урок: "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок относится к типу урока изучения нового материала и является первым уроком в изучении темы «Сложные слова». При планировании урока учитывался уровень подготовленности класса: учащиеся могут работать в группах, парах, индивидуально; высказывать свое мнение при фронтальном опросе, работать над разрешением проблемной ситуации, выполнять дифференцированные задания. Поэтому при проектировании урока я использовала данные формы работы учащихся, т.к. считаю, что учебное сотрудничество должно быть не только между учителем и учеником, но и между самими учащимися. Работая в парах, группах дети общаются, учатся друг у друга, ищут пути решения проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok.ppt1.58 МБ
Microsoft Office document icon tema.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Подготовлен и проведен учителем начальных классов Трофимовой Т.Г. в 3«А» классе

Слайд 2

Тема урока «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Слайд 3

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?

Слайд 4

12февраля . Классная работа. Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

Слайд 5

К СНЕ К Г -Какая орфограмма в данном слове?

Слайд 6

К СНЕ К Г нет снег а Снег урочка без снег а снег овик под снег ом снеж ок на снег у снеж инка о снег е снег ирь снег овой снег опад

Слайд 7

ПАД О __ СНЕГ Выпадение снега в большом количестве. СНЕГОПАД лексическое значение

Слайд 8

СЛОЖНЫЕ СЛОВА алгоритм Придумайте сложные слова с первым корнем -СНЕГ-

Слайд 9

Снег о очиститель Снег о ступы Снег о погрузчик Снег о ходы Снег о генератор снег о пах Снег о таяние Снег о задержание Снег о защита

Слайд 10

В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? … САМОЛЁТ

Слайд 11

САМОЛЁТ о сам летит лёт + +

Слайд 15

ПЫЛ СОС Е -Как простые слова стали сложными? стих Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово

Слайд 16

птицелов луноход водопад

Слайд 17

Запомни: После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пусть будет Е . А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто! пыл е сос мыш е ловка птиц е лов

Слайд 18

ПУТАНИЦА Слова перепутались. Помогите им! ПЫЛЕХОД ВЕРТОСОС ЛЕДОКАТ САМОВОД МОРЕЛЁТ ПАРОЛЁТ ВОДОХОД САМОВОЗ

Слайд 19

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Пыл е сос, верт о лёт, лед о ход, сам о кат, сам о лёт, мор е ход, пар о воз, пар о ход, вод о воз. программирование

Слайд 20

Проверь: 1. + + + + + + + + + + 2. + + + + + Экспресс-опрос

Слайд 21

Проверь себя: 1 2 3 4 5 - + - + -

Слайд 22

А теперь, друг мой, – учи, дерзай, и все запоминай!

Слайд 23

САМОКАТ У меня два колеса, Руль посередине. Лишь ногою оттолкнусь, По дорожке покачусь.

Слайд 24

ПЫЛЕСОС Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ.

Слайд 25

ПАРОВОЗ Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс И называюсь …

Слайд 26

МУХОМОР Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный.

Слайд 27

САМОВАР У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И, как зеркало, блестит.

Слайд 28

Конструкторское бюро сено кол сок молоть рыба ход земля мешать лёд косилка мясо выжимать везде лов бетон трясти масло вод мышь рубить сад завод кофе ловить



Предварительный просмотр:

Тема: сложные слова.

Предмет: русский язык.

Система: развивающая система обучения Л. В. Занкова.

Класс: 3(1- 4)

Цели: выявить способ образования сложных слов.

Оборудование:

Учебник, тетради, карточки со словами, цветные карандаши, компьютер.

Ход урока.

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.(слайд №3)

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

-Возьмите цветные карандаши и нарисуйте своё настроение на начало урока.

-Создадим ритм урока. (Счет через 2,3.) (методичка, ритмическая зарядка)

-Открыли тетради, записали дату. (слайд №3)

2. Повторение пройденного.

Создание ситуации успеха.

Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения интересного жанра

устного народного творчества.  (слайд №4 )


Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

У.: Вы узнали, что это за жанр? Почему вы так решили?
У.: Это загадка
Дети: Доказывают.
- А отгадка   –  
снег

Учитель: На улице хоть и зима, а снега  совсем мало. Мы немножко поговорим о снеге.

