Три склонения имени существительного.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Технология проблемно-диалогического обучения (автор Е.Л.Мельникова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_skloneniya_imeni_sushchestvitelnogo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Три склонения имени существительного

Цели: знакомство с тремя склонениями имени существительного

Задачи:

Обучающие:

  1.  дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  2. познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

Развивающие:

  1. развивать речь, внимание, ответственность и самостоятельность, зрительную память учащихся;
  2. прививать умение работать в группе,

Воспитывающие: 

  1. формирование коммуникативных компетенций;
  2. воспитание любви к природе.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Оборудование: сигнальные  карточки для определения падежей, презентация  Power Point, компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска

№ слайда

Организационный момент

Я сегодня молодец.

На уроке удалец.

Спинку ровненько держу.

Всё я знаю, всё скажу.

Всё красиво напишу.

Итак, у нас урок русского языка.

Откройте ваши тетради, запишите дату, «Классная работа»

Словарная работа

А сейчас мы проведём словарную разминку. Какие гласные пропущены?

Показывают пропущенную гласную

(Слайд 3-11)

Творческое задание в группах

Придумать рассказ, сказку или фантастический рассказ, используя словарные слова

Проверка .

- Что объединяет эти слова?

Работа в группах

Это имена существительные

Актуализация знаний

- Что мы знаем об имени существительном?

- Сколько падежей в русском языке?

Игра «Узнай падеж»

Перед вами вопросы, или вспомогательное слово, или предложение, вы должны определить падеж

А) кому?

Б) на ,за, под, через, про, в

В) нет

Г) «щедрый» падеж

Д) без предлога не употребляется

Е) подлежащее

Ж) «падеж-работяга?

З) кого?

И) два предлога

К) что?

Работа с сигнальными карточками

Д.п.

В.п.

Р.п.

Д.п.

П.п.

И.п.

Т.п.

В.п. или Р.п.

Д.п.

И.п.или В.п.

Слайд 12

Побуждение к проблеме

В каком падеже два существительных по улице и по площади?  

В дат.п.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы

- Почему в данных словах разные окончания

хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

-Какие у вас есть гипотезы?

Может это зависит от рода? Но оба существительных ж.р.

Дети затрудняются ответить

Постановка учебной проблемы

Значит, на какой вопрос мы должны ответить? (побуждение к формулированию проблемы)

От чего зависит правописание окончаний имён существительных? (учебная проблема как вопрос)

Учитель фиксирует вопрос на доске

Поиск решения

Задание на формулирова-ние темы урока

Прочитайте слова, найдите в них общее

В форме какого падежа даны имена существительные?

Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на указания.

Все слова – существительные в единственном числе

И.п.

Слайд 13

Проверка

Данные слова мы сгруппировали по роду и окончанию. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.  Существительные бывают первого, второго, третьего склонения.

Слайд 14

Формулирова-ние темы урока

Сформулируйте тему урока

Три склонения имени существительного

Фиксирует тему на доске «Три склонения имен существительного»

Вывод

Какие существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му и 3-му склонению?

Сверьте ваш вывод с учебником стр.35

Слайд 15

Физминутка для глаз

Слайд 16

Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

Узнать род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.

Этап воспроизведе-ния  знаний      Самостояте-льная работа      Игра «Собери три букета»

Расставьте  цветы  в три вазы.

В 1 вазу – сущ.1 скл., во 2 вазу – сущ.2 скл., в 3 вазу – сущ.3 скл..

Ромашка, василёк, колокольчик, сирень, незабудка, гвоздика, одуванчик, герань, черёмуха, клевер, лютик.

Слайд 17

Проверка

Какие цветы поставили в 1 вазу? Во 2-ую? В 3-ю?

Физминутка

Игра «Доскажи словечко»

     

Приложение1                                                                                                                                                                                    

Этап контроля и самопроверкиЗадания на закрепление изученного

1. К данным существительным подбери антонимы, но другого склонения: (Свет – тьма, ночь – день, шум – тишина, земля – небо.

Игра «Третий лишний»  Почему?

1.Метель, февраль, оттепель.

 2.День, тень, пень.

 3.Дробь, степь, тополь.

 4.Лож(?), вещ(?), нож(?).

Февраль – 2 скл.

Тень – 3 скл.

Тополь – 2 скл.

Нож – м.р.

Слайд 18-19

Слайд 20

Тест

Прочитайте текст. (Прил.2)

-Почему птицам тяжело приходится зимой?

- А как мы можем помочь птицам  пережить зиму?

  Объясните постановку запятых в первом предложении.  Выписать из текста существительные в начальной форме. Выделить окончание, указать склонение

Слайд 22

Слад 23

Возврат к вопросу и теме урока

От чего зависит правописание окончаний имён существительных?

От склонения имени существительного

Какого склонения бывают имена существительные?

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

А теперь вернёмся к предложению, над которым мы работали в начале урока.

Так почему мы написали разные окончания в словах, которые употреблены в одном и том же падеже и с одинаковыми предлогами?

Улица – 1 скл.

Площадь – 3 скл.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы

Релаксация.  

Определи своё  настроение

Слайд 24-25

               

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Физминутка

Игра «Доскажи словечко»

Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два хлопка. Если существительное 3-го  склонения – три притопа.

  1. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый …(барабан)

2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …(белка)

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков …(горох)

4) Шубка – иголки,

Свёрнется он – колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это…(ёж)

5)По ночам  во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я?...(кровать)

6) Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно,…(карандаш)

7) И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?... (палатка)

8) Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник …(пингвин)

9) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это …(рысь)

10) Трещала с самого утра:

Пор-р-р-а! Пор-р-р-р-а!

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… ( сорока)

11) Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?...(цапля)

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

       Пришёл суровый февраль с сильными  вьюгами, метелями, морозами. В эту зимнюю пору птицам приходится особенно трудно достать пищу под глубоким снегом. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду класс  идёт подкармливать своих пернатых друзей.

                                                 (В. Чаплина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...