Интегрированный урок. Сложные слова, их использование в речи для характеристики предметов. Состав и действия объектов.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка и информатики. Научиться анализировать значение сложных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int_dokument_microsoft_word_4.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: сложные слова, их использование в речи
ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТОВ. СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА
Учащиеся должны знать: характерные признаки сложных слов; толкование сложных слов, используемых в речи; способ выполнения неполного семантического анализа путем выявления состава и действия объекта.
Учащиеся должны уметь: определять состав и дей ствия материальных объектов, переносить эти навыки в область работы с языковыми единицами; выполнять частичный семан тический анализ сложных слов с использованием изученного приема.
Оборудование: демонстративные таблицы «Состав и действия» из учебника «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячева (для одушевленных и неодушевленных предме тов); набор съемных карточек к этим таблицам; таблички с па-званиями структурных единиц языка и основных направлений изучения слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Пятиминутка чистописания.
• сже
Дети записывают буквы и отдельные элементы. Обраща ют внимание па зрительные образы: снежинки, кружева, узоры па окнах, ажурные решетки; на написание элементов, помо гающие их достигнуть. Особенности написания: плавность, переход одних в другие.
* Снежинки, снежок, снежки, снежок, снеговик, снегоочи ститель, снегозадержание
Слова сначала закрыты. Учитель читает рассказ «Снег идет» с пропущенными словами.
Задание: прослушать рассказ, дополнить словами с кор нем -снег-.
Учитель. Тихо падают снежинки. Мягкий снежок по крывает крыши, деревья, землю. Во дворе ребята играют в снежки. Рядом бегает пес Снежок. Малыши лепят снеговика. По улице проехал снегоочиститель. А за городом на полях проводят снегозадержание..
Дети договаривают слова. Учитель их открывает. Дети записывают. Учитель спрашивает. Учитель. С какими структурными единицами языка мы работали на пятиминутке чистописания? (Дети перечисляют: язык, слово, предложение, текст.)
На доске учитель открывает таблички (модель языка):
ЗВУК- СЛОВО- ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ТЕКСТ
III. Актуализация знании.
• Воспроизведение знаний о сложных словах.
Учитель. Какая часть модели языка выделена? С какой единицей языка будем работать? (Дети отвечают, что выделе но слово, значит, будем работать со словами.)
Учитель обращает внимание на записанные детьми слова.
- Какие два слова выделяются по своему составу? Что у них общего? (Снегоочиститель, снегозадержани. Наличие двух корней. Это сложные слова.)
- Что будет являться объектом наших исследований? (Слож ные слова.)
Учитель уточняет, что объектом исследования будут сложные слова как единицы речи.
* Воспроизведение знаний об аспектах изучения слова.
Учитель. Какие аспекты работы со словами мы уже знаем?
Дети перечисляют. В результате появляется схема.
ЗВУК - СЛОВО - ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТЕКСТ
ВОПРОСЫ - СОСТАВ - ЗНАЧЕНИЕ - ОРФОГРАММЫ
- Какой аспект выделен? (Значение слова.)
IV. Формулирование темы и целей урока.
Тема: Изучение значений сложных слов.
Цель: научиться анализировать значение сложных слов.
V. Создание проблемной ситуации.
На доске запись:
Трудолюбивый, сердобольный, добродушный, милосердный.
Учитель. Назовите слова, значение которых вам трудно истолковать. (Дети называют, делают предположения.)
Учитель подводит детей к необходимости владения «инст рументом» (способом) анализа, то есть ставит промежуточную цель. Предлагает вспомнить изученные способы: кодирова ние, составление алгоритма, выделение множеств.
VI. «Открытие» детьми нового.
Для разработки «инструмента» понадобятся знания из об ласти информатики.
• Описание объекта путем составления таблицы «Со став - Действие».
Учитель делает небольшое вступление о необходимости знания не только ответа на вопрос «Как это делается?», но и на вопросы: «Из чего состоит?», «Что умеет?».