-Какая орфограмма данном слове?

-Каким правилом мы пользуемся?

-Как проверить?                                                                          сне(к)       (слайд №5 )

Дети: Чтобы проверить звонкую или глухую согласную, нужно изменить слово:

Нет снега                                                            

Без снега

Под снегом

На снегу

О снеге

Дети: Чтобы проверить звонкую или глухую согласную, нужно подобрать однокоренные слова:

Снегурочка                                                                      

снеговик                                                                                                                                                        

снежок

снежинка

снегирь

снеговой

заснежило

Учитель: Что общего у этих слов? (Однокоренные)

Почему? (Близкие по значению, одинаковый корень)

Учитель: Почему слова (снежный, подснежник)  вы записали в 3 столбик?

Нет снега                      Снегурочка                             снежный                                        

Без снега                       снеговик                          подснежник                                                                                  

Под снегом                       снежок

На снегу                        снежинка

О снеге                       снегирь

                                      снеговой

                                      заснежило

Дети: Некоторые согласные помогают нам их услышать.(слайд №6 0029

3. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации. (слайд №7)

На доске появляется новое слово снегопад.

- Куда отнести это слово? Давайте разбираться.

- Что значит снегопад? (“Идёт снег”). Подберите синоним к слову идет (“падает”)

- Чтобы понять лексическое значение, нам понадобилось 2 слова снег, падать. Выделите в них корни.

- А теперь найдите корни в слове снегопад. 

Какое получилось удивительное слово! В нем две основы, и в данном слове основы совпадают с корнями.

- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная. Такие слова называют сложными. (Открывается название темы на доске).(слайд №8 )

- Давайте ещё раз проговорим:

Слово снегопад – сложное. Оно состоит из 2-х основ. Основы равны корню. Соединительная гласная О.

 Вывешиваю на доску алгоритм ответа учеников:

1.Слово -…

2.Оно состоит из…

3.Соединительная гласная…

Учитель: Прудумайте сложные слова с первым корнем  -СНЕГ-

Дети: снегоступы, снегоход,  снегозадержание,  т.д.

Словарная работа. (см. приложение)

Разбор слов и лексическое значение, картинки.

Отгадайте загадку:

В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  … самолет

4. Физкультминутка.  (слайд №10-16 )

5. Продолжение работы по теме.

- С какими словами мы познакомились?      Сложные слова.

-Почему слова сложные?

 Постановка проблемы.   (слайд №17)

- А у меня интересный вопрос!

Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?

(Я возьму корень пыл и корень – сос - .

Получилось ли у меня новое слово? (Нет)

- Что нам надо решить?

(Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)

- Как можно решить эту проблему?

(Надо провести наблюдение – исследование)

6.Продолжение работы.

Учитель: Как простые  слова стали сложными?

Выразительное чтение стихотворения:

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е – сбежали из алфавита,

Стали словам нашёптывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапку снимают пред нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим  быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

(Одновременно показываю слайд №18 с рисунками.)

Птица полетела  к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О да Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твёрдых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

Чтение стихотворения (слайд №19)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

Учитель: Какой можно сделать вывод? (ответы детей).  (слайд №20)

А сейчас вы все поработаете конструкторами. Сконструируйте слова из двух корней. Составленные слова разберите по составу. Работа в четверках.

Сено        кол                            сок           молоть

Рыба        ход                           земля       мешать

Лёд          косилка                    мясо         выжимать

Везде       лов                           бетон        трясти

Масло      вод                           мышь        рубить

Сад           завод                        кофе         ловить

Учитель: Проверим, что у вас получилось. (слайд №20)

7.Закрепление пройденного

Программирование.

В первый столбик записать сложные слова, во второй простые.

1. тихоня

1. птичница

1. мореход

2.самовар

2. птицелов

2. камнепад

3. чемоданчик

3. пешеход

3. походный

4. звездочёт

4. мышеловка

4. вездеход

5. самолёт

5. командир

5.пылесос

Проверка:    (слайд №21)

1.     +    +   +     +   +   +      +  +    +  +        

2.  +     +        +                +         +

7. Подведение итогов.

