов-синонимов.
- Внимание, говорит местное радио!
- Поесть и подкрепиться,
Спешить и торопиться,
Пернатые и птицы,
Колы и единицы,
Потерянный-пропавший,
Сверкающий-блестящий,
К любому слову мы найдем
Синоним подходящий.
- В нашей речи много слов почти одинакового значения, а оттенки – разные.
Термин «синоним» можно объяснить так: эти слова, как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести.
Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Они используются для того, чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, экспрессивность.
- стр. 197 упр.529.
а) – прочитайте задание, слова для справок. ( к каждому глаголу подбери глагол, близкий по смыслу – синоним. Составьте и запишите предложение с одним из глаголов.)
б) Самостоятельная работа.
в) Проверка по «цепочке».
Бороться – сражаться
Говорить – беседовать
Заботиться – беспокоиться
Рисовать – изображать
Орошать – поливать
- Какое предложение составили ?
2. Составление предложений с глаголами – синонимами ( стр. 198 упр. 531)
- Прочитайте слова ( на карточках слова и картинки)
Ходить
Бежать
Маршировать
Бродить
- Что общего по смыслу между этими глаголами?
- Чем они различаются?
- Составьте и запишите предложения с каждым глаголом.
(Уч-ся по одному выходят к доске и записывают предложение)
(Мы ходили в зоопарк. Заяц убегал от волка. Солдаты красиво маршировали на параде. Я люблю бродить по весеннему лесу.)
- Что такое синонимы? ( слова, близкие по смыслу)
(ученик читает стихотворение)
- Ты мой друг, и я твой друг,
Вместе нам не страшно!
Одного забудут вдруг-
Встал другой отважно.
- Игра «Лото – синонимы»
( у уч-ся карточки со словами)
- Я читаю слово, а вы подбираете синоним. Кто быстрее закроет все клетки, ТОО выиграл
- (на маленьких карточках) ( на больших карточках)
Воодушевлять вдохновлять
Размышлять думать
Веять дуть
Занемочь заболеть
Засмотреться заглядеться
Израсходовать истратить
Вертеться кружиться
Зябнуть мерзнуть
Отыскать найти
Опередить перегнать
Повиноваться подчиняться
Отправлять посылать
Прикидываться притворяться
Озорничать проказничать
VII. Наш поезд приближается к следующей станции Антонимы
- – Что означает выражение «живут как кошка с собакой»?
- Да, плохо живут.
- Большая часть антонимов выражает противоположность качественных понятий. К одному слову нередко можно подобрать несколько антонимов. Но, как правило, все слова являются одного поля ягодой, ой, простите, одной частью речи. Это еще одно доказательство богатства и выразительности русского языка.
2. Подбор глаголов – антонимов
-стр. 199 упр. 535
- К данным глаголам подберите однокоренные глаголы, противоположные по смыслу, запишите .
входить в комнату – выходить
подъезжать к дому – отъезжать
- Какая орфограмма встретилась?
(таблица «Разделительный Ъ»)
Разделительный Ъ пиши после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: е, ё, ю, я)
- приплывать к берегу – отплывать
Вылетать из гнезда – залетать
- Составьте предложение с одним из словосочетаний ( Машина подъезжала к дому. Ласточка вылетала из гнезда.)
- Кроссворд «Антоним»
В | Л | А | Ж | Н | Ы | Й |
К | О | Н | Ч | А | Т | Ь |
П | О | Т | Е | Р | Я | Л |
П | Л | О | Т | Н | Ы | Й |
Л | Е | Н | И | В | Ы | Й |
Д | Л | И | Н | Н | Ы | Й |
Т | Е | М | Н | О | Т | А |
1.сухой
2. начинать
3.нашел
4.рыхлый
5. трудолюбивый
6. короткий
7. свет
- Заполним горизонтальные строчки антонимами к данным словам. По вертикали прочтем название грамматического термина.
- Что такое антонимы? (слова, противоположные по смыслу)
(ученик читает стихотворение)
-Спорим летом и зимой,
Спорим днем и ночью,
Ты – со мной, а я – с тобой:
Разные мы очень.
VIII. Итог урока.( звучит мелодия «Голубой вагон»)
- Наше путешествие заканчивается.
- Поезд приближается к конечной станции.
- Чему учились на уроке? ( подбирать синонимы, антонимы, разгадывать кроссворд)
- Как называются слова, близкие по смыслу?
- Как называются слова, противоположные по смыслу?
IX. Выставление оценок
X. Домашнее задание.
- стр. 199 упр. 536, правило
XI. Прощальная игра.( стих. Д.Чиарди)
- А вот прощальная игра.
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай …(конец).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"
На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...
Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»
Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...