Работа с учебником информатики. (Горячев, А. В. Инфор матика в играх и задачах, 3 класс.)
Дети могут сделать предположения о том, какие вопросы задают в первую очередь о незнакомом объекте.
Образец таблицы:
Состав (из чего состоит?) | Действия (что с ним можно желать?) |
Состав (что у него есть?) | Действия (что умеет делать?) |
•Упражнения в описании объектов.
Задание: выполнить описание объекта с использованием опорных таблиц. Учитель вставляет в таблицы съемные карточ ки с названиями предметов: чайник, школьник.
Дети выполняют коллективно на доске и в учебниках ин форматики.
ЧАЙНИК | |||
Состав (из чего состоит?) | Действия (что с ним можно | делать?) | |
Носик Ручка Крышка Дно | Наливать воду Кипятить Мыть Ставить па плиту |
Учитель подводит детей к промежуточному итогу о выра ботке способа («инструмента»).
Физкультминутка
•Перенос изученного в область работы со словом.
Обратить внимание на то, что переносится только способ анализа.
Учитель. Работать будем не с предметом, а со словом. Дети коллективно заполняют таблицу:
Слово «самолёт» | |
-сам--лёт- | Самолёт круто взмыл в воздух. |
Слово «водолаз» | |
-вод- -лаз- | Водолазы проводили сложные работы на большой глубине. |
Слово «сердобольный» | |
-серд--бол- | Сердобольная женщина каждое утро кормила прилетавших к ее дому птиц. |
Слово «милосердный» | |
-мил--серд- | Придя на помощь своему про тивнику, Вы проявили себя как милосердный человек. |
После такого анализа слов с использованием разработанно го инструмента (таблицы «Состав — Действие»), дети объяс няют значение слов:
- Сердобольный - сострадательный, жалостливый.
- Милосердный — готовый помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь.
VII. Первичное закрепление.
•Упражнения в разъяснении значений слов и употреблении их в речи.
Работа с учебником русского языка.
Задание: выделить в сложных словах корни, соединитель ные гласные, объяснить значение этих слов.
Выполняют: лежебока, сладкоежка, малоежка, водохлеб, пустомеля, пустозвон, пустослов.
Лежебока - лентяй, бездельник (разг.). (Работы будет мно го, не для лежебок.)
Пустослов - тот, кто болтает вздор, пустяки. (Пустословы не пользуются уважением, слов много, дела — мало.)
VIII. Пропедевтика изучения других структурных еди ниц языка.
Анализ с помощью таблицы «Состав - Действие» понятий:
текст
слово предложение
Дети выполняют устно.
Слово как единица речи | |
Приставка Корень Суффик Окончание | Слова обозначают предметы, признаки, действия |
Предложение как единица речи | |
Слова | Выражает законченную мысль |
Текст как единица речи | |
Предложения | Раскрывает тему, содержит главную мысль |
IX. Занимательные задания.
Выполнить по учебнику информатики,
Задание: придумать фантастическое животное; назвать состав и придумать название - сложное слово.
Дети придумывают: например, птицеслонокрокодил. Со став:
-птиц--слоп--крокодил-,
X. Итог урока.
Учитель. Над чем работали? (Над сложными словами и их значениями.)
Какую цель ставили? (Научиться анализировать значение сложных слов.)
Какой инструмент разработали и какой учебный предмет в этом помог? (Таблицу «Состав - Действия». Информатика.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Сложные слова, их использование в речи.
Образование сложных слов, характерные признаки сложных слов; толкование сложных слов, используемых в речи; способ выполнения неполного семантического анализа путем выявления состава и действия объекта...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
презентация к уроку русского языка "Школа 2100" 3 класс "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные ,их использование в речи для характеристики людей"
Данная презентация может быть использована на уроках развития речи....
Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...
Презентация.Сложные слова,их использование в речи.
Презентация к уроку русского языка по теме "Сложные слова". 3 класс....