Учитель: А итогом нашего урока будет решение теста.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”, не согласны “-”

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

4. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

5. Ударение в сложных словах падает на первую половинку слов.

Проверка. (слайд №22)

1   2    3   4    5  

   -   +   -    +   -  

8.Итог урока. Домашнее задание.  Составить кроссворд со сложными словами.

Словарная работа.

Снегозадержание- накопление снега на полях для увеличения запаса влаги в почве и утепления зимующих растений.

Снегопогрузчик  - Машина для погрузки в автомобильный кузов снега, собранного в кучи.

Снегозащита  - Защита железнодорожных путей, автомобильных дорог от снежных заносов.

Снегогенератор- оборудования для производства искусственного снега.

Снегопах   - Орудие для снегозадержания, для образования снежных валов.

Снегоступы – Обувь для хождения по глубокому снегу

.

Снеготаяние -таяние снега.

Снегоочиститель  - Машина для расчистки улиц, путей от снега, от снежных заносов.

Снегоход -



Предварительный просмотр:

Карточка

Составьте и запишите сложные слова.

Сталь варит.

Пчёл разводит.

Вода падает.

Пыль сосёт.

Хранит овощи.

Носит оружие.

Мух ловит.

Овец разводит.

Звёзды падают.

Землю копает.

Волны режет.

Хранит воду.

    Варит кашу.

Выдели корни и подчеркни соединительную гласную.

Карточка

Составьте и запишите сложные слова.

Сталь варит.

Пчёл разводит.

Вода падает.

Пыль сосёт.

Хранит овощи.

Носит оружие.

Мух ловит.

Овец разводит.

Звёзды падают.

Землю копает.

Волны режет.

Хранит воду.

    Варит кашу.

Выдели корни и подчеркни соединительную гласную.

КРОССВОРД

1.

с

д

2.

а

о

3.

м

х

4.

о

5.

р

л

6.

а

е

7.

п

т

1. Специалист по садоводству.

2.  Паровой двигатель на колесах.

3.  Канал для выхода дыма из печи.

4.  Русская народная игра с пением и плясками.

5. Лес, поваленной бурей.

6. Стихийный ход дела.

      7.Скорострельное автоматическое орудие.


КРОССВОРД

1.

с

д

2.

а

о

3.

м

х

4.

о

5.

р

л

6.

а

е

7.

п

т

1. Специалист по садоводству.

2.  Паровой двигатель на колесах.

3.  Канал для выхода дыма из печи.

4.  Русская народная игра с пением и плясками.

5. Лес, поваленной бурей.

6. Стихийный ход дела.

      7.Скорострельное автоматическое орудие.

Конструкторское  бюро

сено

кол

сок

молоть

рыба  

ход

земля

мешать

лёд

косилка

мясо

выжимать

везде

лов

бетон

трясти

масло

вод

мышь

рубить

сад  

завод

кофе

ловить


Конструкторское  бюро

сено

кол

сок

молоть

рыба  

ход

земля

мешать

лёд

косилка

мясо

выжимать

везде

лов

бетон

трясти

масло

вод

мышь

рубить

сад  

завод

кофе

ловить

Алгоритм

1.Слово -  …

2.Оно состоит из  …

3.Соединительная гласная   …

ПЫЛЕХОД

ВЕРТОСОС

ЛЕДОКАТ

САМОВОД

МОРЕЛЁТ

ПАРОЛЁТ

ВОДОХОД

САМОВОЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сложные слова"

Интегрированный урок по русскому и английскому языку, проведен в технологии деятельностного метода и разработан для интерактивной доски....

Интегрированный урок. Сложные слова, их использование в речи для характеристики предметов. Состав и действия объектов.

Интегрированный урок русского языка и информатики. Научиться анализировать значение сложных слов....

Конспект урока "Сложные слова"

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа 2100", 3 класс. 1 урок по теме "Сложные слова"....

Презентация к уроку "Сложные слова"

Презентация "Сложные слова" 3 класс...

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...