Развитие речи младших школьников.
методическая разработка по русскому языку по теме
Памятки по обучению изложению, сочинению. Классификация ошибок. Работа над ошибками. Нормы оценок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Памятки для учеников: стр.
- «Как подготовиться к изложению». 3
- «Как работать над кратким изложением». 3
- «Как составить текст-повествование». 3
- «Как составить текст- описание». 4
- «Как составить текст-рассуждение». 4
- «Описание неодушевленного предмета». 4
-«Описание животного». 5
- «Описание растения». 6
- «Портретное описание человека или сказочного персонажа». 6
- «Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)». 7
- «Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей)». 8
2. Памятки для учителей:
- «Схема построения урока обучения изложению». 9
- «Схема построения урока обучения сочинению по картине». 9
- «Работа над ошибками», схема построения урока. 10
- Памятка для учителя и ученика «Исправление ошибок в тексте сочинения». 11
- «Виды ошибок». 12
- «Нормы оценок». 18
Как подготовиться к изложению.
- Прочитай внимательно текст.
- Определи его тему (о чём говорится в тексте).
- Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
- Составь план.
- Раздели текст на части.
- Выдели главное в каждой части.
- Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как работать над кратким изложением.
- Прочитай рассказ.
- Определи тему.
- Раздели рассказ на части.
- Выдели главное в каждой части.
- Сократи каждую часть.
- Напиши изложение кратко.
- Проверь работу.
Как составить текст-повествование.
- Определи, о чём будешь рассказывать (какова тема текста)?
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться в вводной части)?
- О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
- Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)?
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Как составить текст-описание.
- Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что хочешь показать в своем тексте?
- Выдели признаки предмета.
- Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Как составить текст-рассуждение.
- Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
- Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
- Вывод.
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Описание неодушевленного предмета.
- Какой предмет изображен на рисунке.
- Какого цвета этот предмет или его части.
- Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
- Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый …; свойства: красивый, полезный).
- Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
- Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы иметь).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть…).
Описание животного.
- Какое животное изображено на рисунке?
- Какого цвета это животное или его части?
- Что оно делает, его поза?
- Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
- Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный, хищный, домашний, дикий…).
- Какая у него морда?
- Какое у него настроение, какой характер.
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
- Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
- Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
Описание растения.
- Какое растение изображено на рисунке?
- Какого цвета это растение или его части.
- Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане?
- Какое время года художник изобразил на рисунке?
- Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный.
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
- Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
Портретное описание человека
или сказочного персонажа.
- Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке?
- Из какой он сказки?
- Что он делает, его поза?
- Его возраст?
- Какое у него лицо (морда)?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Где находится персонаж, что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
- Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы встретиться, поиграть, подружиться).
- Твое отношение к этой картине (нравится, приятно на нее посмотреть).
Описание сюжетного рисунка
(изображен один персонаж).
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- Как он делает, с каким настроением?
- О чем он думает, говорит, поет?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо (морда)?
- Его возраст?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета у него одежда?
- Где находится персонаж?
- Какое время года изображено на рисунке?
- Что нарисовано ближе всего к тебе?
- Что находится в центре картинки?
- Что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
- Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, помочь ему, поиграть, подружиться).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
- О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок.
Описание сюжетного рисунка
(изображено несколько персонажей).
- Кто изображен на рисунке?
- Что они делает?
- Что делает первый персонаж?
- Как он делает, с каким настроением?
- О чем он думает, говорит, поет?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо (морда)?
- Его возраст?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета у него одежда?
- Что делает второй персонаж?
- Как он делает, с каким настроением?
- О чем он думает, говорит, поет?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо (морда)?
- Его возраст?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета у него одежда
- Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, помочь ему, поиграть, подружиться).
- Где находятся эти персонажи?
21. Какое время года изображено на рисунке?
- Что нарисовано ближе всего к тебе?
- Что находится в центре картинки?
- Что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
- О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок.
Схема построения урока обучения изложению.
Цель:
Задачи:
а) образовательные:
б) развивающие:
в) воспитательные:
оборудование:
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
- Оргмомент.
- Вводная беседа.
- Обучение написанию изложения.
- Чтение текста (учитель или учащиеся).
- Анализ содержания.
- Работа над планом.
