Дидактический материал по развитию речи.
тест по русскому языку (4 класс) по теме

Дидактический материал по развитию речи для обучающихся 4 класса. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_4_klass.rar84.43 КБ

Предварительный просмотр:

7. Выборочное выписывание из текста по заданию

 

Ель

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.

Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как укра шают такие елочки любимый детский праздник!

Ель — очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной ме бели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)

Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорит ся, какую пользу приносит ель.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким бывает снег

Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки — утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, лип ким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите в тексте слова, которые автор использу ет для описания снега. Выпишите их.

На поляне

Пригревает весеннее солнышко. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней.

Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он отряхнулся и побежал по полянке искать еду. Ожил под теп лым солнышком и огромный лесной дом-муравейник. С ран него утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Они стали класть в ямку около пня сухую траву и мох. (81)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписать из текста отрывок, где описывается, кого разбудило весеннее солнышко.

№ 4

Лесной праздник

В лесу было весело. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. Легкий туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом яркое солнышко, прогнало туман. Осветило деревья, кусты и по ляны. На каждой веточке показались точно маленькие зеле ные пальчики. Это распускались листья.

Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защелкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гудением носи лись между ветвями. Звонко и радостно куковала кукушка. Каждый веселился на свой лад. (84)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписать из текста отрывок, где описывается, как веселились лесные жители.

Черным по белому

Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг преоб ражается: лес полосатый, как бока у зебры; борозды паш ни, как клавиши у рояля.

На белых речках — черные полыньи, на черных дорогах белые лужи. На бело-чёрных березах бело-черные сороки сидят.

«Приехал ноябрь на пегой кобыле», — говорят в народе. И действительно: чёрные озёра и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полем. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы. Черный стог с белым боком.

Однако небо ровное — серое и глухое. (85)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите начало и концовку рассказа.

Окраска животных

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бу рого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица.

Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.

На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.

Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву. Конек позеленеет. Зайдет солнце за горизонт. Вода в море потем неет. И конек потемнел. Зацепился за травинку. Волны ка чают его взад и вперед. (86)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста отрывок, в котором говорит ся, как защищает морского конька его окраска.

                             

Красное лето

На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водная кашка.

Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.

Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.

Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пау ки-челноки.

На берегу трава выше колена. Звенят на ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка и качаются пушис тые одуванчики.

На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке. (95)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста, какие цветы встретил автор на реке и каких животных он там увидел. Подчеркни те имена прилагательные, которые использует автор для описания этих птиц и животных.

Нюрка

Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень к ней привязалась.

Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Нюрка была очень умна.

Зимою Нюрку перевели в закрытое помещение. Служи тель Нефедов любил Нюрку и баловал ее.

Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитан нице. Нюрка лежала на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струй ки воды. Шутка сказать — навалилась такая туша!

Когда Вера Васильевна ушла, Нюрка долго смотрела ей вслед и ахала. У нее даже текли слезы. Целый день она ни чего не ела. (101)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста отрывок, в котором говорит ся о встрече Нюрки и Веры Васильевны после разлуки.

 

Пеночки

Пошёл дождь. В лесу всё будто замерло. Затихли пти цы, но что это? Уж не послышалось ли? Сквозь шум весен него дождя доносилась мелодичная, нежная песня. А закан чивалась она тихими переливами.

Это неугомонная пеночка — весничка! Она не боится дождя. Тихо поёт, будто играет на дудочке. Будит своей песней первые клейкие листочки клёнов, берёз тополей. А вот запела пеночка — теньковка. Это самая маленькая из пеночек. Старые лесники слушают её, улыбаются. Они прозвали её лесной капелькой.

Но кто это перебил теньковку? Кто озорует, трещит в лесу? И это тоже пеночка. Она самая большая из пеночек. Весь день она гомонит по лесу. (102)

Выпишите из текста, какие бывают пеночки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подземная школа

Шли бои за Севастополь. Через линию фронта пробрал ся к своим Валерик Волков. Отца Валерика застрелили фа шисты. Что делать с мальчиком? Комиссар отвез Валерика в Севастополь.

Над городом ревут самолеты, на улицах рвутся снаряды. Все школьные здания разбиты. Школу перевели в штольню. Здесь дети живут и учатся. Учительница Клавдия Василь евна днем и ночью с ними. Накормит вечером ребят, уло жит спать. А сама садится проверять тетрадки. Валерик учился отлично. Он помогал товарищам, заботил ся о малышах.

Однажды зашел он в соседнюю штольню. Там помещался госпиталь. Валерик стал после уроков помогать санитарам. То раненых напоит, то за бинтами сбегает.

Так привыкал мальчик к тяжелой жизни в городе-герое. (105)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Севастополь, штольня горизон тальная или наклонная горная выработка, имеющая не посредственный выход на земную поверхность.Выписать из текста предложения, которые расска зывают о жизни Валерика в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал представляет собой серию карточек с заданиями по темам:"Фразеология", "Виды речевых ошибок", "Пословицы", "Работа с текстом", "Синонимы. Антонимы", "Типы текста"....

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.

Данный материал представляет раздаточный материал по развитию речи в виде деформированных текстов.Задания следующего характера:1. Раздели текст на предложения.2. Из слов каждой строчки составь и запиш...

Дидактический материал по развитию речи. Карточки для 2-4 класса

В данном разделе предлагается материал для различного рода занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Задания помогут им увидеть предложение и текст, правильно их прочесть, лучше разобрать...

Дидактический материал по развитию речи.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.Систематичность выполнения работы &ndash...

Дидактический материал по развитию речи по теме "Зима"

Развитие речи по опорным картинкам по теме "Зима"...