- Языковой анализ текста, либо его пересказ.
- Орфографическая подготовка.
- Запись изложения.
- Самопроверка или анализ изложения.
- Итог урока.
Схема построения урока обучения сочинению по картине.
Цель:
Задачи:
а) образовательные:
б) развивающие:
в) воспитательные:
оборудование:
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
- Оргмомент.
- Вводная беседа.
- Обучение написанию сочинения.
- Беседа по картине.
- Коллективное составление плана.
- Устное описание картины по плану (с использованием опорных слов).
- Запись сочинения детьми (формы индивидуальной помощи).
- Самопроверка и анализ сочинения детьми
- Итог урока.
Схема работы над ошибками,
допущенными в изложении (сочинении).
- Постановка учебной задачи.
- Сообщение общих результатов выполненной работы. Показ (чтение) лучших работ.
- Работа над ошибками:
- ошибки, связанные с неточной передачей содержания (фактические ошибки). Работа над их исправлением.
- ошибки, допущенные в построении текста, последовательности изложения содержания.
- ошибки в употреблении слов (повторы слов, неудачное употребление слова в тексте).
- ошибки в написании слов, оформлении предложений.
- Письменные упражнения.
- Итог работы.
Памятка для ученика
«Исправление ошибок в тексте сочинения».
- Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя.
- Выполните замечания по содержанию:
Z – красная строка (измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части, начните писать с красной строки);
Г – неверное определение границ предложений;
П – повторение слов (заменить повторы);
Н – неудачное слово или предложение (замените другим словом или составьте новое предложение);
1, 2, 3 – неудачный порядок слов (измените порядок слов);
Ф – фактическая ошибка (найдите слова, которые написаны с ошибкой; выполните работу над ошибками);
V – пропуск слов или предложения (впишите пропущенное слово или предложение).
Т – не поставлены точки в конце предложения (поставьте точки).
3. Напишите после исправления второй вариант сочинения.
.
Виды ошибок. | Примеры. | Способы исправления. | |
Лексические ошибки. | |||
1 | Неоправданные повторы слов. | У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, у нас мышей нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается. | Повторяющиеся слова заменить местоимениями, другими словами. |
2 | Употребление слов в неточном, не свойственном им значении. | В тот день была оттепель, было 6 градусов мороза. | Слово «оттепель» означает плюсовую температуру |
3 | Нарушение традиционной общепринятой сочетаемости слов. | Моё детство проходило в болотной местности. | Нужно в «болотистой»; «болотный» и «болотистый» – паронимы. |
4 | Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, могут быть определены как стилистические. | Мы с мамой ходили в Большой театр на балет «Лебединое озеро». Какая чудесная музыка, какие танцы! Всё как в сказке! Никогда не забуду этого мероприятия. | Последнее слово было бы уместно в деловом тексте, в канцелярском стиле, но не в воодушевленном, эмоциональном рассказе. |
5 | Употребление диалектных и просторечных слов и оборотов речи. | Обратно пошел дождь. Вперед всех к речке прибежал Вова. | Опять пошел. Быстрее всех, раньше всех. |
Морфологические ошибки. | |||
1 | Пропуск морфем. | Он часто выглядал в окно. | Выглядывал. |
2 | Образование формы мн.ч. имен существительных, которые употребляются в ед.ч. | Коля съел два супа. | Две тарелки супу, или супа. |
3 | Употребление косвенных падежных форм личных местоимений без «н» в начале слова. | Саша спросил у её. Пойдём вместе с им. | Надо: у неё. Надо: с ним. |
4 | Использование диалектных и просторечных форм. | Они хочут. Ихняя мама. Пришёл без пальта. | Они хотят. Их мама. Пришёл без пальто. |
Синтаксические ошибки. | |||
1 | Ошибка в глагольном управлении – предложном и беспредложном. | Все радовались красотой природы. | Радоваться – чему? а не чем? : радовались красоте, а лучше – любовались красотой. |
2 | Ошибки в согласовании прилагательных, причастий с именами существительными (сказуемого с подлежащим, глагола с именем существительным, с определяемым словом – существительным). | Пришла зима, началась долгие морозы. На вершине сосны бегала и прыгала две белочки. Мама с сыном приехала из города. | Пришла зима, началась метель. На вершине сосны бегала и прыгала белочка. Мама приехала из города с сыном. |
3 | Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл. | Котенок стал тонуть, он плавать не мог. Лучше: Котёнок не умел плавать, он стал тонуть. | Предупреждение ошибок: проговаривание, самоконтроль. Пишущий должен войти в роль слушателя. Восстановление деформированного текста. |
4 | Несоотнесенность местоимений. | Петя бросился на помощь Мише, а Клава кричала ему: «Осторожнее!» | Кому «ему»- неясно, предложение нуждается в перестройке. |
5 | Местоименное удвоение подлежащего. | Петя – он был самый сильный среди ребят. | Петя - был самый сильный среди ребят. |
6 | Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и времени. | Незнакомец входит в комнату и поздоровался. Тучи сгущались, чернели (несовершенный вид), и наконец полил (совершенный вид) дождь. | Видовременная соотнесенность требует тщательного смыслового анализа текста. |
7 | Неумение находить границу предложе ния: неоправданное деление сложного предложения на простые. | Дворник когда подметал двор. Он сломал ростки тополя. | |
8 | Очень длинное предложение, включающее несколько смысловых предложений. | Охотник однажды шёл по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. | |
Логические ошибки. | |||
1 | Повторы фактов, событий. | ||
2 | Пропуски чего-то существенногою. | Коля внимательно смотрел на поплавок. Сильным рывком удочки он вытащил серебристую рыбку из воды. | Здесь после первого предложения следовало сообщить: Вдруг тот дрогнул и косо ушёл под воду. «Клюёт», - понял мальчик. |
3 | Нарушение причинно-следственных связей. | Лето было сухое и жарокое. На полях созревал богатый урожай. | В данном случае можно сделать вставку между первым и вторым предложениями: Но земля была хорошо обработана, удобрена, дождь прошёл вовремя, и… |
4 | Нарушение временной последовательности, если это не вызвано смысловыми целями. | Охотник однажды шёл по лесу. Из чащи вышла медведица с медвежатами. Медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался. Охотник спрятался на дереве. В это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. | |
5 | Употребление несоотносимых вещей, понятий разных уровней в одном ряду. | Летом Ванька купался в речке, а днем ходил с дедом за грибами и ягодами. | Летом и днём – несоотносимые понятия. |
Композиционные ошибки. | |||
-неудачное построение вводной или заключительной части сочинения (или их неоправданное отсутствие); - длинные или, наоборот, слишком краткие части сочинение; - существенные отклонения от темы, отвлекающие внимание читателя; - слабая аргументация в рассуждении, недостаточность посылок, доказательств; - неоправданное отклонение от заранее составленного плана. |
Нормы оценок.
При оценивании учебных достижений учащихся необходимо ориентироваться на письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998г.
При проверке творческих работ во 2-3 классах выставляется одна общая оценка.
В 4 классе – две оценки: первая – за содержание и речевое оформление, вторая
- оценивает грамотность. Отрицательные оценки выставляются только в контрольной работе, обучающие изложения (сочинения) оцениваются положительно.
При оценке содержания и речевого оформления необходимо учитывать следующие наиболее типичные недочеты:
- несоответствие теме, искажения исходного текста (изложения);
- внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
- неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
Оценка «5» («отлично») – правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы сочинения, отсутствие недочетов в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, орфографических ошибок, не более 1-2 исправлений, одной речевой неточности.
Оценка «4» («хорошо») – правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема сочинения, но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также не более 2-х орфографических и одной пунктуационной ошибки, 1-2 исправлений.
Оценка «3» («удовлетворительно») – некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы сочинения; допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, бедности словаря, не более 5 недочетов в содержании и построении текста, 3-5 орфографических ошибок и 1-2 исправления.
Оценка «2» («плохо») – значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы сочинения: пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразный словарь, допущено более 6-ти речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста, более 6-ти орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится 4-балльная система цифровых оценок – «отметок». Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Вводится оценка за «общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе»). (Например: 5/4). Снижение оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".
Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...
Развитие речи младших школьников
Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....
"Развитие речи младших школьников"
Отчёт по теме самообразования....
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....
Комментарии
Развитие речи младших школьников.